Урок обществознания по теме «Научное познание»
План изучения нового материала
1. Наука. Социальные функции науки.
2. Научное познание.
-
Сущность и структура научного познания
-
Этапы и методы научного познания.
-
Типология научных исследований.
-
Прикладной характер научного знания.
-
Роль личности в науке.
-
Особенности научного познания.
3. Универсальные принципы (законы), лежащие в основе наук.
Домашнее задание:
-
познакомьтесь с § 9 учебника;
-
проследите, как алгоритм процесса познания проявляется при выборе спутника жизни;
-
приведите примеры проявления рассмотренных нами универсальных принципов в изучаемых вами школьных предметах;
-
подумайте, как эти принципы проявляются в вашей повседневной жизни.
Дидактический материал к уроку по теме «Научное познание»
-
«Найдётся ли такой человек, который, бросая дротик целый день напролёт, не попадёт хотя бы разок в цель?»
(Марк Тулий Цицерон, римский оратор)
2. Законы Мерфи и их следствия
-
Если факты не подтверждают теорию, от них лучше избавиться.
-
Число гипотез, объясняющих данное явление, обратно пропорционально объёму знаний о нём.
-
Правило точности. Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
-
Все великие открытия делаются по ошибке.
-
Внутри каждой большой задачи сидит маленькая, пытающаяся пробиться наружу.
-
Никогда не пытайтесь повторить удачный эксперимент.
-
Если вам непонятно какое-то слово в техническом тексте, не обращайте на него внимание. Текст полностью сохраняет смысл и без него.
-
Учёные настолько ушли головой каждый в своё, что не видят ни одного явления в целом, включая собственные исследования.
3. «Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить существование еще не известных нам необъятных континентов».
(Луи де Бройль, французский физик)
4. «Я верю: после разрешения каждой проблемы будет оставаться по-прежнему великой загадкой вопрос о том, как поступать с остальными проблемами».
(Поль Дирак, английский физик)
5. «Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых».
(Бернард Шоу, английский драматург)
-
«Самый глубокий фундамент науки – это уверенность в том, что в природе одинаковые явления наступают при одинаковых условиях».
(Нильс Бор, датский физик)
-
«Природа работает небольшим числом общих принципов».
(Альберт Сент-Дьерди, американский биохимик)
-
«Я убеждён, что придёт время, когда физиолог, поэт и философ будут разговаривать на одном языке».
(Клод Бернар, французский физиолог)
-
«Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой».
(Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог)
10. «В живой природе явствует спираль,
Как символ жизни, проявленье нормы,
У всех улиток общая деталь
С Галактикой – спиральность формы»
(Валерий Брюсов, русский поэт)
-
«Все в мире связано в единой начало:
В движеньи волн – шекспировский сонет,
В симметрии цветка – основы мирозданья,
А в пеньи птиц – симфония планет»
(Валерий Брюсов, русский поэт)
Научные картины мира
Классическая научная картина мира
Объектом исследования являются тела (предметы), данные нам в чувственном опыте. Исследуются
малые системы, отличающиеся небольшим количеством элементов. Между этими элементами есть чётко обусловленные связи. Свойства целого - это сумма свойств частей. Любой процесс рассматривается как перемещение тел в пространстве с течением времени. Объяснение представляет собой поиск
причин или сил, которые детерминируют (определяют) процессы и явления. Объективность познания достигается через максимальное исключение субъекта.
Человек исключает себя из познаваемого мира, он стоит как бы «над» миром.
Постнеклассическая научная картина мира
-
Осуществляются проблемные исследования. Разрабатываются комплексные исследовательские программы, которые включают различные научные направления. Принцип полифундаментальности: любая теория, сколь бы глубока она ни была, не в состоянии охватить исследуемую реальность во всей её полноте. Поэтому каждая конкретная теория, как единая система знания, раскрывает определённую сторону целого, строит его базисную модель, картину и т.п. Это воплощение идеи плюрализма – существование множества различных взглядов, разнородных дисциплин.
-
Все альтернативные описания относятся к одному и тому же многомерному объекту, но не охватывают полноты его сущностных характеристик как целого. Каждая теоретическая система вырабатывает свое видение целого, поэтому ни одна система не претендует на то, что именно она является истинной.
-
Альтернативные точки зрения на изучаемую реальность взаимно дополняют друг друга – это воплощение принципа дополнительности. В то же время сохраняется самостоятельность и ценность различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Возникает основа для диалога, компромиссов в решении жизненно важных проблем, в ходе дискуссии между различными направлениями, мировоззрениями, конфессиями, идеологиями. Осуществляется диалог теорий и подходов.
-
Изучаются сложные системные объекты, для которых характерны самоорганизация, открытость (наличие входов и выходов обмена веществом и энергией с окружающей средой), нелинейность (иные закономерности развития, темп, ритм и направление которого не заданы однозначно). Возникает новое понимание проблемы управления этими системами: управление должно ориентироваться не столько на желание управляющего, сколько на собственные традиции и тенденции развития этих систем. Повышаются этические требования к науке, растет ответственность учёных.
-
Синергетика (наука о самоорганизации материи) выходит на проблему поиска человеком своего места в саморазвивающемся мире. Если прежде человек стремился «лепить» мир по своему образу и подобию (отсюда – популярность идей прогресса, управления миром), то сейчас перед нами стоит другая задача – «слепить» себя по образу и подобию мира, не перестраивать мир, а встраивать себя в упорядоченное мироздание, искать свою «нишу». Стремление отыскать сквозные, универсальные закономерности как ориентиры для индивидуального и общественного развития.
Обществознание, 10 класс
Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Ч.1. 10 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
Фрагмент тематического планирования
(изучение темы «Познание как деятельность»)
№ урока
|
Тематика уроков
|
Тип урока
|
Основные понятия и идеи курса
|
Познание как деятельность (12 часов)
|
1.
|
Познание как одна из форм деятельности
|
Лекция-беседа
|
Познание как процесс. Эволюция процесса познания.
|
2.
|
Возможности и границы познания
|
Эвристическая беседа
|
Познание и его возможности.
|
3.
|
Истина в процессе познания
|
Урок-рассуждение
|
Истина и ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Пути постижения истины.
|
4.
|
Чувственное и рациональное познание.
|
Эвристическая беседа
|
Способы познания окружающего мира.
|
5-6.
|
Научное познание
|
Лекция с эле-ментами эвристи-ческой беседы
|
Научное познание: сущность, структура. Типология научных исследований. Прикладной характер научного знания.
|
7.
|
Ненаучное познание
|
Эвристическая беседа
|
Сущность ненаучного познания. Типы ненаучного познания: народная мудрость, житейский опыт, здравый смысл. Паранаучные знания.
|
8.
|
Социальное познание
|
Лабораторное заня-тие (работа с фраг-ментами источни-ков)
|
Сущность и особенности социального познания. Факты: интерпретация и оценка. Сложности социального познания.
|
9.
|
Самопознание
|
Практическое заня-тие
|
Самопознание и его особенности. Самонаблюдение, самоанализ, самооценка.
|
10-11.
|
«Познай самого себя»: развитие внимания, памяти и мышления
|
Урок-практикум
|
Теоретические и практические основы развития познавательных процессов и навыков.
|
12.
|
Итоговый зачет по теме
|
Комбинированный зачет (проверка тео-ретических знаний и практических уме-ний учащихся).
|
См. уроки №№ 1-11.
|