Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Содержание:
Введение…………………………………………………………………………2

Глава I.Святой Франциск, основание францисканского ордена………….5
1.1.Жизнеописание Святого Франциска………………………………… 6

1.2.Братство миноритов и основание ордена францисканцев…… 9

1.3.Философские и религиозные взгляды Франциска Ассизского… 13

1.4.Литературное наследие Святого Франциска…………………… 16

1.5.Отношение современников к Святому Франциску……………… 17

Глава II. Становление и деятельность францисканского ордена………21
2.1.Деятельность первых францисканцев, их религиозно-философские взгляды…………………………………………………………………………21

2.2.Особенности организаций францисканцев, на этапе становления ордена………………………………………………………………………… 22

2.3.Францисканцы и папская курия………………………………………24

2.4.Дальнейшее развитие идей Святого Франциска и францисканский орден……………………………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………31

Введение.

Не секрет, что францисканский орден был одним из наиболее влиятельных и могущественных орденов на протяжении всей истории христианской церкви. Более того, его последователи не просто существуют по сей день, но и являются довольно многочисленными.

С исторической точки зрения вопросы появления столь могущественного религиозного ордена в христианском мире чрезвычайно интересны. Интерес и актуальность данной темы обусловлен не только огромной ролью францисканцев в мировой истории и истории христианства. Кроме того, довольно интересно как объект рассмотрения то историческое противоречие, которое привело к такому влиянию францисканского ордена на историю и политику в средневековой Европе.

Речь здесь идет о перерождении францисканского ордена и не просто полного отхода от принципов, вложенных в него его основателем – Франциском Ассизским, но и их полному отрицанию.

Следует отметить, что в последнее время многие исследователи склонны отмечать наличие довольно сложного положения, даже кризиса российской цивилизации и культуры. История жизни и пример Святого Франциска могут стать источником чистейшей христианской духовности, помочь осмыслить сущность христианской культуры и некоторые особенности христианского исторического пути.

Таким образом, актуальность указанной темы является вполне очевидной. Целью данной работы является рассмотрение религиозно-философских взглядов Франциска Ассизского и процесс возникновения ордена под его началом.

Первая глава предлагаемого исследования посвящена рассмотрению биографии Святого Франциска. Среди главных задач первой главы, в первую очередь необходимо отметить ознакомление с обстоятельствами жизни и становления братства миноритов, а позднее – ордена францисканцев, основных положений учения Франциска Ассизского и его литературного наследия.

Во второй главе данной работы рассматриваются процессы, происходившие на протяжении XIII столетия внутри самого францисканского ордена. Особое внимание здесь уделено взаимоотношениям ордена и папства, а также тем процессам, которые привели к полному перерождению ордена на новых принципах. Главными задачами второй главы являются, помимо рассмотрения указанных аспектов данной темы, выявление тех особенностей развития ордена, благодаря которым стало возможно подобное перерождение.

Среди основных источников по указанной теме необходимо, конечно же, в первую очередь, отметить произведения самого Святого Франциска. Прежде всего, стоит отметить так называемый «Устав, не утвержденный буллой», предположительно написанный Св. Франциском в 1221 году. Этот устав, называемый часто «Первым уставом», является на самом деле вторым, поскольку первым был несохранившийся документ 1209 (1210) г. В словах этого Устава предстают идеалы Франциска Азиского, его взгляды. В нем автор обращается к братьям, просит их, запрещения в нем высказываются косвенно, с помощью выражения “caveant” — “пусть остерегаются”. Несмотря на то, что стиль изложения не соответствует юридическому документу, в нем уже совершенно очевидно проявляется движение к организационному порядку: вводится такой институт, как новициат, для желающих вступить в орден и структурируется территориальное управление (орден разбивается на провинции, во главе которых ставятся провинциальные министры (провинциалы1)).

Среди литературного наследия Франциска Азиского особое место занимают «Похвалы», из которых становится понятно мировоззрение и особенности взглядов автора1.

Кроме того, среди источников по рассматриваемой теме особое место занимают ранние биографии Святого Франциска, написанные вскоре после его кончины. Так, одной из наиболее полных и разносторонних биографий, дающий представление о самых разных сторонах жизни Франциска и его ордена, является «Цветочки Франциска Азиского», точное авторство которого не установлено достоверно2.

Говоря об историографии исследуемого вопроса, стоит сказать ее крайнюю недостаточность. Большинство существующей литературы страдает либо крайней узостью тем, выбранных в качестве объекта исследования, либо же напротив – чрезмерной обширностью информации.

Практически во всех изданиях энциклопедического характера, обязательно присутствуют статьи, освященные Святому Франциску Ассизскому и его ордену3.

Большое внимание жизни и деятельности Святого Франциска, а также его ордена уделено и в исторических трудах о средневековье, где указанная тема рассматривается в общем контексте исторических событий4.

Одним из специалистов, исследовавших жизнь и деятельность Франциска Азиского является Трауберг Н. Л., в одной из статей которого дается довольно подробный анализ одной из ранних исследовательских работ, посвященных Франциску Азискому, принадлежащего Г. К. Честертону5.

Среди работ, непосредственно посвященных личности Франциска Ассизского и францисканскому ордену, особое место занимают труды священнослужителей. Так, статья архимандрита Августина (Никитина) посвящена жизни и деятельности Святого Франциска, а также его роли в истории христианства.

