Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С ЩЕЛОЧНЫМИ МЕТАЛЛАМИ

Из щелочных металлов, применяющихся в школе, наиболь­шей осторожности в обращении требует натрий. Литий обладает меньшей химической активностью. Калий в школе применяться не должен!

Хранят щелочные металлы и работают с ними вдали от воды, водных растворов и галоидированных жидкостей. Куски металлов хранят в фабричной упаковке. На банке и металлическом кожухе делают полоски-наклейки красного и зеленого цветов. Слой изоли­рующей жидкости (керосина) в банке над поверхностью металла должен быть не менее 10—15мм. Банку закрывают пропарафиненной пробкой или пластмассовой навинчивающейся крышкой.

При опытах с щелочными металлами их поверхность предва­рительно очищают от пероксидов. Пинцетом вынимают из банки кусок металла, помещают его в заполненную керосином чашку с плоским дном и в ней, очистив от налета, нарезают на порции необходимой величины. Непосредственно перед опытом очищен­ные кусочки достают пинцетом из керосина, быстро и тщательно осушают фильтровальной бумагой и используют по назначению. Если после опыта остается немного металла, кусочки полностью растворяют в этиловом спирте и выливают в канализацию.



Все работы с щелочными металлами проводятся с примене­нием средств индивидуальной защиты, т.к. при попадании на кожу или влажную одежду кусочков металлов возможны химичес­кие ожоги и даже воспламенение.

Первая помощь заключается в как можно более быстром уда­лении кусочков металла с поверхности кожи. Затем следует обмыть пораженное место под струёй воды (10—15 мин.). После промыва­ния для нейтрализации надо наложить повязку из марли или ват­ный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снять, осторожно удалить остатки влаги с кожи фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазать поверхность кожи глицерином для уменьшения болевых ощущений.

Хранят щелочные металлы в переносном металлическом ящи­ке-сейфе, который при пожаре подлежит выносу в первую очередь.



Опыты с щелочными металлами проводит только учитель.

Группа хранения № 2 — вещества, выделяющие при взаимо­действии с водой легковоспламеняющиеся газы.

При опытах с щелочными металлами их поверхность предва­рительно очищают от пероксидов. Пинцетом вынимают из банки кусок металла, помещают его в заполненную керосином чашку с плоским дном и в ней, очистив от налета, нарезают на порции необходимой величины. Непосредственно перед опытом очищен­ные кусочки достают пинцетом из керосина, быстро и тщательно осушают фильтровальной бумагой и используют по назначению. Если после опыта остается немного металла, кусочки полностью растворяют в этиловом спирте и выливают в канализацию.

Все работы с щелочными металлами проводятся с примене­нием средств индивидуальной защиты, т.к. при попадании на кожу или влажную одежду кусочков металлов возможны химичес­кие ожоги и даже воспламенение

Приложение 10.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕМОНТАЖА ПРИБОРОВ,

В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЛИ ОБРАЗОВЫВАЛИСЬ ВЕЩЕСТВА I, II и III-го КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

По окончании эксперимента использовавшиеся приборы не­медленно выносятся из помещения кабинета химии в лаборантс­кую или работающий вытяжной шкаф. Демонтаж приборов про­водит учитель после занятий.



  1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), необходимо залить все сосуды доверху нейтрализующим ра­створом. В широкую емкость, заполненную этим же раство­ром, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. Через 10 минут раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получался хлор путем взаимодействия перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кисло­той, заполняют также нейтрализующим раствором, однако жид­кость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды добавляют 10-12 г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного. Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия йода с алюминием ополаскивают этим же раствором до исчез­новения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках.



  1. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фос­фора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу. Со­суд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают водой, жидкость сливают в сосуд для отра­ботанных растворов.

  2. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработан­ных растворов. Работу выполнять в защитных очках и пер­чатках.

