Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2



Коррекционно-восстановительная деятельность
Наиболее актуальной задачей школы является подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни. Решение этой задачи невозможно без осуществления комплексного подхода к обучению, воспитанию и лечению детей данной категории. Только при условии систематического научно – обоснованного медико – психолого – педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей адаптации наших выпускников.

Таким образом, вся система работы школы нацелена на создание условий для непрерывного обучения, воспитания, лечения и охраны зрения учащихся.

В школе создана система коррекционно – развивающей работы по развитию психических процессов, креативных способностей, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, мимики, коррекции речевых нарушений, ориентировки в пространстве, ритмики, СБО, ЛФК.

Содержание деятельности специалистов коррекционного блока было направлено на решение следующих задач:



  • укрепление здоровья учащихся благодаря системе интеграционной направленности медико-психолого-педагогического сопровождения, формирование у них умений и навыков здорового образа жизни;

  • проектирование и реализация позитивных траекторий развития учащихся и воспитанников с выстраиванием ближней, средней и дальней перспектив включения в социум как равноправного члена;

  • выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

  • составление индивидуальных комплексных коррекционно - развивающих программ, динамическое изучение результатов коррекционного воздействия;

  • отслеживание соответствия выбранной программы форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основная цель деятельности специалистов коррекционного профиля определяется созданием системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию учащихся с нарушением зрения.

Коррекционный блок является многофункциональной структурой, включающей в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская (ре)абилитация, психоло-педагогическая (ре)абилитация, социальная (ре)абилитация.


В прошедшем учебном году в школе- интернате обучалось и воспитывалось 153 ребенка.

Из них:



-практически слепые – 19 -всего заболеваний – 316

- психические расстройства и расстройства в поведении -30%

из них:

- болезни нервной системы- 64 (41%)



- церебральный паралич- 8 (5%)

- заболевания опорно – двигательного

аппарата – 22%

- лор - патология -10%

- хирургическая патология- 3%

- туб. инфицированные – 11%

- эндокринные – 14%

- заболевания ЖКТ -4% - артифакия, афакия -10

- отслойка сетчатки – 2

- катаракта – 6

- астигматизм – 22

- лейкома – 1

- нейроувеит - 0

- обучаются по системе брайля – 19

- смешанное обучение - 30

- инвалиды по зрению – 75

- диагноз F-70 - 26

-диагноз ЗПР – 12



- сердечно – сосудистые – 12%

- мочевыводящей системы – 3%

- дыхательной системы – 4%

- миопия высокой степени – 35

- ЧАЗН – 35

Каждое направление представлено в структуре блока соответствующей службой, возглавляемой тем или иным специалистом. Специалисты школы - врач-офтальмолог Мамедова Г. И., тифлопедагог Шапкина Н. Н., дефектологи Серышева Л. А. и Архипова Т. Н., специальный психолог Кремнева Г. В., педагог по ориентированию и мобильности Грачева А. Н., учитель-логопед Абрамова Т. Н., социальный педагог Андреева О. Г., учитель ритмики Батулина Г. А., учитель ЛФК Швецова Л. К., учителя СБО Овсянникова Т. Н. и Верина Н. И. Каждая служба наделяется своими структурными характеристиками в соответствии с выполняемыми целями и спецификой деятельности. Высшим органом коррекционного блока является психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, ПМП-сопровождения ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум решает целый комплекс задач, стоящих перед специалистами. ПМП - сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалисты школы по психолого-педагогическому сопровождению не только владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, организации в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, его сверстники, родители, педагоги).

ПМП - сопровождение образовательного процесса по итогам учебного года можно проанализировать через последовательную реализацию следующих шагов:



  • проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил воспитанников;

  • информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

  • обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными субъектами и выбор наиболее целесообразного пути решения.

Оказание первичной помощи на начальных этапах реализации сопровождения обязательно, так как первые шаги являются самыми важными и сложными.

За прошедший год учителями-тифлопедагогами создана модель образовательного маршрута ребенка с нарушением зрения. Образовательный маршрут (ОМ) выступает как инструмент обеспечения равных образовательных возможностей ребенку с нарушением зрения (с ориентацией на особые индивидуальные потребности), как практика взаимодействия с ребёнком социума образовательного пространства.



