Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ лицей №44 г. Липецка

Богачева Татьяна Анатольевна

Марчукова Наталия Геннадиевна

Интегрированный урок по обществознанию и истории

10 класс (социально гуманитарного профиля)

Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен» Сахаров А.Н., Просвещение 2002 г., Боголюбов Л.Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г. (Базовый уровень).

Учебники: Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVIIв..» Просвещение 2005 г., Боголюбов Л.Н. «Человек и общество» Просвещение 2005

Тема урока:

Русская Правда - Правда Ярославичей - Устав Владимира Мономаха

? ф ? Я Законотворчество (движущие силы)

Цели урока:

1 образовательные-в рамках реализации

деятельностного

подхода к обучению определить движущие силы процесса

составления сводов законов древнерусского государства;

2. развивающие - способствовать развитию основных


умений

и навыков деятельностного подхода: умение выбирать

и мотивировать пути решения поставленной

проблемы,

находить алгоритм решения и работать в

заданном алгоритме, использовать методы рефлексии для

оценки своей

деятельности в ходе урока, умение работать в группе.

3. воспитательные : на примере материала урока
воспитывать

уважение к трудному пути становления и развития

русской

государственности.



Оборудование: пакеты раздаточного материала с

историческими

источниками, схемы для индивидуальной работы, листы

актуализации знаний, листы рефлексии (см приложение).


Ход урока:

1. Актуализация знаний.



  • Урок начинается с априорной настройки восприятия
    темы и актуализации знаний, которая представлена сценкой,
    материал для которой взят из книги И.В.Новикова "История
    России в вопросах и ответах: от Древней Руси до Смутного
    Времени" (Черо; Москва, 1996;с. 30-31).

  • Проверка актуализации знаний проводится с помощью
    организации фронтальной беседы в классе.

Учитель задает вопросы: «Кто в Древнерусском государстве мог произнести слова оценки, реально имея возможность изменить положение людей, речь о которых идёт в исторической миниатюре? Почему он реально мог изменить ситуацию?»

— При правильной актуализации знаний в ответе

на данный вопрос должно прозвучать объяснение понятия статуса главы государства, т. е* начинается обществоведческий этап урока, который заключается в работе с терминами. Для этого используется переносной стенд, с которым работает один из членов экспертной группы, вывешивая определения из курса обществознания: социальный статус, государство , признаки государства, функции государства.

Далее учитель подводит итог данному этапу урока по вопросам:

? Что означает функционирование государства на основе права?

? К какой функции государства можно отнести слова миниатюры начала урока о желании защитить население от обращения в рабство? В чем главная цель данной функции государства?

Завершающий вопрос учителя должен подвести учащегося к возможности самостоятельного формулирования темы урока. Почему на примере нашей сценки мы видим стабильность в общественных отношениях? Что в таком случае должно делать государство для стабилизации общества?

После работы с классом, формулировка темы урока записывается на доске: «Законотворчество»



2. Этап формирования проблемы урока

К этому этапу учитель переходит, акцентируя внимание на том, что процесс законотворчества, определенный в качестве темы урока, будет рассмотрен на примере первого свода законов Древней Руси. (Учитель после этого дописывает недостающие элементы темы урока: Русская Правда -> Правда Ярославичей -> Устав Владимира Мономаха.)

С результатами опережающего задания: «Историческая справка о Русской Правде», выступает один из учащихся. В итоге, тема урока и выступление учащихся должны помочь определить проблему урока.

— Под воздействием каких причин развивается законодательная база государства Киевская Русь?

Исходя из проблемы, учащиеся определяют свои варианты решения поставленной проблемы. Листы актуализации знаний (см. приложение) помогут определить учителю уровень знаний учащихся и скорректировать его дальнейшие действия в кон­тексте решения поставленной проблемы разными способами.


  1. вариант решения: учащиеся определяют, что развитие
    экономики влияет на законотворческую деятельность госу­
    дарства, поэтому необходимо проследить ход экономических
    изменений и прокомментировать их.

  2. вариант решения: в качестве исходного положения для
    решения проблемы являются изменения в политической сфере.

  3. вариант решения: изменения в законотворчестве должны
    быть проанализированы с позиции характеристики социаль­
    ной структуры общества.

