Научный руководитель кандидат педагогических наук М.В. Короткова
Набатова О.Г.
Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 400 с.
В методическом пособии содержатся разработки различных вариантов уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в.: уроки-суды, лабораторные исследования, научно-практические конференции, диспуты и дискуссии, а также варианты контроля и опроса учащихся на итоговых уроках.
Приведенные в пособии тексты источников сопровождаются творческими вопросами и познавательными заданиями, которые помогут сделать процесс изучения истории более увлекательным и интересным для учащихся.
Адресовано учителям истории; будет интересно студентам исторических факультетов педагогических вузов.
© Набатова О.Г., 2001
© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
© Серийное оформление обложки.
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
Оглавление
Введение 4
Тема: «Вводный урок» 6
Тема: «Восточные славяне в древности» 23
Тема: «Образование государства у восточных славян» 34
Тема: «Принятие Русью христианства» 43
Тема: «Первые русские князья» 65
Тема: «Киевская Русь в конце X — первой половине XI в.» 111
Тема: «"Русская Правда" — первый свод законов Киевской Руси» 122
Тема: «Переход Руси к политической раздробленности» 130
Тема: «Русские княжества периода раздробленности» 142
Тема: «Культура Руси в IX — начале XIII в.» 189
Тема: «Первое столкновение с монголо-татарами» 212
Тема: «Нашествие Батыя» 230
Тема: «Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов» 248
Тема: «Русь под властью монголов» 261
Тема: «Возвышение Москвы» 272
Тема: «Куликовская битва» 288
Тема: «Житие Сергия Радонежского» ЗО9
Тема: «Русь и Литва в конце XIV — начале XV в.» 319
Тема: «Феодальная война второй четверти XV в.» 325
Тема: «Эпоха Ивана III» 333
Тема: «Русское государство в конце XV — начале XVI в.» 365
Тема: «Культура Руси XIII—XV вв.» 371
Литература 395
Введение
В пособии «Конспекты по истории России с древнейших времен до начала XVI века» предлагаются различные варианты уроков по ключевым темам данного курса.
Основное внимание в пособии уделено лабораторным и практическим занятиям. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с различными видами материалов — таблицами, схемами, картами, иллюстративным рядом, видеозаписями, текстами и тестами. Лабораторные занятия ориентируют учителя на организацию работы с источниками, что полностью соответствует наметившейся в последние годы тенденции учить школьников истории прежде всего на документальных материалах. Эта идея адекватна и самому материалу курса отечественной истории, располагающему богатым запасом источников — летописей, законов, житий, сказаний и др.
Особое место в «Конспектах» занимают источники и выдержки из работ историков, отражающие различные взгляды на одни и те же события и явления. В пособии приводятся выдержки из работ известных историков в определенном методическом контексте. Учитель здесь также может найти и различные пути использования источников на уроке. В рекомендациях иногда документ становится дополнительным средством подготовки рассказа педагога или сообщения ученика, тогда он играет иллюстративную роль и освобождает учителя от дополнительного поиска необходимого отрывка по хрестоматиям. В других случаях документ приводится как средство организации самостоятельной деятельности учащихся: предполагается его анализ в групповой работе, нахождение ключа при решении проблемных задач, оценка достоверности источника и самого описания событий в нем, аргументация позиции в споре выдержками из него, стилизация роли в игровой ситуации.
В пособии достаточно места уделено нетрадиционным вариантам изучения тем курса отечественной истории — играм, конференциям, дискуссиям, экскурсиям, интегрированным урокам (с музыкой и литературой), предлагаются варианты организации деятельности учащихся на основе групповой работы. Все это создает для учителя определенный методический выбор и серьезную основу для его творчества. «Конспекты» являются примерными разработками, на основе которых учитель может моделировать интересные уроки.
Кроме того, «Конспекты» содержат большой дополнительный материал для подготовки к занятиям, разнообразие неиспользованных ранее таблиц и схем, разноуровневые задания учащимся. В пособии обобщен опыт преподавания курса передовыми учителями, разработки современных методистов и мнения историков по ключевым проблемам.
Короткова М.В., кандидат педагогических наук
1 тема. ВВОДНЫЙ УРОК
Первый вариант изучения темы*
Урок — практическое занятие.
План
1. Исторические источники.
2. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Языковая семья.
Основные термины и понятия: исторический источник, вспомогательные исторические дисциплины, палеография, археология, хронология, геральдика, ономастика, нумизматика, сфрагистика, метрология, генеалогия, языковая семья.
Ход урока
Вводное слово учителя
В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на занятии они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа». Перед учащимися ставится следующая задача: в процессе изучения новой темы, актуализируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие
* В данной разработке использованы материалы кн.: Петрова Н.Г, Рабочая тетрадь
для учащихся 5 класса. М., 1994.
вспомогательные исторические дисциплины занимаются их изучением.
1.1. Учитель начинает урок с того, что вводит понятие «исторический источник» и вместе с учениками составляет на доске схему № 1 «Классификация исторических источников». Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.
Схема 1. Классификация исторических источников
Исторические источники
Лингвистические: данные языка
Письменные
Устные – фольклор: былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др.
