Перейти на главную страницу
Литература:
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.
Урок с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные уроки подразделяют по степени эффективности: 100-80% -- высокая эффективность урока, 79-60% - средняя эффективность, 59-40% - низкая эффективность урока.
Школа __________ Класс __________ Дата оценки __________
Учебный предмет ____________________
Педагог ____________________
Эксперт _______________________
Блок |
Критерий |
Параметры |
Балл |
Дидактические принципы |
Принцип научности |
Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы |
|
Принцип проблемности |
Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися |
| |
Принцип наглядности |
При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна |
| |
Принцип активности и сознательности |
Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления |
| |
Принцип доступности |
Используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию |
| |
Принцип систематичности и последовательности |
Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний |
| |
Принцип прочности |
Содержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии |
| |
Принцип развития учебной деятельности |
Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия |
| |
Принцип воспитания |
Положительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся |
| |
Средний балл по блоку «Дидактические принципы» |
| ||
Психология обучения |
Организация внимания учащихся |
На уроке используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание |
|
Использование различных видов памяти |
На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти |
| |
Развитие мышления |
Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика |
| |
Доминантные эмоции и чувства |
Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер |
| |
Средний балл по блоку «Психология обучения» |
| ||
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративные методы обучения |
Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала |
|
Репродуктивные методы |
Применяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов |
| |
Частично-поисковые и исследовательские методы обучения |
Применяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач |
| |
Средний балл по блоку «Методы обучения» |
| ||
Деятельность учителя |
Готовность учителя к уроку |
Наличие необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования |
|
Целевая установка урока |
Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке |
| |
Эстетика учебного труда |
Выполняются валеологические требования к уроку |
| |
Индивидуальная работа с учащимися |
Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех |
| |
Мотивация учебной деятельности учащихся |
Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений |
| |
Наличие и эффективность различных видов обратной связи |
Обратная связь используется на протяжении всего урока |
| |
Рациональное использование времени на уроке |
Классическое распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока |
| |
Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками |
Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми |
| |
Средний балл по блоку «Деятельность учителя» |
| ||
Деятельность учащихся |
Готовность учащихся к уроку |
Организация рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться проложенное время с оптимальной работоспособностью |
|
Внешние проявления умений и навыков на уроке |
Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов |
| |
Самостоятельная учебная деятельность |
Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя |
| |
Самоконтроль и самооценка |
На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение |
| |
Межличностное взаимодействие |
Характер включения учащихся в совместную деятельность |
| |
Развитие устной и письменной речи |
Привлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся |
| |
Средний балл по блоку «Деятельность учащихся» |
| ||
Общий средний балл |
|
Выводы и предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.
Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл превышает 1,5.
Школа __________ Класс __________ Дата оценки __________
Учебный предмет ____________________
Педагог ____________________
Эксперт ____________________
Категория |
Балл |
Обоснованность целей урока |
|
Соответствие целей урока и содержательной реализации урока |
|
Осознание учащимися целей урока |
|
Степень активности учащихся |
|
Эффективность использования времени урока |
|
Эффективность использования разных методов |
|
Сочетание индивидуального и группового обучения |
|
Использование наглядности |
|
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке |
|
Педагогический такт |
|
Степень достижения целей |
|
Взаимодействие этапов урока |
|
Средний балл |
|
Изучите тестовую карту коммуникативной деятельности учителя (Юсупов И. М.). Проставьте оценки педагогу, занятия которого Вы посетили. Определите, элементы какого стиля и модели педагогического общения проявлялись на занятии. Обоснуйте, какие действия педагога вызвали те, или иные оценки.
Доброжелательность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недоброжелательность |
Заинтересованность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Безразличие |
Поощрение инициативы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Подавление инициативы |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») |
7 6 5 4 3 2 1 |
Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) |
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») |
7 6 5 4 3 2 1 |
Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) |
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие дифференцированности в общении ( нет индивидуального подхода к обучаемым) |
Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 - 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная (в позитивном смысле) и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Он умеет распределять свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.
35 - 44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблем. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20 -34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11 - 19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положение педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках в 7 - 10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует (такое бывает крайне редко). Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
Цель: Оценка степени удовлетворения потребностей детей педагогом.
Дата, время___________________________________
Педагог___________________________________
Урок (занятие, вид деятельности)_______________________________
Эксперт____________________________________________________
Потребности //Уровень удовлетворения |
Критический |
Ниже среднего |
Средний |
Достаточный |
Высокий |
Физиологические |
|
|
|
|
|
В безопасности |
|
|
|
|
|
В принадлежности |
|
|
|
|
|
В признании, уважении |
|
|
|
|
|
Эстетические |
|
|
|
|
|
Познавательные |
|
|
|
|
|
В самоактуализации |
|
|
|
|
|
|
Уровни создания условий | ||||
---|---|---|---|---|---|
Составляющие процесса развития индивидуальности |
Критический |
Ниже среднего
|
Средний |
Достаточный |
Высокий |
Самопознание |
|
|
|
|
|
Самоопределение |
|
|
|
|
|
«Надситуативная активность» |
|
|
|
|
|
Саморегуляция |
|
|
|
|
|
Самореализация |
|
|
|
|
|
Создание ситуаций совместного развития |
|
|
|
|
|
Выводы и предложения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Ученика (ребенка)__________________________________
Класса (группы)____________________________________
Школы (другого образовательного учреждения)
__________________________________________________
Дата составления характеристики_____________
Методы, используемые для сбора информации о ребенке (ученике)
_____________________________________________________________
Приложение 4
Для составления характеристики детской (ученической) группы возможно проведение социометрического обследования, а также применение методик:
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
Примерная форма самоанализа
За время практики я посетил(а):
______уроков по предметам ___________________________________;
_____занятий, проводимых педагогом-психологом;
_____занятий (мероприятий), проведенных моими однокурсниками;
_____других мероприятий (указать, каких)
За время практики я самостоятельно провел(а) _______занятий (внеклассных мероприятий)
Что дала практика образовательному учреждению
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения студента по совершенствованию практики
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОТЧЕТ
Место прохождения практики:
Выполнил:
Студент курса 4 курса
Группы____________
Фамилия И.О. (полностью).
Проверили:
Должность, Фамилия И.О. руководителя
от образовательного учреждения. Оценка. Дата. Подпись. Печать.
от ИППиУ. Оценка. Дата. Подпись.
Защита состоялась_____________
Итоговая оценка______________
Члены комиссии_______________
_______________
_______________
Тюмень 2006
Приложение 8
Отчет по профориентационному заданию включается в общий отчет по практике.
Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока
26 09 2014
1 стр.
«Формирование профессиональной компетентности учащихся на уроках психолого-педагогического цикла»
25 12 2014
1 стр.
Практические работы по физиологии поведения : Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» / Сост. Н. К. Са
25 12 2014
4 стр.
Охватывает всех терминов, которые используются в курсе истории государства и права зарубежных стран, да и не пре
12 09 2014
20 стр.
Разрешается модификация xml схем в виде прямой модификации исходных файлов. Разрешается создание собственных xml схем используя включение существующих схем в собственную и/или испо
25 12 2014
1 стр.
Осуществление контроля сварных соединений ультразвуковым или радиографическим методом
13 10 2014
1 стр.
Только при условии систематического научно – обоснованного медико – психолого – педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейше
24 09 2014
2 стр.
14 09 2014
1 стр.