В своей работе Никитин дает крайне положительную оценку деятельности Франциска Ассизского, а также особо подчеркивает его исключительную роль в мировой политической и религиозной истории. Вместе с тем, несмотря на довольно подробное описание указанных аспектов, данная статья страдает недостаточностью историзма, поскольку в большей степени основана, все же, на преданиях о Святом Франциске, а не исторических аспектах его деятельности1.

Существует также ряд работ, рассматривающих значение деятельности Святого Франциска с искусствоведческой точки зрения, где дается оценка его роли в истории культуры (литературы и живописи2).



Глава I.Святой Франциск, основание францисканского ордена.
1.1.Жизнеописание Святого Франциска.
Святой Франциск Ассизский, считающийся покровителем Италии, является одним из наиболее популярных и почитаемых святых во всем христианском мире. 

  Его настоящее имя Джованни Бернардоне. Точная дата рождения Франциска не известна, принято считать, что родился он приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отца звали Бернардоне, он был успешным торговцем сукном и довольно зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил.

Вполне закономерно, что Франциск с большой теплотой относился к Франции, знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. Надо сказать, что в этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и ничто не предвещало его преображения1.

Он был молодым провинциальным повесой, наслушавшимся необычайными тогда рассказами и песнями о великих провансальских рыцарях-трубадурах. Эти рассказы казали на молодого Франциска огромное влияние и он, под влиянием их, снедаемый жаждой рыцарских подвигов, в 1202 году принял участие в войне между Ассизи и Перуджей, где в стычке у моста Сан Джованни попадал в плен.

Через год, Франциск с помощью родных, он сумел освободиться оттуда. После этого начался довольно непродолжительный период восстановления сил, а уже в 1205 году он вновь отправился в путь для того, чтобы вступить, на этот раз, в папскую армию.

Именно этому странствию и суждено было стать его «дорогой в Дамаск». Франциск добрался до Сполето, где, по преданию, на него снизошло видение, наставляющее его вернуться на родину, в Ассизи и ожидать зова к свершению благих деяний.

Франциск так и поступил, и по возвращению домой уединился и погрузился в молитвы. После этого совершает паломничество в Рим с толпой нищих, живя на подаяния и испытав на себе здесь все тяготы бедности.

Согласно все той же легенде, долгожданный зов Франциск услышал в полуразрушенной церкви Сан Дамиани на окраине Ассизи. Тогда от Распятия над алтарем вдруг прозвучал призыв: «Ступай Франциск и восстанови разрушенный дом Мой».

Здесь же, 24 февраля 1208 года, он вдруг с особенной силой проникся словами Христа, какими Он напутствовал Своих учеников в их проповедовании Его Благой Вести: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете1».

Надо сказать, что с самых ранних лет Франциск всегда был щедр по отношению к нищим, но паломничесво в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Именно в это время ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования и духовным идеалом Франциска теперь стало «нищее житие». 

Теперь, смысл жизни и призвание стали для Франциска предельно ясны: отрекшись от всех мирских радостей и облачившись в самую бедную одежду, он начинает свой путь подражания Христу в проповеди, в молитве, в посте и покаянии1.

Совершенно новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории, сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позднее, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир2».

Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом. Франциск отказался не только от отцовского наследия, но и от одежды, которая была на нем. Прося подаяние он всегда заботился о том, чтобы хлеб был самый черствый, самый черный, а объедки — хуже тех, которые бросают псам. Тем самым Франциск жил хуже нищего. Он был готов отказать себе во всем, а это гораздо сложнее на деле, чем утонченная простота, которую вегетарианцы и трезвенники называют простой жизнью.

Также относился он и к одежде, довольствуясь самым плохим. По одной из легенд, он обменялся платьем с нищим, и конечно, охотно обменялся бы с пугалом. Согласно преданию, он отбросил кушак (может быть, с особенным пренебрежением, ибо по моде того времени на кушаке висел кошель) и подпоясался первой попавшейся веревкой, как последний бродяга подвязывает бечевкой штаны. Всего через десять лет эта случайная одежда стала обычной для пяти тысяч человек1.

Постепенно вокруг Франциска собирается круг его последователей. В 1207-1208 годах Франциск Ассизский основал братство миноритов («меньших братьев»). Именно на основе данного братства впоследствии возник францисканский орден2.

1.2.Братство миноритов и основание францисканского ордена.

Как уже было сказано выше, в 1207 году Франциск Ассизский основал братство миноритов, который, практически в неизменном виде просуществовал вплоть до 1209 года.

Целью создания братства была проповедь и распространение по миру христианских идей бедности, аскетизма, любви к ближнему и т.д3.

Первоначальное братство вплоть до начала 1220 года было совершенно новым явлением в церкви, что выразилось, в первую очередь, в том, что минориты подражали Христу и апостолам, воспроизводя их жизнь, но поняли они ее не традиционно, как каноники, а по-новому.

16 апреля 1209 года составленные Франциском «Правила» для членов образовавшегося братства «Меньших братьев» получили одобрение папы, официально закрепившее существование братства. Примерно с этого же времени ряды последователей Франциска пополняются и женщинами, для которых Франциск, спустя три года, учредил второй Орден, известный как Орден кларисс, по имени первой его последовательницы Клары Оффредучи.

