Информационно-управляющая система обеспечения технической эксплуатации авиационной техники “Эрлан – 2” (AirLAN-2). Перспективы становятся более четкими.
Информационно-управляющая система обеспечения технической эксплуатации авиационной техники “Эрлан-1” используется в инженерно-авиационных службах эксплуатантов гражданской авиации уже более десяти лет. Сегодня систему в той или иной ее конфигурации используют более 40 эксплуатантов России, Украины, Молдавии и Казахстана. Система широко известна и в авиапромышленности, учебных заведениях гражданской авиации, научно-исследовательских организациях, в том числе организациях Министерства обороны.
За время существования системы “Эрлан-1” не раз и не два поднимался вопрос о ее модернизации по двум ключевым направлениям.
Первое. Обеспечение информационного взаимодействия эксплуатантов с разработчиками и изготовителями авиационной техники в рамках процедур ее послепродажного обслуживания (логистической поддержки).
Второе. Обеспечение соответствия системы современным международным стандартам в области CALS-технологий (https://www.cals.ru), эксплуатационной документации, материально-технического обеспечения эксплуатации авиационной техники, интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники.
Совершенно очевидна взаимосвязь обоих направлений, в той или иной степени оба они замыкаются на ключевой роли разработчиков и изготовителей авиационной техники. В признании этой роли самими разработчиками и изготовителями и состояла до недавнего времени главная проблема. Тех, кому интересно наше мнение об истоках и принципиальных путях решения этой проблемы, мы отсылаем к статье Павла Познякова и Андрея Монахова “Будет ли “цивилизована” российская авиация”, опубликованной в журнале “Вестник воздушного флота”, 01-02.2002г. и еженедельнике “Аэрокосмос” №23 3-9 июня 2002г. с комментариями главного конструктора самолета МиГ-29 Валерия Новикова. Эта статья опубликована на сайте КФ "Авиаконсалтинг" (https://www.aviaconsulting.ru/News/62.rtf).
Здесь мы проинформируем о последних практических шагах в этой области группы компаний ФГУП ГосНИИАС, ООО НПП “Эрлан”, ООО КФ “Авиаконсалтинг” и их партнеров при участии Межотраслевой авиационной ассоциации.
1. В феврале 2002 г. руководством НПП “Эрлан” и ФГУП ГосНИИАС было принято решение о начале разработки системы “Эрлан-2”. Функционально система “Эрлан-2” будет “похожа” на “Эрлан-1”, то есть, в ней будет сохранен весь положительный опыт, накопленный за одиннадцать лет эксплуатации “Эрлан-1”.
Принципиальные отличия новой системы заключаются в следующем:
-
Система “Эрлан-2”, разрабатываемая на основе стандартов AECMA S1000D и S2000M, будет приспособлена для организации информационного взаимодействия разработчиков (изготовителей) авиационной техники, эксплуатантов, организаций по техническому обслуживанию и ремонту, поставщиков компонентов и других организаций и предприятий, обеспечивающих техническую эксплуатацию и контроль летной годности авиационной техники.
-
В системе “Эрлан-2” для хранения информации используется база данных Oracle на платформе Windows NT, а программная часть системы рассчитана на работу в операционных системах типа Windows NT или Windows 9x.
2. В рамках Соглашения между ФГУП ГосНИИАС и ОАО “Туполев”, целью которого является создание Системы информационного обеспечения интегрированной логистической поддержки самолетов Ту-154 и Ту-134, разработан электронный каталог самолета Ту-154М (на сегодняшний день введена часть документации, работу планируется завершить в 2003 году).
В начале ноября электронный каталог продемонстрирован на совместной экспозиции ФГУП ГосНИИАС и ФГУП “Рособоронэкспорт” на выставке в Джухае (Китай).
Иллюстрированный каталог ВС – первый шаг в создании эксплуатационно-технической документации на ВС в электронной форме в соответствии со стандартом AECMA S1000D. Определен полный перечень эксплуатационной документации, создаваемой в электронной форме, и последовательность ее создания.
Система “Эрлан-1” с тестовыми базами данных по реальной эксплуатации самолетов Ту-154, Ту-134, Ту-204 и Ту-214 установлена на ОАО “Туполев” для опытной эксплуатации с целью обеспечения контроля летной годности воздушных судов, произведенных ОАО им. Туполева.
Достигнута принципиальная договоренность о единой технологии разработки, издания и распространения эксплуатационно-технической документации по всем типам ВС ОАО “Туполев”.
3. В рамках Соглашения между ФГУП ГосНИИАС и ОАО АК им. Ильюшина, целью которого является создание системы информационного обеспечения интегрированной логистической поддержки авиационной техники, производимой авиационным комплексом, создаются электронные каталоги ряда типов ВС.
4. В рамках договора с НПП “Эрлан” с ЗАО “Русская авионика” при участии ФГУП ГосНИИАС и ЗАО “Дирекция авиационных программ” создан электронный каталог самолета Су-30МКИ.
5. Достигнута принципиальная договоренность между ФГУП ГосНИИАС, Иркутским авиационно-промышленным объединением, Научно-исследовательским центром CALS-технологий “Прикладная логистика” при участии ФГУП “Рособоронэкспорт” и НПП “Эрлан” о создании систем послепродажного обеспечения авиационной техники, производимой ИАПО.
6. Межотраслевая авиационная ассоциация и входящие в нее предприятия, Межгосударственный авиационный комитет, Научно-исследовательский центр CALS-технологий “Прикладная логистика” при поддержке Госстандарта и Росавиакосмоса разрабатывают систему стандартов и правил, относящихся к эксплуатационной документации, послепродажному обеспечению эксплуатации и организации технического обслуживания авиационной техники.
7. На недавно состоявшемся совещании в НПП “Эрлан” утвержден годовой план разработки и внедрения системы “Эрлан-2”.
В соответствии с этим планом:
-
в марте 2003 года должна быть завершена разработка бета-версии ядра системы, включающего в себя модули “Каталог ВС и другая эксплуатационная документация”, “Основные изделия”, “Агрегаты на ВС”, “Расписание, оперативное планирование и диспетчеризация”
-
с марта по май 2003г. указанные модули должны пройти опытную эксплуатацию в одной из авиакомпаний-пользователей системы “Эрлан-1”
-
в мае – июне 2003г. будет организована серия семинаров по “Эрлан-2” и сопутствующим проблемам.
-
с июля 2003г. начнется внедрение “Эрлан-2” в промышленную эксплуатацию и, одновременно с этим, разработка других функциональных модулей системы.