Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Е. А. Торчинов.

Тексты по "искусству внутренних покоев" (эротология  Древнего Китая)

Воспроизводится по изданию: Петербургское Востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993. © Центр “Петербургское Востоковедение”, 1993

 

1.Трактат Гэ Хуна и "искусство внутренних покоев"



  Гэ Хун (284-363 или 283-343 г. н. э.) — один из крупнейших представителей  средневекового китайского даосизма, отразивший в своих сочинениях все  основные направления даосской религиозной практики. Важнейший труд Гэ  Хуна — трактат, названный так по псевдониму самого Гэ Хуна. "Баопу-цзы" состоит из двух частей — внутренней/эзотерической (нэй пянь), посвященной описанию различных типов практики даосского самосовершенствования и обретения бессмертия, и внешней, или экзотерической (вай пянь), посвященной методам государственного управления и этико-политическим проблемам. Во "внутренних главах" своего фундаментального труда Гэ Хун подробно  излагает даосское учение о достижении физического бессмертия и связанных с  ним паранормальных способностей и описывает способы их обретения, важнейшим их которых, по мнению Гэ Хуна, является алхимия, то есть создание эликсира бессмертия из киновари, соединенной с другими веществами, или из особого алхимического золота, полученного путем  трансмутации неблагородных металлов. "Баопу-цзы" не только представляет  собой уникальный компендиум теории и практики религиозного даосизма, но и  является своеобразной энциклопедией традиционной китайской науки,  китайского природознания в целом. В "Баопу-цзы" содержится исключительно  богатый материал по алхимии, тесно связанной с ней медицине (прежде всего,  по фармакологии), астрологии, магии и другим отраслям традиционного  китайского знания о природе. Содержится в "Баопу-цзы" и определенный  материал по даосским методам сексуальной практики — "искусству внутренних  покоев" (фан чжун чжи шу), или "искусству [сил] инь-ян" (инь ян чжи шу).  Сравнительно с алхимическим материалом, содержащимся в трактате,  эротологические фрагменты "Баопу-цзы" достаточно скудны, однако без их  перевода и осмысления невозможно составить правильное представление об  истории китайской эротологии и ее месте в учении даосизма. Однако, прежде  чем перейти непосредственно к материалу памятника, представляется  уместным сказать несколько слов о биографии самого Гэ Хуна.  Он происходил из старинного чиновничьего рода, данные о котором восходят к I в. н. э. Именно тогда один из предков Гэ Хуна был награжден императором Гуан У-ди за помощь, оказанную ему при восшествии на престол после узурпации власти сановником Ван Маном, и получил земельное владение в южной части Китая. Поэтому Гэ Хун был уже коренным южанином и именно  южнокитайскую традицию даосского оккультизма он отразил в своем трактате.  Род Гэ был известен не только своей государственной службой, но и  приверженностью даосизму. Так, двоюродный дед Гэ Хуна по имени Гэ Сюань  считался признанным адептом тайных наук и был объявлен даосской  традицией бессмертным, о чем свидетельствует и его прозвание — Гэ Сянь-гун  (господин бессмертный Гэ). Активными даосами были и потомки Гэ Хуна. В  частности, один из его потомков по имени Гэ Чао-фу создал в конце IV в.  даосское направление "Духовной драгоценности" (лин бао), сыгравшее  немаловажную роль в истории даосизма.  Гэ Хун родился в то время, когда его семья отнюдь не находилась в зените  славы и богатства. Рано осиротев, он оказался в весьма стесненном  материальном положении и чуть ли не был вынужден пасти скот. Тем не менее  Гэ Хун усиленно занимался, соединяя изучение конфуцианской классики с  постижением тайн даосизма под руководством своего учителя Чжэн Иня (Чжэн  Сы-юаня), которого Гэ Хун потом не раз упоминал в своем основном труде.  В 304 г. вспыхнул мятеж некоего Ши Бина, на подавление которого было  брошено созданное ополчение. Гэ Хун участвовал в подавлении этого мятежа в  качестве одного из младших офицеров и в ходе кампании несколько  продвинулся по службе. Позднее за свою службу он получил почетный, но по  существу ничего не дававший титул гуаньнэйхоу, что можно условно перевести  как "маркиз внутренних владений".  После подавления мятежа Гэ Хун отправляется на север Китая в поисках  древних даосских текстов, но безуспешно: север империи охвачен смутой и  мятежами подчинившихся ранее Китаю кочевников. Гэ Хун возвращается на юг  и служит некоторое время в Гуанчжоу в штате своего друга Цзи Ханя, ставшего  крупным чиновником. После гибели Цзи Ханя Гэ Хун отправляется в Цзянькан  (современный Нанкин), который вскоре становится столицей империи: север  страны был завоеван кочевниками и императорский двор бежал на юг от реки  Янцзы. Таким образом, на юге Китая сохранилась власть китайской династии  Восточная Цзинь (317-419 г. ). Все основные посты в государстве оказались  заняты пришлыми аристократами-северянами, и коренному южанину Гэ Хуну  не приходилось рассчитывать на блестящую карьеру.  Во время службы в Гуанчжоу в жизни Гэ Хуна произошло одно важное событие — он женился на дочери крупного чиновника Бао Цина (Бао Сюаня), который также был глубоким знатоком даосской алхимии и магии. Через своего тестя Гэ Хун оказался причастен к еще одной ветви южнокитайского оккультизма.  Прослужив некоторое время на незначительных гражданских и военных постах в штате всемогущего первого министра Ван Дао, Гэ Хун просит назначить его на службу в отдаленный и глухой район империи, расположенный на крайнем юге, на стыке провинции Гуанси и современного северного Вьетнама (тогда китайской провинции Цзяочжи или Цзяочжоу). Это свое желание Гэ Хун мотивирует тем, что в тех местах много хорошей киновари, пригодной для алхимических опытов.  Получив согласие императора, Гэ Хун отправляется в путь, но в Гуанчжоу его задерживает губернатор Дэн Юэ, не желавший терять общество столь знаменитого ученого. Со временем они становятся друзьями. Последние годы своей жизни Гэ Хун провел в уединении в горах Лофушань близ Гуанчжоу. Согласно даосскому преданию, Гэ Хун достиг состояния бессмертного через "освобождение от трупа" (ши цзе), т. е. умер, а потом воскрес, трансформировав свое тело в бессмертную плоть даосского святого.  Гэ Хун оставил после себя чрезвычайно много различных сочинений:  исторических, медицинских, алхимических, магических, большая часть из  которых до нас не дошла. Но его важнейший труд — трактат "Баопу-цзы"  сохранился в нескольких практически тождественных редакциях. И именно по  нему можно судить об учении самого Гэ Хуна, теории и практике современного  ему даосизма.  