Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3



Глава 3. Интеграция Эстонии в Европейский Союз



3.1. Краткая история отношений Эстонии и ЕС
27 августа 1991 года ЕС в числе первых признал восстановление государственной независимости Эстонской Республики. С этого же года ЕС стал оказывать Эстонии финансовую и техническую помощь сначала в рамках программы TACIS, а с 1992 года – по программе PHARE. В январе 1992 года приступил к работе чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики при Европейской Комиссии в Брюсселе. 11 мая 1992 года Эстония и ЕС заключили договор о торговом и экономическом сотрудничестве, который вступил в силу в 1993 году.

7 декабря 1993 года решением правительства была образована специальная рабочая группа из 33 человек, которая была призвана выработать свои рекомендации по проблеме интеграции республики в ЕС. Было образовано 17 рабочих подгрупп по различным аспектам евроинтеграции. Подготовка рекомендаций была завершена к ноябрю 1994 года. Итоги этой работы и материалы специальной конференции были опубликованы в 1995 году в виде книги под названием «Путь Эстонии в ЕС». В ней системно изложена позиция специалистов по всем основным аспектам рассматриваемой проблемы.

Новый этап отношений с ЕС начался после заключения 18 ноября 1994 года договора о свободной торговле, который был ратифицирован Рийгикогу 7 декабря 1994 года и вступил в силу с 1 января 1995 года. Данный договор не только облегчил доступ эстонским товарам на рынок ЕС (были сняты таможенные пошлины и количественные ограничения на многие виды товаров, кроме экспорта сельскохозяйственной и рыбной продукции), но и обозначил интерес ЕС к транзитной торговле через Эстонию. В договоре была сформулирована цель – вступление Эстонии в ЕС. В 1994 году Эстонская Республика стала ассоциированным партнером Западно-европейского оборонительного Союза (ЗЕС).

Сразу же после заключения договора о свободной торговле была начата подготовка к заключению договора об ассоциированном членстве Эстонии в ЕС, или Европейского договора 28 ноября 1994 года министры иностранных дел стран ЕС приняли положительное решение по данному вопросу, а сами переговоры об ассоциированном членстве были начаты 15 декабря 1994 года. В ходе второго тура переговоров 21-22 февраля 1995 года было достигнуто соглашение о предоставлении Эстонии статуса ассоциировнного члена ЕС без переходного периода. Договор был парафирован 12 апреля 1995 года, а 12 июня того же года он был подписан. Парламент ЕС 15 ноября 1995 года данный договор ратифицировал (Рийгикогу сделал это раньше - 1 августа). Однако, в соответствии с правопорядком ЕС, подобные договора должны пройти ратификацию также и в парламентах всех 15 государств ЕС. После завершения длительной процедуры ратификации (последним это сделал парламент Франции 19 ноября 1997 года) договор об ассоциированном членстве Эстонии в ЕС вступил в силу с 1 февраля 1998 года.

