Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Использование педагогического потенциала музеев

в преподавании физики в школе


А.С. Асламов, МОУ СОШ № 199 «Приоритет», Екатеринбург, Россия

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Дидактические принципы обучения являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п. Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А. Коменским в его «Великой дидактике».

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность находить связь между теорией и практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Музеи предоставляют широкие возможности для реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Музей связан с интересами человека, он устанавливает связи между прошлым и настоящим.

Е.Г. Артемов дает определение музея через его предназначение: «социальный, самодостаточный, образовательный институт, главной общественной миссией которого является культурно-просветительная, воспитательно-образовательная и рекреационная деятельность, научные исследования в области профильных дисциплин, собирание, научная обработка и хранение памятников материальной и духовной культуры общества».

На рубеже тысячелетий разрабатывалась новая образовательная модель музея, отвечающая современным мировым интеграционным процессам, в том числе интеграции в сферах искусства и науки, образования и культуры, образования и искусства.

Интеграция в сфере культуры, образования – закономерный процесс, отклик на вызовы времени. Постиндустриальный этап развития характеризуется системным кризисом, следствием освоения человеком природы. На этом фоне, возникает ряд вопросов: не станет ли информационно-компьютерный способ общения и виртуальное бытие важнее межличностного общения? Не станет ли человек впоследствии только лишь придатком машины, одной из деталей? Выходящая из-под контроля информационная стихия стремится подчинить себе человека, нивелируя как общие, так и индивидуально-личностные его характеристики (возраст, пол, этническую принадлежность и т.д.). В XXI в. люди, перегруженные техническими средствами, должны задуматься о том, как сохранить обусловленную всей историей развития культуры связь человека с миром природы, и своим прошлым.

В настоящее время культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы. Разнообразие и обширность культурно-образовательной деятельности, ее особенности и специфичность методов, форм организации привели, в конечном счете, к возникновению отдельной научной отрасли – музейной педагогики.

Термин «музейная педагогика» впервые был использован в книге Г. Фройденталя «Музей – образование – школа» (1931г.). Автор, уделяя в своей деятельности много внимания проблемам взаимодействия музея и школы, разработал методику работы со школьниками, состоявшую из нескольких этапов: подготовка к посещению музея, работа в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений. Успешность занятий в музее Г. Фройденталь связывал со следующими условиями:

– каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;

– учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;

– проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;

– следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;

– отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

– итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Накоплен более чем десятилетний опыт взаимодействия МОУ СОШ №199 «Приоритет» Екатеринбурга с различными музеями. Для каждого предмета педагоги разрабатывают индивидуальную программу по использованию педагогического потенциала музеев в изучении школьных дисциплин. На реализацию данных программ в учебном плане выделяются отдельные часы для «музейных» занятий. Уже организовано взаимодействие с Екатеринбургским музеем природы, Музеем Изобразительных искусств, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и многих других.

Экскурсии в музей позволяю, например, наиболее наглядно и убедительно вскрыть связь физики с техникой, они всегда имели очень большое образовательное и воспитательное значение. Темы экскурсий выбираются в соответствии с программой курса физики. Основными критериями отбора объектов изучения (музейных экспозиций) могут служить:



  1. ценность данного объекта для понимания основных научных принципов современного производства;

  2. практическая важность его в современной жизни;

  3. доступность пониманию учеников.

Рассмотрим подробнее цели экскурсии в музей:

1. Образовательные: обобщение основных знаний учеников по выбранным темам. Например, тема “Электромагнитное поле. Электромагнитные волны” для музея радио им. А.С. Попова; выработка умения переносить приобретенные на уроках знания в нестандартную ситуацию.

2. Развивающие: развитие внимания, логического мышления, умения работать в группах; продолжать формирование приемов умственной деятельности (сравнивать объекты, факты, явления, выделять главное, синтезировать материал); формирование умения участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, аргументировать, вести полемику; способствовать овладению умений строить умозаключения о некоторых явлениях физического характера.

3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и целостной картины мира; воспитание нравственного отношения к окружающей среде; осуществлять нравственное воспитание учеников: патриотизм, интернационализм.