Как уже говорилось, фрагментов, посвященных собственно вопросам даосской сексуальной практики в "Баопу-цзы" немного. Все они даются в переводе ниже. Однако ими не исчерпывается ценность памятника как источника по изучению традиционной китайской эротологии. Дело в том, что Гэ Хун в своем трактате выступил, в частности, и как собиратель, кодификатор, всей известной ему даосской литературы. Так, вся глава 19-я "внутренней" части "Баопу-цзы" под названием "Ся лань" ("Обозрение удаленного") представляет собой такой перечень, являясь своеобразной предшественницей появившегося в V-VI веках первого полного свода даосских текстов — "Сокровищницы Дао" ("Дао цзан").  В данном списке приводятся и названия существовавших во времена Гэ Хуна текстов по сексуальной практике.  Это тексты, как таковые не сохранившиеся до настоящего времени: "Канон  Юаньян-цзы" ("Юаньян-цзы цзин"), "Канон Чистой девы" ("Су-нюй цзин"),  "Канон Сокровенной девы" ("Сюань-нюй цзин"), "Канон Пэн-цзу" ("Пэн-цзу  цзин"), "Канон Жун-чэна" (Жун-чэн цзин") и "Канон Нефритовой девы о шести  видах [силы] инь" ("Лю инь юй нюй цзин").  О большинстве этих текстов сейчас ничего определенного сказать нельзя.  Можно предположить, что "Жун-чэн цзин" тождествен тексту "Путь [силы] инь  Жун-чэна" ("Жун-чэн инь дао"), указанному в списке "Трактата об изящной  словесности" ("И вэнь чжи") "Истории [династии] Хань" ("Хань шу"). Этот текст, приписываемый учителю мифического древнего императора Хуан-ди по имени Жун-чэн-цзы, также не сохранился, однако в найденном при археологических раскопках (в 1973-1974 г. около г. Чанша в кургане Мавандуй провинции Хунань) тексте на бамбуковых дощечках упоминается это имя, а по некоторым из пассажей можно предположительно судить о содержании данного  произведения. (Перевод всего соответствующего мавандуйского текста ("Ши вэнь") см. в второй части настоящей публикации. Жун-чэн также упоминается в агиографическом даосском сочинении "Ле сянь чжуань" ("Жизнеописания бессмертных") и в трактате "Фан ши чжуань" ("Отдельные жизнеописания магов") из "Хоу Хань шу" ("История Поздней Хань"). ) В рассуждениях, приписывающихся Жун-чэн-цзы, важны три пункта: 1/ человек в своей жизни должен брать за образец космический ритм и сообразовываться с ним, 2/ занимаясь связанными с "искусством внутренних покоев" дыхательными упражнениями, необходимо учитывать время суток и сезон, 3/ необходимо укреплять свое семя и поддерживать его баланс, восполняя особыми упражнениями (дыхательными?) его потери.  Что касается "Канона Пэн-цзу", то о нем можно судить по отрывкам  мавандуйских текстов, цитатам из сочинения знаменитого медика и алхимика  VI-VП в. Сунь Сы-мо "Цянь цзинь фан" ("Главные рецепты [ценою] в тысячу  золотых") и японскому компендиуму китайских медицинских текстов "И синь  фан" ("Рецепты, раскрывающие сущность врачевания").  В мавандуйском тексте говорится о том, что жизненная сила человека  воплощена в его половых органах и прежде всего в сперме. Отсутствие половой  жизни или ее неправильность приводят к закупорке вен (мо), по которым  циркулирует жизненная энергия (пневма, ци), что вызывает различные  болезни. Недоразвитость половой сферы сказывается на жизнеспособности  человека. Поскольку долголетие тесно связано с качествами спермы, ее следует  всячески питать, укреплять и беречь. Отсюда следует и необходимость  особенно пристального внимания к вопросам половой жизни. Надо добиваться  максимально сильной эрекции пениса и нельзя жить половой жизнью  бездумно, не контролируя процесс соития. Если человек болен или его половая  жизнь имеет изъяны и отличается неумеренностью, то его сперма будет  извергаться, что приведет к утрате жизненной силы. В случае же полного  воздержания происходит закупорка вен и нарушение циркуляции жизненной  силы, эмоции становятся неуправляемыми и срок жизни сокращается. Моления  шаманским божествам совершенно бесполезны для продления жизни в отличие  от практики "искусства внутренних покоев".  Можно составить определенное представление еще о двух текстах, упомянутых Гэ Хуном. Это "Канон Сокровенной девы" и "Канон Чистой девы". Оба текста реконструируются по составленному в Х в. в Японии компендиуму  медицинских китайских текстов "И синь фан" и, возможно, в значительной  степени тождественны сочинениям, известным Гэ Хуну. Тексты представляют  собой диалог в форме вопрос — ответ между древним мифическим Желтым  императором (Хуан-ди), бессмертным Пэн-цзу и божествами — Сокровенной и  Чистой девами, посвященными в высшие таинства "искусства внутренних  покоев".  Приведем два фрагмента.  1. "Хуан-ди спросил: "Если во время соития женщина не радуется, ее  плоть не содрогается, ее соки не выделяются, [а у мужчины] нефритовый  стебель не крепок, мал и не силен — что это значит?" Сокровенная дева  сказала: "Что касается [сил] инь-ян, то они откликаются друг другу и  соответствуют друг другу. Поэтому если ян не получает  [соответствующей ему] инь, то [женщина] не радуется, если инь не  получает [соответствующего ей] ян, то [нефритовый стебель мужчины]  не поднимается. Допустим, мужчина хочет совокупиться, а женщина  этому не рада, или женщине хочется совокупиться, а мужчина этого не  хочет — в любом случае два сердца не находятся в согласии, их семя и  пневма не соответствуют друг другу. А если к этому добавить, что тот,  кто заканчивает наверху, творит насилие над той, что внизу, то любовь и  радость никогда не возникнут. Когда мужчина хочет совокупиться с  женщиной, а женщина хочет совокупиться с мужчиной, тогда оба их  сердца ликуют, плоть женщины сотрясается в ответ [движениям]  мужчины, а мужской стебель силен" ("Сюань-нюй цзин" — "И синь фан",  глава 4: "О гармонизации воль" — "Хэ чжи").  Прим. "Нефритовый стебель" — обычное в подобных текстах обозначение пениса. 2. "Хуан-ди спросил у Чистой девы: "Ныне я хочу долго воздерживаться  от совокупления. Это можно?" Чистая дева ответила: "Нельзя. Небо и  Земля то открываются , то затворяются , [силы] инь-ян следуют четырем  сезонам. Если ныне вы хотите воздерживаться от совокупления, то ваши  дух и пневма не раскроются в полной мере, [силы] инь-ян замкнутся в  себе и разъединятся. Каким же образом сможете вы один питать и  упражнять свою пневму, как сможете, уйдя от нескольких видов  практики, обрести новое, помогая сам себе?" . ("И синь фан", глава 1:  "Высший принцип" — "Чжи ли").  Прим. Небо и Земля то открываются , то затворяются - намек на § 10 "Дао-дэ цзина"  (Канона Пути и Благодати"). "Небесные врата то отверзаются, то затворяются, может [ли там] не быть самки?" В даосизме Дао выступает как женственный принцип, Великая Мать. В данном фрагменте явно просматривается ктеический образ. Здесь открытие и закрытие Неба рассматривается в качестве космического образца для полового акта....