Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Модуль «Основы исламской культуры»

Ефименко Марина Николаевна

Тема: «Ислам в Оренбургском крае» (2 часа)

План:

1.Возникновение ислама и его развитие на Южном Урале

2.Ислам в советский период.

3.Постсоветский период развития ислама в Оренбургской области.


Ключевые слова: ислам, мечеть, медресе, духовное собрание, муфтият
1.Возникновение ислама и его развитие на Южном Урале Дореволюционный период

Ислам в Волжскую Болгарию пришел в первой четверти X века и стал ее религией в 922 году. Приход в первой половине XIII века монголов и иных племён из Востока на Урал и в Поволжье не только не поколебал устои ислама, но и стал в образовавшемся государстве «Золотая Орда» во второй половине XIII века официальной религией.

Ислам до середины XVI века на землях Среднего и Южного Поволжья развивался и мирно сосуществовал с другими религиями, особенно с православной. Внутренней проблемой России он стал с 1552 года, т.е. со времени падения Казанского ханства.

С первых шагов взаимоотношения царской власти и ислама складывались конфликтно, более того, враждебно. Был взят курс на искоренение ислама, сформулирована известная программа с доминирующей идеей, что у православного царя должны быть православные подданные. Такая политика продолжалась с 1552 по 1773 годы.

Исторически обусловленная жизнь мусульман внутри страны, продвижение русских на восток и расселение их среди тюркских народов, исповедующих ислам, восстания народов Поволжья и Урала – все это требовало существенного пересмотра политики в отношении иноверцев. В 1773 г. по велению императрицы Екатерины II был принят Синодский указ о терпимости вероисповеданий, гласивший: «как Всевышний на земле все веры, язык и исповедания, так и ее Величество… поступать изволит, желая только чтоб между поданными ея Величества всегда любовь и согласие царствовало».

История российского ислама, его становление и развитие связана с образованием Оренбургской губернии (15 марта 1744 года). Первый ее губернатор Иван Иванович Неплюев отлично понимал, что наладить прочные связи с восточными странами невозможно силами лишь одних русских купцов. Приходилось учитывать другую религию, другой язык народов этих стран. В Оренбуржье как особом геополитическом измерении ислам в XVIII – XIXвв. выявил некоторые свои потенциальные, в первую очередь интеллектуальные возможности. По состоянию мусульманской культуры Оренбург занимал третье место после Казани и Уфы.

И.И. Неплюев обратился к императрице Елизавете Петровне о привлечении татарских купцов для налаживания торговли с Казахстаном, странами Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. И 8 марта 1744 года последовал Сенатский указ, которым было разрешено пригласить из Казанской губернии „зажиточных торговых татар с их семьями и работниками в числе 200 семей». Более того, «свободное содержание их веры, то есть строение их мечетей». Губернатор обратился к татарскому купцу Сагиту Хаялину, который для своего времени был образованным человеком, предприимчивым купцом, хозяйственником, умелым администратором. Сагит Хаялин, узнав (в Оренбурге с глазу на глаз велся долгий разговор С. Хаялина с И.И. Неплюевым), что ему даны широкие полномочия и крупная сумма из казны, принял предложение губернатора. В августе 1745 года «Сагиту Хаялину с товарищами» были даны в пользование 64 тысячи десятин земли вверх по реке Сакмаре от Бердовской слободы до Сакмарского городка.

В скором времени на берегу реки Сакмары, у подножья Каргалинской горы, выросла большая купеческая слобода (с 1784 года - посад) - Сеитовская, а в простонародье более известная под именем Каргала от названия реки Каргалки.В 1745 году Сагит Хаялин строит мечеть. Мечеть – это символ мусульманской культуры. Внешний вид мечети символически отражает божественные имена и свойства, а внутреннее пространство мечети спланировано так, чтобы ничто не мешало «слову» распространяться в гармоничном и как бы бесконечном пространстве. Важнейшим элементом мечети является полумесяц (мусульманские теологи символ полумесяца связывают с дорогой к Аллаху, ведь неполная Луна освещает манящим светом путь страннику в песках Аравии).Эта величественная мечеть называлась «Джамиг». В 1760 голу в Каргале была построена вторая мечеть, а население уже было 1158 душ мужского пола с 300 дворами. Третья мечеть основана в 1773 году во время пребывания в Каргале Емельяна Пугачева.