28 ноября 1995 года Эстония представила официальное заявление о своем намерении вступить в ЕС в качестве полноправного члена (само же заявление было подписано тогдашним премьер-министром Тийтом Вяхи 24 ноября). В июле 1997 года Европейская Комиссия внесла в Европейский Парламент и Совет Министров ЕС предложение о начале переговоров с шестью государствами (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) об их вступлении в ЕС. В их числе не было Латвии и Литвы, хотя они также в 1995 году подали заявление о вступлении в ЕС. Рекомендация Европейской Комиссии о начале переговоров только с одним прибалтийским государством внесла раскол в ряды Северных и Балтийских стран. Эстония, естественно, была весьма удовлетворена таким решением, Латвия же и Литва были разочарованы и даже раздражены. Таким образом, еще до Люксембургского заседания Европейского Совета в декабре 1997 года сложилась весьма драматическая ситуация вокруг вопроса об очередности приема государств Балтии в ЕС. Швеция и Дания выступили за начало переговоров одновременно со всеми прибалтийскими государствами. За одновременный «старт» со всеми кандидатами выступили также Испания, Греция, Португалия и Парламент ЕС. Финляндия же, согласная с тем, чтобы все три государства вступили в ЕС, исходила из более реальной оценки ситуации. Она полагала, что вряд ли Европейский Совет пойдет на увеличение списка государств, с которыми предполагалось начать переговоры в составе «первой волны». Финляндия выступила с предложением поддержать кандидатуру только одной Эстонии, как это рекомендовала Европейская Комиссия, ибо, в противном случае, по ее мнению, ни одно прибалтийское государство вообще не имело шансов попасть в первую группу переговорщиков. На заседании Европейского Совета, состоявшемся 12-13 декабря 1997 года в Люксембурге, предложение Европейской Комиссии начать переговоры с вышеназванными шестью странами было одобрено. Положительное решение Европейского Совета явилось, безусловно, значительной победой эстонской дипломатии. Правительство и МИД Эстонии во второй половине 1997 года провели широкую лоббистскую кампанию. Были проведены встречи с премьер-министром Дании Полем Нюропом, с министрами иностранных дел Германии Клаусом Кинкелем, Испании Рамоном де Мигелем, Голландии Хансом ван Миерло, заместителем министра иностранных дел Греции Георгиу Папандреу и др. Принятое в Люксембурге решение также вполне согласовывалось с позицией глав государств ЕС, уже ранее сформулированной ими на Амстердамском саммите, что в результате четвертого этапа расширения Сообщества число членов ЕС не должно превысить 20. Финские политики, тонко чувствуя ситуацию, полагали, что именно у Эстонии из всех прибалтийских государств имеются наибольшие шансы стать членом ЕС.

Переговоры Эстонии с ЕС начались после соответствующей подготовки с обеих сторон в марте 1998 года (данному вопросу посвящен 7-ой параграф данной главы).

В январе 1997 года в Рийгикогу была образована специальная комиссия по вопросам евроинтеграции, а 20 октября того же года создан совместный комитет парламентариев ЕС и Эстонской Республики. В соответствии с согласованным порядком, заседания комитета проводятся два раза в год попеременно в Брюсселе и Таллинне.

Работа по евроинтеграции в Эстонии в настоящее время ведется в соответствии с распоряжением правительства от 30 января 1996 года («Рийги Театая» 1 1996, 8, 170). Согласно указанному распоряжению, систему органов управления процессом евроинтеграции в республике образуют:


  • Комиссия министров по евроинтеграции;

  • Комитет высших руководителей (Kõrgemate Ametnike Nõukogu – KAN);

  • Бюро по евроинтеграции Государственной Канцелярии;

  • министерства.

Задачей Комиссии министров по евроинтеграции является выработка основных положений политики правительства по отношению к ЕС, а также принципиальных решений по выполнению заключенных с ЕС договоров. Комитет высших руководителей является координирующим органом. До мая 1997 года деятельностью данного Комитета руководил «евроминистр», однако затем руководство Комитетом взял на себя премьер-министр. Задачей Бюро по евроинтеграции является подготовка всех материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии и Комитета. На практике функции Бюро по евроинтеграции значительно шире. По существу, Бюро взяло под свой контроль все направления евроинтеграционной работы в республике и оно сегодня является «мотором» интеграционного процесса.

В соответствии с вышеназванным договором об ассоциированном членстве Эстонии в ЕС, образован и 11 июня 1998 года приступил к работе Совет по ассоциации, состоящий из представителей правительства Эстонии, а также Совета Министров ЕС и Европейской Комисии.