обрести новое, помогая сам себе - т. е. без партнера невозможно получить дополнительного притока новой жизненной силы. В этом отличие "искусства внутренних покоев" от дыхательных упражнений.  В данном фрагменте особенно заметна связь между космологическими  представлениями традиционного Китая и сексуальной практикой. Космический  натурализм китайской культуры требовал от человека максимального  уподобления сакрализованному космосу. Но этот космос включал в себя сильно  выраженный сексуальный элемент: его основа — непрестанное взаимодействие  полярных, но взаимопереходящих сил инь-ян, женского и мужского, темного и  светлого и т. д. Небо находится в постоянном соитии с Землей, изливая  оплодотворяющие дожди. Следовательно, и человек не должен воздерживаться  от половой жизни, нарушая принципы мироустроения. Более того, подобной  отказ предосудителен и вреден. Отсюда проистекает и отсутствие в Китае темы  греховности половой жизни, столь свойственной европейской культуре: могли  осуждаться (и осуждались) половые излишества, разврат, но никоим образом не  естественное, а следовательно, по логике культуры, и имеющее высокую  степень ценности, сексуальное поведение.  Вышеприведенные фрагменты из текстов, тождественных или близких по  содержанию текстам, перечисленным в каталоге Гэ Хуна, не только дают  информацию о характере "искусства внутренних покоев" Китая первой  половины IV в., но и как бы создают контекст собственно высказываний Гэ  Хуна по данному вопросу. По ним мы можем судить о том, что понимает Гэ  Хун под фан чжун чжи шу и что собственно предлагают ему оценить  вопрошающие его лица, диалог с которыми занимает весьма значительное  место в "Баопу-цзы". В отношении самого Гэ Хуна к "искусству внутренних  покоев" представляется необходимым выделить основные положения,  отстаиваемые им в разговоре со своими литературными собеседниками.  1. "Искусство внутренних покоев" обладает безусловной ценностью как один из способов продления жизни, освященный даосской традицией. Вместе с тем, оно не имеет ничего общего с половой распущенностью, которая безусловно осуждается. В связи с этим говорится об эзотеричности фан чжун шу, наставления о котором передаются от учителя к ученику изустно и оберегаются от профанов.  2. Сексуальная жизнь необходима человеку. Ее образцом является сам принцип мироустроения, предполагающий постоянное соединение ян и инь, Неба и Земли. Длительное воздержание пагубно для человека.  3. Другой крайностью является разврат, также вредоносный по своим  последствиям. Вместе с тем, разврат не единственное препятствие к  достижению долголетия. Любые крайности и излишества (будь то еда, сон,  праздность или труд) также вредны для человека. Во всем следует  придерживаться середины, избегая крайностей пресыщения и воздержания.  4. Вместе с тем, "искусство внутренних покоев" является хотя и необходимым, но тем не менее "малым" средством достижения долголетия (наряду с дыхательными упражнениями "регуляции пневмы" и даосской гимнастикой дао инь). Фан чжун чжи шу способствует продлению жизни, но не может принести бессмертия. Утверждающие противоположное — или мошенники, спекулирующие на приверженности людей чувственным удовольствиям, или невежды. Их способы — не собственно даосские, а низкопробные шаманские методы, относящиеся к области простонародных верований, резко критикуемых Гэ Хуном в различных местах "Баопу-цзы" (см., например, главу девятую: "Смысл дао" — "Дао и"). Единственным средством обретения бессмертия является алхимия, изготовление Великого Эликсира. Однако, с другой стороны, алхимическим опытам должна предшествовать определенная подготовка адепта (без нее алхимические изыскания будут бесплодными), которая предполагает наряду с другими методами также и практику "искусства внутренних покоев".  5. Из всех методов фан чжун чжи шу важнейшим является способ "возвращения семени для питания мозга" (хуань цзин бу нао), заключающийся в  предотвращении эякуляции в сочетании с интенсивным оргазмом.  Подробнее об этом методе говорится ниже, в примечаниях к переводу. Здесь же  представляется уместным процитировать другой даосский текст — "Тайные  предписания для нефритовых покоев" ("Юй фан би цзюэ") из главы  "Возвращение семени" ("Хуань цзин пянь") антологии "И синь фан":  ..."Во время совокупления извержение семени [обычно] считают  удовольствием. Если [я] запру [выход семени] и не буду извергать его, то  какое удовольствие получу?"  Пэн-цзу сказал в ответ: "Ведь когда семя теряется, тело становится  утомленным и слабым.., хотя это и доставляет временное удовольствие,  но в конечном итоге в этом нет ничего приятного. А вот если  совокупляться, не извергая семени, то сила пневмы станет даже  избыточной, тело обновится, слух и зрение станут острыми и чуткими.  Хотя и приходится подавлять себя для достижения невозмутимости  мысли, однако любовь становится еще более достойной [занятия ею] и  можно постоянно продолжать [совокупляться снова и снова], как если  бы все было недостаточно".  [И далее:] "Хуан-ди сказал: "Хотел бы все узнать о совокуплении без  семяизвержения. Какая в нем польза?"  Чистая Дева ответила: "Один раз совокупиться без семяизвержения —  сила пневмы укрепится. Два раза совокупиться без семяизвержения —  слух и зрение станут острыми и чуткими. Три раза совокупиться без  семяизвержения — все болезни исчезнут. Четыре раза совокупиться без  семяизвержения — все пять духов пребудут в покое . Пять раз  совокупиться без семяизвержения — кровеносные вены надолго станут  хорошо наполненными. Шесть раз совокупиться без семяизвержения —  поясница и спина будут крепкими и сильными. Семь раз совокупиться  без семяизвержения — крестец и бедра нальются силой. Восемь раз  совокупиться без семяизвержения — тело начнет испускать сияние.  Девять раз совокупиться без семяизвержения — предопределенность к  долголетия не будет утрачена. Десять раз совокупиться без  семяизвержения — будет достигнуто проникновение в божественный  разум".  Прим. Пять духов — божества, управляющие пятью основными внутренними органами:  печенью, селезенкой, сердцем, легкими, почками.  Божественный разум (шэнь мин) — принцип чередования сил инь и ян, образующий  космический ритм. Проникновение в его суть означает постижение Дао. Следует отметить, что в современной медицине нет определенного единого  мнения относительно полезности полового акта без эякуляции; для решения  этого вопроса необходимы дальнейшие исследования. Здесь читателю предлагается снабженный подробными примечаниями перевод фрагментов "Баопу-цзы", имеющих отношение к "искусству внутренних покоев".  

