Приложение 6
В дипломной работе проводится психодраматерапевтический и сказкотерапевтический семинар.
Основателем психодрамы является Якоб Леви Морено. Играя вместе с детьми, он наблюдал, какие они выбирают себе роли, играл вместе с ними. Это вылилось впоследствии в новый психологический подход. « Труд жизни Я.Л. Морено под названием «триадическая система», для которого в качестве сокращения стало привычным использовать термин «психодрама», занял свое прочное место в психо- и социотерапии. Психодрама, социометрия и групповая психотерапия – это взаимосвязанные субметоды триадической системы, которая в качестве общего метода, иногда называемого так же триадическим, представляет собой самостоятельный подход в теории и практике. Этот метод рассматривает человека как действующего субъекта в межличностных отношениях и в конкретных условиях его жизни, как homo interagens в им создаваемой и в свою очередь на него воздействующей ситуации» - пишет Грете Лейтс в своей книге «Психодрама». (14, cтр 16)
« В ходе сценического воспроизведения жизненных ситуаций, фантазий и сновидений в воображаемой реальности спонтанной игры благодаря особым формам организации психодрамы и многочисленным техникам этих субметодов человек в буквальном смысле рассматривается «in actu». В этой материальности в форме действия осуществляется психодраматерапия» (14, стр 17)
«Социометрия занимается человеком «in situ», т.е. в сети его межличностных отношений» (14, стр 17)
« Групповая психотерапия предоставляет клиенту или пациенту возможность разобраться в своих проблемах во взаимодействии с другими членами группы» (14, стр 17). Психодрама может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). Психодрама тесно связана с такими подходами, как телесно-ориентированная психотерапия, гештальт подход, НЛП. Этими направлениями связь психодрамы и других методик не ограничивается.
Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения.
В основе психодрамы лежит ролевая теория и теория интеракций в процессе групповой психотерапии.
Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и Хофбауера (15)
Морено изображал страдания собственные, настоящие. Люди играют сами себя.
В качестве цели психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и творчества
Группа в психодраме рассматривается как система объектов переноса.
Психодрама очень хорошо работает с сопротивлением, за счет чего легко освобождается подсознательный материал. Как пишет Грете Лейтс : «Сопротивление, по Фрейду "исходит из высших слоев и систем духовной жизни, которые произвели в свое время вытеснение", из невозможности его преодолеть. В игровых занятиях вытеснение ослабевает и, я цитирую Фрейда, " вопреки возрастающему давлению" облегчается "выведение в сознание или получение сведений посредством реальных действий". (15) . Благодаря спонтанности психодраматической игры, повторению в действительности прежних ситуаций, которые клиент вспоминает в точности или же лишь приблизительно, возникает доступ к вытесненным содержаниям, забытым, прошедшим ситуациям, мечтам и неосознанным факторам. ( там же)
"Поскольку мы не в состоянии напрямую проникнуть в человеческую психику и непосредственно наблюдать, что индивид воспринимает и чувствует, в психодраме с участием пациентов во внешнем мире создается гештальт интрапсихических способов
действия с тем, чтобы объективировать (и изменять) его в нашем явном и контролируемом универсуме. Протагонист готовится к встрече с самим собой. Целью является наглядность и измеримость целостного поведения. По окончанию этой фазы объективации начинается фаза ресубъективации, реорганизации и реинтеграции того, что было объективировано (на практике, конечно, обе фазы идут рука об руку)"
(15)
Для сценического изображения необходим вспомогательный психодраматический мир. Сцена, вспомогательные Я для изображения участников ситуации, а также образы времени и пространства, которые будут использоваться протагонистом и группой.
Сеанс психодрамы разделяется на три этапа:
1) подготовительный (разминка),
2) основной (само представление или «инсценизация») (игровая фаза) и
3) заключительный (когда происходит обмен впечатлениями) ( фаза интеграции).
Позиция человека в группе, как считает Морено, определяется процессом взаимного «выбора по чувству».
Фаза разминки. На этой фазе происходит знакомство членов группы друг с другом и с тренером. Снимается напряжение от ожидания психологического процесса. Служит так же и временем сбора первичной информации и группе, ее страхах и конфликтах, дает представление о групповой динамике.
