Перейти на главную страницу
Критерий Т Стьюдента направлен на оценку различий величин средних двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у зависимых и независимых выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Мы использовали Т-критерий для зависимых выборок с равным числом измерений, т.к. исследование проводилось на группе испытуемых, каждый раз из 15 человек. Выборки называются зависимыми (связными) если процедура эксперимента и полученные результаты измерения, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую. Соответственно, в расчетах мы использовали формулу для случая зависимых выборок, которая выглядит так:
Tэмп = _________________________________
1) измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2) сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.
Рассчитываем среднее арифметическое имеющихся данных.
M=∑X/n (∑X –сумма значений, n – число испытуемых).
Затем рассчитываем стандартное отклонение.
S=√∑(X-M)²/n-1 (стандартное отклонение (среднее квадратическое отклонение)
В расчетах стандартной ошибки среднего используется формула:
m=S/√n (где m-стандартная ошибка среднего)
Сначала мы проанализировали изменения общего уровня смысла жизни. Ниже приведены результаты.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
2 |
101 |
-9,13 |
83,3569 |
3 |
123 |
12,87 |
165,6369 |
4 |
134 |
23,87 |
569,7769 |
5 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
6 |
132 |
21,87 |
478,2969 |
7 |
100 |
-10,13 |
102,6169 |
8 |
98 |
-12,13 |
147,1369 |
9 |
130 |
19,87 |
394,8169 |
10 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
11 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
12 |
121 |
10,87 |
118,1569 |
13 |
119 |
8,87 |
78,6769 |
14 |
115 |
4,87 |
23,7169 |
15 |
99 |
-11,13 |
123,8769 |
∑X |
1652 |
∑(X-M)² |
3217,734 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,13 |
√∑(X-M)² |
56,72507 |
|
|
S |
4,051791 |
Таб.2. Подсчет данных теста СЖО по критерию ОЖ после психодраматического семинара
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
2 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
3 |
122 |
11,1 |
123,21 |
4 |
136 |
25,1 |
630,01 |
5 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
6 |
133 |
22,1 |
488,41 |
7 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
8 |
98 |
-12,9 |
166,41 |
9 |
132 |
21,1 |
445,21 |
10 |
95 |
-15,9 |
252,81 |
11 |
94 |
-16,9 |
285,61 |
12 |
121 |
10,1 |
102,01 |
13 |
119 |
8,1 |
65,61 |
14 |
117 |
6,1 |
37,21 |
15 |
97 |
-13,9 |
193,21 |
∑X |
1664 |
∑(X-M)² |
3268,95 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,9 |
√∑(X-M)² |
57,17473 |
|
|
S |
4,083909 |
Таб.3. Общая сравнительная таблица результатов теста сжо до и после психодраматического семинара.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
|
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
|
1 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
2 |
101 |
-9,13 |
83,3569 |
|
2 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
3 |
123 |
12,87 |
165,6369 |
|
3 |
122 |
11,1 |
123,21 |
4 |
134 |
23,87 |
569,7769 |
|
4 |
136 |
25,1 |
630,01 |
5 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
5 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
6 |
132 |
21,87 |
478,2969 |
|
6 |
133 |
22,1 |
488,41 |
7 |
100 |
-10,13 |
102,6169 |
|
7 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
8 |
98 |
-12,13 |
147,1369 |
|
8 |
98 |
-12,9 |
166,41 |
9 |
130 |
19,87 |
394,8169 |
|
9 |
132 |
21,1 |
445,21 |
10 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
10 |
95 |
-15,9 |
252,81 |
11 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
|
11 |
94 |
-16,9 |
285,61 |
12 |
121 |
10,87 |
118,1569 |
|
12 |
121 |
10,1 |
102,01 |
13 |
119 |
8,87 |
78,6769 |
|
13 |
119 |
8,1 |
65,61 |
14 |
115 |
4,87 |
23,7169 |
|
14 |
117 |
6,1 |
37,21 |
15 |
99 |
-11,13 |
123,8769 |
|
15 |
97 |
-13,9 |
193,21 |
∑X |
1652 |
∑(X-M)² |
3217,734 |
|
∑X |
1664 |
∑(X-M)² |
3268,95 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
|
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,13 |
√∑(X-M)² |
56,72507 |
|
M |
110,9 |
√∑(X-M)² |
57,17473 |
|
|
S |
4,051791 |
|
|
|
S |
4,083909 |
После подсчета разности баллов до (I) и после (II) семинара для каждого испытуемого по всем шкалам, мы рассчитали значение Т-критерия по формуле:
M1-M2
Tэмп = _________________________________
Рассчитав Т-критерий, мы проверили значимость различий по таблице критических значений Т-критерия Стьюдента.
