Перейти на главную страницу
2009
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.
Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М.Монтессори».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Система мероприятий |
Задачи |
Способы реализации |
Сроки |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | |||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2. Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет. 4. Разработка диагностического инструментария к материалу. 5. Разработка перспективного плана работы. 6. Проведение диагностики математического развития детей 7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
|
|
|
1 год обучения |
II этап – рабочий (внедренческий): | |||
1 блок – работа с детьми | |||
|
- развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух; - развитие умения различать температуру, ощущатьть разницу в весе предметов. - развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами. - развитие мелкой и крупной моторики. - дать понятие об образовании чисел в пределах 10; - знакомство с цифрами в пределах 10; - ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5; - ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; - обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; - обучение определению отношений между смежными числами; - формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; - обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части; - упражнять в решении простейших примеров и задач. - обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; - обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры; - учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте; - обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. - расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус. - упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида); - подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника; - формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму. - закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом); - формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева); - обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету; - формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. - закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). - фФормирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; - обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года; - обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; - формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.
|
- «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; - «Цветные таблички»; - «Цилиндры – вкладыши»; - «Шершавые таблички»; - «Шумовые коробочки»; - «Рамки-застежки» и др. - «Числовые (красно-синие) штанги»; - «Цифры из шершавой бумаги»; - «Числовые штанги и цифры»; - «Ящики с веретенами»; - «Числа и чипсы»; - «Игры на запоминание». - «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; -«Блоки-цилиндры»; - «геометри-ческий камод»; - «Цветные цилиндры»; -« Конструктив- ные треугольники;
кие фигуры»; -«Геометричес- кие тела»;
- « Игры в кругу»; - «Лабиринты – упражнения» - «Математи- ческие игры». -«математичес- кие игры».
|
1-2 год обучения 2-3 год обучения 2-3год обучения 2-3 год обучения 2-3 год обучения 2-3 год обучения |
| |||
|
- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительский опыт по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори. - Показ достижений детей в области математики. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов |
-Анкетирова- ние;
- беседы - Консультации и беседы - «День открытых дверей» Экскурсии в кабинет -Монтессори |
В начале обуче-ния В тече-ние всего обуче- ния
1 раз в год |
3 блок – работа с педагогами | |||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО |
- Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы |
- Доклады; - презентации - Доклады; - «Мастер-класс» |
В тече-ние всего обуче- ния
1 раз в год |
III этап– коррекционный: | |||
1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. |
|
|
В конце каждого учебного года |
IV этап – обобщающий: | |||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. |
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений; |
- Семинары, -публикации, - взаимопосе- щения,
-обмен опытом. |
В конце каждого учебного года |
Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:
1.Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики математического развития детей
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.
3 этап – коррекционный:
1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
Содержание воспитательно-образовательного процесса:
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 6 БЛОКОВ
Блок «Сенсорное развитие» малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.
Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).
В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.
В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).
Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования.
Пути осуществления:
Предметно – развивающая среда - «Создаем условия»
Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения воспитателя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Математические материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале даже младшие дети могут решать довольно сложные задачи. Достойна великого восхищения, выложенная на маленьком коврике, картина десятичной системы, составленная четырехлетним ребенком из сотни бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений. Золотой материал и работа с ним – важнейший этап Монтессори метода. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром.
Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:
• от конкретного к абстрактному;
• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Все математические материалы можно разделить на пять основных групп;
• введение в мир чисел от 0 до 10;
• введение в десятичную систему; освоение последовательного счета;
• освоение арифметических операций с однозначными числами;
• знакомство с дробями.
Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него. Он сравнивает, уточняет, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к появлению математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия. Этот процесс имеет культурно – антропологический смысл.
Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа. В первую группу входят следующие материалы: счетные палочки; цифры из шершавой бумаги; счетные штанги и числа; ящики с веретёнами – где ребёнок узнаёт смысл нуля, а также упражняется в соотнесении количеств и чисел; материал «числа и чипсы» служит для проверки умения ребёнка считать до 10, знания чисел, а также знакомится с идеей чётных и нечётных чисел. Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.
Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами и четырьмя основными арифметическими действиями с ними: сложением, вычитанием, умножением и делением. Материалы этой группы дают ребёнку возможность понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход из одного раздела в другой в ходе арифметических действий.
Знаменитый «золотой материал» Монтессори из золотистых бусин позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощупать форму и даже вес таких количеств, как нескольких единиц, несколько десятков, сотен или тысяч бусин.
Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Третья группа включает в себя стержни с бусинами для введения количеств 11-19. на этом материале ребёнок знакомится с количествами 11-19 и учится последовательно считать до 19.
Доска Сегена 1: Ребёнок учится сопоставлять количество и число от 11 до 19. количества представлены при помощи стержней из «золотых» и цветных бусин.
Доска Сегена 2: Предназначена для запоминания названий двузначных чисел и сопоставления их с количеством от 11 до99.
Сотенная цепочка и тысячная цепочка служит для последовательного счета до 100 и до 1000, также ребёнок узнаёт, что первую цепочку можно свернуть в квадрат, а вторую в куб.
Материалы четвёртой группы предназначены для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления чисел. В результате работы с этими материалами ребёнок должен научится свободно выполнять «в уме» сложение и умножение однозначных чисел и обратные им действия: вычитание, если вычитаемое и разность – однозначные числа, и деление без остатка на однозначный делитель, если делимое не превышает 81. Материалы разбиты на 4 серии соответственно четырём арифметическим действиям.
Монтессори – материалы составлены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, о «золотой» материал помогает представить единицу-точку, десяток - прямую, сотню - квадрат десяти, тысячу - куб десяти. Вычисление площадей и объёмов, возведение в степень и извлечение корня становится доступным действиями для пяти - шестилетних детей.
Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием математического материала, проводится как целое занятие, т.к. чем теснее будет использован Монтессори-материал, тем продуктивнее будет развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.
Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.
Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.
У детей дошкольного возраста представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности путем организации перцептивных действий с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Так же следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.
С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах важно поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.
В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).
Обучение детей дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
На занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится итог полученных знаний в предварительной работе.
В качестве основного метода проверки сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать диагностику Тихомировой Ларисы Федоровны.
Диагностика включает 4 методики.
Содержит 5 заданий. Всего ребёнок за выполнение субтеста может набрать 10 баллов. Время ограниченно 5-7 минутами.
10 баллов – задание выполнено полностью верно;
8-9 баллов – допущена 1 ошибка;
4-7 балов – допущено 2 ошибки;
2-3 балла – допущены 3 – 4 ошибки;
0-1 балла – допущено более 5 ошибок.
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 балов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1 балла – очень низкий.
Содержит 10 заданий. Следует упорядочить возрастающие или убывающие ряды. Всего ребёнок за выполнение субтеста может набрать 10 баллов. Время ограниченно 5-7 минутами.
10 баллов – задание выполнено полностью верно;
8-9 баллов – допущена 1 ошибка;
4-7 балов – допущено 2 ошибки;
2-3 балла – допущены 3 – 4 ошибки;
0-1 балла – допущено более 5 ошибок.
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 балов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1 балла – очень низкий.
В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.
Не следует подсказывать принцип упорядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет уровень сформированности его представлений об упорядоченности.
Всего отличительных признаков 10. Следовательно, ребёнок максимально может набрать за это субтест 10 баллов. Время на выполнение – 2 минуты.
10 баллов – задание выполнено полностью верно;
8-9 баллов – допущена 1 ошибка;
4-7 балов – допущено 2 ошибки;
2-3 балла – допущены 3 – 4 ошибки;
0-1 балла – допущено более 5 ошибок.
Ребёнку показывают картинку.
Предлагают следующее задание: «Посмотри на картинку и раздели представленные фигуры на как можно большее число групп» (в каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку). Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.
