Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете школы-интерната
|
УТВЕРЖДАЮ директор школы-интерната Л.Н.Чушева________________
|
1.2. Организация образовательного процесса…………………………………………….9
1.3. Учебно-методическая работа…………………………………………………………14
1.4. Воспитательная работа………………………………………………………………..17
1.5. Деятельность службы сопровождения……………………………………………….29
1.6. Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность…………………………38
1.7. Задачи школы на 2011 – 2012 учебный год………………………………………...39
II. Организация учебно-воспитательного процесса на 2011-2012 учебный год
2.1. Организация и распорядок работы ученического и педагогического коллективов..40
2.2. Работа педагогического совета………………………………………………………..55
2.3. Совещания при директоре……………………………………………………………56
2.4. Работа Попечительского совета…………………………………………………….....58
2.5. Внутришкольный контроль и инспектирование за соблюдением
законодательства в области образовния…………………………………………………...61
2.6. Внутришкольный контроль состояния воспитательной работы………………..…..68
2.7. Методическая работа………………………………………………………………..…75
2.8.Социальная, психолого-педагогическая, коррекционная и оздоровительная
работа с воспитанниками…………………………………………………….…………….90
2.9. Работа школьной библиотеки……………………………………………………….103
Школа-интернат представлена двухэтажным зданием учебного корпуса с классами – кабинетами в количестве 10, логопедическим кабинетом и кабинетом психологической разгрузки, библиотекой. В спальном корпусе расположены комнаты для воспитанников (спальни - 14 и групповые - 7), столовая на 60 мест, медицинский кабинет с двумя изоляторами и процедурным кабинетом. Кроме основного корпуса школы учреждение располагает вспомогательными площадями: мастерскими (швейной, столярной), банно – прачечным комплексом, гаражами. На территории так же расположены складские помещения для промышленных и продовольственных товаров, хозяйственных нужд, овощехранилище, летняя теплица, реабилитационный центр.
Здание, в котором расположена школа – интернат – двухэтажное. Общая площадь 19990 кв.м. Введено в эксплуатацию в 1938 году. Проектная мощность 90 учебных мест в школе, 90 спальных мест в общежитии. Реальная наполняемость в течение года 76 учащихся. Материально – техническая база соответствует требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Классов – комплектов – 8. По классам дети распределены следующим образом:
0-4 классы – 16 человек (2 класса – комплекта);
5-9 классы – 45 человека (4класса – комплекта);
10 класс –15 человек (2 класса – комплекта).
Школа работает в режиме шестидневки, занятия проходят в 1 смену. Продолжительность урока – 45 минут. Аттестация учащихся проходит по четвертям. В 1 классе оценки не выставляются. Оценивание учащихся начинается с 3-й четверти 2 класса. Прием детей в школу осуществляется на основе рекомендаций ОПМПК, путевки Учредителя и заявления родителей (законных представителей).
Школа – интернат является юридическим лицом. Весь пакет учредительных документов имеется в наличии: Устав, утвержденный приказом Учредителя № 1216 от 27.11.08, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 60 № 000906429 от 30 декабря 1994 года, Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр серия 60 № 000906428 от 31.12.08, Свидетельство о государственной аккредитации АА 087394 от 23.01.2004., Лицензия серия А № 315092 от 11.02.2009, Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем от 24.01.2006, Распоряжение «О закреплении имущества в оперативное управление» № 24 от 10.02.1995., Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом от 01.09.2007.Протокол № 1, Правила внутреннего трудового распорядка. В наличии имеются: должностные инструкции, локальные акты, регламентирующие различные направления деятельности и работу структурных подразделений. Имеется так же Программа развития школы – интерната, Учебные программы, Учебный план.
Направления работы школы.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЫ:
создание благоприятной развивающей среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.
ЗАДАЧИ:
1.Развитие познавательных способностей, системы межличностных отношений, эмоционально-ценностных отношений к миру, позволяющих самореализоваться и социально адаптироваться в современном мире.
