Перейти на главную страницу
Профилактика табакокурения - тема очень значимая и важная в воспитательной работе каждого учебного заведения. Курение – это не безобидная привычка, с которой легко расстаться. Это настоящая болезнь и огромная проблема для всего общества. По данным социологического исследования, проведенного республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья совместно с Институтом социологии НАН Беларуси, курит почти треть взрослого населения нашей республики, курили, но бросили 16% и почти каждый второй курящий имеет желание расстаться с этим пагубным пристрастием.
Социологами отдела общественного здоровья ГУ «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» изучалась проблема табакокурения среди подростков и молодежи Гродненской области. Как показали полученные результаты, курит 24% опрошенных подростков. Среди курящих юноши составляют 54%, девушки – 46%. Возраст начала курения «10–14 лет» отметило 60% курящих подростков.
Вырастая среди курящих, дети не сомневаются в том, что курение – такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% и более детей, а в некурящих – не более 25%. В приобщении к курению значимую роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек – самых распространенных форм досуга подростков. Основными мотивами приобщения к курению девушек являются: «это красиво», «это модно», «потому что, если куришь, можно привлечь внимание и понравиться мужской части компании» и т.д. Психологию тяги девушек к курению можно дополнить такими данными: «…девушку интересует характер своеобразного ритуала. В нем неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из нее сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек – несомненное владение техникой курения…». Каждая девушка – будущая мать и должна отдавать себе отчет в том, на какой риск она идет, легкомысленно поддаваясь моде.
Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения – першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.
У курильщика постепенно формируется так называемый никотиновый синдром. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.
В динамике развития никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть ведущих синдромов. Это психическое и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.
В период появления предвестников никотинизма отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям – першению в горле, кашлю, шуму в ушах, тошноте.
Начальной стадией болезни следует считать время, когда пропадают неприятные ощущения, вызываемые курением, и появляется чувство довольства, легкой эйфории. Далее постепенно наступает психическое привыкание, появляется желание курить, ощущение, что курение повышает настроение, улучшает самочувствие. Физического влечения нет. На этой стадии подростки способны усилием воли прекратить курение. Продолжительность начальной стадии от 1 до 5 лет.
Хроническая стадия курения носит стойкий характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит обсессивный характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после перерыва вновь закурить, некоторых явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.
В поздней стадии реактивность организма меняется. Это выражается в снижении толерантности. Курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто остается просто автоматическая привычка курить.
Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают в весе. У таких подростков землистый цвет лица, они выглядят худыми. Стремясь скрыть свой порок от родителей и учителей, подростки курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом. В таких условиях происходит интенсивная переработка табака и в табачный дым переходит больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыме при докуривании сигареты до конца, а именно так делают ребята. Огромный вред приносит докуривание окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем в табаке высших сортов. Никотин снижает слух и нарушает зрение у подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга.
Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте. Несовершеннолетние становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, у них нарушаются внимание и память.
Известно, что с увеличением числа молодых курильщиков помолодел и рак легких. Один из ранних признаков этой болезни – сухой кашель. Такова цена курения для молодежи. К сожалению, подростки в силу возрастных особенностей не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака. Чтобы преодолеть эту «неосознанность», может быть, стоит как можно раньше знакомить юных поклонников табака с трагическими последствиями многочисленных «экспериментов», устраиваемых малолетними курильщиками? Ведь в литературе описано множество случаев смерти детей в результате отравления табаком. Так, во французском курортном городе Ницце компания подростков устроила состязание – кто больше выкурит сигарет. Выигравших оказалось двое, но награду «победители» получить не смогли: выкурив по 60 сигарет, они скончались. Несколько других участников «состязания» в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Известен случай, когда юноша погиб, выкурив одну большую сигару.
Таким образом, у курения, как процесса удовлетворения надуманных потребностей, положительных сторон не существует, но очень много существенных отрицательных сторон.
