Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Департамент образования950896312

Администрации муниципального образования

Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Психолого-педагогический проект

для детей с ограниченными возможностями здоровья

и их родителей

«Школа понимания»
Автор проекта: Чупина Мария Ильинична,

педагог-психолог МОУ ДОД

«Центр детского творчества»

Надым, 2011

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»


Психолого-педагогический проект

«Школа понимания»

Срок реализации проекта: 3 года



Автор проекта: Чупина Мария Ильинична, педагог-психолог

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Актуальность проекта.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ОВЗ по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

Таким образом, проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья оказывается более чем актуальной, и решение её требует комплексного подхода, организации психолого-педагогической помощи родителям и детям, с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях.



  1. Цель проекта.

Социально-психологическая помощь и поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Задачи проекта.

  • Информирование родителей о психологических и педагогических особенностях ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, психологии воспитания и психологии семейных отношений;

  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

3. Содержание проекта. Этапы и сроки реализации.

  1. Подготовительный этап (май - сентябрь 2011г):

  • изучение теоретических аспектов и имеющегося практического опыта в работе с детьми с ОВЗ;

  • формирование групп обучающихся;

  • разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта: положение о клубе «Школа понимания»;

  • планирование этапов проекта;

2. Практический этап (сентябрь 2011 г.- май 2014г.):

  • реализация психолого-педагогического проекта «Школа понимания»;

  • проведение промежуточного мониторинга эффективности деятельности проекта;

3. Обобщающий этап (май 2014 г.- июнь 2014г.):

  • мониторинг эффективности деятельности психолого-педагогического проекта «Школа понимания»;

  • анализ полученных результатов мониторинга.

4. Методы и формы деятельности.

  • Наблюдение, анкетирование, психодиагностические тесты и личностные опросники, психолого-педагогический анализ.

  • Семинары, занятия с элементами тренинга, круглые столы, лекции, индивидуальные и групповые консультации.

5. План мероприятий по реализации проекта:


этапа

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1 год

Осенние каникулы

  • Диагностические мероприятия, направленные на изучение особенностей личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ семейного воспитания.

  • Создание банка данных.

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Ноябрь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

Зимние каникулы

  • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

  • Занятие с элементами тренинга «Навыки эффективного общения»

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Январь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;


Весенние каникулы

  • Занятие с элементами тренинга «Конструктивное общение на основе уверенного поведения»

  • Круглый стол «Мы нужны им»

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Март

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;


2 год

Осенние каникулы

  • Диагностические мероприятия, направленные на выявление динамики личностного развития детей с ОВЗ и внутрисемейных отношений.

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Ноябрь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;


Зимние каникулы

  • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

  • Занятие с элементами тренинга «Учимся сердиться»

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Январь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;


Весенние каникулы

  • Занятие с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие»

  • Круглый стол «Мы нужны им»

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Март

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

3 год

Осенние каникулы

  • Заполнение индивидуальных карт, рекомендации

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ

Ноябрь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

Зимние каникулы

  • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

  • Занятие с элементами тренинга «Пойми меня»

  • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

Январь

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

Весенние каникулы

  • Итоговое занятие с элементами тренинга «След на память»

  • Круглый стол «Мы нужны им»

Март

Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

6. Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы

детско-родительских отношений;

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

  • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;

  • совершенствование коммуникативных форм поведения;

  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.


7. Приложение.

  • Положение о клубе «Школа понимания» (№1)

  • Конспекты проведения занятий с элементами тренинга (№2)

  • Методические рекомендации родителям (№3)

  • Диагностический инструментарий (№4)

8. Литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Издательство "Ось-89", 2006.

  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.

  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.

  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  6. Методы изучения и диагностики психического развития ребёнка/ Под ред. Н.И.Непомнящей. - М.: 2005.

  7. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.

  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1998.

  9. Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.

  10. Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.


Приложение №1

ПОЛОЖЕНИЕ

о клубе психолого-педагогической поддержки

"Школа понимания"

МОУ ДОД «Центр детского творчества»


  1. Общие положения

1.1 Клуб "Школа понимания" (далее Клуб) создан с целью социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также организации благоприятных условий для развития творческих способностей и поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

1.2. Клуб действует в рамках проекта «Поверь в себя», в соответствии с долгосрочной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы", которая начала действовать в ЯНАО с 1 января 2011 года, а также настоящим Положением.