В нашем случае число степеней свободы k = n1+n2-2 = 28, по таблице находим
Ткр = 2,048 для р ≤ 0,05
В данном случае T-критерий ревен -0,52. T <2.048. Результаты не могут считаться статистически значимыми.
Вывод: в сравнении результатов по шкале ОЖ теста СЖО - до и после тренинга, методами математической статистики сделан вывод о том, что результаты можно считать статистически значимыми.
Таб.4. Подсчет данных теста СЖО по критерию ОЖ до сказкодраматического семинара.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
124 |
13,87 |
192,3769 |
2 |
122 |
11,87 |
140,8969 |
3 |
114 |
3,87 |
14,9769 |
4 |
117 |
6,87 |
47,1969 |
5 |
123 |
12,87 |
165,6369 |
6 |
100 |
-10,13 |
102,6169 |
7 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
8 |
98 |
-12,13 |
147,1369 |
9 |
122 |
11,87 |
140,8969 |
10 |
125 |
14,87 |
221,1169 |
11 |
94 |
-16,13 |
260,1769 |
12 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
13 |
124 |
13,87 |
192,3769 |
14 |
114 |
3,87 |
14,9769 |
15 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
∑X |
1668 |
∑(X-M)² |
2157,574 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,13 |
√∑(X-M)² |
46,44969 |
|
|
S |
3,317835 |
Таб.5. Подсчет данных теста СЖО по критерию ОЖ после сказкодраматического семинара.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
128 |
17,1 |
292,41 |
2 |
116 |
5,1 |
26,01 |
3 |
114 |
3,1 |
9,61 |
4 |
110 |
-0,9 |
0,81 |
5 |
128 |
17,1 |
292,41 |
6 |
125 |
14,1 |
198,81 |
7 |
97 |
-13,9 |
193,21 |
8 |
95 |
-15,9 |
252,81 |
9 |
127 |
16,1 |
259,21 |
10 |
127 |
16,1 |
259,21 |
11 |
96 |
-14,9 |
222,01 |
12 |
98 |
-12,9 |
166,41 |
13 |
124 |
13,1 |
171,61 |
14 |
114 |
3,1 |
9,61 |
15 |
118 |
7,1 |
50,41 |
∑X |
1717 |
∑(X-M)² |
2404,55 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,9 |
√∑(X-M)² |
49,03621 |
|
|
S |
3,502587 |
Таб.6. Общая сравнительная таблица результатов теста сжо до и после сказкодраматического семинара.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
|
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
124 |
13,87 |
192,3769 |
|
1 |
128 |
17,1 |
292,41 |
2 |
122 |
11,87 |
140,8969 |
|
2 |
116 |
5,1 |
26,01 |
3 |
114 |
3,87 |
14,9769 |
|
3 |
114 |
3,1 |
9,61 |
4 |
117 |
6,87 |
47,1969 |
|
4 |
110 |
-0,9 |
0,81 |
5 |
123 |
12,87 |
165,6369 |
|
5 |
128 |
17,1 |
292,41 |
6 |
100 |
-10,13 |
102,6169 |
|
6 |
125 |
14,1 |
198,81 |
7 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
7 |
97 |
-13,9 |
193,21 |
8 |
98 |
-12,13 |
147,1369 |
|
8 |
95 |
-15,9 |
252,81 |
9 |
122 |
11,87 |
140,8969 |
|
9 |
127 |
16,1 |
259,21 |
10 |
125 |
14,87 |
221,1169 |
|
10 |
127 |
16,1 |
259,21 |
11 |
94 |
-16,13 |
260,1769 |
|
11 |
96 |
-14,9 |
222,01 |
12 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
12 |
98 |
-12,9 |
166,41 |
13 |
124 |
13,87 |
192,3769 |
|
13 |
124 |
13,1 |
171,61 |
14 |
114 |
3,87 |
14,9769 |
|
14 |
114 |
3,1 |
9,61 |
15 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
15 |
118 |
7,1 |
50,41 |
∑X |
1668 |
∑(X-M)² |
2157,574 |
|
∑X |
1717 |
∑(X-M)² |
2404,55 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
|
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,13 |
√∑(X-M)² |
46,44969 |
|
M |
110,9 |
√∑(X-M)² |
49,03621 |
|
|
S |
3,317835 |
|
|
|
S |
3,502587 |
После подсчета разности баллов до (I) и после (II) семинара для каждого испытуемого по всем шкалам, мы рассчитали значение Т-критерия по формуле:
M1-M2
Tэмп = _________________________________
Рассчитав Т-критерий, мы проверили значимость различий по таблице критических значений Т-критерия Стьюдента.