Гэ Хун

"Мудрец, объемлющий первозданную простоту"  ("Баопу-цзы")  Перевод и комментарии Е. А. Торчинова Воспроизводится по изданию: Петербургское Востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993. © Центр “Петербургское Востоковедение”, 1993 Фрагмент из пятой главы "внутренней части" "Высший принцип" ("Чжи ли")  

Баопу-цзы сказал: "Хотя вкушение снадобий [1] и является основой продления жизни, можно одновременно с ними заниматься и регуляцией пневмы [2] и польза от такой практики быстро возрастет. Если же нет возможности достать снадобья, тогда достаточно заниматься регуляцией пневмы, и, исчерпав эти методы до конца, можно достичь долголетия в несколько сот лет. Хорошо вкупе с этим знать и искусство внутренних покоев [3], поскольку те, кто не знают искусства инь и ян [4], часто терпят истощение сил и им трудно почерпнуть силы из занятий регуляцией пневмы.  Ведь человек находится в пневме, как и пневма находится в человеке. Начиная с мира — Неба и Земли и кончая мириадом существ — нет ничего, что не было бы порождением пневмы. Хорошо умеющий регулировать пневму внутри [5] может пестовать свое тело снаружи — уничтожать всякое грозящее ему зло. Вот что все люди используют каждый день, но сути чего не знают.  В царствах У и Юэ [6] существуют способы запретительных заклинаний,  очевидная полезность которых основана на том, что при их применении  используется много пневмы, и все [7].  Знающий эти способы может войти в дом, где свирепствует мор, лечь на одну постоль с больным и при этом не заразиться. И если за ним идет толпа в  несколько десятков человек, он также может ничего не бояться. Именно  благодаря использованию пневмы можно посредством молений предотвратить  стихийные бедствия" [8].  Комментарии 1. Здесь имеется в виду употребление алхимических эликсиров, которое Гэ Хун считал основой пути обретения бессмертия. Он подразделял эликсиры на "снадобья" (яо) и "киновари" (дань), сильнейшие из которых — "золотой раствор" (цзинь е) и "перегнанная киноварь" (хуань дань, т. е. киноварь, прошедшая девять перегонок — чжуань и на десятую приобретшая особые свойства) приносят адепту даосизма бессмертие.  2. Регуляция пневмы (син ци) — дыхательные упражнения, сопровождающиеся сосредоточением на движении жизненной силы (ци) по каналам тела, которая таким образом контролируется адептом и направляется им в нужные части тела.  3. Искусство внутренних покоев (фан чжун чжи шу) — наиболее употребительное обозначение даосской сексуальной практики как одного из элементов пути продления жизни (чан шэн чжи дао).  4. Искусство инь и ян (инь ян чжи шу) — то же, что и искусство внутренних покоев. Космологические принципы инь и ян выступают здесь как представители женского (инь) и мужского (ян) начал.  5. Внутреннее здесь — человек, внешнее — окружающий мир. Пестовать внутри свое тело — значит заниматься собственной практикой даосского "совершенствования". Вариант перевода:  "Хорошо умеющий регулировать пневму может: в том что касается самого себя, пестовать свое  тело, а в том, что касается внешнего мира, — уничтожать всякое грозящее ему зло".  6. Древние царства У и Юэ располагались на территории южного Китая и были населены, в частности, различными некитайскими народами, родственными предкам вьетнамцев и кхмеров,  имевшими собственную своеобразную культуру. Названия У и Юэ позднее образно прилагались к территориям современных провинций Чжэцзян и Гуандун. Гэ Хун как южанин был хорошо знаком с культурой этих областей.  7. Т. е. сила заклинания состоит в том, что оно направляет вовне сконцентрированную жизненную силу адепта, поражающую источник опасности, в том числе и сверхъестественный (оборотень, злой дух и т. п.).  8. Т. е. сила жертвоприношений, направленных на предотвращение стихийных бедствий, также заключается в пневме, проецируемой вовне в ходе жертвоприношения.  Фрагменты из шестой главы "внутренней части "Тонкая суть" ("Вэй чжи")  Некто спросил: "Магических искусств так много, что поистине трудно найти основное. Кроме приготовления золотого раствора и перегнанной киновари [9], что еще можно практиковать, какой из этих методов наиболее хорош?"  Баопу-цзы ответил: "Если не достигнуто самое великое из наиболее  совершенных искусств, то и малые не могут не расширить наше знание. Ведь  использование всего этого множества искусств в их совокупности будет  способствовать обретению долголетия.  Если образно сказать о великом, то его можно уподобить тому, как государь  упорядочивает государство, используя словесность, военное дело, ритуалы и  законы. И нет среди этих методов управления ни одного недейственного.  Если образно сказать о малом, то его можно уподобить работнику,  изготавливающему колеса. Оглобли, обода, оси, чеки — нельзя допустить  недостатка ни одной из этих вещей.  Что же касается магических искусств, то внутри они способствуют  совершенствованию тела и духа, продлевают жизнь и уничтожают болезни, а  вовне искореняют напасти и беды, делают так, что несчастия и злодеяния не  угрожают человеку.  Например, если некто играет на лютне или на цитре, то он должен пытаться,  играя на одной струне, получить все пять звуков [10], а используя латы и шлемы  нельзя надеяться, что дощечки для письма заменят копья и кинжалы.  Ведь если используются пять звуков, то нельзя допустить пропуска даже одного  из них, и если собраны копья и кинжалы, то нельзя допустить, чтобы их было  меньше, чем надо.  Ведь если занимающиеся пестованием жизни хотят многое услышать и  претворить важнейшее в жизнь, многое увидеть и выбрать наилучшее из  увиденного, то односторонних занятий лишь одним каким-то методом  недостаточно для того, чтобы положиться на него.  Ведь ученики, озабоченные правильными делами, зачастую полагаются лишь на  один какой-то метод, считая его важнейшим: те, кто знают искусство  Сокровенной девы и Чистой девы [11], говорят, что только искусство  внутренних покоев может вывести за пределы мирского; понимающие путь  вдоха и выдоха [12] говорят, что только регуляция пневмы может продлить  жизнь, знающие способы сгибания и вытягивания утверждают, что только  гимнастические упражнения [13] могут предотвратить старение, знающие  способы приготовления растений говорят, что только лекарственные лепешки  из них могут обеспечить безграничную жизнь.  