1.3. Руководителем Клуба является:

педагог-психолог МОУ ДОД «Центр детского творчества».



1.4. Деятельность Клуба осуществляется на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества» и направлена на самораскрытие, самоанализ и самореализацию личности.


  1. Цель и задачи Клуба

2.1. Цель: социально-психологическая поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Задачи:

  • информирование родителей о психологических и педагогических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений;

  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

  • гармонизация внутреннего пространства личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • расширение межличностной коммуникации;

  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.




  1. Формы организации деятельности Клуба

3.1. Для достижения поставленных целей и задач, Клуб организует и проводит:

  • диагностическую работу;

  • развивающую работу (игры, тренинги и т.д.);

  • консультативную работу;

  • просветительскую работу (семинары, лекции);

  • профилактическую работу.


4. Порядок формирования и работы Клуба

4.1. Клуб функционирует в течение трех лет.

4.2. Свою деятельность Клуб организует в каникулярное время.

    1. Работу Клуба организует педагог-психолог.

Приложение №2
Конспекты занятий с элементами тренинга.

1 год реализации проекта.

Зимние каникулы.
Занятие №1

Навыки эффективного общения.

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Знакомство»

Педагог предлагает каждому участнику по очереди (по кругу, по часовой стрелке) представиться и рассказать о себе то, что считает необходимым.

  1. Упражнение «Нетрадиционный способ приветствия»

Участники группы, хаотично перемещаясь по комнате и встречаясь друг с другом, здороваются предложенным способом: кивком головы, ладошками, пяточками, спинками, плечом.

  1. Введение ритуалов работы в группе.

«Приветствие». Чаще всего этот ритуал вырабатывается группой, но у ведущего должен быть в запасе и свой вариант. Например: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседа и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущем, и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на доске, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила: «здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д. (предлагает группа).

  1. Игра «Похвалилки»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с ОВЗ.

Все участники встают в круг. Ведущий выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо.....» — называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Рекомендации ведущему: бывает, что дети с ОВЗ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очередности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, тогда инициативу могут взять на некоторое время взрослые.

На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень достойных качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.

Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональную атмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, что особенно важно при общении с детьми с ОВЗ.


  1. Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.


  1. Релаксация «Дерево»

Всем участникам предлагается встать в круг, представить, что тело – окаменевший ствол дерева.

Ведущий. Весна, почва прогрелась под солнечными лучами, и дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись корни дерева, ваши ноги (медленно наклониться к ногам и так же медленно выпрямиться). Теплый сок по стволу пошел вверх, оживляя крону дерева, его веточки. Постарайтесь почувствовать, как тепло наполняет ваше тело. Когда тепло вы почувствуете в кистях рук, это значит, что крона дерева тоже проснулась, на веточках появляются листочки (руки медленно поднять через стороны вверх, развести в стороны и снова поднять над собой), листочки распускаются наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох.

После выполнения упражнения детям предлагается высказать свои ощущения: поднять руку тем, у кого получилось почувствовать тепло в теле, кто почувствовал, как проснулось его деревце.



  1. Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.



  1. Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

Рефлексия занятия.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:



  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);

  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые).


Весенние каникулы.
Занятие № 2

Конструктивное общение на основе уверенного поведения.

Цель: ознакомление и обучение родителей конструктивному общению с ребенком.

Ход занятия:

  1. Ритуал группового приветствия.

  2. Игра «Подпрыгни, пожалуйста»
    Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если ведущий попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

Затем ведущий просит кого-то из участников побыть в роли ведущего.



  1. Упражнение «Цветик-семицветик»

Цель: обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Каждая диада получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, ведущий собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения. Если ответы в диадах решено давать письменно, можно взять лепестки домой и попросить других членов семьи продолжить предложения. Ответы на вопрос должны быть краткими.

Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими:

— Я радуюсь, когда...

— Мне весело, когда....

— Я волнуюсь, когда....

— Я огорчаюсь, когда.....

— Мне хочется плакать, когда...

— Я люблю, когда....

— Я хочу, чтобы ты...

После окончания упражнения представители диад делятся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответах партнера


  1. Игра «Охота»

Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую вы можете использовать со своими детьми, для того чтобы снимать некоторые агрессивные проявления.

