Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

логот

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа город Буй Костромской области

____________________________________________________


Конспект урока музыки в 6 классе

IV четверть, урок №2

Учитель: Веселова Ирина Николаевна

Тема: «Хоровая музыка в творчестве В. Салманова».

Цель: развитие музыкальности детей и способности к творчеству в совместном исполнении.

Задачи:

  1. Обострение слухового восприятия;

  2. Целенаправленное развитие различных компонентов музыкальности детей:

- тонкости тембрового восприятия,

- особенности исполнения,

- чувство формы;

3. Развитие вокально-хоровых навыков;

4.Развитие слухового мышления, звукового воображения.

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия».

Г. Свиридов

Ход урока.

Класс встречает учителя стоя. Звучит музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (исполняет движение мелодии вверх от «до» до «соль» I окт.)

Дети: Здравствуйте! (исполняют движение вниз по звукам «соль», «ми», «до» I окт.)

Учитель. Внимание на экран! Обратите внимание, какое исполнение прозвучит.

Просмотр видео записи:

Выступление детского хора «Солнечные лучики» рук. Л. Журавлева, концерт. И. Веселова. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Ты – человек»

Учитель. Какое исполнение прозвучало?

- Хоровое.



Учитель. Ребята! На нашем уроке сегодня речь пойдет о хоровой музыке.

Какие виды исполнения вы знаете?

- Инструментальное, вокальное, хоровое.

Учитель. Разновидность какого хора вы услышали?

- Детского.



Учитель. Правильно. Вы слышали выступление нашего школьного хорового коллектива, хора «Солнечные лучики» под управлением Л. Журавлевой. Что мы называем хором?

- Певческий коллектив, обладающий элементами хоровой звучности: пение в унисон, общее дыхание, звуковедение, создание в произведении общего музыкального образа и так далее. Состав не менее 12 человек.



Учитель. Какие составы хоров вы знаете?

- Мужской.



Учитель. Правильно. Вспомните, пожалуйста, совсем недавно в наш город приезжал мужской камерный хор Вологодской областной государственной филармонии имени В. А. Гаврилина, на концерт которого мы ходили. Эта концертная пограмма посвящена юбилею композитора. Валерию Гаврилину в этом году исполнилось бы 65 лет. Какие еще есть составы хоров?

- Женский, смешанный.



Учитель. Ребята! А наш класс можно назвать хором?

- Можно.


Учитель. Почему?

- Потому что нас больше чем 12 человек.

- Потому что мы вместе поем, вместе дышим.

- Потому что вместе показываем музыкально-художественный образ.



Учитель. Вы правы! Молодцы!

Перед вами на доске болгарская столбица. Почему мы начинаем работу с нее?

- Чтобы распеться.

Учитель. Правильно! Она поможет нам привести голосовой аппарат в певческое состояние.

Цель: Распевание. Выстраивание унисона. Выстраивание двухголосия. Слуховое воспритяие I, III и V ступени лада – мажора.

Учитель. Ребята, вам знакома эта информация?

- Она из песни «Песня о моем городе»



Учитель. Какого композитора?

- А. П. Ваничева. Нашего буйского композитора.



Учитель. Стихи какого поэта легли в основу песни?

- Вячеслава Дробышека – буйского поэта.



Учитель. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к творчеству буйских авторов. Итак, слушаем первый куплет. Запоминаем и следим за развитием мелодии. Обратите внимание, будет ли дублироваться главная мелодия.

Слушание. Учитель исполняет первый куплет песни «О моем городе»

Учитель. Было ли дублирование основной мелодии?

- Было дублирование интервалом терция.



Учитель. Сейчас мы будем работать над двухголосным исполнением.

Идет разучивание песни.

Учитель. Для чего предназначена хоровая музыка?

- Для исполнения хором.



Учитель. Истоки хоровой музыки можно увидеть в Древней Руси. Она называлась Древнерусская хоровая музыка. Русская хоровая музыка имеет богатые традиции, связанные, прежде всего с народным творчеством. Богатство и многообразие русской хоровой музыки мы проследим на музыкальном примере русско-советского композитора Вадима Николаевича Салманова. Все свое творчество Салманов посвятил хоровой музыке. Хоровая музыка многожанровая. В этом вы сейчас убедитесь сами.

Сообщение ученика. Среди сочинений: оратория – поэма «Двенадцать» на стихи А. Блока; хоровой цикл акапелла «Лев в железной клетке»4 хоровой концерт.

