Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Приложение 6

В дипломной работе проводится психодраматерапевтический и сказкотерапевтический семинар.

Основателем психодрамы является Якоб Леви Морено. Играя вместе с детьми, он наблюдал, какие они выбирают себе роли, играл вместе с ними. Это вылилось впоследствии в новый психологический подход. « Труд жизни Я.Л. Морено под названием «триадическая система», для которого в качестве сокращения стало привычным использовать термин «психодрама», занял свое прочное место в психо- и социотерапии. Психодрама, социометрия и групповая психотерапия – это взаимосвязанные субметоды триадической системы, которая в качестве общего метода, иногда называемого так же триадическим, представляет собой самостоятельный подход в теории и практике. Этот метод рассматривает человека как действующего субъекта в межличностных отношениях и в конкретных условиях его жизни, как homo interagens в им создаваемой и в свою очередь на него воздействующей ситуации» - пишет Грете Лейтс в своей книге «Психодрама». (14, cтр 16)

« В ходе сценического воспроизведения жизненных ситуаций, фантазий и сновидений в воображаемой реальности спонтанной игры благодаря особым формам организации психодрамы и многочисленным техникам этих субметодов человек в буквальном смысле рассматривается «in actu». В этой материальности в форме действия осуществляется психодраматерапия» (14, стр 17)

«Социометрия занимается человеком «in situ», т.е. в сети его межличностных отношений» (14, стр 17)

« Групповая психотерапия предоставляет клиенту или пациенту возможность разобраться в своих проблемах во взаимодействии с другими членами группы» (14, стр 17). Психодрама может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). Психодрама тесно связана с такими подходами, как телесно-ориентированная психотерапия, гештальт подход, НЛП. Этими направлениями связь психодрамы и других методик не ограничивается.

Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения.

В основе психодрамы лежит ролевая теория и теория интеракций в процессе групповой психотерапии.

Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и Хофбауера (15)

Морено изображал страдания собственные, настоящие. Люди играют сами себя.

В качестве цели психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и творчества

Группа в психодраме рассматривается как система объектов переноса.

Психодрама очень хорошо работает с сопротивлением, за счет чего легко освобождается подсознательный материал. Как пишет Грете Лейтс : «Сопротивление, по Фрейду "исходит из высших слоев и систем духовной жизни, которые произвели в свое время вытеснение", из невозможности его преодолеть. В игровых занятиях вытеснение ослабевает и, я цитирую Фрейда, " вопреки возрастающему давлению" облегчается "выведение в сознание или получение сведений посредством реальных действий". (15) . Благодаря спонтанности психодраматической игры, повторению в действительности прежних ситуаций, которые клиент вспоминает в точности или же лишь приблизительно, возникает доступ к вытесненным содержаниям, забытым, прошедшим ситуациям, мечтам и неосознанным факторам. ( там же)

"Поскольку мы не в состоянии напрямую проникнуть в человеческую психику и непосредственно наблюдать, что индивид воспринимает и чувствует, в психодраме с участием пациентов во внешнем мире создается гештальт интрапсихических способов

действия с тем, чтобы объективировать (и изменять) его в нашем явном и контролируемом универсуме. Протагонист готовится к встрече с самим собой. Целью является наглядность и измеримость целостного поведения. По окончанию этой фазы объективации начинается фаза ресубъективации, реорганизации и реинтеграции того, что было объективировано (на практике, конечно, обе фазы идут рука об руку)"

(15)

Для сценического изображения необходим вспомогательный психодраматический мир. Сцена, вспомогательные Я для изображения участников ситуации, а также образы времени и пространства, которые будут использоваться протагонистом и группой.

Сеанс психодрамы разделяется на три этапа:

1) подготовительный (разминка),

2) основной (само представление или «инсценизация») (игровая фаза) и

3) заключительный (когда происходит обмен впечатлениями) ( фаза интеграции).

Позиция человека в группе, как считает Морено, определяется процессом взаимного «выбора по чувству».

Фаза разминки. На этой фазе происходит знакомство членов группы друг с другом и с тренером. Снимается напряжение от ожидания психологического процесса. Служит так же и временем сбора первичной информации и группе, ее страхах и конфликтах, дает представление о групповой динамике.

Игровая фаза. После того, как будет определена групповая тема или появятся одна и больше тем для работы - начинается сама работа или игра. Темами могут быть сны, фантазии, мечты, желания..

Техники психодрамы – смена ролей , дублирование, зеркало. Так же используются "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма"

Дублирование. Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. В Я-форме он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии.

Здесь член группы - часто по просьбе руководителя - копирует по возможности точно или слегка акцентуированого действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется.

Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой.

Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.

Эффективность сказкотерапии зависит от точности выбора сказочного сюжета и от правильной организации сказочного действия.
Если речь идет о единичной сказке, выбор сказочного сюжета определяется темами, которые участники принесли на группу. В случае цикла сказок темы не выбираются, но за счет разнообразия сказочных сюжетов вероятность для участника найти созвучный ему мотив многократно увеличивается. В любом случае, сказкотерапия актуальна настолько, насколько архетипична (универсальна) используемая ею сказка.
Как и любое психодраматическое действие, сказка начинается с разогрева группы. Разогрев позволяет поднять уровень энергии участников и настроиться на определенные темы. Разогревы могут быть двигательными или медитативными.
После разогрева ведущий рассказывает группе содержание сказки.
Затем сюжет разбивается на сцены и обозначается пространство действия каждой сцены.

