Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 32страница 33
Научный руководитель кандидат педагогических наук М.В. Короткова
Набатова О.Г.

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 400 с.


В методическом пособии содержатся разработки различных вариантов уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в.: уроки-суды, лабораторные исследования, научно-практические конференции, диспуты и дискуссии, а также варианты контроля и опроса учащихся на итоговых уроках.

Приведенные в пособии тексты источников сопровождаются творческими вопросами и познавательными заданиями, которые помогут сделать процесс изучения истории более увлекательным и интересным для учащихся.

Адресовано учителям истории; будет интересно студентам исторических факультетов педагогических вузов.

© Набатова О.Г., 2001

© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

© Серийное оформление обложки.

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
Оглавление

Введение 4

Тема: «Вводный урок» 6

Тема: «Восточные славяне в древности» 23

Тема: «Образование государства у восточных славян» 34

Тема: «Принятие Русью христианства» 43

Тема: «Первые русские князья» 65

Тема: «Киевская Русь в конце X — первой половине XI в.» 111

Тема: «"Русская Правда" — первый свод законов Киевской Руси» 122

Тема: «Переход Руси к политической раздробленности» 130

Тема: «Русские княжества периода раздробленности» 142

Тема: «Культура Руси в IX — начале XIII в.» 189

Тема: «Первое столкновение с монголо-татарами» 212

Тема: «Нашествие Батыя» 230

Тема: «Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов» 248

Тема: «Русь под властью монголов» 261

Тема: «Возвышение Москвы» 272

Тема: «Куликовская битва» 288

Тема: «Житие Сергия Радонежского» ЗО9

Тема: «Русь и Литва в конце XIV — начале XV в.» 319

Тема: «Феодальная война второй четверти XV в.» 325

Тема: «Эпоха Ивана III» 333

Тема: «Русское государство в конце XV — начале XVI в.» 365

Тема: «Культура Руси XIII—XV вв.» 371

Литература 395
Введение

В пособии «Конспекты по истории России с древнейших времен до начала XVI века» предлагаются различные варианты уроков по ключевым темам данного курса.

Основное внимание в пособии уделено лабораторным и практическим занятиям. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с различными видами материалов — таблицами, схемами, картами, иллюстративным рядом, видеозаписями, текстами и тестами. Лабораторные занятия ориентируют учителя на организацию работы с источниками, что полностью соответствует наметившейся в последние годы тенденции учить школьников истории прежде всего на документальных материалах. Эта идея адекватна и самому материалу курса отечественной истории, располагающему богатым запасом источников — летописей, законов, житий, сказаний и др.

Особое место в «Конспектах» занимают источники и выдержки из работ историков, отражающие различные взгляды на одни и те же события и явления. В пособии приводятся выдержки из работ известных историков в определенном методическом контексте. Учитель здесь также может найти и различные пути использования источников на уроке. В рекомендациях иногда документ становится дополнительным средством подготовки рассказа педагога или сообщения ученика, тогда он играет иллюстративную роль и освобождает учителя от дополнительного поиска необходимого отрывка по хрестоматиям. В других случаях документ приводится как средство организации самостоятельной деятельности учащихся: предполагается его анализ в групповой работе, нахождение ключа при решении проблемных задач, оценка достоверности источника и самого описания событий в нем, аргументация позиции в споре выдержками из него, стилизация роли в игровой ситуации.

В пособии достаточно места уделено нетрадиционным вариантам изучения тем курса отечественной истории — играм, конференциям, дискуссиям, экскурсиям, интегрированным урокам (с музыкой и литературой), предлагаются варианты организации деятельности учащихся на основе групповой работы. Все это создает для учителя определенный методический выбор и серьезную основу для его творчества. «Конспекты» являются примерными разработками, на основе которых учитель может моделировать интересные уроки.

Кроме того, «Конспекты» содержат большой дополнительный материал для подготовки к занятиям, разнообразие неиспользованных ранее таблиц и схем, разноуровневые задания учащимся. В пособии обобщен опыт преподавания курса передовыми учителями, разработки современных методистов и мнения историков по ключевым проблемам.

Короткова М.В., кандидат педагогических наук

1 тема. ВВОДНЫЙ УРОК
Первый вариант изучения темы*

Урок — практическое занятие.



План

1. Исторические источники.

2. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Языковая семья.



Основные термины и понятия: исторический источник, вспомогательные исторические дисциплины, палеография, археология, хронология, геральдика, ономастика, нумизматика, сфрагистика, метрология, генеалогия, языковая семья.
Ход урока

Вводное слово учителя

В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на занятии они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа». Перед учащимися ставится следующая задача: в процессе изучения новой темы, актуализируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие
* В данной разработке использованы материалы кн.: Петрова Н.Г, Рабочая тетрадь
для учащихся 5 класса. М., 1994.
вспомогательные исторические дисциплины занимаются их изучением.

1.1. Учитель начинает урок с того, что вводит понятие «исторический источник» и вместе с учениками составляет на доске схему № 1 «Классификация исторических источников». Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.


Схема 1. Классификация исторических источников


Исторические источники

Лингвистические: данные языка

Письменные

Устные – фольклор: былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др.

Вещественные: орудия труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшения





Актового характера: юридические нормы, постановления, договоры, законы и др.

Описательного характера: летописи, дневники, письма, описания, жития и др.

1.2. Далее учитель должен закрепить полученные знания, для этой цели могут быть использованы предложенные ниже задания.


Вопросы и задания учащимся

1. Определите на слух, к какому типу исторических источников относятся приведенные ниже тексты документов.

