Методические рекомендации для педагогов.
Ритуал приветствия. Знакомство с песком и правилами поведения с песком.
Ребенка следует познакомить с правилами поведения, исполнения которых вы будете требовать от него во время игры с песком.
-
«Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей». Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
-
«Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики». Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.
-
«Песок не любит, когда разрушают его замки (города, гаражи и т.п.)». Нельзя разрушать то, что построили или нарисовали на песке другие дети.
«Здравствуй, песок!»
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
-
Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».
-
Пришла пора поздороваться кулачкам — легко или с напряжением малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из ручки.
-
«Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
-
«Ручки радуются песочку» — перетираем песок между пальцами, ладонями.
-
Можно заранее заготовить маленький сюрприз — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...»
Песочек в ответ также хочет поздороваться с малышом. Как? Песочным дождиком! Взрослый набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку малыша. Песочек может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно — тогда взрослый сыплет песочек на отдельные пальчики.
Чтобы внести разнообразие, можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками; взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец. Затем меняются ролями — теперь угадывает уже взрослый.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
-
“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
-
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
-
“пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
-
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
-
“пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
-
далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
-
“поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Волшебные следы на песке.
Продолжаем игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
-
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
-
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
-
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
-
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
-
Основная часть. Игра с использованием тактильной доски.
Тактильные доски (большие). Набор из 10 фибровых тактильных досок (25.25 см) с различными рельефными рисунками позволяет развивать у детей тактильные восприятия, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, умение концентрировать внимание, распознавать основные геометрические фигуры. Символы на тактильных досках имеют особое психологическое значение. Круг и крест – пара первичных образов (архетипов) в детском рисунке. Квадрат, подобно кресту, состоит из четырех прямых углов и олицетворяет материальную основу. Концентрические круги и квадраты дети могут распознавать от самого маленького до самого большого и наоборот. Лучи звезды могут распознаваться детьми от центра к краям или от концов к центру, а также по пересекающимся линиям. Треугольники воспринимаются по-разному в зависимости от того, расположен он вершиной вверх или вниз. Знак бесконечности (горизонтальная восьмерка) используется в кинезиологии.
Ход игры: Предложите детям потрогать пальцами хорошо известные им рельефные фигуры на досках. Побудите ребенка назвать фигуру. Попросите перенести изображение на тактильной доске в песок, с помощью руки.
Усложнение: перенести изображение с закрытыми глазами; перенести изображение в песок с помощью «карандаша».

Тактильные доски (большие).
-
Рисование на песке по заданному контуру с использованием «песочного карандаша».
Ход игры: поместите контурный рисунок на дно песочницы под стекло. Предложите ребенку с помощью песочного карандаша обвести контуры рисунка.
Примеры контурных рисунков:
-
Рисование на песке с помощью палочки и зеркала.
Ход игры: установите зеркало в центре поддона с песком и предложите ребенку начать делать рисунок на песке и одновременно наблюдать за его отражением в зеркале. Сначала выберите совсем простой объект для рисования, и постепенно усложняйте задания.
Примеры заданий для упражнений с зеркалом:

-
Игры, с использованием дыхания.
Ход игры: Развитие диафрагмального дыхания. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
«Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
«Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
«Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
«Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
«Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
Ритуал прощания:
На прощание Вы можете сказать следующие слова: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой. А какое настроение у тебя? Давай отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, ты сегодня был молодец!»