Святой Франциск написал «Устав монашеского ордена» (так называемый Устав, не утвержденный буллой), который пытался учредить, что ему и удалось сделать. Стоит заметить, что именно этот устав, наряду с некоторыми другими документами, является одним из основных источников по жизни и взглядам Святого Франциска1.

Затем, после получения устных одобрений со сторон папы Иннокентия III, в 1223 году следующий папа, Гонорий III, издает буллу с подтверждением права учреждения ордена францисканцев. 

  Франциск довольно много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни2.

В качестве странствующего проповедника Франциск Ассизский побывал во многих странах. Так, он посетил Испанию, Южную Францию, Египет и Палестину.

Практически повсюду, где бывал Франциск со своими проповедями, под их влиянием складывались организации его последователей (миноретов3). Самопроизвольно возникающие организации мирян и основанные Франциском, францисканцами группы, выливались в одинаковые формы, стремятся к одному и тому же идеалу, представленному самим братством миноретов.

В 1212 году Франциск намеревался посетить святые места, но судно потерпело кораблекрушение в Адриатическом море, и ему пришлось вернуться на родину3.

Стоит заметить, что далеко не всегда эти путешествия были безопасны и порой он и его братия подвергались большой опасности, как это случилось, например, в Марокко, когда пять монахов-францисканцев, отправившихся туда, погибли от рук мусульман. Сам же Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте в 1219 году (вместе с войском крестоносцев). Согласно преданию, Франциск проник в лагерь мусульман-сарацинов и пытался проповедовать там о Христе, предприняв даже попытку обращения сулана вхристианство.

С увеличением численности ордена возникали внутренние разногласия, особенно в те периоды, когда сам Франциск отправлялся в миссионерские путешествия.

Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах постепенно превращалось в оседлый орден со строгой иерархией.

Более того, Франциск отказался быть «министром» (т. е. главой ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления и в 1220 году вообще отошел от руководства орденом. Тем не менее, в силу того, что он был связан обетом послушания, не восставал против тех изменений, которые происходили в ордене францисканцев1.

В силу всех этих, печальных для Франциска обстоятельств, в 1220 году, по возвращении из поездки на Восток, где он пытался распространять христианство среди мусульман, он окончательно отошел от руководства ордена францисканцев, противясь его перерождению.

Стоит сказать, что довольно быстрое распространение взглядов Франциска Ассизского, а также повсеместное возникновение организаций его последователей, привели к тому, что его деятельностью довольно быстро заинтересовалась официальная церковь. Она сумела в собственных целях использовать проповедь Франциска, которая очень быстро находила поддержку среди самых разных слоев населения.

Таким образом, папство не просто весьма пристально следило за деятельностью самого Франциска и его последователей, но и направляла ее в нужное для него русло. Именно поэтому, несмотря на непосредственное присутствие Франциска, проповедовавшего идеи нищенства и противившегося существовавшей иерархической структуре внутри различных церковных институтов (в том числе, монашестве), орден францисканцев еще при его жизни при активном содействии папы превратился в обычный монашеский орден1.

В последние годы жизни болезни особенно преследовали Франциска, в силу чего ему даже пришлось отказаться от замысла побывать во Франции и Испании. Духовная потребность, наряду с постоянно расширяющимся движением его последователей, настоятельно требовали изменения и дополнения «Правил», поэтому он остался в Италии.

Настоятельная потребность духовного роста и труды в подражании Христу, в конечном счете, и выразились в том, что в 1224 году, он, вместе с тремя своими последователями отправляется на гору Верния в Тоскане, чтобы там вершить новые, доселе невиданные, духовные подвиги.

Согласно легенде, во время молитв и скорби о крестных муках Христа, на него снизошло видение шестикрылого серафима. После его исчезновения, на теле Франциска обнаружились «стигматы», т.е. следы ран Христа на кистях, стопах и на боку.

К Рождеству 1225 года Святой Франциск возвращается в церковь Санта Мария дельи Анджели, и, несмотря на окончательно подорванное здоровье и прогрессирующую слепоту, в течение нескольких месяцев он ездит по Умбрии, обращаясь с наставлениями и проповедями к жителям провинции.

В силу прогрессирующего ухудшения зрения Франциска, братья по ордену отвезли его в Риети на лечение, оказавшееся безуспешным.

После довольно непродолжительного пребывания в Сиене, Франциска привезли на его родину в Ассизи, где он и скончался в монастыре при Санта Мария дельи Анджели 3 октября 1226 года на руках у своих первых братьев-сподвижников: Массео, Анджело, Сильвестро, Иллюминато. Уже через два года спустя Франциск был канонизирован папой Григорием IX1.



1.3.Философские и религиозные взгляды Франциска Ассизского.
Францисканский орден положил начало традиции создания и существования нищенствующих орденов в Европе. В нищенствующих орденах, как и в папстве, нашла себе новые орудия универсальная, вселенская идея, справедливая в общей своей форме антиномичность сознания, которая особенно применима к изучаемой нами эпохе2.

В некотором смысле Франциск Ассизский проповедовал необходимые официальной церкви идеалы, поскольку основу его проповеди составляли идеи нищенства.

От своих учеников Франциск Ассизский требовал полного отказа от богатства. Более того, по его представлениям его последователи должны были полностью отречься вообще, от какого бы то ни было имущества.

Первые францисканцы и сам Франциск Ассизский призывали к жизни милостынью, основанной на традициях аскезы и послушания.