1

«В лето 6635 (1127). По повелению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде...

В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета... на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».
2. Грамота 1257—1259 гг.

«Я, князь Александр, и сын мой Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей...»


3. Берестяная грамота

«От Бориса к Настасии. Как придет эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».


4. «Слово о погибели земли Русской»

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
5. Жалованная грамота великого князя

Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю. 1125—1137 гг.

«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и борти, и ловища на Ловати... А то дал святому Георгию во веки...»


6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

«...Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

... И красив он был как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
7. Берестяная грамота

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения...»


8

«В лето 6635 (1127). Не было мира... ни с суздальцами, ни со смолянами, ни с половчанами, ни с киевлянами. И стоила все лето осьминка великая по семь резан.

В лето 6669 (1161). Стояла все лето жара, и сгорело все жито, а осенью убил всю пшеницу мороз... О, великая скорбь была в людях и нужда».
9. Былина «Алеша Попович и Тугарин»

«Гой вы еси, удалы добры молодцы!

Видел я Тугарина Змеевича,

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,

Промежду глаз калена стрела,

Конь под ним, как лютый зверь».


2. Выделите из приведенного перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу № 1 «Исторические источники».

Учитель вычерчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздает карточки с предложенным ниже перечнем, и учащиеся самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним из учащихся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а учащиеся должны записать его в свои рабочие тетради.


Карточка

Рисунок в пещере: скелет человека; потухший вулкан; рассказ участника минувшей войны; кости доисторического животного; письмо, написанное на глиняной табличке; древний храм; высохшее русло реки; текст закона на камне; монета; черепки посуды; разрушенная крепость; название города; пуговица; берестяная грамота.


2.1. Учитель вводит понятие «вспомогательная историческая дисциплина», предварительно поставив перед учащимися вопросы: «Каким образом ученые получают различные исторические сведения?» или «Какие науки занимаются изучением исторических источников?» Затем учителем на доске, а школьниками в тетрадях вычерчиваются графы таблицы № 2 «Вспомогательные исторические дисциплины», которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы внимание учащихся акцентируется на наводящих вопросах и использовании знаний, полученных из курсов истории Древнего мира и Средних веков.
Таблица 1. Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Лингвистические

Не являются историческими источниками

Рисунок в пещере.

Письмо, написанное на глиняной табличке.

Текст закона на камне.

Берестяная грамота



Древний храм.

Монета.


Черепки посуды.

Разрушенная крепость.

Пуговица


Рассказ участника минувшей войны

Название города

Скелет человека.

Потухший вулкан.

Кости доисторического животного.

Высохшее русло реки


Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины



Название

Предмет изучения

Палеография

(греч. «палайос» - древний, «графо» - пишу).



Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)

Археология

(греч. «архайос» - древний, «логос» - слово, учение).



Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

Хронология

(греч. «хронос» - время)



Наука о системах исчисления времени

Геральдика

(лат. «геральдус» - глашатай)



Изучает гербы, как исторический источник

Ономастика

(греч. «онома» - имя, название)



Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

Топонимика – наука о географических названиях.

Антропонимика – наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика – наука, изучающая названия народов.

Теонимика – наука, изучающая имена богов и др.


Нумизматика

(греч. «номисма» - законное платежное средство, монета)



Наука о монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их изготовления

Сфрагистика

(греч. «сфрагис» - печать)



Наука о печатях

Метрология

(греч. «метрон» - мера)



Наука о мерах веса, длины, объема, площади

Генеалогия

(греч. «генеалогия» - родословная)



Наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств

2.1. Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведенных ниже заданий.


Вопросы и задания учащимся

1. Решите кроссворд.

Кроссворд «На чем писали люди в древности»?

Кроссворд учитель предварительно чертит на доске, а школьники получают ксерокопию задания, которое выполняется ими самостоятельно на розданных листочках. Один из учащихся решает его у доски. После выполнения задания учитель осуществляет устную проверку и в случае необходимости корректирует ответы и отвечает на трудные вопросы.




























Б

У

М

А

Г

А






















Ш

Е

Л

К






















П

А

П

И

Р

У

С

























К

А

М

Е

Н

Ь

























Т

Р

Е

С

К

А










П

Е

Р

Г

А

М

Е

Н

Т




























Г

Л

И

Н

А


















следующая страница>


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Рабочая программа по Истории России с древнейших времён до конца XIX века 10 класс Базовый уровень
1893.07kb.

30 09 2014
14 стр.


История россии

История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебно-методическое пособие / сост. П. А. Афанасьев. – Барнаул : Алтгпа, 2012. – 239 с

3645.77kb.

12 10 2014
17 стр.


Интегрированный урок по обществознанию и истории 10 класс (социально гуманитарного профиля) Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен»

Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен» Сахаров А. Н., Просвещение 2002 г., Боголюбов Л. Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г

59.38kb.

08 10 2014
1 стр.


Методическое пособие по истории россии 1х-ху1П вв. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета

Охватывает огромный период с древнейших времён до конца XVIII в. Его объём и содержание определяются сборником про­грамм "Историческое образование. Программы общих курсов" (М., 199

1904.44kb.

10 09 2014
8 стр.


Программа по «всеобщей истории, историиТатарстана и истории россии с древности до XVI века»

Рабочая программа по «всеобщей истории, историиТатарстана и истории россии с древности до XVI века»

430.78kb.

25 12 2014
2 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии»

Охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – н

1590.16kb.

16 12 2014
7 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.