Перейти на главную страницу
ГУП РТ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
Результаты мониторинга, проводимого ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», свидетельствуют, о том, что в АПК России функционирует система информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения, включающая федеральный, региональный и районный уровни. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-консультационных, обучающих и внедренческих формирований, поставщиков информации и инноваций, выполняющих определенные задачи для достижения общей цели - информационного обеспечения и консультационного обслуживания АПК и сельского населения.
На федеральном уровне под руководством Минсельхоза России действуют Российский центр сельскохозяйственного консультирования, Центр обучения кадров ИКС АПК при РГАУ -МСХА имени К А. Тимирязева, ведущие научно-исследовательские организации На региональном уровне в 54 субъектах РФ формируются региональные системы информационно-консультационного обеспечения АПК, они состоят из регионального и районных формирований (центров). Статус регионального центра закрепляется законодательно на уровне правительства (администрации) субъекта РФ и органа управления АПК
В силу различий организационно-экономических условий в субъектах РФ по-разному складывается формирование региональных систем информационно-консультационного обеспечения АПК. Один из вариантов системы представлен региональным центром в форме государственного учреждения или предприятия и муниципальными учреждениями в районах. Взаимоотношения между региональным и районными формированиями строятся на договорной основе. В качестве примеров такой организации можно назвать системы информационно-консультационного обеспечения республик Башкортостан и Чувашия, Краснодарского края и Воронежской области Другой весьма распространенной и очень эффективной формой являются системы, состоящие из регионального государственного учреждения со структурными подразделениями в районах. По такому пути успешно развивается информационно-консультационное обеспечение в республиках Бурятия и Калмыкия, Ярославской и Самарской областях. Третье направление развития представляет региональный центр в форме некоммерческой организации (АНО, фонд) со своими структурами в районах. Примеры использования такой организации - системы информационно-консультационного обеспечения АПК Республики Саха (Якутия), Нижегородской и Тюменской областей.
В 16 субъектах РФ в качестве региональных центров функционируют структурные подразделения учреждений дополнительного профессионального образования специалистов АПК и сельскохозяйственных вузов, а также научных организаций. Достоинство таких структур заключается в хорошей материально-технической базе и высококвалифицированных специалистах, а недостаток - в практическом отсутствии консультантов, работающих на основе полной занятости консультационной деятельностью.
Создание районных формирований идет довольно медленно, на данном этапе они функционируют в 385 районах Российской Федерации из 1866, что составляет 20,6%. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» предусматривает создание 240 информационно-консультационных центров в сельской местности, призванных, прежде всего, обслуживать сельское население. В 2006-2007 гг. было сформировано 132 таких центра в 24 регионах.
Организация региональных и районных формирований осуществляется на основании методических материалов, разработанных с учетом актуальных требований законодательства и структурных преобразований в АПК. На подготовительном этапе необходимо определить направления деятельности с учетом специфики территории и потребности в консультациях и информации. Для этого проводится анкетный опрос руководителей и специалистов субъектов АПК, сельских жителей. Для организации регионального и районных (межрайонных) формирований необходимо подготовить учредительные документы, сформировать кадровый состав. Кадры - это решающий ресурс при налаживании эффективной работы, от их квалификации зависит успех информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей и сельского населения, поэтому одна из первоочередных задач заключается в обучении кадров технологии консультационной работы.
Для повышения качества консультационного обслуживания клиентов очень важны условия работы специалистов-консультантов. Для этого необходимо обеспечить сотрудников удобными рабочими местами, предусмотреть помещение для проведения семинаров, конференций, размещения сервера, полиграфического оборудования и других технических средств, а на районном уровне - комнату для приема посетителей. Эта задача может быть решена путем строительства новых офисных помещений или реконструкции существующих, а также передачи не используемых по назначению зданий, находящихся в государственной собственности.