Учитель. Сегодня мы будем слушать одно из прекраснейших его хоровых произведений. Концерт для смешанного хора «Лебедушка», его 4 часть «Увели нашу подруженьку». Перед началом прослушивания для более эмоционального и глубокого восприятия вами музыки Салманова я немного расскажу, какие прекрасные птицы лебеди. Живут эти птицы дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет только один раз – перед смертью. Вы , наверное, слышали такую фразу: «лебединая песнь», т.е. последняя. Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. А если первой умирает лебедушка, то от тоски по ней умирает и ее лебедь. Лебедь – царственно красивая птица. Недаром в народе говорят про красивую, статную девушку: «плывет словно лебедушка». Не случайно писатель Б. Васильев одно из своих произведений назвал «Не стреляйте в белых лебедей» - это значит: берегите красоту жизни, красоту человеческой души. Свой концерт «Лебедушка» Салманов написал на народные слова, о том, как увел лебедь из одной стаи в другую лебедушку. И так тоскливо стало без лебедушки в родной стае. Обратите внимание, какое исполнение вы услышите? Какие приемы исполнения?

Слушанье. «Увели нашу подруженьку» - 4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В. Салманова

Учитель. Кто и как исполнял этот фрагмент?

- Смешанный хор, акапелла.



Учитель. Были ли солисты?

- Да. Был один солист – тенор.



Учитель. Какой новый прием в исполнении вы услышали?

- Хор большую часть не поет, а говорит – то громче, то тише, то шепотом.



Учитель. Такой элемент называется – речевая декламация. В хоровой музыке он встречается довольно редко. Что изображают эти интонации?

- Журчание воды.



Учитель. Что выражают эти интонации?

- Встревоженность, взволнованность.



Учитель. Хорошо! А были ли контрасты?

- Нет, контрастов не было.



Учитель. Действительно, в этом фрагменте было раскрытие единого музыкального образа. Какие чувства вызвал этот фрагмент?

- Жалости, сопереживания, тревоги и т.д.



Учитель. Какое обобщение мы можем сделать после разбора этой части?

- Особенности: в этом фрагменте был использован прием исполнения – речевая декламация; исполнение смешанного хора; на фоне смешанного хора звучит солист; акапелла; ярко выраженные изобразительные и выразительные интонации.



Учитель. Продолжение разговора о хоровом концерте В.Н. Салманова мы продолжим в 3 четверти.

Повторное прослушивание.

Цель: закрепление слухового восприятия концерта для смешанного хора, его 4 части «Увели нашу лебедушку».

Учитель. Ребята мы закончим наш урок хоровым исполнением акапелла русской народной песни «Со вьюном я хожу».


«Хоровая музыка в творчестве В. Салманова»

Цель: развитие музыкальности детей и способности к творчеству в совместном исполнении

56.42kb.

13 10 2014
1 стр.


Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором

29.48kb.

04 09 2014
1 стр.


I. формирование немецкого населения россии в исторической перспективе глава II. Хоровая музыка немецких переселенцев §

I. формирование немецкого населения россии в исторической перспективе

198.22kb.

30 09 2014
1 стр.


Приложение 2 Песенный репертуар

А. Филиппенко, слова Т. Волгиной музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель музыка Р. Еникеева, слова Д. Дерзаманова музыка Э. Бакирова, слова Э. Бикчантаева музыка М. Красева, слова З

40.66kb.

17 12 2014
1 стр.


Возвышенное и земное в творчестве И. С. Баха

Показать, какое воздействие оказывает музыка И. С. Баха на человека. Познакомить с творчеством композитора, особенностью его стиля. Раскрыть понятия: токката

51.86kb.

15 12 2014
1 стр.


Музыка – стенография чувств

«Музыка стенография чувств» из цикла «Музыка универсальный язык человечества и толерантное творческое пространство»

12.61kb.

11 10 2014
1 стр.


Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента

Классик российского музыкознания Борис Асафьев говорил о том, что «музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли, при

138.35kb.

29 09 2014
1 стр.


А. С. Пушкин. Каменный гость (фильм, музыка – 4-27 мин., параллельно текст)

Или звуки человеческой души? Язык души так принято говорить о музыке. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, Музыка – это когда слова больше не нужны, пото

61.15kb.

14 12 2014
1 стр.