  3. При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и ос­тавляют нa 20—30 минут. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

  4. Сосуды, в которых производились эксперименты с ЛВЖ (лег­ковоспламеняющаяся жидкость)* и другими органическими реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ, промывают горячим раствором карбона­та натрия или калия. Жидкость после промывания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов.

  5. Содержимое колбы после эксперимента по получению уксусно-этилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эма­лированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остыва­ния до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Все указанные действия выполнять в перчатках и защитных очках.

  6. Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анили­ном перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Затем сосуды ополаскивают, соответственно первый — содовым раствором и второй — раствором серной кислоты с массо­вой долей 10—15%. Жидкость после ополаскивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов и сосуды про­мывают чистой водой. Работать необходимо в перчатках.



В зависимости от температуры вспышки ЛВЖ принято условно относить к одному из трех разрядов:


Разряд

опасности

Характеристика жидкости

Температура вспышки, "С

в закрытом тигле

в открытом тигле

I
II
III


Особо опасные

Постоянно опасные


Опасные при повышенной температуре

до -18

от -18 до 23

от 23 до 61


до -13
от -13 до 27
от 27 до 66

Жидкости, имеющие температуру вспышки выше 61°С в закрытом тигле или выше 66°С в открытом тигле и способные гореть после удаления источни­ка зажигания, относятся к ГЖ (горючие жидкости).

К I разряду относятся: акролеин, ацетальдегид, ацетон, бензины, гексан, диэтиламин, диэтиловый эфир, циклогексан, этиламин, этилформиат и др.

К II разряду относятся: бензол, трет-бутиловый спирт, гептан, дихлорэ­тан, диэтилкетон, изопропилацетат, изопропиловый спирт, лигроин, метилацетат, пиридин, толуол, этилацетат, этилбензол, этанол и др.

К III разряду относятся: амилацетат, бутанол, изоамилацетат, керосины, ксилол, муравьиная кислота, пентанол, пропилбензол, пропанол, скипидар, стирол, уайт-спирит, уксусная кислота, уксусный ангидрид, хлорбензол и др.

Приложение 11.
Утилизация реактивов в условиях школьной лаборатории.
УТИЛИЗАЦИЯ РАСТВОРОВ КИСЛОТ проводится в условиях школьной лаборатории.

Отработанные растворы кислот собирают в отдельные сосуды и слива­ют в канализацию только после их нейтрализации (эту операцию проводит лаборант).

При необходимости утилизации небольшого количества кислоты допускается, предварительно от­крыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1—2 минуты.

Концентрированные кислоты с истекшим сроком годности подлежат централизованной утилизации.


УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ РАСТВОРОВ ЩЁЛОЧЕЙ проводится в условиях школьной лаборатории.

Отработанные растворы щёлочей собирают в отдельные сосуды и слива­ют в канализацию только после их нейтрализации.


УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ РАСТВОРОВ СОЕДИНЕНИЙ БАРИЯ может быть проведена в условиях школьной лаборатории.

Отработанные растворы солей бария собрать в отдельные сосуды и обработать избытком раствора сульфата калия или натрия, затем отфильтровать твёрдый осадок сульфата бария и выбросить с твёрдыми отходами в мусорный контейнер, раствор слить в канализацию (эти операции проводит лаборант).


УТИЛИЗАЦИЯ ГАЛОГЕНОВ.

Сосуд, в котором получали галоген, залить доверху нейтрализующим раствором (на 1л воды взять 10-12г безводного сульфита натрия или 20-25г гипосульфита натрия десятиводного – фотозакрепителя).

После выдержки 10 мин раствор слить в канализацию. (Продукты нейтрализации хлора, полученного взаимодействием перманганата калия или оксида марганца (IV) сливать в сосуд для отработанных растворов!)

Сосуд ополоснуть чистой водой. УТИЛИЗАЦИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ в небольших количествах может быть проведена в условиях школьной лаборатории.

Если после опыта остается немного металла, кусочки полностью растворяют в этиловом спирте и выливают в канализацию.

В других случаях щелочные металлы передаются на централизованную утилизацию.


