Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 29страница 30страница 31страница 32страница 33
Тема: Живопись и зодчество Русского государства XIII—XV вв.

Урок с элементами воображаемой экскурсии*.


План

1. Иконопись.

2. Живопись: Феофан Грек и Андрей Рублев.

3. Русское зодчество. Московский Кремль.


Основные понятия и термины: икона, иконостас, левкас, чин, «палеологовский ренессанс», Троица.
Ход урока

Вводное слово учителя

На сегодняшнем уроке нам предстоит отправиться в путешествие по страницам искусства Руси XIII—XV вв. Вы познакомитесь с особенностями русской иконописи, живописи, зодчества, побываете на территории Московского Кремля и в разных уголках России. В ходе урока постарайтесь обратить внимание на то, какие изменения в искусстве Руси произошли в это время, с чем они связаны и как эти изменения отразились на укреплении могущества Русского государства.


* В данном варианте урока использована кн.: Энциклопедия для детей. Т. 7. М.. 1997.




1.1. Учитель начинает урок с рассказа о русской иконе. Желательно использовать при этом любые слайды для объяснения основных отличительных черт русской иконописи данного периода. По ходу рассказа учителя школьники составляют в тетрадях словарь новых слов, который можно проверить в конце занятия.
Материал для рассказа учителя*

XIV—XV вв. часто называют периодом наивысшего расцвета древнерусской иконописи, давшим классические образцы иконописного искусства.

Иконы писались на специально подготовленных липовых или сосновых досках, на которые наносили меловой грунт — левкас. На нем прорисовывали контуры рисунка. Использовали для писания икон краски на яичном желтке.

Висевшая в храме икона от чада свечей и лампад темнела, и через несколько десятилетий ее обычно «записывали», т. е. рисовали поверх старого изображения новое.

Для древнерусского человека посещение храма являлось прежде всего праздником, который в корне отличался от бездумных мирских пиров. Человек отрешался от мирской суеты, осознавал себя высшим существом, приближенным к Богу. И в этом ему помогали иконы.

Иконе не только поклонялись, ее созерцали. Икона давала душе человека значительно больше, чем не всегда понятные священные тексты, звучавшие в храмах.

Почему икона непонятна нам? Потому что мы привыкли к реалистической живописи, отображающей окружающий нас мир, а древнерусскому искусству было чуждо подражание реальному миру. Иконописец отражал особую реальность — Царствие Небесное — и пользовался для этого особыми приемами. Иконописные лики не имеют индивидуальных черт, не стоит искать в них портретное сходство с конкретными людьми. В иконописи используется не прямая, а обратная перспектива, что имеет глубочайший смысл: точкой, в которой сходятся все линии, становится смотрящий на икону человек.

На рубеже XIV—XV вв. в русских храмах появился иконостас, бывший чисто русской новацией: в византийских храмах его не было. Иконостас — это перегородка, отделяющая алтарь, зримая стена «встречи двух миров» — небесного и земного. Иконостас имеет несколько рядов икон — чинов. В центре — деисусный чин: Христос на троне, Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы. Верх-





* В данном варианте использованы материалы из кн.: Черникова Т.В. История России IX—XVII вв. М., 1998.



ние ярусы — праздничный (изображения евангельских событий от Благовещенья до Успения Богоматери) и пророческий чины, внизу, на Царских вратах и по обе стороны от них, — погрудные изображения Богоматери и иконы местночтимых святых или праздников, которым посвящен храм. В XVI в. добавился патриотический чин.
1.2. Учитель может проверить усвоение материала путем постановки ряда вопросов и заданий.
Вопросы и задания учащимся

1. Что отличает икону от живописного полотна?

2. Какое значение имела икона в жизни русского человека? Почему?
Работа с новой терминологией может быть проведена в форме зрительного теста: учитель показывает школьникам слайды с изображением различных фрагментов иконы и иконостаса и просит вспомнить, каково их название.
2.1. С творчеством Феофана Грека учащиеся знакомятся либо в процессе рассказа учителя, либо слушая доклад одного из учащихся, подготовленный дома. Обязателен на уроке показ слайдов или иллюстраций.
Материал для рассказа учителя (или для ученического сообщения)

Феофан Грек родился около 1340 г. На Русь он прибыл во времена московско-тверских распрей либо с греческой депутацией, либо с торговым караваном. До прибытия на Русь он уже был очень известен, работал в Константинополе и других городах Византийской империи. Первым городом, который познакомился с работами художника, был Новгород Великий. Именно после того, как Феофаном Греком была сделана роспись церкви Преображения на Ильиной улице, он стал знаменит и его пригласили в Москву.

Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV — начала XV в. К сожалению, иконы, достоверно созданные Феофаном или его учениками, неизвестны. Однако ему приписывается большое количество произведений русской средневековой живописи. В числе этих работ монументальный образ Петра и Павла, «Преображение» из Спасского собора в Переяславле Залесском, «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте из Успенского собора в Коломне. До последнего времени наиболее достоверным произведением Феофана Грека считался иконостас Благовещенского собора. Однако сейчас эта точка зрения оспаривается.

Изображения святых на иконах Феофана Грека имеют ряд особенностей, он нарушил прежние каноны. В отображенных им персонажах библейских сюжетов чувствуется грозная внутренняя сила, читаются мука, душевная неуравновешенность, страстное стремление к совершенству, к Богу.

Феофан Грек известен не только своими иконами, но и мастерством украшения книг. Епифаний Премудрый так описывал работу великого мастера: «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с прихожанами и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».
2.2. Знакомство с творчеством Андрея Рублева проходит по той же схеме. Учитель обязательно использует в процессе объяснения слайды. Возможно также использование видеофильма «Андрей Рублев».
Материал для рассказа учителя (или для ученического сообщения)

О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Родился он около 1360 г., но первое упоминание о нем относится к 1405 г., когда вместе с Феофаном Греком Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Рублев, скорее всего, принадлежал к числу московских великокняжеских мастеров. Постригшись, он стал иноком Спасо-Андроникова монастыря. В этом монастыре и сегодня можно увидеть работы этого гениального мастера.

Все сохранившиеся известия о Рублеве связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Однако в Москву Рублев прибыл уже достаточно зрелым мастером, искусство которого впитало в себя отличительные черты многих художественных школ.

Имя Андрея Рублева овеяно легендой. Слава его была так велика, что в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. на вопрос о том, как следует правильно писать изображение Троицы, был дан ответ: «Писать с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев...».

Жизнь великого художника пришлась на знаменательные для России годы. Отрочество его совпало с победой русского воинства на Куликовом поле, что, безусловно, оставило глубокий след в его душе. Без осознания того, в какие годы творил художник, невозможно вообще понять его творчество.

Самые знаменитые работы художника: «Благовещение», «Вознесение», «Преображение», «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и, конечно, «Троица». Они представляют собой сокровища русской культуры и хранятся в крупнейших музеях страны.

С именем Андрея Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый и нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставлялась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот это тот неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего... мы считаем творческим содержанием Троицы», — писал П.А. Флоренский. Рублев был тем гениальным мастером, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Стиль Рублева, линейный и колористический строй его икон, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи.

Предполагается, что умер Андрей Рублев в 1430 г. и был похоронен в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Лучше всего будет закончить описание творчества художника словами академика Д.С. Лихачева: «Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве полнее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте...

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания».
2.3. После завершения знакомства с жизнью и творчеством художников учитель может предложить учащимся обсудить приведенные вопросы и задания:
Вопросы и задания учащимся

1. В чем схожи и чем различаются работы Феофана Грека и Андрея Рублева? Как вы можете это объяснить?

2. Подумайте, какое значение для русского человека имели созданные этими художниками произведения?

3. Почему и сегодня работы этих мастеров пользуются большой популярностью и имеют такое большое значение?

3.1. Учитель обращает внимание учащихся на то, что средневековое русское зодчество было тесно связано с княжеской властью. Это проявлялось в том, что чем сильнее был князь, тем мощнее и величественнее были здания, окружавшие его. Для учащихся организуется экскурсия по Московскому Кремлю с обязательным показом слайдов. По ходу рассказа учителя школьники вносят в свои тетради сведения о памятниках Московского Кремля данного периода. Изложению материала предшествуют вопросы.
Вопросы и задания учащимся

1. Вспомните, когда был построен каменный Московский Кремль?