Необходимо отметить, Франциск активно критиковал существовавшие в то время монашеские ордена, которые все больше отходили от христианских принципов и приобретали все более строгую иерархическую структуру и становились все более оседлыми.

При этом, стоит все же оговориться, что Франциск не отрицал института монашества как такового, считая его необходимым для христианской веры и церкви. Вместе с тем, он активно призывал монахов покинуть стены монастыря и начать жить подобно его ордену – милостыней, проповедью и послушанием в миру.

Только таким способом, по его мнению, было возможно распространение христианской веры в мире, только это был идеал монашества для него – не оседлая, строго иерархичная организация, а странствующие монахи, живущие в нищете и тем самым дающие пример остальным христианам1.

Говоря об особенностях мировоззрения Святого Франциска и его последователей, нельзя также обойти вниманием наличие в нем некоторой доли символизма. Франциск Ассизский и его сподвижник брат Эгидий постоянно искали символы в окружающем мире, способные направить и подсказать правильное движение.

Стоит заметить, что именно благодаря символизму, индивидуальное, не окончательно теряя своего интереса, поглощается и преодолевается общим. Таким образом, отщепенцы францисканского движения отстаивают свой образ жизни в большей степени не потому, что верят в его истинность, а потому, что так приписывает поступать устав, а устав — это Евангелие Христа.

Однако, Св. Франциск не «любил природу». Для него было в действии, он был мистиком, а значит и врагом тех, кто растворяют очертания вещей, растворяют суть в «атмосфере». Франциск был реалистом в самом реальном, средневековом смысле, как и все лучшие умы его века, победившего номинализм XII столетия. Для Франциска птицы и звери в некотором смысле были подобны геральдическим животным, но не потому, что он считал их мифом, а потому, что он считал их фактом, ярким, несомненным, точным, независимым от иллюзий атмосферы и перспективы1.

Стоит подчеркнуть, что символизм францисканцев также в определенной степени стал воплощением их стремления подражанию Христу и его жизни

Касаясь существующей проблемы единства христиан, сказать, что существует основная стихия христианской жизни и на Востоке и на Западе, которая способна не просто объединить все христианство, но и представляет собой его основу (в известном смысле слова).

В качестве яркого примера этого может служить жизнь и деятельность Святого Франциска. Так, согласно легенде, во время последней своей болезни он отказывается слушать чтение Священное Писание и отвечает брату: «Мне больше не нужно, сын мой. Я знаю Христа бедного и распятого».

Таким образом, Франциску было достаточно постоянного устремления на Распятого. Именно в этом заключена исключительная мудрость Франциска, красной нитью проходящая через его жизнь от видения Христа в часовне Сан Дамиани до стигматиции на вернской горе2.


1.4.Литературное наследие Святого Франциска.

Говоря о личности Святого Франциска нельзя обойти вниманием его богатое литературное наследие, которое он оставил. В своих произведениях он выражал собственные представления о Боге, религии, существующих церковных и монашеских порядках и т.д. – словом, выражал собственную мировоззренческую позицию.

Именно благодаря его богатому литературному наследию у нас есть возможность лучше понять этого незаурядного человека и постичь его философию.

Прежде всего, необходимо отметить, что среди литературных произведений Святого Франциска существуют не только сугубо религиозные книги, написанные на латыни, но и ряд поэтических произведений, написанных на итальянском языке.

Говоря о религиозном литературном творчестве Франциска Ассизского, в первую очередь необходимо назвать «Похвала добродетели1», «Похвала богу2», а также, уже упоминавшаяся ранее «Устав3» и ряд других произведений.

В этих литературных памятниках Святой Франциск выразил свое отношение к Богу и религии, описал основные положения своего учения и идеальном, по его мнению, жизненном поведении монахов и простых людей.

Среди его поэтических литературных произведений необходимо назвать «Кантику брата Солнца4», написанную им в 1224 году на умбрийском диалекте ассонансами. Этот гимн славит не только Бога, но и все его творения. Он представляет собой весьма оригинальное поэтическое произведение, предназначенное для хорового исполнения.

В ней автор выразил гармоничное видение вселенной, идеи гармоничного слияния человека и вселенной, радостное одухотворение природы. Все эти оригинальные черты внесли новые мотивы в религиозную поэзия, значительно ее оживив1.

Франциск восхищается красотой природы, ее гармоничностью в «Гимне брату Солнцу», он жалеет и любит свое тело, бедного «брата осла1». Все это вступает в определенное противоречие с обстоятельствами его собственной жизни, когда сам он изнуряет свое тело чрезмерной, достигающей пределов гастрономии аскезой, подавляет в себе самые естественные и невинные желания.

Тем самым, поэт пантеистической любви вдруг становится упорным борцом с демонами. При этом, непосредственное подражание Христу и свободное понимание Его заветов чередуется в нем с формализмом и буквоедством2.

Вместе с тем, Кантика явилась одним из наиболее ярких ранних поэтических памятников, написанных на народном языке. Необходимо отметить, что кантика сыграла важную роль в развитии религиозной литературы не только Италии, но и всего мира. Более того, она же явилась важной вехой, дав определенный толчок и направление для дальнейшего развития светской итальянской поэзии3.

1.5.Отношение современников к Святому Франциску.