Если изучающие Дао-Путь не достигают успеха, то это происходит только из  такой односторонней пристрастности.  Люди, видящие только мелкое, считают, что раз уж они узнали нечто одно, то и  говорить больше не о чем. Они не понимают той истины, то хотя они и  получили хороший способ, тем не менее надо продолжать поиски, не прекращая  их. Если и работу прекратить, и целый день выбросить без дела и таким  образом всегда поступать, то и определенного смысла в этом не будет, и две  потери окажутся налицо".  * * *  Некто спросил: "Я слышал, что если заниматься искусством внутренних покоев и исчерпать этот путь, то можно достичь состояния святого-бессмертного, а заодно научиться предотвращать бедствия и злодеяния, превращать неудачи в счастье, поселиться в высоких чиновничьих хоромах и иметь выгоду в торговых делах. Это верно?"  Баопу-цзы ответил: "Это все речи из шаманских колдовских книг, морочащих людей. Если хорошее дело приукрасить, то и оно утратит свою суть. А иногда и развратники сочиняют фальшивые книги, распространяя вздор и заблуждения, чтобы таким образом обманывать и дурачить простых людей [14], скрывать начала и концы, чтобы получать награды, заманивать учеников и получать таким образом мирские выгоды.  Ведь искусство инь-ян достаточно высоко, чтобы с его помощью лечить  незначительные недомогания, а также избегать пустой траты энергии, и все.  Принцип этого искусства имеет свой предел. Как же можно с его помощью  стать святым-бессмертным или, избегнув бедствий, обрести счастье? Люди не  могут жить без соединения инь и ян [15], в противном случае они легко  становятся жертвами болезней и недугов. Если желания становятся  безудержными, а чувства развращаются и ничем не уравновешиваются, то это  приводит к сокращению срока жизни.  Те, кто как следует овладели этим искусством, могут заставить коня идти питать мозг [16], могут повергнуть созданный из инь киноварный эликсир [17] вспять и направить его в красную полость [18], собрать нефритовую жидкость в  золотом пруду и ввести тройную пятерицу [19] в цветочную запруду [20]. И  тогда окажется, что и старец вновь станет способным жить наилучшим образом  половой жизнью [21] и сможет прожить весь отпущенный ему Небом срок  жизни.  А вульгарные людишки, услышав, что Хуан-ди [22] поднялся на небеса с  тысячью двумястами женщинами, начинают только и говорить, что он лишь  благодаря таким делам достиг долголетия. Они и понятия не имеют о том, что  Хуан-ди под горой Цзиншань, что над озером Динху, создал киноварный  эликсир летящей девятки [23] и только благодаря этому, оседлал дракона и  поднялся в небеса. Конечно, у Хуан-ди могла быть тысяча двести женщин, но  отнюдь не из-за этого он достиг бессмертия. Ведь если принимать тысячу  сортов снадобий и предаваться пестованию жизни посредством жертвенных  животных [24], но не знать искусства внутренних покоев, то все равно никакой  пользы не будет. Поэтому-то древние и боялись легкомысленного отношения  людей к распущенности чувств в области отношений между полами и поэтому  же нельзя до конца верить всем красивым речам, которые говорятся по этому  поводу.  Каноны Сокровенной и Чистой дев уподобляют это воде и огню. Вода и огонь и губят человека, и порождают человека [25] в зависимости от того, умеет он правильно использовать их или нет. Те, кто в основном знают важнейшие из  этих способов, извлекают тем большую пользу и благо, чем с большим  количеством женщин они общаются. Если же не знают этого пути, но  практикуют его, то и одного партнера достаточно, чтобы быстро приблизить  смерть.  Способы Пэн-цзу [26] — самые важные из всех. В других канонах и книгах  много обременительного и трудно исполнимого, а польза от их наставлений все  же не может сравниться с пользой от этой книги [27]. Только немногие люди  способны следовать ей. Существуют и устные наставления в несколько тысяч  слов. Не знающие их, хотя бы и принимали сотни снадобий, все равно не  смогут достичь долгой жизни".  Комментарии 9. Золотой раствор (цзинь е) и перегнанная киноварь (хуань дань) — важнейшие по мнению Гэ Хуна, эликсиры бессмертия. В тексте дана аббревиатура цзинь дань, дословно означающая "золотая киноварь" или "золото и киноварь". В более поздней алхимической традиции данное сокращение начинает восприниматься единым термином, символизирующим эликсир бессмертия как таковой и в традиции южной школы "внутренней" парафизиологической алхимии (нэй дань) становится с XI в. самоназванием данного направления: Цзинь дань дао — Путь золотого киноварного эликсира.  10. Китайская музыка в отличие от европейской основана на пентатонике, т. е. на исполнении пяти нот, соотносящихся в рамках классификационной пятеричной схемы с пятью первоэлементами, или стихиями (у син), пятью вкусами, пятью сторонами света (с учетом центра) и т. д.  11. Сокровенная дева (Сюань-нюй) и Чистая дева (Су-нюй) — даосские мифологические персонажи, связаны с традицией "искусства внутренних покоев". Устами этих божеств зачастую излагаются соответствующие наставления в даосских сочинениях, их имена также включены в названия ряда текстов эротологического содержания. Имена данных персонажей указывают на  тесную связь даосизма с китайской эротологией, поскольку сюань — "Сокровенное" — одно из традиционных обозначений Дао-Пути как скрытой первоосновы мира, а "чистота" — су (дословно: "непорочная простота [шелка-сырца]") указывает на даосский идеал простоты и естественности. В данном случае возможен и намек на постельное белье как своеобразную аллегорию "искусства внутренних покоев".  12 Имеется в виду даосская практика дыхательных упражнений, то же самое, что и "регуляция пневмы" (син ци).  