Вещественные: орудия труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшения
Актового характера: юридические нормы, постановления, договоры, законы и др.
Описательного характера: летописи, дневники, письма, описания, жития и др.
1.2. Далее учитель должен закрепить полученные знания, для этой цели могут быть использованы предложенные ниже задания.
Вопросы и задания учащимся
1. Определите на слух, к какому типу исторических источников относятся приведенные ниже тексты документов.
№1
«В лето 6635 (1127). По повелению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде...
В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета... на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».
№ 2. Грамота 1257—1259 гг.
«Я, князь Александр, и сын мой Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей...»
№
3. Берестяная грамота
«От Бориса к Настасии. Как придет эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».
№
4. «Слово о погибели земли Русской»
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
№ 5. Жалованная грамота великого князя
Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю. 1125—1137 гг.
«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и борти, и ловища на Ловати... А то дал святому Георгию во веки...»
№
6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра
«...Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.
... И красив он был как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
№ 7. Берестяная грамота
«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения...»
№
8
«В лето 6635 (1127). Не было мира... ни с суздальцами, ни со смолянами, ни с половчанами, ни с киевлянами. И стоила все лето осьминка великая по семь резан.
В лето 6669 (1161). Стояла все лето жара, и сгорело все жито, а осенью убил всю пшеницу мороз... О, великая скорбь была в людях и нужда».
№ 9. Былина «Алеша Попович и Тугарин»
«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,
Промежду глаз калена стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».
2. Выделите из приведенного перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу № 1 «Исторические источники».
Учитель вычерчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздает карточки с предложенным ниже перечнем, и учащиеся самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним из учащихся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а учащиеся должны записать его в свои рабочие тетради.
Карточка
Рисунок в пещере: скелет человека; потухший вулкан; рассказ участника минувшей войны; кости доисторического животного; письмо, написанное на глиняной табличке; древний храм; высохшее русло реки; текст закона на камне; монета; черепки посуды; разрушенная крепость; название города; пуговица; берестяная грамота.
2.1. Учитель вводит понятие «вспомогательная историческая дисциплина», предварительно поставив перед учащимися вопросы: «Каким образом ученые получают различные исторические сведения?» или «Какие науки занимаются изучением исторических источников?» Затем учителем на доске, а школьниками в тетрадях вычерчиваются графы таблицы № 2 «Вспомогательные исторические дисциплины», которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы внимание учащихся акцентируется на наводящих вопросах и использовании знаний, полученных из курсов истории Древнего мира и Средних веков.
Таблица 1. Исторические источники
Письменные
|
Вещественные
|
Устные
|
Лингвистические
|
Не являются историческими источниками
|
Рисунок в пещере.
Письмо, написанное на глиняной табличке.
Текст закона на камне.
Берестяная грамота
|
Древний храм.
Монета.
Черепки посуды.
Разрушенная крепость.
Пуговица
|
Рассказ участника минувшей войны
|
Название города
|
Скелет человека.
Потухший вулкан.
Кости доисторического животного.
Высохшее русло реки
|
Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины
Название
|
Предмет изучения
|
Палеография
(греч. «палайос» - древний, «графо» - пишу).
|
Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
|
Археология
(греч. «архайос» - древний, «логос» - слово, учение).
|
Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
|
Хронология
(греч. «хронос» - время)
|
Наука о системах исчисления времени
|
Геральдика
(лат. «геральдус» - глашатай)
|
Изучает гербы, как исторический источник
|
Ономастика
(греч. «онома» - имя, название)
|
Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:
Топонимика – наука о географических названиях.
Антропонимика – наука, изучающая личные имена людей.
Этнонимика – наука, изучающая названия народов.
Теонимика – наука, изучающая имена богов и др.
|
Нумизматика
(греч. «номисма» - законное платежное средство, монета)
|
Наука о монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их изготовления
|
Сфрагистика
(греч. «сфрагис» - печать)
|
Наука о печатях
|
Метрология
(греч. «метрон» - мера)
|
Наука о мерах веса, длины, объема, площади
|
Генеалогия
(греч. «генеалогия» - родословная)
|
Наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств
|
2.1. Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведенных ниже заданий.
Вопросы и задания учащимся
1. Решите кроссворд.
Кроссворд «На чем писали люди в древности»?
Кроссворд учитель предварительно чертит на доске, а школьники получают ксерокопию задания, которое выполняется ими самостоятельно на розданных листочках. Один из учащихся решает его у доски. После выполнения задания учитель осуществляет устную проверку и в случае необходимости корректирует ответы и отвечает на трудные вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
У
|
М
|
А
|
Г
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш
|
Е
|
Л
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
А
|
П
|
И
|
Р
|
У
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
А
|
М
|
Е
|
Н
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т
|
Р
|
Е
|
С
|
К
|
А
|
|
|
|
П
|
Е
|
Р
|
Г
|
А
|
М
|
Е
|
Н
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г
|
Л
|
И
|
Н
|
А
|
|
|
|
|
|
следующая страница>