Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра анатомии, физиологии
и безопасности человека
Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
Учебно-методические указания для студентов
1-го курса психолого-педагогического факультета
специальности «Психология»
Брест 2009
Составители:
кандидат биологических наук, доцент Н. К. Саваневский
кандидат биологических наук, доцент Г. Е. Хомич
Практические работы по физиологии поведения : Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» / Сост. Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич. – Брест: «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2009. – Электронное издание. – 2,96 МБ.
Изложены описание и методика проведения практических работ по разделам «Управление движением», «Сенсорные системы», «Центральная нервная система», «Поведение и высшая нервная деятельность человека» учебной дисциплины «Физиология поведения». В указания подобраны практические работы, не требующие сложного оборудования.
Адресуются студентам специальности «Психология».
ББК 28.707.3
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ
Для определения уровня работоспособности (Р) испытуемый по команде экспериментатора через каждые 5 с выполняет одно максимальное усилие на динамометре, делая подряд 10 попыток. Экспериментатор записывает каждый результат испытуемого. Уровень работоспособности мышц определяют по формуле:
Р = (f1 + f2 + f3 + · · · + fn) / n,
где Р – уровень работоспособности; f1, f2, f3 и т.д. – показатели динамометра при отдельных мышечных усилиях; n – количество попыток (10 попыток).
Результаты этих же попыток используют для определения показателя снижения работоспособности мышц по формуле:
S = [(f1 – f min) / fmax] · 100,
Где S – показатель снижения работоспособности мышц; f1 – величина начального мышечного усилия; f min – минимальная величина усилия среди 10 попыток; f max – максимальная величина усилия среди 10 попыток.
Сравнивают результаты у нескольких испытуемых. Показатели силы мышц кисти тела выше, чем больше F и ниже S.
Нормы: для мужчин 16–18 лет – 44 см (удовлетворительно), 52 см (хорошо), 60 см (отлично);
для женщин 16–18 лет – 30 см (удовлетворительно), 35 см (хорошо), 40 см (отлично).
Для мужчин 19–28 лет – 40 см (удовлетворительно), 45 см (хорошо), 50 см (отлично);
для женщин 19–28 лет – 28 см (удовлетворительно), 33 см (хорошо), 38 см (отлично).
3. Исследование работы мышц
Работа 5. Зависимость величины выполненной работы от массы груза.
Оборудование: эргограф, метроном, набор грузов (1, 2, 3, 5 кг).
Ход работы. Испытуемый в положении сидя закрепляет руку в эргографе. К тросу эргографа подвешивают груз массой 3 кг. Включают метроном с частотой 60 сигналов/мин и предлагают испытуемому поднимать груз, сгибая палец в ритме метронома. Работу продолжают до утомления, т.е. до момента, когда высота подъема груза начнет уменьшаться или испытуемый не будет успевать сгибать палец в ритме метронома. По формуле А = Р · Н вычисляют величину работы (в кгсм), где Р – масса груза, Н – суммарная высота всех подъемов груза, определенная по эргограмме.
После 10–минутного отдыха тот же испытуемый выполняет аналогичную работу, но с грузом 5 кг, а еще после 10–минутного отдыха – работу с грузом 1 кг.
Во всех трех повторностях определяют величину выполненной работы и делают вывод о зависимости работы от массы груза.
Работа 6. Зависимость величины выполненной работы от частоты мышечных сокращений.
Оборудование: эргограф, метроном, груз массой 3 кг.
Ход работы. Испытуемый в положении сидя закрепляет руку в эргографе, к тросу которого подвешивают груз массой 3 кг. Опыт осуществляют в два этапа: сначала при частоте 60 подъемов в минуту, затем, после 10–минутного отдыха, 120 подъемов в минуту. Работу продолжают до момента, когда высота подъема груза начнет уменьшаться или испытуемый не будет успевать сгибать палец в ритме метронома. В обоих вариантах опыта вычисляют величину выполненной работы по формуле А = Р · Н, где Р – масса груза, Н – суммарная высота всех подъемов груза, определенная по эргограмме. Делают вывод о зависимости выполненной работы от частоты мышечных сокращений.
4. Исследование быстроты движений человека
Работа 7. Измерение скорости одиночного движения.
Оборудование: линейка.
Ход работы. В положении стоя, правая рука ребром ладони вниз, с разогнутыми пальцами вытянута вперед. На расстоянии 1–2 см от ладони экспериментатор удерживает 40-сантиметровую линейку так, чтобы нулевая отметка находилась на уровне нижнего края ладони. В течение 5 с после предварительной команды экспериментатор отпускает линейку. Задача испытуемого быстро сжать пальцы и задержать линейку. Оценивается лучшая из трех попыток.