Профилактика является наиболее эффективным средством в формировании здоровой личности. Как сделать так, чтобы эффект от проведенного мероприятия был именно профилактическим, т.е. повышающим информированность, формирующим установки на здоровый образ жизни и способствующим принятию единственно верного решения -«не пробовать!»?
Любая информация затрагивает личный опыт человека, вызывает определенные, связанные с этим опытом чувства и получает соответствующее толкование. Этот процесс определяет реакцию слушателя. Следовательно, при проведении мероприятий, направленных на профилактику табакокурения и пропаганду здорового образа жизни, необходимо:
1.Учитывать особенности восприятия, чередовать применяемые формы, методы и средства информационно-образовательной работы.
2. Обеспечить максимальную визуализацию информации (показ видеофильма, наглядный раздаточный материал).
3. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску, а не давать им готовые знания. Ведущий отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Диалог с подростками должен быть открытым.
4. Обращать учащихся к социальному опыту – собственному и других людей. При этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Наиболее действенными являются те профилактические мероприятия, где дети являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса коммуникации, обмена информацией. Профилактика должна быть позитивной.
5. Поручать подготовленным сверстникам проведение мероприятий. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
Формами проведения профилактических мероприятий может быть ток-шоу (принимаются гости-эксперты по проблеме здорового образа жизни, ведущий предлагает вопросы для обсуждения), диспут, семинар, дебаты, «круглый стол», суд над табаком, интерактивное голосование. Можно использовать форму популярных телеигр, таких как «Что? Где? Когда?», «КВН» и т.д. Эффективной формой проведения профилактических мероприятий являются тренинговые занятия.
Примером мероприятий по профилактике табакокурения может служить игра «Вы рискуете своими легкими».
Порядок проведения и правила игры
Игра состоит из трех этапов (геймов).
Участники делятся на команды.
1 гейм.
Номера вопросов выбираются капитанами по очереди. Среди вопросов есть так называемый «счастливый вопрос», который оценивается в 3 очка (остальные в 1 очко). На обсуждение дается 15-30 секунд, затем звучит сигнал. После этого один из участников дает ответ.
Каждой команде задается по 6 вопросов. Если команда не отвечает или ответ неверный, то ответ могут дать болельщики своей команды, затем болельщики команды-соперницы. Болельщики за верный ответ получают жетон, который в конце игры будет отмечен специальным призом.
2 гейм.
Вопросы задаются каждому участнику по отдельности. Начинает команда, у которой меньше баллов.
Вопросы капитанам. В перерывах между геймами или в конце игры проводится подведение итогов, возможны музыкальные номера, созвучные теме мероприятия. В конце игры награждается команда-победитель и наиболее активные болельщики.
Вопрос |
Ответ |
1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? |
1. Угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью. |
2. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? |
2. Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца. |
3. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения? |
3. Неверно. Спорт не нейтрализует вреда, причиненного организму курением. |
4. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей, – электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты? |
4. Сигареты |
5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? |
5. Около одного литра |
6. Верно ли утверждение, что табакокурение вызывает сильное привыкание? |
6. Верно. Курение порождает как физическую, так и психическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить. |
7. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин? |
7. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и т.д. |
8. Что обозначает понятие «пассивное курение»? |
8. «Пассивное», или «вынужденное курение», состоит в том, что некурящие вдыхают дым от сигарет окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания, а также для беременных женщин и детей. |
9. Назовите занятия, которые несовместимы с курением. |
9. Плавание, подвижные игры, занятия спортом. |
10. Назовите причины, почему подростки предпочитают не курить? |
10. Неприятный запах изо рта, некурящие друзья, некурящие родители. |
11. Сколько сигарет нужно выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? |
11. Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление, нарушить газообмен в легких. |
12. Как курение влияет на внешность человека? |
12. Словесный портрет курильщика: -возможны повреждения слизистой оболочки рта, языка; -появляется запах изо рта; -преждевременное образование морщин на лице; -пожелтевшие зубы.