2.Соблюдение прав детей в сфере специального образования: на выбор образовательных программ; на медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку в процессе образовательной деятельности; на обучение в условиях, гарантирующих личную безопасность воспитанников и сохранение их здоровья.
3.Создание максимально комфортных условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту.
4.Обеспечение подготовки педагогических кадров к решению перспективных проблем развития образования в школе. Реализация в практике работы школы эффективных инновационных образовательных программ и технологий, в том числе информационных.
5.Совершенствование системы методической работы с педагогическими кадрами через школьный ресурсный образовательный центр.
6.Создание в школе условий для усвоения функционирования в обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве. Нейтрализация факторов условий, воздействий отрицательно влияющих на процесс формирования личности ребёнка в школе.
Над проблемой социализации детей-сирот в школе-интернате работают специалисты различных направлений: дефектологи, медицинские работники, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, учителя и воспитатели. Главным при этом становится нивелирование проявлений социальной депривации, которая заключается в следующем: ликвидация ограниченности круга общения со сверстниками, расширения контактного пространства, повышения объема информации, создание семьи. В школе-интернате развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые нельзя сказать, что они хуже или лучше, чем у обычного ребенка. Они просто другие. С момента поступления ребенка в школу-интернат начинается работа по выработке адекватных общественным требованиям адаптивных механизмов. Для этого составляется индивидуальная программа сопровождения, включающая медицинскую, психолого-педагогическую и собственно психологическую помощь.
Цель сопровождения - создать в рамках существующей социально-педагогической среды условия для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения воспитанников. Сопровождение ребенка в школе осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Служба медико – психолого - педагогического сопровождения помогает «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников. В зависимости от результатов каждого этапа коррекционно-развивающей работы программа сопровождения корректируется и уточняется.
Существуют несколько условий, которые во многом предопределяют успех интеграционных процессов. К основным из них относится уровень сформированности практических и социально значимых навыков у воспитанников, которые они получают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате.
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, в учебных программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание уделяется на развитие речи, как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету, что является наиболее важным для осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий. Важнейшая роль в обучении отводится допрофессиональной подготовке учащихся, позволяющей более полно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Допрофессиональная трудовая подготовка дает возможность выпускникам овладевать более сложным учебным материалом на следующем этапе профессиональной подготовки – в ПУ, на производстве, найти своё место в жизни
Допрофессиональная трудовая подготовка осуществляется по четырем направлениям:
ШВЕЙНОЕ ДЕЛО:
Работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, владеют технологией изготовления различных швейных изделий.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД:
Изучают основные сельскохозяйственные культуры, знают агротехнику их возделывания, могут планировать сельскохозяйственные обороты.
ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО:
Умеют выполнять различные виды отделочных работ, знают современные отделочные материалы, приобретают навыки самостоятельной работы с инструментами.
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО:
Приобретают навыки работ со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками. Могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели, столярных изделий.
Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований участниками образовательного процесса. Контроль осуществляется на основании плана работы школы, в соответствии с целями и задачами школы.
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
- работа педагогических кадров;
- состояние знаний, умений, навыков;
- ведение школьной документации;
- выполнение всеобуча;
- состояние преподавания учебных предметов;
- работа по подготовке к экзаменам;
- работа с кадрами.
Администрацией и педагогами, имеющими высшую квалификационную категорию, в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля посещались уроки и решались задачи, направленные на оптимизацию учебно – воспитательного процесса. Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков обсуждались на совещаниях при директоре, методическом совете, методических объединениях учителей – предметников, начальных классов, трудового обучения, классных руководителей, воспитателей, совещаниях при заместителях директора. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки и способствует повышению результативности работы школы. Решения по всем учебно – воспитательным вопросам принимались коллегиально. Они оптимальны и выполнимы. По результатам ВШК составлялись аналитические материалы (приказы, справки, таблицы, анкеты).