Нормы: для мужчин 19–28 лет – 15 см (удовлетворительно), 12 см (хорошо), 9 см (отлично);
для женщин 19–28 лет – 18 см (удовлетворительно), 16 см (хорошо), 14 см (отлично).
Работа 8. Теппинг-тест (отражает способность к максимальной частоте движений в лучезапястном суставе).
Испытуемый в положении сидя, предплечье прижато к столу, в течение 5 с в максимальном темпе наносит карандашом точки на бумаге. За результат принимается количество точек в лучшей из двух попыток.
Нормы: для мужчин 16–18 лет – 34 (удовлетворительно), 40 (хорошо), 46 (отлично);
для женщин 16–18 лет – 30 (удовлетворительно), 36 (хорошо), 42 (отлично).
Для мужчин 19–28 лет – 37 (удовлетворительно), 42 (хорошо), 47 (отлично);
для женщин 19–28 лет – 33 (удовлетворительно), 38 (хорошо), 43 (отлично).
Оценку результатов проводят по среднему количеству касаний, которые делает обследуемый, и среднему времени выполнения работы. Сравнив показатели нескольких испытуемых, сделать выводы об уровне развития координации движений. Высокая точность движений свидетельствует о высокой уравновешенности нервных процессов и координации движений (среднее количество касаний не более 3-х); более 6 касаний – о низкой уравновешенности и координации.
Во второй серии (также из 15 попыток) испытуемый всякий раз проверяет свой результат.
На основании полученных результатов строится график. На оси ординат откладывается величина ошибки (в мм), не принимая во внимание знак отклонения, на оси абсцисс – порядковые номера опытов в серии. Пунктирной линией вычеркивается кривая, соответствующая результатам первой серии эксперимента, сплошной линией – кривая, соответствующая результатам второй серии.
Сравнивая кривые первой и второй серии, делается вывод о том, как повлияло на формирование двигательного навыка знание результатов упражнений.
Сравниваются показатели нескольких испытуемых. Чем быстрее и чем ближе вычерченные кривые устойчиво приближаются к оси абсцисс, тем успешнее вырабатывается двигательный навык.
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
7. Светопроведение в глазу человека
Работа 11. Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачка.
Оборудование: секундомер.
Ход работы. Испытуемый неотрывно смотрит на яркий свет (лампу дневного света). Экспериментатор обращает внимание на величину зрачков глаз испытуемого. Затем на 10–15 с испытуемый быстро и плотно закрывает от света ладонью один глаз (глаз под ладонью должен быть открыт). В момент закрывания глаза ладонью экспериментатор замечает кратковременное расширение зрачка другого глаза (содружественная реакция). Через 20–30 с испытуемый быстро отнимает руку от глаза. В этот момент экспериментатор наблюдает быстрое сужение зрачка не только открываемого глаза, но и зрачка второго глаза, находившегося на свету (содружественная реакция). Вслед за сужением зрачков наблюдается их незначительное последующее расширение как следствие поступившей световой адаптации.
Работа 12. Опыт Шейнера.
Оборудование: ширма с отверстиями, штатив, булавка, линейка.
Ход работы. Через ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка, испытуемый фиксирует стержень штатива, находящийся на расстоянии 2–4 м от глаза. На расстоянии 20–30 см от глаза точно напротив штатива испытуемый помещает булавку. При фиксации глазом стержня штатива отмечается двоение булавки. При закрытии одного из отверстий ширмы наблюдается выпадение разноименного образа булавки.
Опыт повторяют, фиксируя глазом булавку. Отмечают двоение штатива и выпадение одноименного образа при закрывании одного из отверстий.
Объясняют наблюдаемые явления и зарисовывают соответствующие схемы хода лучей согласно рисунку 2.
8. Аккомодационные способности глаза
Работа 13. Определение ближней точки ясного видения.
Оборудование: ширма с отверстиями, штатив, булавка, линейка.
Ход работы. Испытуемый закрывает один глаз, а перед другим на минимальном расстоянии помещает ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка. Затем он, держа в вытянутой руке булавку, располагает ее в центре пространства, видимого через отверстия в ширме.
После этого испытуемый, фиксируя глазом булавку, постепенно приближает ее к ширме. На определенном расстоянии булавки от глаза, когда образ ее только начинает раздваиваться, испытуемый фиксирует руку и положение головы. Экспериментатор измеряет расстояние от булавки до глаза, которое будет являться расстоянием до ближней точки ясного видения. Результат сравнивают с нормой, зависящей от возраста и приведенной в таблице 1.