|
Обычно в лекциях и просветительских беседах красочно описывают последствия, связанные с табакокурением. Подробно перечисляются изменения, происходящие в сердце, легких курящего. Однако такая информация обычно не производит впечатления на подростков, они не воспринимают и тем более не усваивают ее. Это объясняется тем, что дети еще не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим. Поэтому какие-либо неприятности со здоровьем, которые наступят потом, через несколько лет, их не пугают. Следует учитывать, что для подростка даже 2–3 года – очень далекая перспектива, а 5-8 лет – это целая жизнь. Естественно, исходя из своего жизненного опыта, дети могут видеть, что отрицательные воздействия табака на здоровье проявляются не сразу, а спустя довольно-таки продолжительное время, а нередко и вообще не проявляются. Тот факт, что большинство окружающих взрослых курит без каких-либо видимых отрицательных последствий для здоровья, вызывает у детей сомнение в истинности антитабачной пропаганды. Коварство табака состоит в том, что положительные субъективные эффекты его воздействия значительно опережают наступление отрицательных объективных последствий. Серьезные отклонения в состоянии здоровья, связанные с табакокурением, возникают уже после формирования табачной зависимости.
Надо учитывать также то, что понять, что значит болезни сердца, легких, мозга и т.д., обычные здоровые дети просто не в состоянии. Адекватно воспринять такую информацию смогут только те, кто серьезно болен и на личном опыте прочувствовал это. Вообще забота о здоровье возникает у человека только с возрастом. В молодости же своего здоровья просто не замечают (как не замечают воздух, пока он есть), полагая, что так будет вечно. Поэтому правильно оценить и учесть информацию о вреде табака для здоровья может только зрелая личность. Только в том случае, когда человек ориентирован на достижение важных жизненных целей, условием осуществления которых является его нормальное физиологическое и психологическое состояние, он будет избегать вредных воздействий на организм. Но, к сожалению, у большинства подростков (да и молодежи) не сформированы высокие идеалы, устремления и ценности, ради которых они готовы отказаться от сиюминутных радостей. Если юноша или девушка считают, что их жизнь скучна, однообразна, неинтересна и что впереди не ждет ничего хорошего, а будет все то же самое, то у них закономерно возникает вопрос: «А для чего мне идеальное здоровье? Зачем? Чтобы жить сто лет? Не лучше ли прожить меньше, но зато в свое удовольствие?» В этом случае, естественно, все доводы о вреде табака пропускаются мимо ушей, поскольку задача сохранения здоровья лишена конкретного смысла. Только на конкретном примере выбранной подростком деятельности ему можно доказать, почему табакокурение несовместимо с ее достижением.
В плане формирования ответственности за свое будущее могут быть использованы упражнения «Мои жизненные планы», «Заветные желания».
Участники получают листки для записи.
- Каждый сознательный человек имеет в жизни определенные планы и стремится к тому, чтобы их выполнить. Напишите свои заветные желания. Теперь разложите их по мере значимости для Вас.
Но жизнь зачастую вносит в наши планы свои коррективы. Например, Вы не успели что-то сделать, предпринять вовремя – и одной Вашей мечте не суждено сбыться. Вы сами выберите, какой (ведущий собирает листки с желаниями).
- Вторая мечта не смогла осуществиться по не зависящим от Вас причинам. Выберите ее сами (ведущий собирает и эти листики с желаниями).
- Дальше в жизни так сложились обстоятельства, что ради очень близкого Вам человека нужно пожертвовать мечтой. Отдайте этот листок.
- Посмотрите, какая мечта у Вас осталась. А теперь я заберу эту оставшуюся мечту, не спрашивая Вашего желания.
- Расскажите о Ваших впечатлениях.
По окончании упражнения «ценности» обязательно возвращаются участникам.
