Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Районная неделя «Музей и дети», посвящённая 70-летию
битвы на Курской дуге
номинация - «Музейный урок»
Поле ратной Славы России
Урок - мужества для учащихся 9 классов
Разработали: Афанасенко Валентина Ивановна,
руководитель музея, педагог
дополнительного образования
МОУ «Майская гимназия» ,
Холоденко Антонина Семеновна,
учитель математики
П. Майский 2013 год
Поле ратной Славы России
Урок – мужества
Данный урок проводился для учащихся 9-а класса, был подготовлен руководителем школьного музея Афанасенко В.И. совместно с классным руководителем этого класса Холоденко А. С. и библиотекарем нашей гимназии Капустиной Р. Н., которая организовала выставку литературы в музее и ее обзор. Урок посвящен Прохоровскому полю - третьему ратному полю России, его защитникам и тому. как увековечена память этого грандиозного события.
Цель урока: воспитание патриотизма, любви и преданности Родине, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.
Задачи:
-
Сформировать у учащихся представление о гражданском долге, мужестве и героизме.
-
Воспитывать уважение к подвигам Защитников Отечества
-
Пропаганда и сведения о национальных святынях, их почитание.
Участники встречи: учащиеся 9-х классов, учителя, библиотекарь
Место проведения: школьный музей.
Методическое обеспечение и оборудование:
-
Сценарий музейного урока.
-
Компьютер, экран, видеопроектор.
-
Видеофильм о Прохоровском сражении.
-
Песня Михаила Ножкина Прохоровское поле.
-
Выставка литературы по Курской битве и Прохоровскому сражению.
Ход урока
Вступление учителя: Давно залечены раны войны. За 67 лет после ее окончания выросли новые поколения людей, которые знают о ней из книг и рассказов участников и очевидцев событий той поры.
В военной истории России есть три великих ратных поля, на которых произошли три важнейшие битвы. В этих сражениях были одержаны решающие победы, оказавшие влияние на судьбу России. Это Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле.
В этом году вся наша страна будет отмечать знаменательную дату - 70-летие Курской битвы и ее крупнейшему сражению – Прохоровскому. Поэтому сегодня мы будем говорить о третьем ратном поле России, поле, где произошла Курская битва - одна из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны. Это Прохоровское поле, которое расположено на территории нашей Белгородской области.
О поле, поле – кровушка России,
Тяжелый клин ее святой земли.
Кто мог тогда предугадать такое?
Что станет это поле вдруг равно
Победной славе поля Куликова
И мужеству полей Бородино.
Кто знал тогда,
Какую вражью силу
Переломает Русская земля?-
Что третьим полем назовут России
Святые Белгородские поля.
( Фрагмент видеофильма о Прохоровском сражении на фоне песни М.Ножкина Прохоровское поле)
Учитель: Ребята, вы готовились к сегодняшнему уроку, что вы можете рассказать о Прохоровском сражении и Прохоровском поле?
Сообщения учащихся
1. Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.
2. Стихотворение Николая Истомина “Прохоровка” трогает за душу. Читаешь его и живо представляешь тот страшный бой. А сердце наполняется гордостью за бойцов-защитников земли русской.
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в России стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.
3. Неба и солнца не видно было, кругом огонь, дым и взрывы – кромешный ад на земле. Страшная человеческая мясорубка, бои на земле и в воздухе. Многие участники сражения вспоминали о чуде – они видели в небе Богородицу, поэтому надежда и вера не покинули их.
4. На Прохоровском поле, на знаменитой высоте 252,2 – эпицентре встречного танкового сражения, воздвигнут Памятник Победы – звонница. На барельефах памятника образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской коренной иконы Божьей Матери. Венчает златоглавую звонницу скульптура Покрова пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском.
5. Поле Прохоровское - знак судьбы,
Символ воли народа Российского,
Поле славы, надежды, борьбы.
Зной над полем стоит.
Поле память хранит.
Там, где раньше гремели бои,
На седой доломит, на могучий гранит
Мы поставили танки свои.
Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок мужества. Давайте поговорим о том, что такое мужество?
(ответы ребят)
Учитель: В античности мужество рассматривалась как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью).
По мнению Аристотеля - «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество».
У Платона мужество — это добродетель класса стражей. У римлян мужество (лат. virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще.
Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной
с честью.
Я считаю, что люди, которые участвовали в Великой Отечественной войне, в Прохоровском сражении, самоотверженно защищая свою родину, совершили незабываемый, великий подвиг и проявили настоящее мужество.
И не случайно наш урок проходит в школьном музее, поэтому мы будем говорить не только о Прохоровском сражении, Прохоровском поле, но и о наших односельчанах – участниках Курской битвы. В Курской битве участвовали жители нашего поселка:
-
Соболев Александр Петрович
-
Цыпкин Николай Александрович
-
Глуховцев Павел Григорьевич
-
Бондаренко Николай Федорович
-
Абрамов Дмитрий Иванович
-
Кулабухов Александр Илларионович
-
(его имя золотыми буквами увековечено в Прохоровском храме)
( краткий рассказ об этих людях)
…Прохоровка не просто осталась на месте, она остановила всю войну! Именно здесь был полностью исчерпан наступательный ресурс гитлеровцев. Враг был не только остановлен, но измотан и обескровлен. От Прохоровского поля война покатилась вспять» на запад, и немцы уже не могли остановить это откат, этот обратный ход по Украине, Белоруссии, Прибалтике, Польше, вплоть до самого Берлина. А это дорогого стоит. Прохоровское поле - это поле – ратного подвига.
