Индивидуальный и рыночный спрос.
9 класс
Открытый урок
учителя экономики
школы № 35
Тонышевой О.В.
Тема: Индивидуальный и рыночный спрос.
Цель урока: уяснить различия между индивидуальным и рыночным спросом.
Задачи урока:
-
Образовательные – более детальное рассиотрение спроса и факторов, влияющих на спрос.
-
Развивающие – развивать экономическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач.
-
Воспитательные – повышать интерес к изучению экономики.
-
Оборудование: раздаточный материал (каждому учащемуся) по ксерокопии упражнений.
Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
-
индивидуальный спрос;
-
рыночный спрос;
-
кривая индивидуального спроса;
-
кривая рыночного спроса.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление материала.
-
Д/З заполнить таблицу.
Изучение нового материала.
Ребята, вы знаете, что рынок функционирует на основе взаимодействия спроса и предложения.
Давайте вспомним:
1.Что такое предложение?
2.От чего зависит предложение?
3.Что такое спрос?
4.Закон спроса?
5.От чего зависит спрос?
Каким же может быть спрос? Спрос может быть индивидуальным и рыночным.
Определение: Индивидуальный спрос – спрос отдельных покупателей.
Рассмотрим индивидуальный спрос графически:
На рынке аудиокассет покупки делают два покупателя: Андрей и Сергей.
Андрей готов купить хотя бы 1 кассету по цене 10 рублей. По цене 6 рублей он готов купить 5 кассет, при цене 4 рубля – 10 кассет, при 2 рублях – 15 кассет.
Сергей готов купить, хотя бы 1 кассету по цене 6 рублей, по цене 4 рубля – готов купить 5 кассет, по цене 2 рубля – 10 кассет.
Вывод: (в тетр.) Мы видим, что у Сергея дела с финансами обстоят хуже, чем у Андрея. У каждого потребителя при одном и том же уровне цены спрос разный.
Определение:
Рыночный спрос – это суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.
Рыночный спрос рассмотрим графически.
Рынок учитывает спрос наиболее богатого покупателя, т.е. в данном случае Андрея. Но затем на рыночный спрос начинает влиять и спрос Сергея, следовательно и при цене 4 рубля рыночный спрос уже равняется 15 кассетам, т.е. 10+5=15 следовательно
Вывод: Рыночный спрос складывается как сумма индивидуальных спросов всех покупателей.
От чего зависит величина рыночного спроса:
1.Численности покупателей;
2.Различий в их доходах;
3.Соотношения в общей численности покупателей лиц с различными уровнями доходов.
Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убывать (кривая спроса сдвигается вправо – вверх или влево – вниз).
Закрепление материала. Практическая работа.
Упражнение №1. Раздаточный материал.
Предположим, что на рынке «Сникерсов» есть только 3 потребителя А, Б, С. В таблице №1 приведена информация об объемах индивидуального спроса на «Сникерс» каждого из этих потребителей.
Таблица №1.
Цена одного Сникерса, руб.
|
Объем спроса потребителя А, шт. в неделю
|
Объем спроса потребителя Б, шт. в неделю
|
Объем спроса потребителя С, шт. в неделю
|
Объем рыночного спроса,
шт. в неделю
|
1
|
3
|
10
|
5
|
|
2
|
2
|
8
|
4
|
|
3
|
1
|
6
|
3
|
|
4
|
0
|
4
|
2
|
|
5
|
0
|
2
|
1
|
|
А) нарисуйте кривые индивидуального спроса для каждого потребителя (в целях наглядности это лучше сделать на одном графике);
Б) подсчитайте объем рыночного спроса на «Сникерс» при каждой возможной цене и заполните последнюю колонку таблицы 1.
В) представьте графически кривую рыночного спроса на «Сникерс».
Выполнение упражнения №1. Ответы:
Q1= 3+10+5=18шт.
Q2=14шт.
Q3=10шт.
Q4=6шт.
Q5=3шт.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные слова.
Каждой цене товара соответствует определенная -----------------. Поскольку рыночное предложение формируется как сумма предложений отдельных производителей, можно предположить, что и -------------------------------- представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей. Чем больше покупателей на рынке, тем ----------------- рыночный спрос. Каждый потребитель выходит на рынок с ---------------------спросом. Спрос зависит от ------------------- покупателей ------------------- и----------------------.
Слова для справок: рыночный спрос, больше, цен, величина спросов, доходов, качества товаров, индивидуальным.
Д/З: на основе таблице.
А) нарисуйте кривые индивидуального спроса для каждого потребителя;
Б) подсчитайте объем рыночного спроса при каждой возможной цене и заполните последнюю колонку.
В) представьте графически кривую рыночного спроса.
Табл. В таблице приведены данные по шкалам индивидуального спроса трех потребителей на рынке товара Б.
P
|
Q1
|
Q2
|
Q3
|
Qр
|
10
|
2
|
0
|
0
|
2
|
9
|
5
|
1
|
0
|
6
|
8
|
8
|
5
|
0
|
13
|
7
|
12
|
10
|
5
|
27
|
6
|
16
|
14
|
10
|
40
|
5
|
21
|
18
|
11
|
50
|
4
|
27
|
22
|
12
|
61
|
3
|
35
|
25
|
14
|
74
|
2
|
45
|
27
|
15
|
87
|
1
|
60
|
29
|
16
|
105
|
Графики по таблице №2. Ответы.
Д/З таблица №3.
P
|
Q1
|
Q2
|
Q3
|
Qр
|
8
|
0
|
3
|
7
|
10
|
6
|
0
|
6
|
12
|
18
|
2
|
5
|
15
|
20
|
40
|
Закрепление материала. Практическая работа.
Упражнение №1. Раздаточный материал.
Предположим, что на рынке «Сникерсов» есть только 3 потребителя А, Б, С. В таблице №1 приведена информация об объемах индивидуального спроса на «Сникерс» каждого из этих потребителей.
Таблица №1.
Цена одного Сникерса, руб.
|
Объем спроса потребителя А, шт. в неделю
|
Объем спроса потребителя Б, шт. в неделю
|
Объем спроса потребителя С, шт. в неделю
|
Объем рыночного спроса,
шт. в неделю
|
1
|
3
|
10
|
5
|
|
2
|
2
|
8
|
4
|
|
3
|
1
|
6
|
3
|
|
4
|
0
|
4
|
2
|
|
5
|
0
|
2
|
1
|
|
А) нарисуйте кривые индивидуального спроса для каждого потребителя (в целях наглядности это лучше сделать на одном графике);
Б) подсчитайте объем рыночного спроса на «Сникерс» при каждой возможной цене и заполните последнюю колонку таблицы 1.
В) представьте графически кривую рыночного спроса на «Сникерс».
Упражнение 2. Вставьте пропущенные слова.
Каждой цене товара соответствует определенная -----------------. Поскольку рыночное предложение формируется как сумма предложений отдельных производителей, можно предположить, что и -------------------------------- представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей. Чем больше покупателей на рынке, тем ----------------- рыночный спрос. Каждый потребитель выходит на рынок с ---------------------спросом. Спрос зависит от ------------------- покупателей ------------------- и----------------------.
Слова для справок: рыночный спрос, больше, цен, величина спросов, доходов, качества товаров, индивидуальным.