Оперативное предоставление квалифицированных консультаций и достоверной информации по запросам многочисленных пользователей зависит, в первую очередь, от оснащения формирований всех уровней современным оборудованием, оргтехникой, персональными компьютерами, программным обеспечением, печатно-множительными средствами, транспортом, портативными полевыми приборами и лабораторным оборудованием, поэтому значительные затраты будут связаны с их приобретением. Единая информационная сеть призвана соединить воедино формирования федерального, регионального и районного уровней, а также обеспечить связь с поставщиками наукоемких технологий научно-технической продукции, материально-технических средств.
Организационная структура региональных и районных информационно-консультационных формирований зависит от направлений деятельности и функций, которые выполняют подразделения и консультанты. Обобщение опыта работы региональных формирований позволило выделить основные направления их деятельности:
-организационно-методическая деятельность (координация работы системы, взаимодействие с внешними предприятиями, организация и проведение семинаров, конференций);
-комплексное и отраслевое консультирование;
-инвестиционное бизнес-планирование;
-внедрение инноваций;
-выставочно-демонстрационная деятельность;
-информационная деятельность (размещение актуальной информации на сайте и в периодических изданиях, ведение специализированных баз данных),
-внедрение информационных технологий в сельскохозяйственных организациях;
-выпуск периодического журнала, освещающего развитие АПК региона;
-издание специализированных пособий, рекомендаций, сборников, изготовление научно-производственных и технологических фильмов.
Для обеспечения выполнения представленных видов деятельности лучше всего подходит функциональная организационная структура, позволяющая наиболее квалифицированным кадрам специализироваться в своих видах деятельности и координировать эти направления в системе. В соответствии с видами деятельности в региональном центре формируются структурные подразделения. В качестве типовой можно предложить структуру регионального информационнс-консультационного центра, включающую следующие отделы: организационно-методический и учебный; экономико-правового консультирования (возможно отдельно экономического и юридического направления); технологического консультирования (в растениеводстве и животноводстве); бизнес-инвестиционного планирования, анализа и сопровождения проектов; аграрных преобразований и комплексного развития сельских территорий, организации выставочной и рекламно-издательской деятельности; информационных технологий и программного обеспечения.
На районном уровне основными видами деятельности консультантов должны стать:
-консультирование юридических и физических лиц по вопросам организации управления производством, экономики, финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, земельного и другого законодательства;
-оказание консультационных услуг сельским товаропроизводителям по растениеводству и животноводству с привязкой к местным условиям;
-формирование и реализация программ освоения инноваций и передового опыта на территории муниципального образования;
-организация проведения краткосрочных обучающих семинаров, выставок, и других мероприятий для сельских товаропроизводителей и населения;
-участие в разработке и реализации социальных, экономических, экологических программ муниципальных образований.
На начальном этапе считаем достаточным, если в каждом районном центре будет работать по семь человек, в дальнейшем количество консультантов определяется исходя из объема работ. Объем работ зависит от числа клиентов, обратившихся за консультациями, трудоемкости оказываемых услуг и запланированных мероприятий. Число клиентов напрямую связано с количеством хозяйствующих субъектов (сельскохозяйственных предприятий, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий малого бизнеса в сельской местности, ЛПХ) и охвата их консультационными услугами.
Наиболее эффективной будет специализация консультантов по категориям обслуживаемых клиентов, так как имеются отличия в методах работы и быстрее происходит накопление опыта консультанта. Трудоемкость работ и нормативы по количеству обслуживаемых клиентов различаются по их категориям и должны быть разработаны, с использованием опыта работы консультантов, в ближайшее время.
Таким образом, при организации региональных и районных формирований системы информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения необходимо решить множество сложных задач, создать организационно-экономические условия, способствующие повышению производительности и качества работы консультантов. При этом нужно обеспечить всестороннюю государственную поддержку этих формирований, так как они являются проводниками аграрной политики страны и регионов, их деятельность рассматривается как один из приоритетных механизмов внедрения научных разработок, новых технологий, передового опыта в практику сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширения сферы занятости и оказания помощи в решении социально-экономических проблем сельского населения.