-
Подвиг! А что это? Каждый из вас, готовясь к сегодняшней беседе, уже размышлял над этим вопросом. Мне бы хотелось, чтобы здесь сейчас вы поделились своими мыслями .
Итак: что такое подвиг?
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.
Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.
Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.
-
Какими качествами надо обладать, чтобы совершить подвиг?
Рассуждая о том, что же такое подвиг, конечно нельзя обойтись без конкретных примеров. Приведите их.
Ученик 1. Подвиг, совершенный советскими солдатами в тяжелейших условиях, огромен. Вот что вспоминал, уцелевший в том адском котле, Григорий Пенежко, Герой Советского Союза:
«… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рёв моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, лопалась броня, взрывались танки… Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу… мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабинке танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшись из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били из пистолетов, схватывались врукопашную…»
Учитель. Послушайте воспоминание о Прохоровском сражении жительницы нашего поселка, санинструктора 96- медико-санитарного батальона Бражник Александры Макаровны:
« Сколько было убитых и раненых с обеих сторон, страшно. Было столько самолетов, что не было просветов в небе. Раненых собирали с поля боя под обстрелом. Солдаты одну за одной отбивали атаки. А самолеты быстро разворачивались и снова бомбили.… Признаюсь. Страшно хотелось жить, но не жалела, что погибну. Нас было много – мы защищали свою Родину».
-
Как вы думаете, какие качества характера проявились у людей во время Прохоровского сражения?
(ответы учащихся)
Учитель: Прохоровка… Память светлая и чистая, как взметнувшийся ввысь Храм и Звонница- дань нынешнему, минувшему, след прошлого в настоящем и будущем…
Ученик 2. Имена 7 тыс. погибших воинов навсегда высечены золотыми буквами в храме Петра и Павла в Прохоровке.
А сколько их еще не известных и безымянных лежат на Третьем ратном поле России. Война не окончена пока не предан земле последний погибший солдат. Ежегодно в братской могиле села Сторожевое хоронят солдат той страшной войны. В прошлом году во время раскопок на Прохоровском поле, прямо за Звонницей обнаружили в обвалившихся траншеях тела солдат, которые до последнего патрона вели упорный бой с противником. Лейтенант, чья фамилия так и останется неизвестной потомкам, сжимая пистолет ТТ с затвором на задержке, лежал на бруствере окопа. Он был предан земле, которую защищал до конца.
Семиметровый крест и братская могила на хуторе Сторожевое, который в июле 1943 года в результате ожесточенных боев несколько раз переходил из рук в руки, все, что осталось от этих солдат. Ни имен, ни фамилий… Нет! Еще осталась память и Вечная Слава.
Ученик 3. В поселке Прохоровка сооружен музей «Третье ратное поле России», который был открыт 2 мая 2010 года. Экспозиция расположена на площади более 2 тысяч квадратных метров, в ней представлены документы, фотографии, предметы вооружения, нумизматика, мемориальные предметы и многие другие экспонаты. При оформлении экспозиции использовались современные мультимедийные технологии. Реконструкции и инсталляции дополняют и усиливают экспозиционные комплексы. Особое внимание уделялось оформлению музейной площади. Центральное место здесь занимает скульптурная композиция "Танковое сражение под Прохоровкой. Таран" (автор Фридрих Согоян).
Ученик 4. Родная белгородская земля.
Частица необъятнейшей России!
Ухоженные августом поля
Опять успех твой мирный отразили.
Да разве можно по-иному жить –
Не радуясь, не строя, не дерзая –
На той земле, где были блиндажи,
Чтоб не прошла по ней фашистов стая?!
Здесь каждая ложбинка дорога,
Здесь каждый холм от славы неотъемлем,
Здесь пролегала Курская дуга,
Навек в боях прославив эту землю.
Учитель: Великий народный подвиг и великая любовь к родной земле соединяются на этом священном месте, отзываясь благодарной памятью и гордостью за Россию в сердце истинного гражданина во все времена.
Пока у народа есть память и традиции - он жив. Пока мы из поколения в поколение передаем эти духовные ориентиры - будет жить наша история и наше Отечество
И мы, живые, позабыть не вправе,
Какой ценой была защищена
Родная Русь,
Моя держава, моя любимая страна!
Поле ратное, колосись же хлебом,
Пускай растет зеленая трава
И никогда нога злодея
С оружием не ступит на тебя!
Я думаю, что каждому из нас очень хочется, чтобы в России никогда не было бы четвертого ратного поля, а танки стояли бы только на пьедесталах, как память о тех, кто навечно полег на полях нашей Отчизны, защищая нас от порабощения. Мы будем всегда помнить тех, кто отдал свою жизнь Родину защищая! Вечная память героям!
А сейчас, я предоставляю слово нашему библиотекарю Раисе Николаевне, которая познакомит вас с обзором литературы по теме Курской битвы и Прохоровского сражения.
(Выступление Капустиной Р.Н)
Учитель. Сегодня вы познакомились с Прохоровским полем, его историей. В дальнейшем, я предлагаю вам посетить Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» - это многофункциональный комплекс, объединяющий различные объекты, служащие увековечиванию и популяризации подвига, совершенного во время Великой Отечественной войны; музей «Третье ратное поле России», скульптурный ансамбль которого находится в композиционном единстве с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Культурно-исторический центр музея-заповедника является одним из лучших в регионе.
Наш урок окончен. Спасибо всем за участие!
Список литературы.
-
Чиченков А.П. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.:/А.П.Чиченков.-Белгород: Изд-во «КОНСТАНТА», 2005.-416
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%E6%E5%F1%F2%E2%EE
-
https://do.gendocs.ru/docs/index-262146.html
-
Материалы школьного историко-краеведческого музея Майской гимназии