После комментирования этапа работы с выбором алгоритма решения проблемы и проверки листов актуализации знаний учитель переходит к следующему этапу работы в группах. З.Самостоятельная групповая работа по решению проблемы. Предварительно класс разбит на группы, где чётко определены функции каждого из членов группы: аналитик, архивариус, руководитель, оформитель, хронограф. Направления для рабо­ты в группах содержатся в листах раздаточного материала. 4. На этапе подведения итогов работы в группах учащиеся выступают с отчётом о проведенной работе, результаты которой должны быть отражены в схеме на доске.

Вывод 1 группы должен заключаться в том, что именно изменения в политической сфере приводят к появлению Правды Ярослава. Работа с хронологией должна выявить повод к этому законотворческому акту.

Выводом 2 группы должен быть тезис о появлении собст­венности феодалов на землю как выражение изменяющихся отношений в сфере экономики, которые привели к появлению Правды Ярославичей.

3 группа причину изменений законодательства должна увидеть в усложнении социальной структуры. Поводом к изменению законодательства учащиеся должны определить восстание 1113 года в Киеве.

Экспертная группа после завершения выступлений предста­вителей группы, делает вывод, анализируя схему, появившуюся на доске. В выводе должна звучать мысль о том, что изменение какой-либо сферы общества приводит к появле­нию нового законодательства или изменению старого, т.е. движущей силой развития являются изменения в жизни общества.

Конкретизации полученного вывода на обществоведческом материале должны быть ответы на вопросы учителя:

? Что представляет собой общество с позиции обществознания?

? В чём заключается сущность системы?

? Чего не хватает в нашей схеме на доске? Общий вывод о необходимости комплексного подхода к изуче­нию источников делает экспертная группа, акцентируя внима­ние о взаимодействии всех сфер общества на конкретном мате­риале.

Подтверждением этого вывода могут служить синквейны, подготовленные каждой группой.

5. Этап рефлексии заключается в оценке учащихся степени усвоения материала на уроке.

Конкретная оценка может быть дана после решения предложенных учителем познавательных задач: Например: В лето 6453 в Киевском государстве было совершено преступление, за которое его виновники распла­тились совсем иначе, чем это могло быть в начале 19 века.

Объясните, о каком событии идёт речь и в чём сущность изменения наказания?

Решение задач должно подтвердить общий вывод урока. 6. Постановка домашнего задания имеет вариативный харак­тер учащиеся выбирают приемлемое для себя задание из следующих вариантов:



  • Подобрать неиспользованные статьи из "Русской Правды",
    где причина появления нового законодательства видна в
    изменении всех сфер жизни общества.

  • Написать эссе на эпиграф, подобрав подходящий к теме
    урока и доказать его соответствие поднятой проблеме и выво­
    дам, сделанным в ходе урока.

— Выстроить цепь причинно-следственных связей, в которых будут видны выводы урока об изменении законо­дательства в соответствии с изменениями в разных сферах общества.

Учитель подводит общие итоги урока.

Интегрированный урок по обществознанию и истории 10 класс (социально гуманитарного профиля) Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен»

Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен» Сахаров А. Н., Просвещение 2002 г., Боголюбов Л. Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г

59.38kb.

08 10 2014
1 стр.


История россии

История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебно-методическое пособие / сост. П. А. Афанасьев. – Барнаул : Алтгпа, 2012. – 239 с

3645.77kb.

12 10 2014
17 стр.


Рабочая программа по Истории России с древнейших времён до конца XIX века 10 класс Базовый уровень
1893.07kb.

30 09 2014
14 стр.


Литература 9 класс Программно-методическое обеспечение
188.41kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по истории россии 1х-ху1П вв. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета

Охватывает огромный период с древнейших времён до конца XVIII в. Его объём и содержание определяются сборником про­грамм "Историческое образование. Программы общих курсов" (М., 199

1904.44kb.

10 09 2014
8 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


М белокурова Репрессированное тело как социально-культурный симптом

Но эта модель была разрушена и заменена на культ завоевания и преобладания ума над материей. Павленко Н. И. «История России с древнейших времен до1861г.»

90.99kb.

13 10 2014
1 стр.


Урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса»

Обобщающий урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса». Учитель: Дульцева Л. П. Мбоу «сош №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

35.04kb.

11 10 2014
1 стр.