Перейти на главную страницу
БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15
г. Балашова Саратовской области»
2-й районный конкурс интегрированных уроков для учителей музыки и учителей образовательной области «Искусство»
« УРОКИ МУЗЫКИ+»
Номинация: образовательная деятельность
Название работы:
Интегрированный урок по музыке и ИЗО
по теме: «Фрески Софии Киевской»
6 класс
Выполнили:
учитель музыки 1 квалификационной категории
МОУ СОШ № 15 г. Балашова
Соловова Ирина Александровна
учитель ИЗО 1 квалификационной категории
МОУ СОШ № 15 г. Балашова
Кострикина Елена Анатольевна
2011-2012 уч. год
Урок разработан по программе Г.П. Сергеевой , Е.Д. Критской для учащихся 6 класса
Тема: «Фрески Софии Киевской»
Цель:
1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.
ТИП УРОКА: Урок - экскурсия
ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)
деятельностная («создание образа под музыку»);
здоровьесберегающая (метод пластического движения,
вокальные упражнения, подвижный способ обучения);
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,
магнитофон, бубны, треугольник, два
колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,
рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов
(муляжи).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,
музыкальные файлы. ( В.Г.Кикта концертная симфония
для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,
фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей
Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли
скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для
хора и оркестра и русских народных инструментов,
композитор М. Фирсов ).
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,
альбомы для рисования, карандаши.
«Есть музыка, которая к нам идет,
Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)
- Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?
( звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)
- К какому жанру музыки относятся эти произведения?
(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)
Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.
- Внимание на экран.
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?
(ответы детей: В собор, в храм, в церковь)
- Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения
- Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:
Слайд 6
на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)
По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.
- Обратите внимание, что собор украшен фресками.
- А кто знает, что такое фреска?
Слайд 8
Фре́ска (от итал. affresco — свежий) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
- О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).
- Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.
-Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?
Ответ детей.
Орнаменты — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.
-А какие виды орнаментов вам уже известны?
Слайд с картинками видов орнаментов.
По своим мотивам орнамент может быть:
Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.
- Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.
Примерная информация.
- Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.
И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.
Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.
- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?
- Объясните ход своих мыслей.
Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).
- Послушайте фреску с которой начинается симфония.
- Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?
- Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»
- С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?
- Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? ( гусли)
Слайд 12
Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…
В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.
- Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
- У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.
МУЗЫКА |
ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – поступенная, скачкообразная |
Линия – прямая, ломаная |
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. |
Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
|
Форма – рондо, вариация, двухчастная |
Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное |
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст |
Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба |
МУЗЫКА |
ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – поступенная, скачкообразная |
Линия – прямая, ломаная |
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. |
Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
|
Форма – рондо, вариация, двухчастная |
Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное |
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст |
Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба |
- Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.
- Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.
Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…
Мелодия – поступенная |
Линия – прямая |
Тембр – арфа, скрипка-тремоло |
Колорит – мерцающий |
Форма – вариация |
Композиция – расположение частей повторное |
Развитие музыки – динамическое, темповое |
Развитие худ. идеи – приближение |
- Давайте проанализируем музыку:
трепетность,
изящность,
загадочность,
тревожность,
взволнованность,
восторженность,
страсть,
грусть,
смятение,
меланхолия,
мрачность,
грозность,
праздничность,
радость.
- Попробуйте дать название следующей фреске
- Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?
(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)
- Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?
(«Скоморохи»)
Слайд 20
(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).
- Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?
- Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…
- Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.
-Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».
Слайд 22
-Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)
- Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)
Учитель ИЗО:
Слайд 23
- Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.
- А теперь сравните свою фреску со словесным ее описанием в учебнике на стр.61. У кого много совпадений? (рассматривают лучшие работы)
- Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас, потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?
- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной формой приёмами развития и исполнения).
Слайд 24
- Скажите, с творчеством какого композитора познакомились на уроке?
- Скажите ребята, что лежит в основе профессиональной композиторской музыки, прозвучавшей на сегодняшнем уроке, каковы её истоки?
- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы? ( Сохранить для нас, потомков, события древности, культуру народа древней Руси, ее фольклор, произведения живописи т.п.)
- Какие впечатления вы получили от сегодняшней экскурсии?
- Перед тем как вы уйдете из класса, прикрепите листочек около смайлика , соответствующего вашему настроению.
Звучит понравившийся фрагмент концертной симфонии В.Г. Кикты.
https://www.openclass.ru/node/220404
- о В. Кикта
-муз. отрывки из Фресок Софии Киевской
Охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси,
14 12 2014
1 стр.
Открытый интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района
30 09 2014
1 стр.
В рамках аттестации (подтверждения высшей квалификационной категории), на котором присутствовала инспектор управления администрации Зерноградского района Крикуненко Е. А., учитель
16 12 2014
1 стр.
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии
18 12 2014
1 стр.
Интегрированный урок в 5 – классе (Музыка. Изобразительное искусство) по музыке М. П. Мусоргского «Рассвет на Москва – реке»
04 09 2014
1 стр.
Закрепить знания, умения, навыки по теме «Координатная плоскость»
15 12 2014
1 стр.
Азванных курсах. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в химии, математ
10 10 2014
1 стр.
Оборудование: компьютер,мультимедиа-проектор и экран, лампа накаливания, набор по флюоресценции
13 10 2014
1 стр.