В школе работают 40 педагогов. Все педагоги имеют базовое педагогическое образование. У части учителей дефектологическое образование. Большинство педагогов школы-интерната в совершенстве владеют педагогическим мастерством, имеют высокую теоретическую и практическую подготовку, высокий уровень квалификации. В школе благоприятный психологический климат. В коллективе существует положительный настрой на осуществление инновационных преобразований в учебно – воспитательном процессе. Квалификация:
КВАЛИФИКАЦИЯ | |||
Высшая |
Первая |
Вторая |
По стажу |
12 |
18 |
7 |
3 |
ОБРАЗОВАНИЕ | |||
высшее |
н.высшее |
ср.спец. |
ср.проф. |
27 |
3 |
9 |
1 |
НАГРАДЫ | |||
Почётн.работ-к. |
Грамота Мин-ва |
Грамота ГУО |
Грамота РУО |
12 |
4 |
13 |
14 |
Главная цель школы – интерната – это качественная подготовка каждого воспитанника школы – интерната к самостоятельной жизни, максимальное раскрытие способностей, творческого и нравственного потенциала, воспитание личности, способности адаптироваться её к современным жизненным условиям, найти свое место в жизни.
В связи с реализацией этой цели коллектив школы стремится формировать прочные навыки учебной деятельности; развивать познавательные способности и познавательную активность учащихся для продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; учить доступной речевой деятельности, математической грамотности; воспитывать культуру речи и общения. Вся образовательная деятельность педагогического коллектива направлена на достижение этой цели.
В школе – интернате имеется годовой учебно – воспитательный план работы учреждения, утвержденный приказом директора; учебный план, регламентирующий расписание занятий, календарно – тематическое планирование по предметам; рабочие программы по предметам.
Учебный план разработан на основании базисного учебного плана, утвержденного приказом государственного управления образования Псковской области № 158 от 03.03.2003г.
В рабочем учебном плане выдержаны: образовательные области базового компонента по всем классам, максимальный объем учебной нагрузки, гигиенические требования, установленные санитарными правилами СанПиН 2.4.2.990-00.
1 СТУПЕНЬ 2 СТУПЕНЬ 3 СТУПЕНЬ |
учащихся в рамках способностей для выбора учебных предметов на
программы формирования будущей профессии; воору- основе базисного плана,
базовых умений, знаний и жение учащихся знаниями углубление допрофессио-
навыков. Развитие и коррек- и умениями оценки собст- нальных навыков и
ция способностей учащихся. венных возможностей, поиск умений, ориентирование
Формирование устойчивого учителем- ученика, учеником на сознательный выбор
интереса к знаниям, культуры учителя профессии
общения
Школьные учебные программы
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием уроков, режимом работы всех служб школы-интерната, где отражена специфика деятельности образовательного учреждения. Учебный план школы-интерната разработан на основе Закона об образовании, Регионального учебного плана для школ 8 вида, утвержденного приказом ГУО № 158 от 03.03.2003г. Он определяет максимально допустимую нагрузку обучающихся и не противоречит письму Министерства общего и профессионального образования РФ, Министерства здравоохранения от 29.09.97 г. № 15/376-3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Базисный учебный план обеспечивает главные элементы государственного образования лиц с проблемами интеллектуального развития.
Педагогическим коллективом на основании имеющихся образовательных программ разработаны и успешно адаптируются учебные программы по предметам, факультативной и кружковой деятельности.
Начальная школа:
1.Программы по предметам «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)» для 1-4 классов, «Физическая культура» для 1-4 классов, «Игра, игротерапия» для 1-4 классов, «ЛФК (лечебная физическая культура)», «Ритмика» для 1-4 классов, «Логопедическая коррекция» (фронтальные занятия) для 1-4 классов.
1. Программы по предметам «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)» для 5-9 классов, «Физическая культура» для 5-9 классов, «Логопедическая коррекция» (фронтальные занятия) для 5-6 классов, «Психологический практикум» для 7-9 классов, «Профильный труд (швейное дело)» для 5-9 классов, «Профильный труд (столярное дело)» для 5-9 классов, «Профильный труд ( с/х труд)» для 5-9 классов, «Профильный труд (штукатурно-малярное дело)» для 5-9 классов.