В начале второй половины XIX века в Каргале полнокровно функционировали 9 мечетей, из них 6 - каменных. Некоторые мечети были настолько величественными по оформлению как внутренним, так и внешним видом, что они именовались Соборными. К этому времени в Каргале были открыты 9 медресе, в них обучались 499 учащихся, а к концу XIX века число их достигло 700, т.е. 75 учащихся на одно медресе. Медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и способствовало закреплению исламских норм.

Такое количество мечетей и медресе в Каргале стали возможными в основном благодаря купеческому капиталу. Одним из ярких примеров отношения купечества к исламу можно считать действия купца 1-й гильдии Губайдуллы Загитова, который «из собственного усердия к магометанской религии и ревности к общей пользе» выстроил в Каргале каменную мечеть стоимостью 26 тысяч рублей ассигнациями (130000 рублей на начало XIX века).

22 сентября 1788 года Указом Екатерины II было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, которое с 1796 по 1802 годы находилось в г.Оренбурге, а затем было переведено в г. Уфу Через 12 лет после его создания в Оренбургской губернии было 114 мечетей, а первое медресе было открыто в 1802 году в селе Каргала. Деятельность Духовного Собрания была разносторонней: оно рассматривало прошения о «дозволении на строительство «пятивременных мечетей» (тех мечетей, в которых отправляется Богомоление по пяти раз каждый день); находилось в переписке с Правлением Оренбургского казачьего войска, рассматривало жалобы, поступающие из московской татарской слободы; рассматривало вопросы, связанные с вступлением в брак, о семейных ссорах, разделе наследства, выплате калыма; довольно часто рассматривались прошения о нежелании вступать в брак.

Первые муфтии России — председатели Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (высший духовный орган мусульман России) Мухаммеджан Хусаинов (муфтий с 1789 по 1823гг.), Габдессалям Габдрахимов (муфтий с 1824 по 1839гг.), Габделвахит Сулейманов (муфтий с 1840 по 1862гг.) получили высшее духовное образование в Каргале. А. Г. Габдрахимов-имам-хатыб Каргалы был мударрисом (учителем) детей элитных казахов (ханов и султанов) и ахуном Оренбургской Соборной мечети.

В становлении и развитии ислама Оренбуржья, в подготовке священнослужителей, особенно из татар, башкир и казахов, сыграли важную роль известные в России и странах мусульманского Востока священнослужители: Габдессалям Урай и Габдрахим бин Мухаммедшариф (Россия), Ишнияз бин Ширнияз (Хорезм), Валиэтдин бин Хасан (Багдад). Говоря об истории ислама Оренбуржья, нельзя не упомянуть имя Ризаэтдина Фахретдинова - выдающегося деятеля просвещения последней четверти XIX и первой половины XX вв.— ученого-востоковеда, философа, историка, богослова, писателя, издателя, редактора. На страницах редактируемого им журнала «Шура» (Совет), издаваемом в Оренбурге с 1906 по 1918 годы, широко освещалась исламская тематика. С 1923 по 1936 годы Ризаэтдин Фахретдинов был муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.

В середине XVIII века в Оренбургской губернии существовала не только Сеитовская (Каргалинская) слобода. С переселением на территорию Оренбургской губернии татар и башкир из Казанской, Симбирской, Вятской губерний и Уфимской провинции появились десятки деревень и сел. Число их, особенно татарских, бурно росло на трактах Оренбург — Казань, Оренбург — Уфа. Каждая новая мусульманская деревня, новое село считали священным долгом иметь свою мечеть. Царским правительством было дано разрешение иметь в населенном пункте мечеть при наличии 100 мусульманских дворов.