Галина Демишкевич,
Кандидат экономических наук ,
ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультированания»,
Алексей Олонцев,
Директор ГОУ Ярославской области «Информационно-консультатционная служба АПК»
В АПК страны в настоящее время значительная часть сельскохозяйственных производителей (более 35 % от их общего числа) не в состоянии самостоятельно выполнять необходимый комплекс агротехнических работ по производству продукции земледелия и животноводства.
Утвержденные 27 июля 2000 г. Правительством Российской Федерации «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.» оказались не подкрепленными реальным экономическим механизмом.
Сосредоточение поступающей в ограниченных объемах новой техники, прежде всего в создаваемых МТС, позволяет:
Перед российским агрокомплексом поставлена главная задача на предстоящий прогнозируемый период - обеспечить существенное наращивание производства продовольственных ресурсов. Исходя из этого, действующие и создаваемые МТС должны отвечать условиям;
- обеспечения полного интенсивного использование всех эксплуатационно-технических возможностей, заложенных в современной новой и действующей технике, сосредоточенной в МТС:
- освоения современных интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства конкурентоспособной продукции земледелия на основе эффективного использования имеющейся новой техники, потенциала возделываемых сортов и возможностей почвенного плодородия, обеспечивающие за ближайшие 5…7 лет существенное увеличение производства продукции земледелия и животноводства в зоне своей деятельности;
Значительно увеличилась численность работающих в МТС в 2001 году по сравнению с 2000 г. Это объясняется, с одной стороны, потерей рабочих мест в хозяйствах, где продолжают нарастать негативные тенденции сокращения численности техники, а с другой стороны, появлением потребности в более квалифицированных кадрах, созданием необходимых условий для получения стабильной оплаты в МТС.
Анализ организационных форм действующих в России МТС выявил в основном три группы действующих МТС:
Первая группа - внутрихозяйственные МТС преимущественно работают в составе агропромышленных фирм, объединений. Эти формирования относятся непосредственно к сельскохозяйственному производству, выполняющему полный цикл агротехнических операций по выращиванию сельскохозяйственных культур.
Вторая группа - самостоятельные межхозяйственные МТС относятся к типовым станциям, работающим в основном на подряде, выполняющим заказы сельских товаропроизводителей. В ряде случаев они берут в аренду землю на которой выращивают определенные сельскохозяйственные культуры.
МТС первой группы имеют определенные преимущества, выражающиеся в наличии льгот как у сельских товаропроизводителей. Имеется возможность более полной загрузки механизаторов в течение года. Гораздо легче решаются установления тарифов на проведение сельскохозяйственных работ. Немаловажной, если не основной, положительной стороной деятельности МТС первой группы является значительная возможность освоения интенсивных технологий по всем операциям выращивания сельскохозяйственных культур.
Руководствуясь накопленным опытом и стоящими перед агропромышленным комплексом задачами, представляется возможным определить основные направления развития МТС на период до 2010 года:
1. Первая задача относится к инвестиционным. Необходимо объединять юридических и физических учредителей МТС для изыскания Финансовых средств на формирование стартового капитала в целях увеличения количества МТС и перехода на высокие, интенсивные и ресурсосберегающие технологии производства и видов продукции.
Действующими способами привлечения инвестиций является разработка и реализация инвестиционных проектов государственными и муниципальными органами власти, организация инвестиционных ярмарок на примере Орловской области, разработка и реализация предложений по внебюджетным источникам инвестирования и др.
Проведенные расчеты показывают, что в среднем для организации одной МТС, укомплектованной современной техникой для организации производства продукции на основе прогрессивных технологий, потребность в финансовых средствах составляет 30...35 млн. рублей с последующей окупаемостью их в 3-4 лет. Помимо этого, необходимо также предусматривать изыскание оборотных финансовых средств на приобретение топлива, семян, удобрений и средств защиты растений и на оплату труда. Возвратность их не должна превышать 9…12 месяцев.
Средняя суммарная потребность каждой уже действующей МТС в кредитно-лизинговых средствах находится в пределах 10...12 млн. рублей.