Как уже было сказано выше, Святой Франциск является одним из наиболее почитаемых в христианской традиции святых. Более того, он был весьма уважаемым человеком и почитался еще при жизни. Не случайно, что всего через два года после его смерти он был официально канонизирован.

Разумеется, его современники оставили о нем ряд литературно-биографических произведений, которые дают возможность более подробно ознакомится не только с подробностями жизни самого Франциска, но и его ордена, а также лучше понять его воззрения.

Существует, по крайней мере, четыре его биографии, написанные его современниками в течение первых четырех десятилетий после его смерти.

Агиография Святого Франциска стала складываться, в период подготовки к его канонизации, которая состоялась 16 июля 1228 года. Канонизация требовала создания официального жития святого, поэтому, по поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат Фома Челанский.

Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в начале 1229 года и вошел в историю как «Первое житие», который был весьма рапространен до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска. После этого первое житие было уничтожено. Единственный его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов, а впервые опубликован лишь в 1768 году. 

  «Первое житие» оказалось не достаточно полным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему.

Полученные таким образом материалы были переданы затем Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом францисканского ордена. На основании собранных материалов он написал новую, расширенную биографию Святого Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого.

  Фома Челанский написал также «Трактат о чудесах», который имел своей целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями Святого Франциска.

Стоит заметить, что в период его написания достойны официального восхваления стали деяния двух Францисканских орденов (мужского и женского францисканского ордена Святой Клары). Трактат дошел до нас в единственном манускрипте, написанном около 1300 года. Впервые он был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа.

В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание Святого Франциска, который написал Святой Бонавентура. Его «Большая легенда» является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии.

Свой труд Бонавентура представил уже в 1263 году Генеральному Капитулу в Пизе, где это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого1.

Через три года после этого события на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием Святого Франциска, а все более ранние его жития аннулировались, т. е. были уничтожены. Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков и именно она и стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни, а также источником для исследований его жизни.

«Цветочки Святого Франциска1» было написано в последнюю четверть XIV столетия. Это произведение довольно близко подходит к статусу авторского, хотя оно было составлено более чем через сто лет после смерти святого. Точное авторство данного произведения не установлено, но многие исследователи склонны приписывает его руке Уголино из Монтеджорджо.

Тем не менее, несмотря на многочисленные предположения об авторстве данного литературного памятника, до сих пор  в исторической науке принято считать его анонимным произведением. В нем собраны многочисленные легенды, рассказы и свидетельства о жизни Святого Франциска.

  Подводя итог, необходимо отметить, что уже при жизни Франциск почитался как святой. Сразу же после его смерти легенды и сказания о нем умножились, зачастую они «конструировались» по типу библейских, и Франциск изображался высекающим воду из скалы (подобно Моисею) или являющимся на небе в огненной колеснице (как Илия), но самым важным было его уподобление Христу.

Биографические повествования о нем формировались по принципу: Франциск Ассизский – второй сын Божий. Этот взгляд на Франциска особенно распространился к XV веку, когда появились рассказы о том, что Франциск родился в хлеву между ослом и волом, что в своем служении он превратил воду в вино, что у него было двенадцать учеников и, подобно тому, как Иоанн был «возлюбленным» для Христа, Лев был ближайшим для Франциска. В этот же период раны распятого Христа чудесным образом «проявились» и на теле Франциска (стигматы).

Все эти тенденции нашли отражение и в народных песнопениях о Святом Франциске, и в живописи2.



Глава II. Становление и деятельность францисканского ордена.
2.1.Деятельность первых францисканцев, их религиозно-философские взгляды.
Как уже было отмечено выше, появление францисканского ордена ознаменовало собой и дало толчок к дальнейшему развитию движения ниществующих орденов. Вместе с тем, сам францисканский орден был основан далеко не единовременно, а развивался на базе и из основанного Франциском Ассизским братства миноретов.

Наиболее ярко и последовательно члены братства, а затем и ордена, воплощали в жизнь идеалы их основателя только до 1220 года. В этот период францисканцы, одетые в коричневые шерстяные туники, перепоясанные веревками, в сандалиях на босую ногу странствовали по Италии и другим странам с проповедями.

Посредством своих проповедей францисканцы стремились не просто к распространению христианских идеалов и веры в мире, но и к соблюдению, почитанию и воплощению истинных христианских идеалов в жизнь теми, кто уже считал себя приверженцами христианской веры.

Можно сказать, что францисканцы, в период зарождения и становления ордена были настоящими фанатиками христианской веры. При этом, они были крайне миролюбивы, смиренны и не просто проповедовали нищенство, послушание и аскезу, но и сами давали яркий пример соблюдения всех перечисленных обетов и правил1.

Первый биограф святого Франциска, Фома Челанский писал о начале францисканского движения: «Множество людей, дворяне и чернь, духовные лица и миряне, ощутив прикосновение Божие, начали собираться вокруг св. Франциска, желая жить под его руководством... Он, как река, полная небесной благодати, орошал их дождем духовных даров, а поля их сердец украшал цветами добродетелей... По его призыву люди идут к спасению, следуя его примеру, Уставу и учению. Он всем указал дорогу спасения1».

Святой Франциск и его сподвижники искренне считали, что они посланы, чтобы обратить людей к Евангелию, проповедовать обращение к Богу и ближним, призывать к братству.