2. Как строительство Кремля отразилось на судьбе Московского государства?
Материал для рассказа учителя

К моменту прихода к власти Ивана III Москва превратилась в столицу могущественного государства, лицом которого должен был стать Московский Кремль. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях, о славных временах Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Но его внешний вид не соответствовал могуществу, приобретенному Москвой при Иване Васильевиче. Старая крепость явно не годилась для того, чтобы принимать в ней иностранные посольства. Поэтому Кремль начал перестраиваться.

Началась перестройка Московского Кремля в 1472 г. с возведения Успенского собора. Новый собор заложили на месте старого, возведенного еще при Иване Калите. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. Строительство велось быстрыми темпами, и спустя два года уже было завершено возведение стен, однако ночью 20 мая 1474 г. северная стена здания неожиданно рухнула.

Для строительства главного собора столицы Иваном III был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти, который к тому времени уже приобрел известность своими постройками в Италии и Венгрии. Он прибыл в Москву в 1475 г. и без промедления взялся за работу. Уже через несколько дней после приезда архитектора в Москву он приступил к разрушению остатков рухнувшего храма, используя для этого хитроумные тараны, чем немало поразил москвичей. Строительство велось «въ кружало да въ правило» (т. е. с помощью циркуля и линейки). Известь, замешанная по рецепту Аристотеля, отличалась особенной крепостью. Блоки белого камня, из которых складывали собор, соединяли железными «скрепами».

Для подъема тяжестей на высоту использовали лебедки. Использовались и многие другие приемы строительства, не известные русским мастерам.

Четыре года спустя, в 1479-м, строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щеле-видные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стороне примыкали пять алтарных аспид — полукруглых выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Своды храма опирались на шесть стройных столбов — два квадратных, поставленных у входа в алтарь, и четыре круглых. И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным: «яко един камень», по точному замечанию одного из современников.


Летописец так рассказывал о новом храме: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же прежде того не бывало в Руси, опроче Владимерскыа церкви».
В Успенский собор Московского Кремля была перенесена икона Владимирской Богоматери.

Не менее замечательным памятником русского зодчества стал Благовещенский собор, возведенный псковскими зодчими. Он построен был на великокняжеском дворе и являлся домовой церковью великого князя. При строительстве собора зодчие использовали мастерство различных архитектурных школ Руси. Внешний вид собора был очень изящен и наряден, как и его внутреннее убранство. Первоначально собор венчали только три главы, однако в середине XVI столетия по углам собора пристроили четыре одноглавых придела, что значительно изменило его внешний облик.

Строительные работы в Кремле продолжались на протяжении всей жизни Ивана III. В начале 80-х гг. вырос новый собор в Богоявленском кремлевском монастыре. В 1484 г. началось строительство собора на митрополичьем дворе — церкви Ризоположения. Строилась она теми же псковскими мастерами, что возводили Благовещенский собор. Она имела особый, мемориальный характер. Прежнее ее здание было построено в память об избавлении Москвы от войск татарского царевича Мазовши в 1451 г.

В 1485 г. началось возведение новых кремлевских укреплений. Работа была практически завершена к 1495 г., и подобных сооружений Русь еще не знала. Там, где стены образовывали углы, построили башни — Свиблову, Москворецкую и Собакину (теперь Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная). Такие башни позволяли вести обстрел неприятеля в круговую. В них были устроены тайники-колодцы. В местах, где к Кремлю подходили наиболее важные дороги, возвели мощные четырехугольные проездные башни с железными или деревянными воротами. Спереди к ним пристроили отводные башни-стрельницы. Проезд в стрельницы закрывался поднимающимися решетками. Из стрельниц на цепях опускался мост через ров, окружавший крепость. Проездных башен в Кремле было шесть — Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская, Богоявленская (Троицкая), Фроловская (Спасская), Никольская. Остальные башни Кремля построили глухими. Башни вынесли несколько вперед относительно стены, благодаря чему пространство возле них стало доступным для обстрела. Наверху они имели зубцы и широкие боевые площадки. Ниже располагались машикули — специальные навесные бойницы. Сверху башни завершались деревянными шатрами и навесными вышками. В некоторых башнях (Набатная) помещались колоколо-всполохи, или набаты.