Примеры бурного развития ислама в Оренбургском крае можно видеть в отчете Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (данные за 1851 год). Так, в Казанской губернии — 724 мечети, Вятской — 133, Пермской — 135, а в Оренбургской — 1576 (в описываемый период Оренбургская губерния включала в свой состав территорию современной Башкирии, Челябинской области, части Казахстана, а ранее и части Самарской области).

Знаменательным событием в 1889 году стало открытие медресе в Оренбурге. Оно было построено на средства татарских купцов 1-ой гильдии братьев Ахмета, Махмута и Гания Хусаиновых — выходцев из Каргалы. Медресе впоследствии стало именоваться «Хусаиния». Это мусульманское духовное и светское учебное заведение превратилось в истинный духовно-просветительный центр для тысяч мусульман России. Преподавание в медресе велось на уровне европейских учебных заведений. Учебные планы широко публиковались в печати, они совершенствовались согласно требованиям времени. В медресе изучались многие предметы: каноны ислама, история России, родной язык, литература, русский, арабский, немецкий и другие языки; вводились новые предметы: черчение, гимнастика, гигиена. Среди выпускников медресе имена многих выдающихся людей, оставивших след в самых различных сферах творчества: М.Джалиль, Д.Файзи, Ш.Усманов и др.

80-90-е годы XIX века ознаменовались построением в Оренбурге 4-х каменных мечетей, которые действуют и сегодня - «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан» и Центральная. К 1890 году в Оренбургской губернии во многих деревнях с татарским и башкирским населением были построены минимум по одной мечети, а в некоторых - по две и даже по три. Так, деревни и села Альмухаметово, Белекей Абызово, Бикбердино, Биккулово, Воздвиженская, Желтый, Заитово, Ильчино, Йсметово, Иткулово, Карасево, Кунакбаево, Мустафино, Назарово, Никитино, Сарманай, Сафарово, Серменево, Темяеово, Тунгатарово, Уразово, Усманово, Утеево, Учалы, Юзеево имели по 2 мечети. По 3 мечети — Аджитарово, Ахуново, Варнинский, Тукаево. Село Ново-Мусино на 2300 жителей имело 2 мечети, 2 медресе. Многие деревни, где число дворов составляло меньше 50, тоже имели по 1 мечети. К примеру, деревня Гумерово, где было всего 12 дворов, а жителей 102 человека, тоже имела свою мечеть.

По данным переписи 1910 года в Оренбургской губернии действовало 49 каменных и 546 деревянных мечетей.

В 1917 году на съезде мусульман было принято постановление о переименовании Духовного собрания в Духовное Управление мусульман России и Сибири.

2.Ислам в советский период

С установлением Советской власти в начале 30-х годов XX века на местах начинается спад деятельности мусульманских приходов, хотя сам ислам как религия не был запрещен. Культовые здания были превращены в склады, зернохранилища, клубы, библиотеки, магазины, школы. В 1937 году из 9 мечетей Оренбурга последней была закрыта Соборная.

Нельзя утверждать, что в годы Советской власти в России полностью замерла религиозная жизнь мусульман. Уже в годы Великой Отечественной войны отношение к религии изменилось. Так, в 1943 году в Оренбурге по просьбе мусульман — фронтовиков вновь начала функционировать Соборная мечеть.

В последние военные годы органы власти переходят к проведению более либеральной религиозной политики. Активизация мусульманского населения в Чкаловской области пришлась на последние военные годы. В 1944 году на проведение праздника Ураза-байрам в Чкалов прибыл секретарь муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Г.З Расулева Баймухамет Тугузбаев. 6 августа, выступая на кладбище перед верующими, он отчитался о работе ЦДУМ, призвал чкаловских мусульман к сбору пожертвований в фонд обороны, и в то же время выразил пожелание об открытии в Чкалове мечети. Это выступление побудило верующих обратиться в местные органы власти с ходатайством об открытии мечети. Всего к этому времени в городе насчитывалось около восьми тысяч верующих мусульман. Уже в апреле 1945 года чкаловская община была официально зарегистрирована. Муллой Чкаловской мечети был утвержден Зиятдин Мумеджанович Рахманкулов (1881 года рождения, в 1905 году окончил духовное училище в г.Троицке и затем, получив духовное звание «имам-хатыб», вплоть до 1932 года служил в Троицкой мечети). Сама же мечеть в г.Чкалове открылась лишь в августе 1945 года. Чкаловский мухтасиб З.М.Рахманкулов пользовался среди верующих большим авторитетом. Всего к 1945 году в городе насчитывалось около восьми тысяч верующих мусульман

В 1965 году в Оренбургской области из множества действовавших мусульманских обществ было зарегистрировано всего 3 объединения мусульман. В большей части таких приходов обязанности священнослужителя исполняли сами верующие.