Стоит отметить, что движение первых францисканцев было лишено слепой, фанатичности, более того, можно даже сказать, что оно обладало определенной долей демократизма. Уважая разнообразие жизненных путей, они объясняли людям, что не обязательно жить за монастырскими стенами, чтобы достигнуть полноты христианского совершенства, а можно прийти к святости, даже живя в семье и исполняя свою повседневную работу2.

2.2.Особенности организаций францисканцев, на этапе становления ордена.

Необходимо отметить, что первоначальная община учеников Франциска вовсе не имела монашеского характера. Его община представляла собой своеобразное соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами.

Об основных занятиях и деятельности первых францисканцев довольно подробно рассказано выше, но помимо этого, необходимо оговориться, что наряду с занятиями проповедью и благотворительностью, они не имели постоянного местопребывания и совершенно никакой собственности.

Подобные условия жизни были обусловлены убеждениями первых францисканцев, активно выступавших против монашества, как единственно возможного способа служения Богу, а также монастырей, как единственно возможной монашеской обители и места пребывания.

Подобный, традиционный взгляд, шел вразрез с воззрениями францисканцев. Они считали возможным служению Богу и проповедь христианской веры даже в повседневной жизни, простыми людьми, а для монаха, по их мнению, необходимым было постоянное перемещение в различные регионы страны и мира, отказа от любой собственности, с целью постоянного распространения христианской веры, а не «бездейственное» пребывание на территории монастыря1.

С увеличением численности последователей Святого Франциска, а также под активным давлением церкви, были созданы общие и местные капитулы (собрания) францисканцев, а также должности генерального и провинциального министров (глав общин).

Стоит сказать, что местом действия первоначальной францисканской общины была только лишь Средняя Италия, но довольно быстро братья францисканского ордена распространились практически по всем странам Европы, чему не в малой степени способствовали паломничества самого Франциска Ассизского.

Постоянное и упорное паломничество представителей францисканского ордена в самые различные уголки мира, привело к тому, что уже в 1219 году последователи францисканцев появляются в Германии и Франции. В 1220 году в Англии также появляется францисканская община. В 1228 году приверженцы францисканских взглядов появляются в Венгрии, а затем и в Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии. Таким образом последователи Франциска и сторонники, продолжатели его ордена, появились на территории практически всей Европы в довольно короткий промежуток времени2.

Именно в 1220-х годах происходит полное перерождение ордена францисканцев, когда они на практике отходят от собственных идеалов и принципов, на которых орден был создан. Благодаря многочисленным сторонникам и щедрым пожертвованиям и дарениям мирян, а также многочисленным завещанным францисканцам имуществам, довольно скоро орден стал одним из крупных собственников.

Подобное положение дел не просто не соответствовало, но более того – полностью противоречило главным принципам, на которых был основан орден изначально и которые проповедовал Святой Франциск1.



2.3.Францисканцы и папская курия.

Необходимо отметить, что 1220 год является своеобразным рубежом в развитии и истории ордена францисканцев. Именно в этот период происходит переориентация ордена на новые ценности и начала, вопреки даже тому, что его непосредственный основатель был жив и принимал, пока еще активное участие в жизни своей организации. Кроме того, именно в этом году сам Святой Франциск окончательно отходит от дел управления своего ордена под влиянием уже в полной мере обозначившихся тенденций его перерождению.

Община францисканцев, превратившись в орден, стала в очень тесную связь с римской курией, которая на протяжении длительного времени оказывала им неизменное покровительство при частых столкновениях их с епископами и приходским духовенством.

Более того, папа также активно содействовал притоку щедрых пожертвований в пользу францисканского ордена со стороны светского общества.

Среди многих привилегий, данных ордену самим папой, важнейшей было право проповеди и совершения таинств. Все эти привилегии и особое внимание к францисканскому ордену со стороны папы, способствовали не только улучшению отношений между ними. Все это давало возможность папе следить за процессами, происходящими в ордене и направлять их в необходимое для себя русло.

Совершенно особенное значение для папской курии имела францисканская проповедь, которая проникала во все слои населения и своим нравственно-практическим направлением. Она в значительной степени отличалась от гораздо более ученой проповеди доминиканцев и гораздо лучше усваивалась простым населением.

Вместе с тем, сам состав и особенности тех идеалов, которые проповедовали францисканцы во многом отвечали потребностям папы, особенно в борьбе с ересями.

Таким образом, довольно быстро францисканцы стали верными слугами римской курии. Со временем, в религиозной части они, наряду с доминиканцами, получили в свое распоряжение инквизицию над еретиками.

Что касается политического влияния, то и здесь францисканцы довольно скоро стали занимать весьма заметное положение, поскольку неизменно использовались папами в борьбе с собственными противниками.

Так, например, деятельное участие Францисканский орден принял в преследовании императора Фридриха II. Чуть позднее, уже во второй половине XIII века, францисканский орден в немалой посодействовал также приведению португальских королей к покорности римскому престолу.

Более того, со временем, нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакой собственности, выступили также в роли собирателей различных сборов в пользу Рима.

В значительной степени связь францисканского ордена и папской курии еще больше упрочилась при Александре IV. Так, в 1256 году, в столкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергично он принял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельма де Сент-Амура, а самим нищенствующим орденам даровал право свободного преподавания в университетах.

Стоит отметить, что этим правом францисканцы, как, впрочем, и доминиканцы, воспользовались в довольно широкой мере1.
2.4.Дальнейшее развитие идей Святого Франциска и францисканский орден.