«Следует вспомнить о том, что все сказочные персонажи, включая главного героя, представляют собой образное воплощение разных тенденций, существующих в психике человека» (19, 176)

Следующим подготовительным действием является выбор участников на роли. Его можно проводить по-разному. Иногда ведущий спрашивает, кто хочет сыграть ту или иную роль, и исполнители выбираются по собственному желанию. Иногда выбор происходит социометрически, то есть участники группы выбирают исполнителя по критериям "Кто лучше всего сыграет этот персонаж", "Кто больше всех похож на этот персонаж" и т.д. Бывает и так, что выбор происходит "от противного" - роль играет тот участник, о котором группа думает, что он(а) в меньшей степени подходит для этой роли. Одну и ту же роль могут играть несколько исполнителей, так обычно бывает в многочисленной группе. И, наоборот, в малочисленной группе несколько ролей может исполнять один участник, но в этом случае ведущий должен следить, чтобы это не были центральные, основные персонажи сказки. Поскольку сказкотерапия основана на принципах социодрамы, необходимо, чтобы в ролях были задействованы все участники группы.
После того как участники выбраны на роли, начинается основное действие. Его глубина (и, соответственно, психотерапевтический эффект) зависят от того, насколько участники "вошли в роль", то есть на время отказались от собственных переживаний в пользу переживаний персонажа.

Как и в любом действии, основанном на принципах психодрамы, в сказкотерапии работают такие техники, как обмен ролями, дублирование, зеркало, реплики в сторону. Однако они, разумеется, имеют в свою специфику.


Развитие основного сказочного действия зависит от сюжета сказки, разогретости участников и психотерапевтических целей группы. В целом, сюжет развивается подобно сюжету любой сказки или мифа: в нем есть завязка, кульминация и развязка.
Очень важным является вопрос о соотношении собственного содержания сказки и того личного содержания, которое привносят в него участники. С одной стороны, сказкотерапия - это не театральное действие, и буквальное, шаблонное воспроизведение сцен не даст никакого терапевтического эффекта. С другой стороны, в сказке все же есть сюжет, что исключает абсолютно спонтанное поведение участников, как это бывает в социодраме.
После завершения действия происходит шеринг - обмен чувствами. Шеринг проходит в два этапа - сначала участники делятся своими переживаниями из ролей, затем рассказывают, как пережитое соотносится с их жизнью. На шеринге запрещены любые оценки чувств и действий участников.
Между этими двумя этапами шеринга необходимо ритуальное снятие роли: каждый участник делает движение, как будто снимает с себя что-то и произносит: "Я больше не <роль>, я <имя участника>".
Завершающим сказку действием является общее обсуждение того, про что была эта сказка, какие выводы можно из нее сделать, как приобретенные в процессе сказкоткрапии навыки можно использовать в реальной жизни. Обсуждение позволяет выйти из сказочного пространства в пространство реальной жизни и утилизировать полученные результаты.





<предыдущая страница


Использование образа бабы -яги для психологической помощи в процессе перехода из состояния ученичества (студенчества) в состояние равноправного члена профессионального сообщества

Использование образа бабы –яги для психологической помощи в процессе перехода из состояния ученичества (студенчества) в состояние равноправного члена профессионального сообщества

1185.13kb.

25 12 2014
5 стр.


Сценарий новогоднего праздника «Турагентство Бабы Яги»

«Турагентство Бабы Яги». Выходит Яга. Музыка современная, дискотечная. Яга стильная

122.44kb.

08 10 2014
1 стр.


Сценарий для новогоднего праздника в 1 «а» гоусош №1338 2009-2010 уч года. Действующие лица

Ведущая, Звёздочка, Гирлянда, Печкин, Ёлка, Лиса, Медведь, 3 Бабы-Яги, Кот, 18 чтецов

74.44kb.

02 10 2014
1 стр.


Новогоднее приключение бабы- яги

Звучит фонограмма песни «В лесу родилась елочка». На фоне песни громко звучат слова

165.6kb.

15 10 2014
1 стр.


Ах? Использование Информационных Технологий и Интернет – важное условие для их реализации!

Вы хотите быть полезными, проявить себя и стать лидером в своем сообществе? У вас есть идеи по развитию своего сообщества? Вы учитесь в 8-9-10 классах? Использование Информационных

31.79kb.

12 10 2014
1 стр.


Белая береза. Избушка Бабы-Яги. Фонограмма

Баба Яга: и зачем ты сюда пожаловала? Ну и пожаловала, и пожаловала. Все равно у меня теперь будешь жить

37.54kb.

15 10 2014
1 стр.


«струнное трио» (1969)

И вот только с приходом на место Константина Саквы Михаила Владимировича Краснова министерство культуры СССР повернулось ко мне наконец, как избушка Бабы Яги, не задом, а передом

57.7kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа «Три богатыря на дальних берегах»

Новые приключения полюбившихся всем героев Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, а также Князя Киевского, коня Юлия, Бабы Яги и многих других

35.42kb.

15 12 2014
1 стр.