В преподавании физики нельзя ограничиваться только, имеющимися в учебнике, историческими сведениями, необходимо включать в учебный процесс исторический материалы из других источников, широко используя для этого внеурочное время.

Главная цель ознакомления учеников с историей становления физики как науки – показать ее развитие в динамике, обратить внимание на связь с техникой, военным делом, производством, выяснить роль науки в жизни общества и раскрыть особенности труда ученого, важные в воспитательном плане факты из биографий выдающихся физиков.

Историко-научный материал по физике выполняет важные учебно-воспитательные функции.

Так, освещение истории развития изучаемых в школе основных физических теорий, борьбы мнений ученых при решении узловых вопросов науки, а также смены научных картин мира позволяет дать ученикам правильное представление о том, что физика – это живая история неустанной деятельности многих поколений исследователей, стремящихся проникнуть в тайны природы и поставить их на службу человечеству. Кроме того, включение исторических сведений вызывает у учеников интерес к предмету, развивает любознательность и пробуждает желание заниматься самостоятельно. На исторических примерах можно показать длительный процесс подготовки крупного научного открытия трудами предшественников, что они достигаются путем длительных и мучительных поисков, и на этом пути бывают озарения и сомнения, разочарования и надежды, успехи и неудачи.

Не менее важно, что, изучая основные этапы развития важных научных и технических идей, ученики осознают тесную связь научных исследований с прогрессом производительных сил общества, с практикой. Они убеждаются в необходимости физических знаний для практической деятельности людей; у них воспитывается уверенность в применимости изученных ими законов и принципов к возникающим в жизни ситуациям.

И, наконец, знакомство учащихся с жизнью и научной деятельностью наиболее крупных ученых дает ученикам пример трудолюбия, принципиальности, честности, упорства в достижении цели, стремления быть полезным обществу.

В заключении хочу сказать, что, таким образом, педагогический коллектив школы показал, что музей является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности. Это особенно актуально в современном мире информационных технологий. Расширяя возможности комфортного освоения окружающего мира, техника привязывает человека к постоянно совершенствующимся технологиям, толкает к созданию «новой» системы ценностей. Выживание человечества возможно при условии подчинения неконтролируемого развития технологий задачам духовно-ориентированной культуры. На первом месте должен быть человек. Огромное значение здесь имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Сегодня привлекательность музея как самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что он предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчеркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всем их богатстве. Использование педагогического потенциала музеев в преподавании физики в средней школе повышает общий культурный уровень учащихся, формирует познавательный интерес к физике и другим дисциплинам.


Литература


1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология. – СПб., 1999.

2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 1999.

3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960.

4. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М., 1982.



5. Пирогов Н. Вопросы жизни. – М., 1982.

Использование педагогического потенциала музеев в преподавании физики в школе

Дидактические принципы обучения являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т п. Впервые принципы обучения были сформулированы ве

64.42kb.

14 12 2014
1 стр.


Определение резонансного потенциала и первого ионизационного потенциала

Движение электронов в атоме не подчиняется принципам классической физики, и в свойствах атома проявляются специфические ”квантовые“ закономерности. В частности

81.45kb.

14 12 2014
1 стр.


Использование потенциала сельского социума в учебно-воспитательном процессе

На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым

59.09kb.

14 12 2014
1 стр.


План учебно-воспитательной работы

Моу сош №6 им. Крылова И. В., мониторинг результатов введения фгос в начальном звене обучения, подготовка к введению фгос в основной школе, повышение уровня педагогического мастерс

3078.91kb.

10 09 2014
15 стр.


Отчет о проведении недели физики и астрономии

В мбоу сош №14 ст. Ярославской с 10 по 16 апреля 2012 года в рамках проведения предметных недель в школе проведена неделя физики и астрономии неделя ФиА

29.53kb.

01 10 2014
1 стр.


Примерный перечень схем и экспертных карт для психолого-педагогического анализа уроков (занятий)

Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока

244.6kb.

26 09 2014
1 стр.


Моу сош №11 г. Ейска Музейная педагогика в преподавании физики

Это — воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы, культуры и технического прогресса

207.34kb.

10 10 2014
1 стр.


История Древнего Востока рабочая программа

Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании истории в общеобразовательной школе

592.31kb.

18 12 2014
7 стр.