Подтверждением существования ислама в России является факт непрерывного функционирования высшего органа мусульман – Духовного Управления мусульман России. В 1948 году состоялся Меджлис (съезд) мусульман, принявший постановление «о переименовании Центрального духовного управления мусульман внутри России и Сибири в Духовное управление мусульман Европейской части Советского Союза и Сибири», а с 1992 года это Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). В настоящее время ЦДУМ объединяет 28 региональных муфтиятов. Муфтий ЦДУМа с 1980 года шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин, который неоднократно посещал организации мусульман Оренбургской области.



3.Постсоветский период развития ислама в Оренбургской области.

С начала 90-х годов в Оренбургской области ежегодно открывалось не менее 3-6 мечетей как усилиями самих мусульман на местах, так и усилиями Оренбургского мухтасибата, входившего в состав вышеназванного Центрального Духовного Управления.

Насущной задачей, стоящей перед ним, была подготовка кадров - имам — хатыбов для вновь открываемых мечетей. С этой целью I сентября 1991 года в Оренбурге при Соборной мечети состоялось открытие мусульманского духовного учебного заведения среднего звена — медресе. Знаменательно, что ему было дано наименование «Хусаиния» в честь некогда знаменитого, известного не только в России медресе, просуществовавшего 30 лет (1889-1919 гг.). Открытие медресе было связано со многими трудностями. Остро стояли проблемы с помещением, преподавательским составом, обеспечением оборудованием, инвентарем, учебными пособиями. В первый год было принято 15 учащихся, причем не только из Оренбургской области, но и из Башкортостана, Казахстана, Самарской и Саратовской областей. За прошедшие годы (12 лет) медресе «Хусаиния» окончили на очной основе более 150 — юношей и девушек. Теперь абсолютное большинство мечетей области обеспечены духовными наставниками. Выпускники медресе служат в мечетях: Соборная, «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан», «Кушкуль» и во многих сельских. История медресе «Хусаиния» примечательна тем, что в 1993 году были приняты 10 девушек (женщин) из Оренбурга и татарских сел области. Сейчас в медресе учатся на очном отделении около двадцати юношей' и девушек, а заочным обучением охвачено более ста человек. В 1991 году в помещении Соборной мечети начинает действовать татарская воскресная школа. Учителями основ ислама являются служители этой мечети, и по сегодняшний день муфтият не оторван от этой школы.

Муфтият ежегодно выступает организатором в проведении хаджа десятка мусульман в Мекку и в Медину, также в город Булгар - бывшую столицу мусульманского Волжско-Булгарского государства (IX-XV вв.). В последние годы Духовное Управление организует в летние месяца детский лагерь «Иолдыз» («Звездочка»). Дети совмещают отдых и учебу, изучая Коран, основы ислама, обряды, арабскую графику и традиции мусульман России. Ежегодно в лагере отдыхают более 90 детей.

Возрождение и становление ислама в Оренбуржье тесно связано с именем Барыя Хабиевича Хайруллина, религиозная деятельность которого началась в Оренбургской области в 1985 году, а в 1994 году он был избран муфтием и возглавил Духовное Управление мусульман области.

Оренбургский муфтият, зарегистрированный в июле 1994 года, входит в Центральное Духовное Управление мусульман России (ЦДУМ РФ г. Уфа, Верховный муфтий Талгат Таджуддин).

В настоящее время в области (январь 2011 г.) действует 109 организаций.

В пользовании и собственности мусульманских религиозных организаций области находятся 69 культовых зданий и 23 молитвенных дома. Сегодня в приходах мусульман действуют 15 воскресных школ, 3 медресе (2 без лицензии на право образовательной деятельности).