В нашем случае число степеней свободы k = n1+n2-2 = 28, по таблице находим
Ткр = 2,048 для р ≤ 0,05
Вывод: в сравнении результатов по шкале ОЖ теста СЖО - до и после тренинга, методами математической статистики сделан вывод о том, что результаты можно считать статистически значимыми.
Результаты контент-анализа рисуночного теста в сказкотерапевтическом тренинге до и после проведения.
Таб.7.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
4 |
-1,7 |
2,89 |
2 |
12 |
6,3 |
39,69 |
3 |
3 |
-2,7 |
7,29 |
4 |
4 |
-1,7 |
2,89 |
5 |
2 |
-3,7 |
13,69 |
6 |
7 |
1,3 |
1,69 |
7 |
7 |
1,3 |
1,69 |
8 |
5 |
-0,7 |
0,49 |
9 |
12 |
6,3 |
39,69 |
10 |
1 |
-4,7 |
22,09 |
∑X |
57 |
∑(X-M)² |
132,1 |
n |
10 |
n-1 |
9 |
M |
5,7 |
√∑(X-M)² |
11,49348 |
|
|
S |
1,277053 |
|
|
|
|
Таб.8.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
4 |
-1,3 |
1,69 |
2 |
11 |
5,7 |
32,49 |
3 |
2 |
-3,3 |
10,89 |
4 |
4 |
-1,3 |
1,69 |
5 |
1 |
-4,3 |
18,49 |
6 |
7 |
1,7 |
2,89 |
7 |
7 |
1,7 |
2,89 |
8 |
5 |
-0,3 |
0,09 |
9 |
11 |
5,7 |
32,49 |
10 |
1 |
-4,3 |
18,49 |
∑X |
53 |
∑(X-M)² |
122,1 |
n |
10 |
n-1 |
9 |
M |
5,3 |
√∑(X-M)² |
11,04989 |
|
|
S |
1,227765 |
|
|
|
|
Таб.9
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
|
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
|
1 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
2 |
101 |
-9,13 |
83,3569 |
|
2 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
3 |
123 |
12,87 |
165,6369 |
|
3 |
122 |
11,1 |
123,21 |
4 |
134 |
23,87 |
569,7769 |
|
4 |
136 |
25,1 |
630,01 |
5 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
5 |
99 |
-11,9 |
141,61 |
6 |
132 |
21,87 |
478,2969 |
|
6 |
133 |
22,1 |
488,41 |
7 |
100 |
-10,13 |
102,6169 |
|
7 |
101 |
-9,9 |
98,01 |
8 |
98 |
-12,13 |
147,1369 |
|
8 |
98 |
-12,9 |
166,41 |
9 |
130 |
19,87 |
394,8169 |
|
9 |
132 |
21,1 |
445,21 |
10 |
97 |
-13,13 |
172,3969 |
|
10 |
95 |
-15,9 |
252,81 |
11 |
93 |
-17,13 |
293,4369 |
|
11 |
94 |
-16,9 |
285,61 |
12 |
121 |
10,87 |
118,1569 |
|
12 |
121 |
10,1 |
102,01 |
13 |
119 |
8,87 |
78,6769 |
|
13 |
119 |
8,1 |
65,61 |
14 |
115 |
4,87 |
23,7169 |
|
14 |
117 |
6,1 |
37,21 |
15 |
99 |
-11,13 |
123,8769 |
|
15 |
97 |
-13,9 |
193,21 |
∑X |
1652 |
∑(X-M)² |
3217,734 |
|
∑X |
1664 |
∑(X-M)² |
3268,95 |
N |
15 |
n-1 |
14 |
|
N |
15 |
n-1 |
14 |
M |
110,13 |
√∑(X-M)² |
56,72507 |
|
M |
110,9 |
√∑(X-M)² |
57,17473 |
|
|
S |
4,051791 |
|
|
|
S |
4,083909 |
После подсчета разности баллов до (I) и после (II) семинара для каждого испытуемого по всем шкалам, мы рассчитали значение Т-критерия по формуле:
M1-M2
Tэмп = _________________________________
Рассчитав Т-критерий, мы проверили значимость различий по таблице критических значений Т-критерия Стьюдента.