Основой всей работы по евроинтеграции в рсепублике является специальная программа, утвержденная правительством, на весь подготовительный период, т.е. на 1999-2003 г.г. (National Programme for the Adoption the Acquis – NPAA).
3.2. Исторический аспект евроинтеграции Эстонии
Концепцию евроинтеграции, разработанную в 1994 -1995 г.г. специальной рабочей группой (см. предыдущий параграф), предваряет анализ исторических связей Эстонии с Западной Европой. Общий вывод аналитического исследования таков: на протяжении последних шести столетий сложилась общность Эстонии и Западной Европы. Поворотным пунктом в истории Эстонии считается XIII век (1208-1227 г.г.), когда она была захвачена Орденом Меченосцев и Датским королевством. С этого времени она попала в сферу влияния католической культуры с ее латинским алфавитом, системой просвещения, религиозными взглядами и обрядами, а также европейской системы организации политических институтов и правопорядка. Эстония стала колониальной окраиной католической Европы, ее задворками. Эстонцев при этом спасло то, что на ее территорию не распространилась колонизация немецких крестьян. Именно этим следует объяснить то, что не произошло ассимиляции эстонского языка немецким. Удельный вес проживавших здесь немцев, шведов и датчан никогда не превышал 5 %. Города, построенные в Эстонии и заселенные немецкими купцами и ремесленниками, а также эстонцами, перебравшимися из сельской местности, по своему уставу, образу жизни, культуре и архитектурному стилю были типичными европейскими городами. Большое значение для развития Эстонии имел Ганзейский Союз, который осуществлял транзитную торговлю с русскими городами, в первую очередь с Новгородом. Таллинн и Тарту, так же как и Рига, имели важное значение в развитии ганзейской торговли. Из Эстонии в значительных количествах поставлялась на западноевропейские рынки рожь. Судьбоносным было значение для эстонского народа лютеранской реформации (XVI век), ибо в учении Мартина Лютера содержалось требование, чтобы божье слово проповедовалось на родном языке паствы. Именно с реформацией связано появление письменной словесности на эстонском языке. Использование латинского алфавита и функциональной грамматики включило эстонский язык в ареал европейской культуры.

После двух столетий немецкой оккупации Эстония попадает в состав Шведского государства как одна из ее провинций. Период шведского господства длился до 1710 года, когда Эстония была включена в состав Российской империи Петром I. Отмечаются следующие наиболее значительные последствия управления шведов в Эстонии:



  • так называемая редукция (создание государственных латифундий и мануфактур на базе немецких поместий) и освобождение крестьян из крепостнической неволи и превращение их в наемных работников;

  • подчинение транзитной торговли Запад - Россия интересам шведского государства, возрастание роли Нарвы в этой торговле;

  • расширение сферы распространения эстонской письменности, в частности, благодаря укреплению лютеранской реформации и развитию сети народных школ, образование Тартуского университета (1632 год), который в будущем сыграет выдающуюся роль в становлении эстонской культуры и государственности.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Эстонии в составе Российской империи определялась в значительной мере огромным влиянием немецких баронов - владельцев обширных мыз. Восстанавливается крепостничество – вплоть до земельной реформы начала XIX века (в соответствии с декларацией Розена). Существование т.н. особого Балтийского порядка с привилегиями для немецких баронов обеспечивало Эстонии более благоприятные условия существования и развития в составе России. Благодаря Балтийскому порядку на пртяжении двух столетий сохранялся европейский политический, религиозный и культурный идентитет на территории Эстонии. С развитием Санкт-Петербурга как промышленного, торгового, культурного и политического центра огромных масштабов Эстония стала выполнять функцию его предместья.

В Эстонию в начале XIX века стали проникать идеи европейского просветительства и Великой Французской революции, в основном через Тартуский университет, который был вновь открыт в 1802 году, а также через немецкие школы и священников, прибывавших из Германии. В Эстонии все шире нарастало кретьянское движение против крепостничества и национально-патриотическое движение местной интеллигенции. Постепенно стали формироваться эстонская национальная буржуазия и городской рабочий класс со своими политическими взглядами.

Бурные события конца XIX века и начала ХХ века создали благоприятные условия для образования самостоятельного эстонского государства (1918 год). После заключения в 1920 году Тартуского мирного договора с Советской Россией Эстония в 1922 году вместе с Латвией и Литвой была принята в состав Лиги Наций.

Что касается тезиса о безусловной принадлежности Эстонии к Западной Европе (не в географическом смысле, а с точки зрения исторически сложившейся принадлежности к западноевропейской цивилизации), выдвинутого авторами упомянутой выше концепции, то следует обратить внимание на неоднозначность, противоречивость и многогранность данной проблемы. Дискуссия по этим вопросам (тяготеет ли Эстония только к Западной Европе и, в частности, к скандинавским странам, о единстве стран Балтийского региона, о степени влияния России на Эстонию) имеет в определенной мере схоластический характер. Исходя из той или иной идеологической позиции, можно всегда набрать десятки аргументов «за» и «против» той или иной концепции. Если, например, исходить из того факта, что с 1710 года Эстония практически все время (за исключением периода с 1918 по 1940 год), вплоть до восстановления ее государственной независимости в 1991 году, находилась в сфере интересов и влияния Россиии, то можно найти немало аргументов в пользу иной (не прозападной) концепции, т.е. об исторической принадлежности Эстонии в российской культуре. Однако, в действительности, проблема значительно сложнее. Попытаемся взглянуть на нее неодносторонне, диалектически.