Для близорукого глаза после определения ближней точки ясного видения определяют дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку постепенно удаляют от глаза и от ближней точки ясного видения. На определенном расстоянии образ булавки опять начинает раздваиваться. Экспериментатор измеряет расстояние до дальней точки ясного видения и диапазон, в пределах которого близорукий глаз четко видит образ предмета.
Таблица 1 – Возрастные изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения
Возраст (в годах) |
Сила аккомодации (в диоптриях) |
Расстояние от глаза до ближней точки ясного видения (в см) |
До 10 |
14,0–14,6 |
7 |
15 |
12,0–12,3 |
8 |
20 |
10,6–12,0 |
10 |
25 |
9,2 |
12 |
30 |
7,7 |
14 |
40 |
4,9 |
22 |
50 |
2,1 |
40 |
70 |
0,25 |
400 |
Находят такое положение рисунка, при котором одни линии кажутся очень толстыми, а другие – очень тонкими. Это особенно хорошо заметно, если один глаз закрыть, а перед вторым на расстоянии 30–40 см вертикально расположить рисунок. Затем, не меняя положения глаза, рисунок, не сдвигая с места, вращают вокруг своей оси. Наблюдают, что представление о толщине линий все время меняется (толстые линии уравниваются по толщине с тонкими, а затем становятся тоньше) в зависимости от их положения.
Для определения диаметра слепого пятна в левом верхнем углу листа бумаги нарисуйте крест. Испытуемый закрывает левый глаз, а правым фиксирует крест, расположенный прямо перед глазом на расстоянии 20–25 см. Положение головы испытуемого относительно креста не должно изменяться до конца эксперимента. Экспериментатор от правого края листа бумаги на уровне креста и по направлению к нему ведет заостренный карандаш. Кроме направленного к кресту заостренного черного кончика, остальная часть карандаша должна быть обернута белой бумагой.
На определенном расстоянии от креста кончик карандаша перестает быть видимым. Эту точку (В) экспериментатор отмечает на бумаге и продолжает вести карандаш по направлению к кресту. На каком-то расстоянии от креста кончик карандаша опять становится видимым, и эту точку (А) экспериментатор также отмечает на бумаге. После этого испытуемый не меняет положение головы по отношению к кресту на бумаге, а экспериментатор измеряет расстояние от глаза до бумаги в точке, находящейся посередине между точками А и В (точка К).
Далее строят изображение точек А и В на сетчатке, аналогично приведенному на рисунке 5. Из подобия треугольников АОВ и А1ОВ1 следует, что:
Из формулы находят диаметр слепого пятна (А1В1):
ОК
где расстояние АВ между точками измеряется на бумаге; ОК – расстояние, измеренное от бумаги до глаза; ОL – расстояние от узловой точки глаза до сетчатки, в среднем равное 17 мм.
Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная – 1,0 и выше, пониженная – от 0,8 и ниже, повышенная – 1,5–2,0.
Дугу периметра устанавливают в горизонтальное положение. Экспериментатор медленно ведет по дуге периметра ползунок с белым кружком от периферии к центру. Испытуемый должен указать тот момент, когда кружок будет впервые виден глазу, неподвижно фиксированному на белую точку в центре дуги периметра. Величину угла в градусах на дуге периметра в этот момент экспериментатор отмечает на схеме поля зрения, начерченной в тетради.
Аналогично измеряют поле зрения с другой стороны дуги. Затем дугу периметра поворачивают на 15 градусов и так далее по кругу. Границы поля зрения определяют при различном положении дуги периметра, причем они будут определены тем точнее, чем больше меридианов будет исследовано.
Соединив на схеме поля зрения в тетради все отмеченные точки, получают границы поля зрения для белого цвета и сравнивают их со стандартом. Заменив на ползунке белый кружок цветным, тем же способом определяют границы цветового поля зрения. При этом испытуемый должен не только увидеть кружок, но и определить его цвет.
Затем у испытуемого одно ухо закрывают ватным тампоном и прикладывают к его темени звучащий камертон. Со стороны уха, заложенного тампоном, звук будет казаться более сильным. Это объясняется тем, что звук в данном случае достигает слуховых рецепторов кратчайшим путем – через кости черепа. Кроме того, уменьшается потеря звуковой энергии через закрытый наружный слуховой проход.
25 12 2014
4 стр.
15 12 2014
2 стр.
14 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
08 10 2014
13 стр.
10 10 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
23 09 2014
5 стр.