2. Следующая задача- это приобретение новой высокопроизводительной хозяйственной техники для максимально высокопроизводительного ее использования. При этом должно стать неотъемлемым условием, что вся поступающая в МТС техника должна иметь как суточную, так и сезонно-годовую выработку, превышающую, как минимум, в 2,5...3,0 раза показатели хозяйств.
Тенденция массового поступления новой техники уже наблюдается. Достаточно отметить, что в среднем каждая МТС в 2002 г. имела 29 % современных импортных высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов из всего парка этих машин.
4. Важное значение имеет задача увеличения количества МТС, прежде всего в составе районных или областных агрофирм по производству и поставке сельхозпродукции по современным интенсивным и энергосберегающим технологиям. Учредителями таких фирм обычно выступают органы управления АПК в регионе, государственные, муниципальные и коммерческие предприятия. Работа МТС в этих условиях представляется в виде цеховой структуры конкретной агрофирмы и должна строиться на основе внутрихозяйственного расчета.
5. Пятая задача относится к укомплектованию и повышению квалификации механизаторов и специалистов МТС, непосредственно обеспечивающих эффективное использование сложной современной техники и освоение интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства. Предоставляется необходимым в каждом регионе организовать практические курсы повышения квалификации рабочих и АУП станций.
6.Задача сохранения надежности, предупреждения отказов машин является основой интенсивной эксплуатации техники МТС. В этой связи следует организовать в каждой МТС проведение качественного технического обслуживания и текущего ремонта, без чего невозможно обеспечить стабильное высокопроизводительное использование машин. В связи с этим целесообразно, чтобы производственная база создаваемых новых МТС широко использовала возможности имеющихся районных ремонтно-технических и других сервисных предприятий.
7.Необходимо предусмотреть контроль качества выполнения МТС заказов сельхозпроизводителей. Это обеспечивается выдачей каждой работающей МТС лицензии на право осуществлять производство сельскохозяйственной продукции на основе освоения современных технологий и высоко производительного использования новой современной техники для села и постоянное поддержание ее в работоспособном состоянии.
8. Следующая задача относится к переходу к третьему этапу машинно-технологических станций (рис.1).
Первый этап состоял в организации различными предпринимателями, частными лицами механизированных отрядов, где концентрировалась
существующая техника. На втором этапе механизированные отряды превращались в МТС двух типов; 1 - межхозяйственная - районная, региональная, работающих на подряде и по договорам о совместной деятельности, и 2 – внутрихозяйственная в виде подразделения агрофирмы, кооперативного предприятия. Учредители межхозяйственных МТС в большинстве случаев постепенно становятся администрации района или региона в целях социальной поддержки разоренных хозяйств.
Этот этап деятельности МТС характерен для развивающегося рынка.
Третий этап организации МТС характеризуется учредителями в качестве которых выступают агрофирмы и кооперативные предприятия с высокопроизводительной и специализированной техникой в условиях нормального рынка. В этой связи следует поддерживать создание межхозяйственных МТС с преобладанием контрольного пакета акций у сельских товаропроизводителей перерабатывающих предприятий и частных инвесторов.
Реализация указанных основных задач развития основных МТС на период до 2010 г. требуют решения ряда вопросов:
Организация региональных и районных формирований системы информационно-консультационного обеспечения субъектов апк и сельского населения в России 2
08 10 2014
9 стр.
25 12 2014
1 стр.
Эффективность информационно-образовательной работы по профилактике табакокурения
15 12 2014
1 стр.
Тематика работы площадки: повышение уровня компетенций у представителей студенческих и молодежных сми в создании социально ориентированных материалов и продвижение созданного конте
02 10 2014
1 стр.
Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения
25 12 2014
8 стр.
Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Рассказовского района
24 09 2014
25 стр.
Му «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Лямбирского Муниципального района рм»
18 12 2014
2 стр.
У детей, привитых против полиомиелита, снижается риск заболеть энтеровирусной инфекцией
18 12 2014
1 стр.