Классификация игры детей дошкольного возраста
Классификация игры по С.А. Шмакову
Основной признак игры – правила, на основе которых они организуются:
-
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – творческие
-
Игры с готовыми, закрытыми правилами – игры с правилами
К играм с правилами относятся:
- подвижные;
- спортивные;
- интеллектуальные;
- музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные);
- коррекционные;
- шуточные (забавы, развлечения);
- ритуально-обрядовые.
Творческие игры делят на две большие группы:
-
Группа. Игры на основе готовых сюжетов
Подражательные игры основаны на повторении понравившегося сюжета книги, мультфильма, действия, поступка. Это
сюжетно - отобразительная игра, в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и
игра-драматизация, в которой основой является литературный сюжет. Сюжетно - отобразительная игра – принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста. В игру-драматизацию дети любят играть в любой период детства.
Театрализованные игры ориентированы на зрителя, который оценивает результат. Это игры на основе готовых литературных сюжетов. В них дети занимают позицию актера.
2 группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок разворачивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет игры приходится на возраст 3-5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра уступает место другим видам игр.
Режиссерские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребенком игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние ее проявления приходятся на 3-ий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра становится совместной деятельностью детей.
Игра-фантазирование (игра-греза) построена на воображении. Такая игра сопровождается монологами и диалогами героев, комментариями. Игра-фантазирование протекает преимущественно в речевом плане. Продукт воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней «про себя» речью ребенка. Игра-фантазирование появляется в старшем дошкольном возрасте.
Игры интегрированного типа включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры – принадлежность старших дошкольников, им важен не только процесс, но и результат.
Импровизационные игры-этюды – это игры, в которых дети по предложению ведущего публично импровизируют на заданную тему, сюжет.
Театрализованные игры, импровизационные и игры-грезы нося название «рубежных игр» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя – появляется сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.
У каждого возраста «свои» игры. К концу дошкольного возраста появляются игры с правилами. К игре с правилами ребенок успешно переходит, только если полностью проявили свой потенциал сюжетно-ролевая и режиссерская игры.
Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С. Л. Новоселова):
-
самодеятельные (самостоятельные) игры возникают по инициативе самих детей;
-
игры, организуемые взрослыми в целях обучения, воспитания или коррекции, регламентированы задачами, которые ставит взрослый.
Как изменился мир игры современного дошкольника (игры мальчиков, девочек)?
Распространенные сюжеты игр современных детей.
Педагогическое руководство игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности детей?
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
-
ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
-
рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности;
-
инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
-
эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
-
креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. [Солнцева Ольга Викторовна]