В целом по области ислам имеет устойчивую тенденцию роста своих последователей, а по количеству зарегистрированных организаций прочно занимает второе место после РПЦ.

2.Литература:


  1. Судоргина Т.В. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание.// Татары в Оренбургском крае: Научно – практическая конференция: тезисы докладов. Серия "Многонациональный мир Оренбуржья" Выпуск 4. Печатный Дом "Димур". Оренбург. 1996. –с.44-46

  2. Моргунов К.А. Мухтасиб З.М. Рахманкулов и возрождение мусульманского религиозного движения в Чкаловской области в послевоенные годы // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002.

  3. Моргунов К.А. Либерализация государственной церковной политики и возрождение мусульманского религиозного движения в Чкаловской области (1944-1948 гг.) // Проблемы правового регулирования отношений в аграрном секторе экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Часть I. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2003.

  4. Моргунов К.А. Реализация этноконфессиональной политики и религиозная жизнь мусульман Оренбуржья (1944-1980 гг.) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2005. – С. 10-25.

5. Справочник комитета администрации области по связям с религиозными организациями «Конфессии Оренбургской области» г. Оренбург. 2003 г.

6. Христианство и Ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Оренбург. 1998.

7. Ислам в татарском мире: история и современность Материалы международного симпозиума Казань 29 апреля – 1 мая 1996 г. Казань 1997.

8. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно –статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа. 1859.

9.Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области. Справочник.-Оренбург,2007.

10. Амелин В.В. Конфессии в Оренбуржье (1990-2010 гг). – Оренбург,2010.



3.Электронные ресурсы

https://www.islam-portal.ru/

https://www.islamnews.ru/news-90181.html

https://idmedina.ru



4. Задания для работы слушателей курсов:

1. Написать очерк об истории местной мусульманской общины.

«Ислам в Оренбургском крае» (2 часа)

Приход в первой половине XIII века монголов и иных племён из Востока на Урал и в Поволжье не только не поколебал устои ислама, но и стал в образовавшемся государстве «Золотая Орда»

142.58kb.

08 10 2014
1 стр.


«Искусство ислама» (2 часа)

Ключевые слова: ислам, искусство, архитектура, мечеть, орнамент, арабеска, каллиграфия

154.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Измир Шартын бекiту туралы Қазақстан Республикасының Заңы 1998 жылғы 29 маусым n 241

Афганистан Ислам Мемлекетiнiң, Әзiрбайжан Республикасының, Иран Ислам Республикасының, Қазақстан Республикасының, Қырғыз Республикасының, Пакистан Ислам Республикасының, Тәжiкстан

116.57kb.

18 12 2014
1 стр.


Имандылық негізі – Ислам діні. Адам (а с) өмірі

Ислам тарихы өзалдына үлкен бір ғылым. Ол әлемдердің жаратылуы мен оның хикметтерінен тартып пайғамбарлардың және олардың қауымдарының тарихынан терең сыр шертеді

2041.92kb.

14 12 2014
11 стр.


Дидактичке игре- Љиља Павловић Љиљана Павловић

Добар начин да се разбије традиционална монотонија часа су домине. Домине се могу користити у уводном делу часа, у завршном делу часа, али и у главном делу часа за увежбавање обрађ

42.44kb.

10 10 2014
1 стр.


Г. Бийск, 04 апреля 2012 г. «О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

277.74kb.

10 10 2014
1 стр.


Ислам және өркениет. – 2010. №33. – 21-30 қараша Қоңыров Е. Маңызды кездесу

Жуырда Елордамыздағы С. Сейфуллин атындағы Агротехникалық университетте, философия кафедрасының «Даналық» танымдық клубының ұйымдастыруымен «Қазақстандағы діни төзімділік пен толер

11.17kb.

15 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Демографический анализ»

Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (14 недель), в том числе: 46 часов лекционных занятий, 32 часов семинарских занятий, 2 часа на контрольную работу и 4

352.36kb.

01 10 2014
1 стр.