Ход времени непрерывен и необратим. События будущего, траектория тех или иных процессов в будущем зависят от факторов, которые уже имеются в настоящем, а они, в свою очередь, сложились не вдруг, не сразу, а в процессе их развития в прошлом. Такова взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, в силу чего мы должны обращаться к изучению прошлого, к истории, чтобы понимать суть происходящего сегодня и прогнозировать события будущего.

Активным фактором, определяющим поведение людей в настоящем и будущем, безусловно, является общественное сознание, т.е. субъективный (рациональный и психологический ) фактор. Люди (политики, государственные чиновники, простые граждане), принимая те или иные решения большой значимости, руководствуются историческим опытом, исторической памятью, аргументами, сформированными под влиянием событий прошлого. Так, например, один из аргументов, используемый как сторонниками, так и противниками евроинтеграции Эстонии, связан с ее отношениями с Россией. Утверждается, что существует потенциальная угроза новой аннексии Эстонии со стороны Россиии. Именно такой взгляд на положение вещей, основанный на исторической памяти, воспринимается в сознании политиков как неизбежность потенциального противостояния двух соседних государств, что в свою очередь объясняет стремление уйти под защиту НАТО и ЕС.

Наряду с субъективным фактором связь прошлого с будущим осуществляется через сумму накопленных в прошлом материальных условий общественного воспроизводства (производственный и научно-технический потенциал, структура производства товаров и услуг, система внешних экономических связей страны), а также таких компонентов общественной жизни, как государственное устройство, политическая система, население и т.д. Другими словами, прошлое определяет стартовую позицию страны для продвижения в будущее, сформированную под влиянием исторического наследия.

Не вдаваясь в детали исторического прошлого Эстонии, отметим ряд моментов, исторически определяющих некоторые компоненты стартовой позиции на сегодняшний день.

1.Эстонцы на протяжении всей своей истории, вплоть до ХХ века, не имели своей государственности. История же образования и существования эстонского государства в ХХ столетии была бурной и конфликтной, состоящей из пяти этапов, последовательно исключающих предыдущий:



1918-1940 г.г. – становление и существование первого эстонского государства;

1940-1941 г.г. – ликвидация прежнего государственного устройства и включение республики в состав СССР;

1941-1944 г.г. – оккупация Эстонии гитлеровской Германией, уничтожение советской республики;

1944-1991 г.г. – восстановление и существование Эстонской ССР в составе СССР;

1991 год и по настоящее время – восстановление независимого эстонского государства как парламентской республики.

Итогом такой конфликтной истории эстонской государственности на протяжении ХХ века является ее незрелость в настоящем, выражающаяся

во-первых, в отсутствии глубокой организации политической жизни народа в виде сформировавшейся партийной системы;

во-вторых, в расслоенности общества на граждан, неграждан и иностранцев, т.е. в отсутствии прочного общественного единства;

в-третьих, в неразвитости законодательства;

в-четвертых, в слабости государственного аппарата.

2. Поскольку на протяжении последних семи веков эстонцы были в положении подвластных иностранным государствам, то это наложило свой неизгладимый отпечаток на психологию нации. Это выражается, в частности, в обостренном восприятии всего чужестранного, стремлении не потерять вновь свою независимость, свою государственность.

3. События последних десятилетий привели к разделенности части коренного населения на две группы: пострадавших в советское время и пришедших сегодня к власти (включая тех, кто находились в эмиграции) и имевших какое-то отношение к властным структурам в период существования Эстонской ССР (т.н. номенклатура всех уровней).

4. В ходе приватизации и переориентации внешних экономических связей на страны Запада производственный и научно-технический потенциал, ранее являвшийся органической частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, подергся в 90-ые годы или уничтожению, или такой трансформации, которые обусловили его значительное сокращение.