На выполнение задания отводится 3 минуты.
10 баллов – ребёнок выделил все группы фигур за время, меньшее чем 2 минуты, эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, маленькие, фигуры, большие фигуры, фигуры в линейку, фигуры в клеточку, черные и белые фигуры.
8-9 баллов – ребёнок выделил все группы за 2 – 2.5 минуты.
6-7 баллов – ребёнок выделил все группы за 2.5 - 3 минуты.
4-5 баллов – за 3 минуты ребёнок назвал 7-5 групп фигур.
2-3 балла – за 3 минуты ребёнок назвал только 2-4 групп фигур.
0-1 балл – за 3 минуты ребёнок сумел выделить не более 1 группы фигур.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 балов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1 балла – очень низкий.
- образование чисел в пределах 10;
- знакомство с цифрами в пределах 10;
- ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5;
- ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10;
- обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10;
- обучение определению отношений между смежными числами;
- формирование понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части. Подвести к пониманию, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого;
- упражнять в решении простейших примеров и задач.
Средства реализации:
1.Числовые (красно-синие) штанги;
2.Цифры из шершавой бумаги;
3.Числовые штанги и цифры;
4.Ящики с веретенами;
5.Числа и чипсы;
6.Игры на запоминание.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИН
- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;
- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры. Учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;
- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар. Знакомство с пирамидой и многоугольником;
- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);
- подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;
- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.
Средства реализации:
- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);
- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);
- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;
- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Средства реализации:
1. Игры в кругу;
2.Лабиринты – упражнения;
3.Математические игры.
- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;
- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
- формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.
Средства реализации:
- математические игры.
Данная система работы будет способствовать более эффективному формированию математических представлений и развитию мышления у детей дошкольного возраста.
В качестве примера приведем один из планов работы:
Содержание работы |
Сроки |
I.Работа с родителями до приема детей. |
|
1. Информирование через СМИ. |
|
2. Предоставление родителям книг о Монтессори-методике (в метод. кабинете). |
|
3. Просмотр видеофильма о работе группы. |
|
4. Ознакомление с “Информационной программой” д/сада, “Картой достижений”. |
|
5. Собеседование с родителями (анкетирование). |
|
6. Ознакомление родителей с системой М.Монтессори. |
|
7. Проведение семинара-тренинга “Монтессори-материалы” с посещением оборудованной группы. |
|
8. Заполнение листа “В чем уникальность моего ребенка”. |
|
II. Работа в течении учебного года. |
|
1. Заполнение первых листов “Карты” (листы “Умений”). |
Сентябрь |
2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты”. |
Весь год |
3. Проведение совместных педсоветов. |
2 раза в год |
4. Проведение совместных производственных совещаний. |
2 раза в год |
5. Участие родителей в организации экскурсий. |
Весь год |
6. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в переоборудовании группы. |
Март
|
7.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”. |
Раз в квартал |
8.Взаимоотчеты родителей и коллектива, работающего с детьми. |
Раз в квартал |
9.Анкетирование родителей (приложение). |
Конец года |
Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы педагогической технологии М. Монтессори.
Му «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Лямбирского Муниципального района рм»
18 12 2014
2 стр.
Федерального агентства по образованию в рамках Национального проекта «Образование», инновационный проект cпбГУ
06 10 2014
4 стр.
В программных заявлениях руководителей государства последних лет делается акцент на необходимость обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития
14 12 2014
1 стр.
Пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начинается первый урок
08 10 2014
1 стр.
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предполо
18 12 2014
1 стр.
Педагогический процесс соответствует этому определению, т к имеет свою структуру, протекает в определенное время, в определенных пространственных условиях
01 10 2014
1 стр.
Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспе
09 09 2014
4 стр.
Проект "сиор" является образовательным проектом, осуществляемым в трёх регионах снги Балтии: Самарском ( Центральная Россия), Одесском (Украина) и Прибалтийском
11 09 2014
1 стр.