Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ПРЕДИСЛОВИЕ

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)



I. Урок как целостная система.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.



II. Типология уроков.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.



III. Структура уроков.

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.



Урок изучения нового материала:

первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

указание на то, что учащиеся должны запомнить;

мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

контроль результатов первичного запоминания;

регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.



Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

сообщение учащимся цели предстоящей работы;

воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

проверка выполненных работ;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

постановка цели урока;

повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

проведение проверочных упражнений;

ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

упражнения на их освоение;

упражнения на их закрепление;

тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

упражнения на перенос в сходную ситуацию;

упражнения творческого характера;

итог урока;

задание на дом.



Урок применения знаний, умений и навыков:

организация начала урока (психологический настрой учащихся);

сообщение темы урока и его задач;

изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

творческое применение знаний и умений;

упражнение по отработке навыков;

домашнее задание;

итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.



Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

организация начала урока;

постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

задание на дом.



Повторительно-обобщающий урок:

организационный момент;

вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

формулирование выводов по изученному материалу;

оценка результатов урока;

подведение итогов;

задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.



Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

организация начала урока;

проверка домашнего задания, постановка цели урока;

подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

изучение нового материала, в том числе и объяснение;

закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

подведение итогов и результатов урока;

задание на дом;

подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).



Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Цель урока:

образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).

развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).

воспитательная ( какие качества личности формируются).



Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид). Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.

II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи).

III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).

IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.).

V. Домашнее задание ( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ.

Урок № 1

Тема: Введение

Цель:

А. сформировать у чу-ся знания о предмете «Картоведение», об основных объектах картоведения и его основных целях, об основных направлениях науки, о теоритическом и практическом значении этой науки для человека

Б. Развивать мыслительную деятельность уч-ся, умения работать с картами

В. Воспитывать всесторонне развитую личность

Оборудование: атлас, физическая карта полушарий, политическая карта мира, карта Казахстана

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Содержание урока:


  1. Орг. Момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

1. Знакомство с учащимися. Игра в мяч. Учитель держит мяч и произносит своё имя, бросает ученику и предлагает ему представиться.

2. Знакомство с требованиями к подготовке к уроку.

Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.



3. Основные требования

Требования учителя к ведению тетрадей:

Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.

Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.

Рисунки выполняются простыми карандашами.

Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.

Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.

Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.

В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставляются оценки, которые будут учитываться при выведении четвертного балла.



Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.

Знакомство с критериями оценок.

"5" - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать

"4" - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.

"3" - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

"2" - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки практических и самостоятельных работ

Отметка "5". Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3". Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка "2" выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.


  1. Знакомство ребят с учебными пособиями по географии.



  1. Материал для учителя:

Картове́дение — раздел картографии; отрасль науки, техники и производства, что охватывает изучение, создание и использование картографических произведений, а также историю картографии.

Картоведение решает различные направления:

Научные исследования и разработки

Техническое обеспечение карт

Труд по изучению (производству) картографической продукции



Предмет — объекты природы и общества, их особенности, взаимосвязи, изменения в пространстве и времени.

Методы решения научных и практических задач:

Картографический метод

Метод картографического моделирования


  1. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Для чего мне нужно изучать картоведение»

Урок № 2

Тема: План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок

Цель:

• выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

• показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

• раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

• формировать умение работать с компасом.

Оборудование: компас, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Ценностный компонент урока: понимать значимость жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

Далее изучаем, как устроен компас, и по рубрике «Шаг за шагом» определяем, как с ним работать (с. 37 учебника). Намагниченная стрелка компаса с окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

Далее учитель предлагает практические задания по определению азимута на предметы. Затем задача усложняется и, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.

Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

В конце урока учитель подводит итоги, учащиеся делают выводы.

Домашнее задание: определение азимута и измерение расстояний на местности

Урок № 3

Тема: Ориентирование. Азимут

Цели урока:

1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.

2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.



Оборудование урока:

компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация



Ход урока.

Эпиграф к уроку:

Стрелка компаса на север

Показала направленье.

И по плану ты проверил

Путь дальнейшего движенья.

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.

- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.

-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)



Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта?

( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?

Способы ориентирования

-Ориентироваться можно разными способами.

-Какие способы ориентирования вам известны?

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.

Ориентирование по Луне.

Ориентирование по местным приметам.

Ориентирование по звездам.

Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.

-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.

Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам ( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.



Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад

Задание.

Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

Азимут и его определение

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.



Между севером и точкой

Отсчитай по солнцу градус-

Это азимут. Он точно

Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

(учитель показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).



Задание.

Нахождение азимута по плану.

1. Определить направление на север.

2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.

3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Рефлексия.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):

1: 10 000масштаб: в 1 см -100м

1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?

2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?

3.Н - З, Р=400м, А= ?

4.Н - Ю, Р=500м, А= ?

5.Н –В, Р=400м, А= ?

6. Н-С, Р=500, А= ?

Учитель

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?

2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?

З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

4. С какой стороны на деревьях растет мох?

5. С какой стороны муравьи строят муравейник?

б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока



Урок № 4-5


следующая страница>


I. Урок как целостная система

Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин

895.09kb.

08 10 2014
6 стр.


Лекция 1 Мировая экономика как целостная система Понятие мировой экономики Мировая экономика

Охватывает преимущественно развитые страны. Направления: а предметное

540.49kb.

11 09 2014
4 стр.


Государственного учреждения образования

Природа – целостная система с множество сбалансированных связей. Воздух – звено этого баланса. Он окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не зан

201.08kb.

08 10 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок обществознания по теме «Научное познание»

Охватывают полноты его сущностных характеристик как целого. Каждая теоретическая система вырабатывает свое видение целого, поэтому ни одна система не претендует на то, что именно о

67.23kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок формирования новых знаний Цель урока: формирование у обучающихся целостного представления о реках как природных объектах

Формирование понятий: река, исток, устье, эстуарий, дельта, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки

41.54kb.

25 12 2014
1 стр.


Бюджет и бюджетная система

Значение и сущность гос. Финансов бюджетная система как элемент финансовой системы

155.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок по теме «Система образования в сша, Британии, России» по умк кузовлева В. П., «English 9», 9 класс
36.51kb.

14 12 2014
1 стр.