Высота стен в некоторых местах достигала 19 метров, а толщина — 6,5 метров. По верхней боевой площадке стены могла свободно проехать повозка с запряженной в нее лошадью. Стены снаружи завершались зубцами, высота которых местами достигала 2,5 метров.

Южная грань Кремлевского треугольника была обращена к Москве-реке, западная — к реке Неглинной, а вдоль восточной, через всю Красную площадь, прорыли канал, по которому пустили специально поднятую для этого запрудой воду из Неглинной. Кремль оказался как бы на острове. Берега водных преград дополнительно укрепили небольшими каменными оградами.

В конце 80-х гг. начинается строительство дворца великого князя Московского. Возводили его принятые на русскую службу итальянские архитекторы Марк Фрязин, Антонио Солари и Алевиз Фрязин (Новый). Строительство дворца затянулось и было завершено уже после смерти Ивана III.

Государев дворец представлял собой множество больших и малых, выстроенных из камня и дерева, причудливо соединенных друг с другом «палат» и «изб». Отдельные части дворца имели различную высоту, их островерхие четырехскатные крыши придавали постройкам особую живописность. Стены дворца украшала затейливая резьба. Залы и покои были убраны с изысканной роскошью. Переходы связывали части дворца между собой и с Благовещенским собором. Из различных частей дворца до наших дней сохранилась в самостоятельном виде лишь Грановитая палата, которая позволяет нам составить впечатление о великолепии этого сооружения. Она была тронным залом государя. С южной стороны в палату вела широкая лестница, украшенная фигурами львов. Чтобы попасть в палату, необходимо было подняться по ней и войти в Святые Сени. Площадь палаты достигала 500 квадратных метров.

В последний год жизни Иван III поручил Алевизу Фрязину возглавить строительство Архангельского собора — семейной усыпальницы великих князей. При строительстве архитектор использовал как традиции русского зодчества, так и приемы архитектуры эпохи Возрождения. Завершено строительство было в 1508 г. при Василии III.

Изменение облика Кремля продолжалось несколько столетий. Появлялись новые здания, возводились новые и менялись старые укрепления, однако именно в тот период окончательно сложилась внутренняя планировка Кремля. Всего за несколько десятилетий Кремль преобразился, превратившись в город.


3.2. Учитель дает краткую характеристику другим известным памятникам русского зодчества этого периода, он сообщает учащимся, что древнейший из дошедших до нас памятников московского зодчества — Успенский собор в Звенигороде, построенный в
начале XV в. Шедеврами русского зодчества являются Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), Спасо-Андроникова монастыря (1427).
3.3. Далее желательно провести беседу с учащимися по вопросам и заданиям, предложенным ниже.
Вопросы и задания учащимся

1. В чем причина того, что в XV в. начинается изменение облика Московского Кремля? Какие цели преследовал Иван III, покровительствуя строительству в Кремле?

2. Какое влияние на расширение внешнеполитических связей Московского государства могло оказать изменение облика Кремля?

3. Подумайте, почему для возведения таких значительных сооружений приглашались известные иностранные мастера?

4. О. Мандельштам о московских соборах в Кремле писал:

И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою душой

Напоминают мне явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.

Подумайте, в чем проявляется «итальянская и русская душа» московских кремлевских соборов?

5. Подумайте, какие процессы переживала русская архитектура в ХIII-ХV вв.?
3.4. Желательно, чтобы к данному уроку было подготовлено сообщение об Аристотеле Фиораванти, с которым учащиеся ознакомятся на уроке.
В качестве домашнего задания можно предложить классу подготовить карту-маршрут для иностранца путешественника по территории Московского Кремля. Можно также попросить школьников подобрать стихотворения, в которых описываются сооружения Кремля, и оформить их в виде загадок для одноклассников.
Уроки 1-3

Второй вариант изучения темы

Урок 1. Быт и традиции москвичей. Сватовство

Урок — игровое занятие («Жили-были москвичи»)*.


Вводное слово учителя

Урок-игра «Жили-были москвичи» является заключительным уроком, который подводит итоги изучения блока тем, связанных с историей и культурой москвичей. Урок ведет группа учащихся. Подготовка к уроку дает возможность суммировать, эмоционально пережить и глубже осмыслить полученные знания, позволяет лучше понять сущность народных обычаев, усвоение которых происходило в ходе и результате живого обрядового действа. Учащиеся получают на таком уроке опыт общения и реализации своих коммуникативных особенностей.