В нашем случае число степеней свободы k = n1+n2-2 = 18, по таблице находим
Ткр = 2,131 для р ≤ 0,05
Вывод: в сравнении результатов контент-анализа - до и после тренинга, методами математической статистики сделан вывод о том, что результаты можно считать статистически значимыми.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
2 |
-6,3 |
39,69 |
2 |
11 |
2,7 |
7,29 |
3 |
11 |
2,7 |
7,29 |
4 |
12 |
3,7 |
13,69 |
5 |
4 |
-4,3 |
18,49 |
6 |
5 |
-3,3 |
10,89 |
7 |
12 |
3,7 |
13,69 |
8 |
12 |
3,7 |
13,69 |
9 |
14 |
5,7 |
32,49 |
10 |
0 |
-8,3 |
68,89 |
∑X |
83 |
∑(X-M)² |
226,1 |
n |
10 |
n-1 |
9 |
M |
8,3 |
√∑(X-M)² |
15,03662 |
|
|
S |
1,670736 |
|
|
|
|
Таб.11.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
2 |
-5,2 |
27,04 |
2 |
10 |
2,8 |
7,84 |
3 |
11 |
3,8 |
14,44 |
4 |
10 |
2,8 |
7,84 |
5 |
1 |
-6,2 |
38,44 |
6 |
5 |
-2,2 |
4,84 |
7 |
11 |
3,8 |
14,44 |
8 |
11 |
3,8 |
14,44 |
9 |
11 |
3,8 |
14,44 |
10 |
0 |
-7,2 |
51,84 |
∑X |
72 |
∑(X-M)² |
195,6 |
n |
10 |
n-1 |
9 |
M |
7,2 |
√∑(X-M)² |
13,98571 |
|
|
S |
1,553967 |
|
|
|
|
Таб.12.
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
|
№ |
X |
(X-M) |
(X-M)² |
1 |
2 |
-6,3 |
39,69 |
|
1 |
2 |
-5,2 |
27,04 |
2 |
11 |
2,7 |
7,29 |
|
2 |
10 |
2,8 |
7,84 |
3 |
11 |
2,7 |
7,29 |
|
3 |
11 |
3,8 |
14,44 |
4 |
12 |
3,7 |
13,69 |
|
4 |
10 |
2,8 |
7,84 |
5 |
4 |
-4,3 |
18,49 |
|
5 |
1 |
-6,2 |
38,44 |
6 |
5 |
-3,3 |
10,89 |
|
6 |
5 |
-2,2 |
4,84 |
7 |
12 |
3,7 |
13,69 |
|
7 |
11 |
3,8 |
14,44 |
8 |
12 |
3,7 |
13,69 |
|
8 |
11 |
3,8 |
14,44 |
9 |
14 |
5,7 |
32,49 |
|
9 |
11 |
3,8 |
14,44 |
10 |
0 |
-8,3 |
68,89 |
|
10 |
0 |
-7,2 |
51,84 |
∑X |
83 |
∑(X-M)² |
226,1 |
|
∑X |
72 |
∑(X-M)² |
195,6 |
n |
10 |
n-1 |
9 |
|
n |
10 |
n-1 |
9 |
M |
8,3 |
√∑(X-M)² |
15,03662 |
|
M |
7,2 |
√∑(X-M)² |
13,98571 |
|
|
S |
1,670736 |
|
|
|
S |
1,553967 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После подсчета разности баллов до (I) и после (II) семинара для каждого испытуемого по всем шкалам, мы рассчитали значение Т-критерия по формуле:
M1-M2
Tэмп = _________________________________
Рассчитав Т-критерий, мы проверили значимость различий по таблице критических значений Т-критерия Стьюдента.