5. Многовековое вхождение в немецкоязычную культурную общность способствовало формированию «европейскости» эстонской культуры. Влияние российских традиционных порядков и устоев жизни в существенной мере нейтрализовывалось «особым остсейзским режимом». Вместе с тем вхождение Эстонии, начиная с начала XVII века, в состав Российской империи, а затем и в состав СССР не могло не оказать своего влияния не только на духовную, но и на материальную культуру эстонского народа. Именно этот бесспорный исторический факт (и пласт исторического прошлого) предопределяет искусственность утверждения политиков о том, что Эстония исторически всегда принадлежала к Западной Европе. В действительности Эстония на протяжении веков жила и в настоящее время живет на пограничье западноевропейской и российской культур, испытывая их влияние.

Оценивая историческое наследие Эстонии в концептуальном плане, следует отметить следующее. Во-первых, субъективный фактор (историческая память) определяет весьма настороженное отношение многих эстонцев к ЕС. Проявляется боязнь потерять свою государственную независимость, раствориться в огромном европейском Сообществе. В то же время этот же исторический опыт настраивает многих на вхождение в ЕС из-за опасения вновь оказаться в сфере влияния России. Некоторым же оба варианта представляются плохими, однако они предпочитают выбирать из двух зол меньшее, т.е. ЕС. Во-вторых, история оставила в наследство многонациональный состав населения Эстонии. Благодаря законодательству о гражданстве, эстонское общество сегодня искусственно разделено на три большие категории, обладающие различными политическими и социально-экономическими правами. Это обстоятельство вызывает озабоченность у ЕС, который рекомендует ускорить процесс натурализации неграждан в общественную жизнь страны. В-третьих, факт слабой государственной власти также отмечается в заключении Европейской Комиссии, которая предлагает принять меры по укреплению государственного аппарата. В-четвертых, потребуется еще немало времени, чтобы преодолеть т.н. «постсоветский» образ мышления и жизни, выработатть европейский стереотип индивидуального эгоизма, без чего трудно будет существовать человеку в интегрированной Европе.
3.3. Национальная безопасность Эстонии и ЕС
Проблема национальной безопасности имеет два основных аспекта – оборонный и экономический. Последний рассматривается в параграфе 5 данной главы. Что же касается военной безопасности Эстонии, то официальная позиция в этом вопросе сформулирована предельно четко и ясно – только вступление в НАТО обеспечивает ее безопасность. Ось проблемы: Россия – Эстония – НАТО. Основной аргумент за вступление в НАТО - обезопасить себя от возможной агрессии России.

НАТО была основана 4 апреля 1949 года. В настоящее время ее членами являются 19 государств. В 1997 году на встрече руководителей государств-членов НАТО в Мадриде был решен вопрос о приеме в состав этой организации новых членов: Польши, Венгрии и Чехии. К настоящему времени подали заявления о вступлении в НАТО еще 9 государств: Эстония, Латвия, Литва, Словения, Румыния, Болгария, Словакия, Македония и Албания. После юбилейного саммита НАТО, состоявшегося в Вашингтоне в апреле 1999 года, министр обороны Юрий Луйк заявил, что «у Эстонии есть шанс присоединиться к НАТО в 2002 году» (EPL 26.04.1999).

Многие политики полагают, что со вступлением Эстонии в ЕС также укрепится ее безопасность, ибо вполне логично, что в случае интеграции Эстонии в структуры ЕС она будет находится под их защитой, т.е. интеграция в сфере экономики уже является серьезной гарантией национальной безопасности.

Еще один интересный аспект проблемы национальной безопасности выявился в ходе дискуссии по вопросу о приобретении американской компанией NRG 49 % акций «Ээсти энергия». Аргументируя целесообразность данной сделки, премьер-министр Март Лаар подчеркнул (EPL 4.08.2000), что она позволит «обеспечить постоянный интерес единственной в мире супердержавы в стабильности и быстром развитии нашего региона. Кто может быть лучшим адвокатом у правительства США, чем предприниматель, который в этом регионе добивается прибыли? При поддержке США инвестиция NRG обеспечивает присутствие США в данном регионе». А это очень важно, так как США, по словам Марта Лаара, являются ведущей силой НАТО.

В республике имеются и противники вступления в НАТО. Например, Объединенная народная партия, которая полагает, что восточное направление внешней политики Эстонии в такой же мере важно, как и ее западное направление, и что со вступлением в НАТО не будет решена проблема национальной безопасности страны, а наоборот, это только увеличит опасность жесткого противостояния с Россией (EPL 13.02.1999).