13. Гимнастические упражнения (дао инь) — древняя китайская практика двигательной гимнастики, соединенной с дыхательными упражнениями и сосредоточением, один из истоков современного ци гун; первые упоминания о дао инь содержатся в даосском классическом тексте "Чжуан-цзы" (IV-Ш вв. до н. э.), в главе 15: "Глубокие помыслы" ("Кэ и" — русский перевод: Позднеева Л. Д. Атеисты и материалисты и диалектики древнего Китая". М., 1967). Существуют и археологические материалы, отражающие древнейшие формы дао инь. Прежде всего, это живопись на шелке из погребений около Чанша в кургане Мавандуй (Ш-П вв. до н. э. ).  14. Простые люди (ши жэнь) — дословно "миряне", "мирские люди". В данном пассаже отчетливо видно противопоставление "высокого" аристократического даосизма Гэ Хуна и полушаманских форм даосизма, генетически предшествовавших более развитым формам этой религии и субстратных для нее.  15. Соединение инь и ян — в данном случае подразумевается половой акт.  16. Имеется в виду наиболее распространенная даосская практика предотвращения эякуляции. Ее самое употребительное название — "возвращение семени для питания мозга" (хуань цзин бу нао). Она также называлась искусством "повернуть реку Хуанхэ вспять", существовали и другие  ее названия. Данная практика состояла в предотвращении эякуляции и соответственно потери жизненной энергии, материальным выражением которой китайцы считали сперму, посредством нажатия на определенную точку уретры у основания пениса (ее китайское название хуэй инь сюэ, "пещера встречи силы инь") или волевым усилием, сопряженным с дыхательными упражнениями, или нажатием на точку пин и над правым соском мужчины (совет алхимика и  медика VI-VП вв. Сунь Сы-мо). Считалось, что в таком случае сперма по одному из каналов (цзин) позвоночника поднимается в мозг и питает его, способствуя продлению жизни. В современной науке нет единой точки зрения на механизм данного "акта с сохранением" (coitus reservatus).  Одни физиологи считают, что сперма поступает в мочевой пузырь и выводится оттуда с мочей, другие предполагают, что она всасывается в кровь. Интересно, что в индийской йоге существовала аналогичная техника, возникшая независимо от китайской практики на том же теоретическом основании. Индийские йогины считали, что сперма создается из лучшей крови и  при данной практике возвращается в кровь. В Индии существовало даже поверье (упоминается Свами Шиванандой), что если ранить йогина, то из раны вместо крови потечет сперма. Дж. Нидэм сообщает, что данный способ применялся как средство предохранения от беременности различными народами.  17. Одно из названий спермы (инь дань). Сила инь в данном контексте означает не женскую энергию как таковую, а половую способность вообще.  18. Анатомический смысл этого термина не ясен.  19. Тройная пятерица (сань у) — стандартный термин китайской нумерологической комбинаторики. По "тройкам" и "пятеркам" в древнекитайских текстах группировались самые различные категории объектов. В эротологических текстах зачастую сань у как термин указывал на ритм движений (фрикций) во время совершения полового акта, который, согласно этой теории, должен был соотноситься с чередованием глубоких и поверхностных погружений пениса во влагалище по схеме 3:5. Если принять данное истолкование, то перевод должен быть следующим: "вводить в цветочную запруду [пенис по схеме] тройки и пятерки". Интересная  трактовка "тройки и пятерки" дается в средневековом даосском тексте "Тайный канон высочайшего о девяти важнейших [принципах] печати сердца". В этом тексте три — это три типа энергии ян, "огня", а пять — это пять первоэлементов. Три вида "огня" — сперматическая эссенция ("народ"), пневма ("сановники") и сердце (в других текстах ему соответствует "дух", шэнь) — "государь", "огонь" по преимуществу. Текст декларирует единство "тройки" и  "пятерки" как различных форм единой субстратной пневмы (см. Ли Юань-ю. Ци гун цзинхуа цзи (Антология, содержащая квинтэссенцию [текстов] по ци гун). Чэнду, 1988, с. 113). Нефритовая жидкость (юй е) — еще одно обозначение спермы, соотносимое со стандартными алхимическими обозначениями эликсиров бессмертия. Золотой пруд (цзинь чи) — анатомический смысл этого термина не ясен.  20. Цветочная запруда (хуа лян) — видимо, обозначение женского полового органа, скорее всего  — влагалища.  21. Другой возможный перевод: "И старец [вновь] получит прекрасную внешность (мэй сэ)". Двойственность перевода основана на многозначности слова сэ, которое означает: 1) цвет, 2) внешность, внешнюю привлекательность, 3) сексуальность и сексуальную способность вообще.  22. Хуан-ди (Желтый император) — мифологический персонаж, родоначальник китайской цивилизации и государственности. В даосской традиции рассматривается как великий мудрец и чудотворец, обретший бессмертие и вознесшийся на небо. Наряду с Лао-цзы считается основоположником даосского учения, прежде всего его политико-государственной и оккультно-магической доктрины. Динху ("Озеро треножника") — согласно древнекитайскому историку Сыма Цяню, П-I вв. до н. э. ("Исторические записки", глава о ритуалах фэн и шань — Фэншань шу), это место получило свое название из-за того, что на его берегу Хуан-ди изготовил  магический треножник, после чего обрел бессмертие и вознесся на небо; располагается под горой Цзиншань на территории современной провинции Хэнань.  23. Летящая девятка — название эликсира, посредством которого Хуан-ди добился бессмертия. "Девятка" тут указывает на девятикратную перегонку киновари.  24. Три жертвенных животных (сань шэн) — обычно имеются в виду бык, баран, свинья. Видимо, речь идет о жертвоприношениях, цель которых — продление жизни жертвователя.  25. Согласно Гэ Хуну, сексуальная практика при правильном отношении к ней — как вспомогательному средству продления жизни — и правильном ее выполнении оказывается весьма благотворной для человека, тогда как в противном случае ее воздействие губительно. Вместе с тем здесь звучит архаический мотив неразрывного единства рождения и смерти — рождающее является также и убивающим. Ср. выражение из знаменитого романа XVI в. "Цзин, Пин, Мэй" ("Цветы сливы в золотой вазе"), насыщенного эротологической тематикой: "Врата, через которые я в жизнь пришел, являются вратами смерти также". Здесь звучит не только предостережение против половых излишеств, приведших к истощению и смерти главного героя  романа Симэнь Цина, но и древняя тема тождества материнского лона и могилы, рождения и смерти.  