1. Программы по предметам: «Домоводство», «История и культура Псковского края», «Профильный труд (столярное дело)», «Профильный труд (швейное дело)», «Спортивная подготовка», «Деловое и творческое письмо», «Чтение», «Этика», «Экономический практикум», «Психологический практикум», «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)».
Разработаны так же программы кружковой и факультативной деятельности.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса являются уроки (классно-урочная система), а так же индивидуальные занятия, консультации, занятия по выбору, конкурсы, открытые уроки, предметные недели.
В школе-интернате реализуются не только образовательные программы в соответствии с государственными требованиями, обеспечивающие индивидуальный подход в развитии и обучении, но и образовательные реабилитационные модели, восстанавливающие способности воспитанников к социальному функционированию. Они помогают детям определять свои социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию. Специфика организации образовательного процесса в школе заключается в комплексном и системном характере ( в зависимости от типа нарушения) психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающей направленности обучения, разработки и реализации индивидуальных программ, составленных с учётом индивидуальных , физических и индивидуально – личностных возможностей ребенка.
Школа – интернат работает по утвержденному режиму:
- 0 - 10 классы – 6-дневная учебная неделя;
- в первой половине дня учебные занятия, факультативы; во второй половине работа проводится в соответствии с режимом дня и расписанием. Это развивающие кружки и клубные занятия;
- начало и продолжительность учебного года, каникул устанавливается в соответствии с Уставом учреждения;
- учебный план школы, кроме обязательных предметов, предусматривает в обязательном порядке «школьный компонент», который в полном объеме используется для коррекционно – развивающей работы с детьми.
Для отслеживания динамики развития и уровня усвоения программного материала учащимися регулярно проводятся административные проверки в форме контрольных работ, тестов, творческих работ, устного счета, диктантов, проверки техники чтения и т.п.
На особом контроле находится техника чтения. В конце каждой четверти и учебного года проводятся контрольные замеры техники чтения учащихся. Сравнительные данные показывают, что динамика выражена, а большинство учащихся школы улучшают навык чтения с каждым годом. Только 8% учащихся школы читают ниже нормы. У остальных детей навык чтения развит в соответствии с нормой. У многих чтение стало беглым, осознанным.
Анализируя результаты 5 учебных лет можно сделать вывод о том, что качество знаний учащихся остается стабильным, количество обучающихся на «4» и «5» детей не уменьшается. Это прослеживается как по учебным четвертям, так и по итогам учебных лет.
Качество знаний учащихся (по годам и четвертям)
Четверть, год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Год |
2008-2009 |
23 |
33 |
29 |
31 |
32 |
2009-2010 |
26 |
30 |
30 |
30 |
33 |
2010-2011 |
21 |
27 |
28 |
30 |
31 |
Анализ успеваемости учащихся за три года показывает, что учащиеся усваивают программный материал в зависимости от своих интеллектуальных возможностей и состояния здоровья на приемлемом уровне. В школе – интернате сложилась система коррекционно – воспитательной и оздоровительной работы, которая осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей и направлена на укрепление здоровья детей, подготовку их к самостоятельной жизни.
Общешкольной задачей трудового обучения является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционно-развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используя знания, получаемые на уроках общеобразовательных предметов. Это позволяет формировать устойчивый положительный интерес к труду, выбранной профессии.
Трудовое обучение в школе ведется с 5 по 10 классы. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе:
- швейная мастерская;
- столярная мастерская;
- кабинет сельскохозяйственного труда;
- кабинет штукатурно – малярного дела;
- кабинет домоводства.
Трудовое обучение в школе осуществляется по четырем направлениям. Это столярное дело, швейное дело, штукатурно – малярное дело и сельскохозяйственный труд. 2 направления являются основными, 2 дополнительными. В силу того, что лучшая материально – техническая база – это столярные и швейные мастерские – обучение по этим 2-м профилям проводится углубленно и продолжается в 10 классе.