Видеоряд: слайды осенних пейзажей и интерьер крестьянских изб.

Звукоряд: П.И. Чайковский «Времена года», народные песни «Ты гори, свеча!», «Колечко мое, посеребренное».
Оформление: декорация интерьера избы.
Сценарий урока-игры
Ведущий:

Ноябрь. Поздняя осень.

«Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,


* В данном уроке использованы разработки учителя ИЗО и МХК школы № 1400 Т.А. Пантелеевой.
Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось».

(С. Есенин)
Закончились все полевые работы. Убран урожай. Пусто и тихо в полях. У хозяина уже давно обмолочена рожь, можно и продавать ехать.

А как повезешь продавать — дороги нет!

Все ждут мороза и снега. По первопутку можно будет и на санях на базар поехать.

Скучная пора и для ребятишек. Ни побегать, ни попрыгать на улице. Все время в избе.

Давайте и мы с вами заглянем в одну такую избу на окраине Москвы.

Вечер. Закончив все работы на дворе, семья собирается в избе. На полатях — два брата — Федюшка с Ванюшкой. А за прялкой — сестра их, Марьюшка, на выданье девушка. Сидит, прядет! Приданое готовит.

Вот матушка, все по дому хлопочет. То в печь заглянет, то сенца козе подбросит, то подзатыльник отвесит! Благо есть за что!

А вот отец. Подсаживается к свече со своей работой. К зиме готовится. То валенок подошьет, то сбрую починит.

Послушаем, о чем там Федюшка с Ванюшкой болтают.
Диалог Феди и Ивана.

(Стучат в дверь.)



Федя и Иван: «Матушка! Сваты к Марьюшке!» Ведущий: Смутилась Марьюшка. Обмерло ее сердечко. Дождалась она своего часа! А вот и свахи, «балакуши», как говорили о них в старину, т. е. умеющие красно говорить. Гости входят в дом. К ним выходит хозяйка и кланяется «малым поклоном» — в пояс. А гости кланялись «в землю». Хозяин тоже выходит к гостям. Итак, в дом вошли две свахи, жених и друг жениха — «дружка».

1-я сваха: Мы встретили лисицу, не забежала ли она к вам ?
Мать: Да нет, не забежала!

2 сваха:

У вас товар, а у нас купец!

Что у месяца рога золотые,

И у солнышка лучи светлые,

У Ивана кудри русые —

Из кольца в кольцо испронизаны.




Виноград расцветает,
А ягода поспевает.
Виноград — Иван — сударь,
Ягодка-то — Марьюшка!
Мать:

Наше-то золото получше,

Да и жемчуг подороже, подороже!

Да и Марьюшка Ивана

Получше, получше!

Да и личиком покрасивее, побелее.

Она-то, наша кралечка,

Еще и шелкошвейна.

Тонко пряла, часто ткала.

Бело белила! Весь наш род придарила:

Отцу — рубашку, матери — другую.

А братушкам — соколочкам,

Да по шитому платочку!


<предыдущая страница | следующая страница>


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Рабочая программа по Истории России с древнейших времён до конца XIX века 10 класс Базовый уровень
1893.07kb.

30 09 2014
14 стр.


История россии

История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебно-методическое пособие / сост. П. А. Афанасьев. – Барнаул : Алтгпа, 2012. – 239 с

3645.77kb.

12 10 2014
17 стр.


Интегрированный урок по обществознанию и истории 10 класс (социально гуманитарного профиля) Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен»

Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен» Сахаров А. Н., Просвещение 2002 г., Боголюбов Л. Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г

59.38kb.

08 10 2014
1 стр.


Методическое пособие по истории россии 1х-ху1П вв. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета

Охватывает огромный период с древнейших времён до конца XVIII в. Его объём и содержание определяются сборником про­грамм "Историческое образование. Программы общих курсов" (М., 199

1904.44kb.

10 09 2014
8 стр.


Программа по «всеобщей истории, историиТатарстана и истории россии с древности до XVI века»

Рабочая программа по «всеобщей истории, историиТатарстана и истории россии с древности до XVI века»

430.78kb.

25 12 2014
2 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии»

Охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – н

1590.16kb.

16 12 2014
7 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.