Однако, несмотря столь тесный и взаимовыгодный союз францисканского ордена и папской курии, среди францисканцев сохранялась все же группа, болезненно чувствовавшая изменения, которые обратили первоначальную общину в орден.

Следует отметить, что первоначально эта группа стремилась лишь к тому, чтобы как можно в большей чистоте сохранить францисканский орден, а также правило и завещание Франциска.

Когда же во главе францисканского ордена стал преемник Святого Франциска, Илья Кортонский, желавший как можно больше использовать привилегированное положение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов Святого Франциска подвергались всяческим преследованиям.

Следует отметить, что особенное значение получила эта орденская партия, когда в ее среде распространились доктрины Иоахима Флорийского. Более того, образовался целый пласт псевдоиоахимовской литературы. В ней возвещалось о близком осуждении церкви и переход к царству Святого Духа, где носителями истинной благодати станут монашеские ордена.

Особое место среди этих орденов отводилось, что вполне закономерно, самому францисканскому ордену. При этом, сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа, принесшего людям новое откровение.

Не менее охотно, чем грядущий суд над церковью, изображали псевдоиоахимисты также и ее настоящие недостатки: преобладание в ней светских корыстных интересов. Особенным нападкам подвергались папы, которых обвиняли пап в искажении заветов Святого Франциска.

Разумеется, папская курия не терпела все эти нападки и обвинения в свой адрес, а отвечала на них репрессиями, всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую дисциплину вообще. Кроме того, трактат францисканца Герардина «Введение в вечное Евангелие», представлявший собой истолкование подлинных сочинений Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор его приговорен к пожизненному заключению.

В конце XIII века, францисканцы, стоящие на почве переработанного иоахимизма, получают название «мужей духа», «спиритуалов» и сосредоточиваются в Южной Франции и Италии, главным их представителем был Петр Олива.

Именно у него звучит идея о постепенном развитии церкви, проходящей через 7 стадий, или эпох. Последняя из этих эпох будет благодатным царством Святого Духа, предвестником которого является Францисканский орден.

Однако, у Оливы, как и у самого Иоахима, данный переход представляется не как осуждение современной церкви, а как естественное развитие откровения. Олива старался примирить высокую оценку, которую давали спиритуалы правилу и завещанию, с послушанием церкви, в силу чего он не подвергся проследованию.

Гораздо более резкое отношение к правящей церкви было у итальянских спиритуалов. В своем трактате Убертин да Казале, изображая приближение царства Святого Духа, осуждает всю современную ему церковь. Особенно резки его отзывы о папах, которые как бы распяли Святого Франциска, искореняя насажденную им евангельскую бедность. Более того, Убертин видел в папах орудия антихриста.

Другая группа итальянских спиритуалов, во главе с Клареном, окончательно отделилась от францисканского ордена и образовала, под покровительством папы Целестина V, особое братство, но уже Бонифаций VIII, заставил их вернуться в орден.

Совместное пребывание в ордене спиритуалов и так называемых «конвентуалов», т.е. тех, кто осуждал иоахимизм и стоял на почве полного подчинения церкви, служило источником постоянных раздоров.

В начале XIV века Климент V предпринял неудачную попытку примирить обе группы декларацией 1311 года, а уже Иоанн XXII стал смотреть на спиритуалов как на открытых еретиков: некоторые из них было сожжены в Марселе за то, что не признавали права папы изменять орденское правило1.

Рядом со спиритуалами появляются также фратичеллы и бегины, преимущественно среди терциариев, развивавшие воззрения спиритуалов и открыто порвавшие с церковью.

Попытка Иоанна XXII бороться с беспокойными элементами ордена и экзальтированным культом евангельской бедности посредством догматического признания, что у Христа и апостолов была собственность, а также предоставления собственности францисканцам, привела к отпадению большей части ордена от папы и к союзу ее с Людовиком Баварским2.

Заключение.

Рассмотрев подробным образом деятельность и биографию Святого Франциска Ассизского, а также процесс возникновения и становления его ордена, можно сделать ряд немаловажных выводов.

Прежде всего, с религиозной точки зрения, необходимо отметить, что его жизнь была сложна и многогранна, что дает возможность каждому поколению верующих находить в нем то, в чем испытывает потребность, или что хочет отрицать.

Духовная деятельность Святого Франциска в разное время по-разному оценивалась русскими православными богословами и мыслителями. Тем не менее, несмотря на это, а также то, что прошло уже более 800 лет со дня рождения Святого Франциска, он все же продолжает жить.

Святой Франциск стал первым «западный» святой, которого по-настоящему почитают и русские верующие, что означает, что наметился процесс сближения православных и католиков.

С исторической точки зрения необходимо заметить, что на сегодняшний день францисканский орден насчитывает около 45 тысяч монахов и 2 миллионов и является самым значительным по численности в римско-католической Церкви.

Разумеется, говоря о могуществе, славе и влиятельности францисканского ордена в разные времена, необходимо оговориться, что в целом, францисканский орден отошел от тех заветов, что оставил Святой Франциск своим ученикам. Произошло это довольно быстро с момента его основания, еще при жизни самого Франциска.

Подобное перерождение францисканского ордена, по-видимому, было вполне исторически закономерным явлением. Идеи, проповедовавшиеся Святым Франциском быстро были по достоинству оценены папской курией, стремившейся во что бы то ни стало сохранить собственную власть, влияние и богатство.