Игровая фаза. После того, как будет определена групповая тема или появятся одна и больше тем для работы - начинается сама работа или игра. Темами могут быть сны, фантазии, мечты, желания..
Техники психодрамы – смена ролей , дублирование, зеркало. Так же используются "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма"
Дублирование. Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. В Я-форме он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии.
Здесь член группы - часто по просьбе руководителя - копирует по возможности точно или слегка акцентуированого действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется.
Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой.
Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.
Эффективность сказкотерапии зависит от точности выбора сказочного сюжета и от правильной организации сказочного действия.
Если речь идет о единичной сказке, выбор сказочного сюжета определяется темами, которые участники принесли на группу. В случае цикла сказок темы не выбираются, но за счет разнообразия сказочных сюжетов вероятность для участника найти созвучный ему мотив многократно увеличивается. В любом случае, сказкотерапия актуальна настолько, насколько архетипична (универсальна) используемая ею сказка.
Как и любое психодраматическое действие, сказка начинается с разогрева группы. Разогрев позволяет поднять уровень энергии участников и настроиться на определенные темы. Разогревы могут быть двигательными или медитативными.
После разогрева ведущий рассказывает группе содержание сказки.
Затем сюжет разбивается на сцены и обозначается пространство действия каждой сцены.
«Следует вспомнить о том, что все сказочные персонажи, включая главного героя, представляют собой образное воплощение разных тенденций, существующих в психике человека» (19, 176)
Следующим подготовительным действием является выбор участников на роли. Его можно проводить по-разному. Иногда ведущий спрашивает, кто хочет сыграть ту или иную роль, и исполнители выбираются по собственному желанию. Иногда выбор происходит социометрически, то есть участники группы выбирают исполнителя по критериям "Кто лучше всего сыграет этот персонаж", "Кто больше всех похож на этот персонаж" и т.д. Бывает и так, что выбор происходит "от противного" - роль играет тот участник, о котором группа думает, что он(а) в меньшей степени подходит для этой роли. Одну и ту же роль могут играть несколько исполнителей, так обычно бывает в многочисленной группе. И, наоборот, в малочисленной группе несколько ролей может исполнять один участник, но в этом случае ведущий должен следить, чтобы это не были центральные, основные персонажи сказки. Поскольку сказкотерапия основана на принципах социодрамы, необходимо, чтобы в ролях были задействованы все участники группы.
После того как участники выбраны на роли, начинается основное действие. Его глубина (и, соответственно, психотерапевтический эффект) зависят от того, насколько участники "вошли в роль", то есть на время отказались от собственных переживаний в пользу переживаний персонажа.
Как и в любом действии, основанном на принципах психодрамы, в сказкотерапии работают такие техники, как обмен ролями, дублирование, зеркало, реплики в сторону. Однако они, разумеется, имеют в свою специфику.
Развитие основного сказочного действия зависит от сюжета сказки, разогретости участников и психотерапевтических целей группы. В целом, сюжет развивается подобно сюжету любой сказки или мифа: в нем есть завязка, кульминация и развязка.
Очень важным является вопрос о соотношении собственного содержания сказки и того личного содержания, которое привносят в него участники. С одной стороны, сказкотерапия - это не театральное действие, и буквальное, шаблонное воспроизведение сцен не даст никакого терапевтического эффекта. С другой стороны, в сказке все же есть сюжет, что исключает абсолютно спонтанное поведение участников, как это бывает в социодраме.
После завершения действия происходит шеринг - обмен чувствами. Шеринг проходит в два этапа - сначала участники делятся своими переживаниями из ролей, затем рассказывают, как пережитое соотносится с их жизнью. На шеринге запрещены любые оценки чувств и действий участников.
Между этими двумя этапами шеринга необходимо ритуальное снятие роли: каждый участник делает движение, как будто снимает с себя что-то и произносит: "Я больше не <роль>, я <имя участника>".
Завершающим сказку действием является общее обсуждение того, про что была эта сказка, какие выводы можно из нее сделать, как приобретенные в процессе сказкоткрапии навыки можно использовать в реальной жизни. Обсуждение позволяет выйти из сказочного пространства в пространство реальной жизни и утилизировать полученные результаты.
<предыдущая страница