В течение 5 лет дети обучаются по 4 направлениям и 10 класс – по 2-м.
За это время воспитанники, изучающие штукатурно – малярное дело, овладевают навыками штукатурных и малярных работ, легко разбираются в современных отделочных материалах, могут провести достаточно качественный косметический ремонт школьных помещений (наклейку, покраску школьного общежития воспитанники под руководством педагогов делают самостоятельно).
Учащиеся, избравшие сельскохозяйственный труд, с удовольствием выполняют различные сельскохозяйственные работы. Основа сельскохозяйственного труда в школе – это растениеводство. С растениеводством дела обстоят очень благоприятно. Изучение педагогом – психологом личности воспитанников показывает, что дети, изучающие сельскохозяйственный труд, не только любят его, но и эмоционально менее возбудимые, чем другие учащиеся. Ученики знают основные сельскохозяйственные культуры нашей области, агротехнику их возделывания, с удовольствием расскажут о севооборотах, посвятят в таинство осеннего посева семян цветов и овощей. Производственные бригады работают на школьном огороде в течение всего весенне – летне – осеннего периода. Овощи, выращенные в небольшой теплице и на огороде, являются значительной добавкой к столу учащихся школы. Цветы украшают школьные клумбы весь вегетационный период.
Столярное и швейное дело являются основными профилями допрофессионального обучения детей и подготовка по этим предметам ведётся более углубленно. Особенно это касается десятиклассников. Учебная программа 10 класса позволяет учащимся освоить основные трудовые навыки по данным направлениям, работать с профессиональным оборудованием и инструментами, знать и соблюдать правила техники безопасной работы, работы в коллективе.
Ученики 9 классов сдают выпускные экзамены по всем 4 профилям. Билеты состоят из 3 вопросов. 2 вопроса (теоретические профессиональные знания и знания трудового законодательства) и 3 вопрос – практический – выполнение практической работы, предусмотренный билетом. Выпускники владеют учебным материалом. С практическими заданиями справляются 100% учащихся, с теоретическими у некоторых детей возникают затруднения. Предшествует экзаменам предэкзаменационная практика и только после ее прохождения дети допускаются к экзаменам.
Аттестацию проходят и учащихся 10 классов. Десятиклассники проходят углубленную подготовку по столярному и швейному делу, завершает которую итоговая аттестация. Ученики в течение года не только учатся, но и готовятся к защите своих творческих работ. Защите предшествует производственная практика, дневники практики ведутся каждым учащимся, а потом выпускники защищают свою работу очень серьезно и достаточно грамотно.
10 класс в Опочецкой школе – интернате существует четыре года. Итоговая аттестация выпускников проходит в форме защиты проектов. Учащиеся готовят индивидуальные проекты в зависимости от их психофизических возможностей по выбору: «Халат», «Юбка», «Жилет», «Брючные костюмы» различной сложности Представители ПУ, входящие в состав экзаменационных комиссий, отмечают высокий уровень подготовки учащихся 10 класса.
Изделия, выполненные выпускниками 10 класса на столярном деле, украшают стены школьного здания.
Учебный год, предмет |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Столярное дело |
70% |
87,5% |
80% |
Швейное дело |
50% |
71% |
100% |
Штукатурно-малярное дело |
83% |
100% |
|
С/х труд |
71% |
50% |
|
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы, основными направле
16 12 2014
12 стр.
Окоу для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
15 10 2014
1 стр.
«Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
14 12 2014
1 стр.
Окоу ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рыльский район Курская область
14 10 2014
1 стр.
Гбоу «Печорская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
10 10 2014
1 стр.
Наименование организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
14 12 2014
3 стр.
Список детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на новогоднюю елку от имени Президента Республики Казахстан на 2012 год
12 10 2014
1 стр.
Настоящий Закон определяет порядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан на территории Брянской области
25 09 2014
1 стр.