26. Пэн-цзу — легендарный долгожитель, своего рода китайский Мафусаил, проживший по преданию 800 лет. В даосской традиции считается бессмертным. В даосских текстах по сексуальной практике часто выступает в роли наставника и учителя.  27. Скорее всего имеется в виду не дошедший до нас "Канон Пэн-цзу" ("Пэн-цзу цзин"), упоминаемый Гэ Хуном в главе 19-й "внутренней", эзотерической части "Баопу-цзы", представляющей собой каталог всех известных Гэ Хуну даосских сочинений. Видимо, это текст эротологического содержания.  Фрагменты из восьмой главы "внутренней части" "Преодоление трудностей" ("Ши чжи")  Баопу-цзы сказал: "Желающие искать состояния святого-бессмертного, должны овладеть только самым важным, а самое важное — это драгоценное семя, регуляция пневмы и прием единого великого снадобья. Этого вполне  достаточно и не следует использовать излишне много способов. Но даже и эти  три дела, из которых что-то — поверхностное, а что-то — глубокое, нельзя  успешно исполнить и исчерпать, познать их без помощи мудрого учителя и без  усердного труда и страданий. Хотя и говорится просто о регуляции пневмы, но  в действительности существует несколько способов регуляции пневмы; хотя и  говорится об искусстве внутренних покоев, в действительности есть более  сотни их приемов; хотя и говорится о приеме снадобий, в действительности  существует около тысячи их рецептов.  Сперва человеку предлагается начать с наиболее поверхностного, и если его  воля тверда, он не ленится и все свидетельствует о его усердии и трудолюбии,  тогда можно сообщить ему и наиболее важные из способов.  * * *  Способов искусства внутренних покоев более десяти видов. Они рассчитаны  или на то, чтобы восполнять недостаток, предотвращая убывание энергии, или  на то, чтобы исцелять все болезни, или на то, чтобы собирая инь, принести  пользу ян [28], или на то, чтобы продлить годы жизни и достичь долголетия.  Самое же существенное в них — возврат семени для питания мозга [29] — это  единственное дело. Данный способ передавался совершенными людьми из уст  в уста и никогда не записывался в книгах. Ведь даже если и принимать  знаменитые снадобья, но не знать этого важнейшего дела, то все равно  невозможно достичь долголетия.  Люди не могут полностью отказаться от инь и ян [30]. Если инь и ян не будут  соединяться, то очень легко придут и завалят все тело болезни. Поэтому, будучи  скрытыми и запущенными, эти болезни окажутся во множестве и человек  лишится долголетия.  Если же чувства бесконтрольны, а желания распущены, то годы жизни также  сокращаются. Только достижение гармонии равновесия может предотвратить  убывание сил.  Если не получить это искусство через устные наставления, то из десяти тысяч  не будет и одного человека, который начал бы практиковать указанный путь и  тем не нанес бы себе вреда и не погиб.  В канонах Сокровенной и Чистой дев, Цзы-ду, Жун-чэн-гуна и Пэн-цзу [31]  хотя и говорится кратко об этих делах, тем не менее отнюдь не доверяется  бумаге самое важное и главное. И любой человек, воля которого направлена на  поиски бессмертия, должен усердно искать эти наставления.  Говоря это, я следовал словам моего учителя господина Чжэна [32]. Поэтому я  записал их, дабы передать людям будущего, верящим в Дао-Путь; это не пустая  сумасбродная болтовня. И я по сути далеко еще не исчерпал смысла этих  наставлений.  И те даосские мужи, которые хотят лишь посредством сосредоточения и  блюдения, сближения и соединения [33], без приготовления великого снадобья  золотого раствора и перегнанной киновари достичь состояния святого- бессмертного, как же они глупы!"  Комментарии 28. Имеется в виду техника пестования жизненной энергии мужчины за счет энергии женщины. Этот общий принцип даосской эротологии практически выражался в многочисленных способах "искусства внутренних покоев" и конкретных предписаниях (например, женщина, с которой практикует адепт, сама не должна владеть данным искусством, чтобы в свою очередь не восполнять свою энергию за счет жизненной силы партнера). Существовало также описание техники (считавшейся большинством ортодоксальных даосов предосудительной), предполагавшей втягивание пенисом мужчины некой женской жидкости (представление о женской эякуляции), аналогичной сперме как носителю женской энергии. Данное представление привело к появлению  в китайской беллетристике темы сексуального вампиризма, выражавшегося в том, что адепт "искусства инь-ян" пополняет свою жизненную энергию за счет поглощения в процессе полового акта энергии партнера, что приводит к гибели последнего. Особенно большое распространение эта тема нашла в повествованиях о лисицах-оборотнях (см. в частности, знаменитые новеллы Пу  Сун-лина, XVШ в.).  29. Подробнее см. примеч. 16.  30. Т. е. от половой жизни.  31. См. примеч. 11 и 26. Цзы-ду и Жун-чэн — древние легендарные даосские мудрецы, адепты "искусства внутренних покоев". Жун-чэн (Жунчэн-цзы) наряду с Гуанчэн-цзы иногда выступает в текстах как наставник Хуан-ди (Желтого императора). В каталоге даосских произведений,  составленном Гэ Хуном, а также и в более ранних библиографиях (в "Трактате об изящной словесности" "И вэнь чжи" "Истории [династии] Хань", I в. н. э.) упоминаются тексты, названные именем Жун-чэна (в "Истории [династии] Хань": Жун-чэн инь дао", "Путь силы инь Жун-чэна"; в "Баопу-цзы" "Жун-чэн цзин" или "Канон Жун-чэна"). Эти эротологические трактаты до нас не дошли.  32. Господин Чжэн — даос Ш–начала IV в. Чжэн Инь (Чжэн Сы-юань), учитель Гэ Хуна.  33. Имеются в виду различные "малые способы" продления жизни — медитативное самоуглубление с (или без) визуализацией даосских божеств, соотносимых с жизненной энергией — пневмой того или иного органа, и сексуальная практика.  