В нашем случае число степеней свободы k = n1+n2-2 = 18, по таблице находим
Ткр = 2,131 для р ≤ 0,05
Вывод: в сравнении результатов контент-анализа - до и после тренинга, методами математической статистики сделан вывод о том, что результаты можно считать статистически значимыми
Вывод.
Mетодами математической статистики нами сделан вывод о том, что результаты экспериментального исследования можно считать статистически значимыми.
Показатели СЖ в результате сказкотерапевтического тренинга изменились на 0,6 %
Результаты контент-анализа рисуночного теста в драмотерапевтическом тренинге до и после проведения.
Шкала тревожности: уменьшилась на 0,06%
Шкала устремленности в прошлое: уменьшилась на 8,3
Шкала одиночества: не уменьшились показатели
Шкала устремленности в прошлое: уменьшилась на 21,4%
Шкала одиночества: не уменьшились показатели
x- показатели :
1-Шкала тревожности
2-Шкала устремленности в прошлое
3-Шкала чувства одиночества
У- проценты изменения в сторону уменьшения
Результаты эксперимента.
В целом показатели сказкодраматерапевтического тренинга выше, чем показатели драматерапевтического. В первом в результате проведения заметно уменьшился общий уровень тревожности. Чувство одиночества не изменилось. Стремление к рефлексии осталось практически прежним, за исключением небольшого общего процента
Во втором (драматерапевтическом) изменения заметно меньше, но присутствуют.
В нашей работе мы ставили перед собой цель выяснить роль образа бабы-яги, который использовался в сказкотерапевтическом тренинге, в психотерапевтической работе, в психологическом сопровождении. По итогам вышеприведенных таблиц и заключений видно, что у участников сказкотерапевтического тренинга заметно снизился показатель тревожности и повысился показатель осмысленности жизни, по сравнению с контрольной группой. Эти результаты подтверждают нашу гипотезу. Однако значимые изменения в сторону повышения осмысленности жизни не у всех испытуемых, как и уровень тревожности. Следовательно, гипотеза подтвердилась частично.
Гипотеза нашего исследования частично подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Использование образа бабы –яги для психологической помощи в процессе перехода из состояния ученичества (студенчества) в состояние равноправного члена профессионального сообщества
25 12 2014
5 стр.
«Турагентство Бабы Яги». Выходит Яга. Музыка современная, дискотечная. Яга стильная
08 10 2014
1 стр.
Ведущая, Звёздочка, Гирлянда, Печкин, Ёлка, Лиса, Медведь, 3 Бабы-Яги, Кот, 18 чтецов
02 10 2014
1 стр.
Звучит фонограмма песни «В лесу родилась елочка». На фоне песни громко звучат слова
15 10 2014
1 стр.
Вы хотите быть полезными, проявить себя и стать лидером в своем сообществе? У вас есть идеи по развитию своего сообщества? Вы учитесь в 8-9-10 классах? Использование Информационных
12 10 2014
1 стр.
Баба Яга: и зачем ты сюда пожаловала? Ну и пожаловала, и пожаловала. Все равно у меня теперь будешь жить
15 10 2014
1 стр.
И вот только с приходом на место Константина Саквы Михаила Владимировича Краснова министерство культуры СССР повернулось ко мне наконец, как избушка Бабы Яги, не задом, а передом
12 10 2014
1 стр.
Новые приключения полюбившихся всем героев Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, а также Князя Киевского, коня Юлия, Бабы Яги и многих других
15 12 2014
1 стр.