Упражнение «Мои жизненные планы»
Один из участников занимает место на стуле. Остальные по очереди высказывают свои предположения относительно его будущего через 10 лет.
Говоря об опасности табакокурения, следует, в первую очередь, акцентировать внимание на возникновении зависимости.
Ведущий приглашает добровольца. Ставит на расстоянии 2-2,5 м от него стул и просит определить, каково расстояние до стула, сколько шагов. Участник должен назвать, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы оказаться рядом со стулом. После того как участник определился, ведущий просит его сделать эти шаги. Как только доброволец начинает шагать, ведущий резко придвигает стул ближе.
Вопросы к анализу (ведущий спрашивает участника упражнения):
Возьмите по одному листку бумаги, нарисуйте на нем контуры куколки.
Мелкими рывками пальцев рук освободите ее от лишней бумаги. Сложите фигурку в гармошку, делайте сгибы часто. А теперь попробуйте расправить, разгладить листок. Вы можете сразу сделать свою куколку ровной, без изгибов, как прежде? (нет).
Когда мы совершаем действия, которые наносят вред здоровью (в частности, приобщение к табакокурению), возникают проблемы с функционированием органов и систем организма, и нужно приложить максимум усилий и стараний, чтобы исправить ситуацию.
Попросите участников продолжить работу в подгруппах. Участники одной из подгрупп в течение 3-5 минут должны записать как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой группы – как можно больше последствий. Пока группы работают, сделайте на доске заготовку – рисунок корней и кроны дерева. После того, как закончится время, попросите участников подгруппы «причины» подойти к доске и в корнях дерева записать причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков.
Если необходимо, то подскажите им:
Причины:
- одиночество
- за компанию
- заставили
- чтобы веселиться
- проблемы в семье
- конфликт с учителем
- показать другим, что взрослый
- жизненная трагедия
- не знал, что ему предлагают
- любопытство
- забыть про проблемы
- был пьян – не помню
- как все
- не смог отказаться
Последствия:
- теряет друзей
- проблемы в семье
- останется без денег
- болезни, проблемы со здоровьем
- потеря интереса к жизни
- перестанет учиться
Сделайте вывод и задайте участникам вопрос: «Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Выбор употреблять что-то или нет, заниматься тем или иным делом человек делает сам. Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет, почему же тогда он делает такой выбор?» Попросите участников свободно высказаться на эти темы и выслушайте их.
В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина. Проведите линии по нарисованному дереву от «любопытства» к «тюрьме», от «за компанию» к «проституции», от «забыть про проблемы» к «проблемы со здоровьем» и «смерть».
В связи с тем, что основной целью опроса является анализ, то большая часть вопросов должна быть направлена на интересующий сегмент – некурящих детей и подростков - с целью выявления различия в их установках и поведении.
Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья, - соглашаются. Некурящий нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство друзей курят. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях можно реагировать следующими способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда выгодно быть такими, как все.
Семья имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья – источник взглядов, ценностей, традиций.
Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано с музыкальными течениями, со спортом, с профессией. Так, например, среди поклонников рока чаще встречаются курильщики, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока – курильщики. Пример звезд провоцирует их поклонников. Спортивный мир – мир особый, там курение не приветствуется. Можно иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение – это такой же выбор.
Всем знакомы плакаты с изображением курящих красавцев-ковбоев на фоне диких гор или человека, легко находящего с помощью сигареты общий язык с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые символизируют свободу, независимость, приключения, воздействуя, таким образом, на потенциальных потребителей. Но действительно ли необходимо курить для того, чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях, быть бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка полюбит молодого человека за то, что он будет курить? Курение – это фактор равенства полов?
Но в конечном итоге выбор зависит от каждого из нас.
Важным моментом в профилактической работе является обучение навыкам сопротивления давлению. Цель таких занятий – обретение уверенности в себе, развитие чувства ответственности, умения предвидеть результаты своих действий, противостоять манипулированию.