 


следующая страница>


Искусству внутренних покоев

Воспроизводится по изданию: Петербургское Востоковедение. Вып. Спб., 1993. Центр “Петербургское Востоковедение”, 1993

430.59kb.

25 12 2014
2 стр.


Перевод с англ. Ма Дэва Таласи

Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви, подобно тому, как следует учиться искусству жизни

636.71kb.

18 12 2014
4 стр.


Анализ итогов Открытой городской олимпиады по искусству 2012 г. 1 декабря 2012 год

Мбоу сош №168 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла прошла Открытая городская олимпиада по искусству

86.14kb.

15 10 2014
1 стр.


А. М. Амур-Санана Отдел литературы по искусству и аудиовизуальным материалам Жизнь, посвященная искусству (к 100-летию со дня рождения заслуженного артиста рк и РФ нармы Цеденовича Эрендженова) биобиблиографический справочник

Справочник предназначен библиотекарям, любителям искусства и широкому кругу читателей

357.96kb.

09 09 2014
1 стр.


Гу «Воинская часть 5546» Внутренних войск мвд республики Казахстан г. Атырау, п. Водников электронный адрес

Атырау Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан на 2012 год

224.13kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

189.76kb.

18 12 2014
1 стр.


Государственное учреждение «Воинская часть 6679 Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан»

Сумма, выделенная для государственных закупок способом конкурса (по лоту №), тенге

274.74kb.

16 12 2014
1 стр.


Банк данных Пропедевтика внутренних болезней Lis, M. A

М-во здравоохранения Респ. Беларусь, уо "Гродн гос мед ун-т", Каф пропедевтики внутренних болезней. Гродно : [Гргму], 2007. 16 p

100.86kb.

01 10 2014
1 стр.