Все участники группы разбиваются на четыре равные подгруппы и образуют квадрат. Каждая группа становиться в один угол квадрата. Ведущий дает установку:

- каждая подгруппа выбирает себе роль (охотников; львов; змей; обезьян);

- ведущий показывает специальные движения, характерные для каждой роли (охотник - становятся в позу стреляющего из ружья и озвучивают свои действия звуками стрельбы - «т-д-д-д»; львы -поднимают руки вверх растопырив пальцы и согнув их в виде когтей и озвучивают свои действия рыком; змеи - водят рукой имитируя движения змеи и озвучивают характерным шипением; обезьяны -кладут одну руку себе на грудь, вторую на голову и начинают одновременно себя ими бить, озвучивая все это звуком «у», характерным для них).

- в каждой подгруппе определяется главный герой, который будет задавать темп игре и менять направление;

- игру начинают охотники, все одновременно делают свое движение с озвучанием, и по решению главного охотника игра переходит к той группе зверей, движение которой повторит глава охотников;

- по мере игры темп убыстряется.

5. Упражнение “Яйцо”

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.

Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.



Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.

  1. Арт-техника “Совместный рисунок”

Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.

Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.

Презентация рисунков:

— Как называется рисунок?

— Кто был инициатором идеи?

— Кто что рисовал?

— Удобно ли было рисовать вдвоем?

— Какие чувства испытывали?

— Что на рисунке главное?


  1. Упражнение “Спасибо”

Цель: разрядка эмоционального напряжения.

Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать “спасибо”, никого не пропустить, повторяться можно. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как вы друг друга любите.



  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия

Ведущий. Что, по вашему мнению, положительное в таких совместных занятиях, а что отрицательное?
2 год реализации проекта.

Зимние каникулы.

Занятие № 3.

Учимся сердиться.

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”. Приобретение навыков чувственной коммуникации с ребенком.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Игра “Давайте поздороваемся”

Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.

Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом ручками, ножками, лбами, носами, одним ушком, другим, попами, животами.



  1. Игра “Кто быстрее?”

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты.



  1. Игра “Снежный бой”

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Ведущий. Вы — снеговички и живете в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что с вами изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки.

Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”.

Обсуждение:

— Какие чувства вы испытали в ходе игры?



  1. Игра “Обзывалки”

Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Обсуждение предыдущей игры

— Как вы думаете, из-за чего снеговички поссорились?

— Можно ли было обойтись без боя?

— Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях?

Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”, “посуда”, “игрушки”), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).

А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).

Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при выполнении следующего задания.


  1. Аппликация “Снежная картина”

Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.

Участникам предлагается создать на листе бумаги “Снежную картину” из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины.



  1. Упражнение “Снеговички”

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Родители “лепят” из своих детей “снеговичков”, стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям “лепить” активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего “снеговичка”:

— Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?


  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия

Цель: подведение итогов.

— Что мешает, а что помогает в выполнении совместного задания, общего дела?




Весенние каникулы.

Занятие № 4.

следующая страница>


«Центр детского творчества» Психолого-педагогический проект для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей «Школа понимания»

Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспе

565.6kb.

09 09 2014
4 стр.


Гоу «опочецкая специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2011-2012 учебный год

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы, основными направле

2043.01kb.

16 12 2014
12 стр.


Мку реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» Информация для родителей и у детей бывают нервы на пределе

Мку реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

46.75kb.

09 09 2014
1 стр.


Принципы: — Соблюдение интересов

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных предста-вителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения де

78.1kb.

13 09 2014
1 стр.


Программа предназначена для детей 8-16 лет с ограниченными возможностями здоровья (дцп). Срок реализации 3 года
10.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа для детей с ограниченными возможностями мо «Сенгилеевский район»

«За счастливой звездой…» театрализованная шоу – программа для детей с ограниченными возможностями мо «Сенгилеевский район»

92.36kb.

09 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка к учебному плану мобу дод ивановский районный Центр детского творчества на 2012-2013 учебный год

Центра детского творчества разработан на основе учебного плана для учреждений дополнительного образования детей (далее удо). Он направлен на реализацию потребностей, интересов обуч

155.87kb.

14 12 2014
1 стр.


Первый открытый виртуальный творческий конкурс детей с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-чудо, Новый год»
142.76kb.

16 12 2014
1 стр.