Приложение 12.

Список реактивов, не подлежащих утилизации в условиях школьной лаборатории


  1. Кальций

  2. Литий

  3. Натрий

  4. Магний

  5. Бром

  6. Аммоний двухромовокислый.

  7. Барий гидроокись

  8. Барий окись

  9. Барий хлористый

  10. Калий гидроокись (твёрдая)

  11. Калий двухромовокислый

  12. Калий хромовокислый

  13. Кобальт (П) сернокислый

  14. Натрий фтористый

  15. Натрий гидроокись (твёрдая)

  16. Никель сернокислый

  17. Свинец уксуснокислый

  18. Цинк хлористый

  19. Цинк cернокислый

  20. Серебра нитрат

  21. Калий железисто-синеродистый

  22. Калий железосинеродистый

  23. Иод кристаллический

  24. Перманганат калия

  25. Хлороформ

  26. Гексахлорбензол

  27. Углерод четыреххлористый

  28. Аммония нитрат

  29. Калия нитрат

  30. Натрия нитрат

  31. Алюминия нитрат

  32. Оксид марганца (4)

  33. Сера

  34. Фосфор красный

  35. кислота олеиновая

  36. кислота пальмитиновая

  37. кислота стеариновая

  38. Азотная кислота ( концентрированная)

  39. Серная кислота ( концентрированная)

Приложение 13.

Акт списания реактивов
Утверждаю:

Руководитель учреждения

_________ ______________________

подпись расшифровка подписи

«_____» ________________200 г.

Акт № ______

на списание химических реактивов

от «__»_________200__г


Комиссия в составе_______________________________________________________________________________

должность, фамилия

____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________

назначенная приказом (распоряжением) от «_____».________________200 г, №______ .произвела

проверку состояния пришедших в негодность химических реактивов школьной лаборатории кабинета химии и установила, что следующие химические реактивы не могут быть использованы, так как ( истёк срок хранения, нарушена герметичность упаковки, реактивы утратили свойства вследствие нарушения правил хранения).

Списанию подлежат следующие реактивы:




п-п



Наименование реактива


Группа хранения


Количество


Причина не­годности .


1


2


3


4


5







































































Председатель комиссии ________________ ______________ ______________

должность подпись расшифровка подписи

Члены комиссии _____________ ______________ __________

должность подпись расшифровка подписи

______________ ______________ ____________

должность подпись расшифровка подписи

_______________ ______________ ___________



должность подпись расшифровка подписи

<предыдущая страница


Инструкция по приобретению, хранению, использованию и утилизации реактивов в химической лаборатории общеобразовательного учреждения

Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 4 1178-02

808.25kb.

25 12 2014
3 стр.


Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения

Фрязино Московской области Место нахождения общеобразовательного учреждения юридический и фактический адреса

735.06kb.

16 12 2014
3 стр.


Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея №4 г. Таганрог 2012

Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №4

1824.02kb.

14 09 2014
14 стр.


Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Принят педагогическим советом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иж-Борискинская сош»

260.83kb.

11 10 2014
1 стр.


Публичный доклад общеобразовательного учреждения Общая характеристика образовательного учреждения Полное наименование

Учредителем учреждения является Администрация Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области

370.4kb.

09 10 2014
2 стр.


Приказ №2 от «11» января 2012г. Положение о Родительском комитете государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Настоящее Положение регламентирует деятельность родительского комитета как органа самоуправления государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средн

79.44kb.

04 09 2014
1 стр.


Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения

Отчет о самообследовании муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» г. Ивантеевки подготовлен на основании приказа от 01. 09. 2012г. №74а-од «О проведении самообс

1344.25kb.

16 12 2014
6 стр.


Инструкция по получению, хранению, выдаче и учету топлив и смазочных материалов в автотранспортных предприятиях

Введен взамен Инструкции по получению, хранению, выдаче и учету топлив и смазочных

537.18kb.

13 10 2014
3 стр.