Кроме того, для того, чтобы следовать за Святым Франциском и не соблазняться подкупами со стороны официальной церкви, необходимо было быть по-настоящему чистым и убежденным человеком, как и сам Франциск. К сожалению, в 1220-е годы таких людей в составе францисканского ордена не нашлось достаточно для того, чтобы дальше развивать орден на началах братства и нищенства.

Вместе с тем, все же необходимо отметить наличие внутри самого ордена группы францисканцев, не просто придерживавшихся изначальных постулатов своего учителя, но и призывавшие своим примером следовать учению Святого Франциска. Подававшие пример отказа от имущества и нищенства для истинных монахов, а также о возможности следования христианским истинам и послушанию в повседневной, мирской жизни.



Список источников и литературы.
Источники:


  1. Франциск Азиский. Приветствие добродетелям./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 478.

  2. Франциск Азиский. Призыв к восхвалению Бога./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 490.

  3. Франциск Азиский. Устав, не утвержденный буллой (1221)./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995.

  4. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990.



Литература:


  1. Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm

  2. Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978.

  3. Киреева В. В. История средних веков. М, 1999.

  4. Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.

  5. Нефедов С. История Святого Франциска./ История средних веков. https://www.cn.ru/edu/history/middhistory/ch28.html

  6. Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 83-128.




1 Франциск Азиский. Устав, не утвержденный буллой (1221)./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995.

1 Франциск Азиский. Приветствие добродетелям./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 478. Франциск Азиский. Призыв к восхвалению Бога./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 490.

2 Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990.

3 Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978.

4 Киреева В. В. История средних веков. М, 1999. Нефедов С. История Святого Франциска./ История средних веков. https://www.cn.ru/edu/history/middhistory/ch28.html

5 Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 83-128.

1 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm

2 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.

1 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.



1 Цит. по: Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли.// https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm /Мф 10,39


1 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm

2 Цит. по: Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.

1 Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 101.

2 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 9.

3 Францисканцы./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 10.

1 Устав, не утвержденный буллой (1221)./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 180.

2 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.

3 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 9.

3 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm


1 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.


1 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 9-10.


1 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 9-10.

2 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm


1 Киреева В. В. История средних веков. М, 1999. С. 73.


1 Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 105.

2 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm

1 Франциск Азиский. Приветствие добродетелям./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 478.

2 Франциск Азиский. Призыв к восхвалению Бога./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 480.

3 Устав, не утвержденный буллой (1221)./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 180.

4 Гимн брату Солнцу./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 180.

1 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 9-10.

1 Гимн брату Солнцу./Франциск Азиский. Полное собрание сочинений. Сост. В. Л. Задворный. М, 1995. С. 180.

2 Архимандрит Августин (Никитин) Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли/https://onechurch.narod.ru/txt/arch_avg.htm

3 Франциск Ассизский./Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 10.


1 Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 90.

1 Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990.

2 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11.

1 Францисканцы./ Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 10.


1 Цит. по: Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11

2 Майкапар А. /Искусство, «Первое сентября», 2004. Ст. 11


1 Трауберг Н. Л. Франциск Азиский. Г. К. Честертон./ Вопросы философии. 1989, № 1. С. 104.

2 Нефедов С. История Святого Франциска./ История средних веков. https://www.cn.ru/edu/history/middhistory/ch28.html

1 Францисканцы./ Большая Советская энциклопедия. Т. XXVIII. Глав. Ред. Прохоров А. М. М., 1978. С. 10.


1 Нефедов С. История Святого Франциска./ История средних веков. https://www.cn.ru/edu/history/middhistory/ch28.html

1 Нефедов С. История Святого Франциска./ История средних веков. https://www.cn.ru/edu/history/middhistory/ch28.html

2 Киреева В. В. История средних веков. М, 1999. С. 81.


Ii. Становление и деятельность францисканского ордена

Деятельность первых францисканцев, их религиозно-философские взгляды

331.87kb.

01 09 2014
1 стр.


Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени

Описание устройства

177.41kb.

30 09 2014
1 стр.


«Мир детства» в текстах воспитанников частных пансионов и школ России

Сударственной и становление частной систем образования. Последняя включала учебные заведения, основанные частными лицами, и деятельность домашних учителей и наставников

79.43kb.

10 09 2014
1 стр.


О 1 рден в нашей семье «Ордена – знак заслуг перед теми, кто дает ордена»

Отечеством, за вклад в развитие и процветание своей страны. Орден – это высшая государственная награда за воинские заслуги и другие отличия. Великой честью считается получить Орден

107.45kb.

15 09 2014
1 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по направлению 050100 «Педагогическое образование»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

121.76kb.

15 09 2014
1 стр.


Зарождение и становление офтальмологической службы на Урале Б. В. Соколов, Н. Ф. Гарелышева Свердловский областной музей истории медицины

Офтальмологическая служба представляет собой совокупность взаимосвязанных специализированных медицинских учреждений и специализированных подразделений в лпу, деятельность которых н

46.53kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

140.13kb.

15 09 2014
1 стр.


Гкук пермская государственная ордена Знак Почета краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького Отдел научно-исследовательской и методической работы Экологическая

Гкук пермская государственная ордена Знак Почета краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького

2288.03kb.

29 09 2014
13 стр.