В многочисленных публикациях излагается также идея нейтралитета Эстонии, содержатся различные критические высказывания в адрес официальной позиции, суть которых можно свести к следующим основным положениям:



  • вступление в НАТО предполагает увеличение расходов на оборону в размере до 2 % от ВВП, с чем согласны все политические партии, кроме Объединенной народной партии. В отличие от Польши, Венгрии и Чехии, в которых на момент их вступления уже имелись армии, в Эстонии она только еще создается в соответствии со стандартами НАТО, что обусловливает большие затраты, чем в других странах Восточной Европы. Огромные дополнительные затраты ресурсов из бюджета на военные нужды могут привести или к нарушению сбалансированности бюджета, или же потребуют перераспределения ресурсов за счет социальной сферы, сельского хозяйства и нужд регионов, или вызовут возрастание налогового бремени;

  • сегодня главная проблема, которую надо решать в обществе, - это недопущение углубления демографического кризиса, выражающегося в абсолютном сокращении численности эстонцев, а не оборона;

  • Эстония никогда не сможет создать армии, которая была бы способна защитить себя от внешней агрессии. Россия, если захочет, то моментально раздавит Эстонию, независимо от того входит ли она в НАТО или нет;

  • Эстония не может быть уверена в том, что в случае агрессии со стороны России западные страны придут ей на помощь, что они из-за нее вряд ли согласятся на ядерную войну. Защищать шестисоткилометровый плацдарм Балтийских стран в условиях, когда Швеция и Финляндия не входят в НАТО, в военном отношении весьма трудно. Если Россия нападет на Эстонию, то они в лучшем случае объявят ей эмбарго. Но даже если НАТО будет защищать Эстонию и другие страны Балтии, то, как заявил комиссар Европейской Комиссии Мартин Бангеманн, «жизнь на территории Эстонии будет уничтожена полностью» ( EPL 15.03.1999).

Основной вывод, который делают сторонники идеи нейтралитета, состоит в том, что альтернативой вступления Эстонии в НАТО является установление добрососедских отношений с Россией.

В 1998 году США и страны Балтии подписали Балтийскую Харту, в которой, в частности, отмечается, что США берут на себя ответственность за обеспечение демократии в этих странах. В ней подчеркивается, что США выражают свою поддержку стремлению стран Балтии вступить в НАТО. Одновременно с подписанием Харты был образован Фонд партнерства с капиталом 15 млн. долларов с целью финансирования экономических реформ в Эстонии, Латвии и Литве.


следующая страница>


Интеграция Эстонии в Европейский Союз

Охватывает весь объем товарооборота между республикой и ес

617.57kb.

02 10 2014
3 стр.


Большая Европа и западноевропейская интеграция

Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко, О. Буториной. – М., 2000, сс. 11-25

224.66kb.

14 12 2014
1 стр.


Кипр может встать в центре мировой политики

Задержка вступления Турции в Европейский Союз может привести к тому, что Турция начнет

32.95kb.

08 10 2014
1 стр.


Европейский хариус на Северном Урале Европейский хариус

Именно за хариусом, за этой вкусной нежнейшей рыбой отправляются на Вишеру и ее притоки рыбаки со всей России. Но не только отменные вкусовые качества привлекают рыболовов. Европей

18.91kb.

15 12 2014
1 стр.


Налог на добавленную стоимость в международной торговле: Европейский союз Резюме

Рассматриваются проблемы, и перспективы развития налоговой системы ес в части ндс. Описан практический инструмент для торговли со странами ес

186.75kb.

18 12 2014
1 стр.


Диплом мэо содержание Глава I. Европейский Союз как идея европейской интеграции 13

Охватывают период с 1991 года по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Казахстана и ес

1618.42kb.

25 12 2014
12 стр.


Кафедра см-1

В настоящее время парашютная система са “Союз” (“Союз-Т”, “Союз-тм”) считается наиболее простой и отработанной

69.84kb.

24 09 2014
1 стр.


Европейская валютная система. Европейский валютный союз как форма европейской валютной интеграции

Причины развития процессов валютной интеграции в еэс неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства и эволюции ее валютных систем с начала 70-х г

109.39kb.

18 12 2014
1 стр.