Универсальные правила конструктивного сопротивления уговорам |
1.Сразу встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин 2.Отказ начинайте всегда со слова «НЕТ» 3.Повторяйте свое «НЕТ» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий: «НЕТ! Это мое решение. Я не должен объяснять, почему НЕТ» 4.Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа 5.При усилении давления откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить» 6.Если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место. |
Существует интересный способ для подростков – разговор с мозгом. Каждый раз, когда возникает желание закурить, следует начать разговор с мозгом: «А зачем мне это? Я знаю, что ничего, кроме туберкулеза или рака курение не дает, и если я не буду курить, то я буду здоровым и красивым …». Оказывается, если разговор с мозгом длится в течение нескольких минут, то первоначальное желание отступает.
Бернард Шоу
А.Семашко
В одной притче мудрец нахваливал табак: к курящему не подойдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. У него спросили: «Почему?» Ответ был таков:
Вор не войдет в дом курящего, потому что тот из-за кашля всю ночь не спит. Со временем курильщик слабеет и будет ходить с палочкой. А собака сторонится человека с палкой. И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.
Список литературы:
1. Безопасное и ответственное поведение /под редакцией А.Н.Сезанова. – Минск, 1998
2. Вист В.Х., Снайдер Дж. «Пи-обучение» в молодежных группировках: профилактика табакокурения среди молодежи
3. Гутковская Е.Л. Психопрофилактика в школе: пособие для педагогов, школьных психологов, студентов педагогических высших учебных заведений /Е.Л.Гутковская. – Минск: Бел.наука, 2003
4. Достанова М.Н. Подросток на перекрестке эпох /М.Н.Достанова (и др.); под редакцией С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 1997
5. Дурейко Л.И. Как уберечь себя от беды / Л.И.Дурейко. – Минск, 2002
6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения в педагогике /С.С.Кашлев. – Минск, 2004
7. Максимчук В.П., Александрова А.А. Табакокурение /Пособие для населения. Минск: ОДО «Геопринт», 2006
8. Микляева А.Я. Подросток. Встречи с самим собой /А.Микляева. – СПб, 2003
9. Психология здоровья /под редакцией Г.С.Никифорова. – М. – СПб, 2003
10. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? /Д.В.Рязанова. – М.: Генезис, 2003
11. Сизанов А.Н. Жизнь без табака: поверь в себя /А.Н.Сизанов, А.А.Амельков. – М. – Минск, 2006
12. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака /А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович. – М., 2004
13. Трофимова Г.В. Вредные привычки /Г.В.Трофимова. – М., 2003
14. Фурманов А.Г. Здоровый образ жизни /А.Г.Фурманов, Ю.Н.Князев. – Минск, 2003
15.Хурсан Л.И. Социальные болезни нашего времени /Л.И.Хурсан //Здаровы лад жыцця. – 2006. - № 12
Учреждение-разработчик: отдел общественного здоровья ГУ «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», г.Гродно, пр-т Космонавтов, 58
Контактный телефон 8-0152 75-57-07
1.Дубок И.И. – заведующая отделом общественного здоровья
Эффективность информационно-образовательной работы по профилактике табакокурения
15 12 2014
1 стр.
Рекомендации нии гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей рамн (извлечение)
17 12 2014
1 стр.
Степанова Марина Исааковна – заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания нии гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академ
13 10 2014
1 стр.
Порядок организации и проведения лабораторной диагностики бруцеллеза для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней. Методические указания. М. – Федеральный
10 09 2014
8 стр.
Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровле
23 09 2014
1 стр.
Цель: определить роль и значение гигиены труда в профилактике профессиональных заболеваний, представить цель, роль и значение сиз органов слуха в профилактике заболеваний
23 09 2014
1 стр.
Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков
16 12 2014
4 стр.
Мку реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
09 09 2014
1 стр.