Цели: социализация и подготовка к самостоятельной деятельности в коллективе сверстников (ранний образовательный маршрут); реабилитация и сопровождение в образовательном пространстве школы.

Реализация образовательного маршрута обеспечила возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, развития познавательной активности, адаптации к школьному обучению, формирования навыков здорового образа жизни, а это является основой успешной интеграции слепых и слабовидящих в общество.

Специалисты коррекционного блока разработали и адаптировали рабочие программы коррекционно-восстановительной работы индивидуальные программы комплексных мер по (ре) абилитации учащихся с патологией зрения.


Название программы

Автор программы

«Мимика и пантомимика»

Кремнева Г. В.

«Развитие мелкой моторики рук»

Шапкина Н. Н.,

Архипова Т. Н.



«Развитие зрительного восприятия»


Шапкина Н. Н.

«Учимся правильно говорить и грамотно писать»



Абрамова Т. Н.

«Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Грачева А. Н.

«Красота вокруг нас и внутри нас»

Батулина Г. Н.

«Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения»

Серышева Л. А.,

Шишкина Л.И. А.



«Программа по социально-бытовой ориентировке»

ВеринаН. И.,

Овсянникова Т. Н.



«Программа по лечебной физкультуре»

Швецова Л. К.




Создан компьютерный банк программных данных, который постоянно модернизируется в соответствии с современными требованиями, готовится наиболее полный комплекс офтальмологических техник и рекомендаций по снятию зрительного утомления. Систематизировано общее пособие по комплексному медико-психолого-педагогическому обследованию учащихся с патологией зрения.

За прошедший год специалистами написаны статьи и напечатаны в межрегиональном сборнике научно-практических статей г. Красноярск, 2010 год.


Архипова Татьяна Николаевна

Развитие мелкой моторики и осязательной чувствительности.

Кремнева Галина Владимировна

Роль педагога – психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения в сохранении здоровья школьников

Овсянникова Татьяна Николаевна

Возможности и проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения.

Серышева Лариса Александровна

Развитие неречевых средств общения уч-ся со зрительной депривацией.

Шапкина Надежда Николаевна

Взаимосвязь лечебно- восстановительной и коррекционно - воспитательной работы.

Абрамова Татьяна Николаевна

Программа логопедической коррекции учащихся 1-го класса как адекватное решение вопроса ресурсного обеспечения

Швецова Лидия Корнеевна

Зал ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик

Принимая активное участие в методической работе школы, специалисты коррекционного блока систематически выступают на занятиях специального семинара по тифлопедагогике и тифлопсихологии - материал систематизируется в методической папке.

В этом году школа вновь была выездной площадкой Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии». Специалисты готовили доклады, презентации, мастер-классы.


Архипова Татьяна Николаевна



- публикация «Развитие мелкой моторики и осязательной чувствительности» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»


Кремнева Галина Владимировна



- программы «Олимп», «Олимп-2» по ЗОЖ;

- проект «Комфорт» -сенсорная комната;

- программа «Внимание-здоровье!»

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»

Овсянникова Татьяна Николаевна



- сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»(мастер-класс)

-публикация «Возможности и проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.


Серышева Лариса Александровна



- создание видеопроекта «Мимика» для учащихся и родителей 4 - а класса.

- участие во Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии» (мастер – класс по «развитию мимики и пантомимики») (диплом)

- победитель краевого конкурса «Урок – здоровья - 2010»

Шапкина Надежда Николаевна



- участник III Всероссийских пед. чтений по вопросам коррекционной педагогики и спец. психологии, г. Москва;

- диплом за доклад «Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с нарушением зрения»;

-публикация доклада «Интеграция и социализация» в журнале «Вестник тифлологии», г. Москва;

- сертификат участника краевого фестиваля «Ростки талантов»;

- сертификат участника краевого смотра-конкурса пед. достижений в системе дополнительного образования детей «методический марафон- 2011»;

Абрамова Татьяна Николаевна



- принимала участие в работе школьного сайта в режиме «вопрос-ответ», «Что такое дислалия?», «Раз словечко, два словечко…», «К вопросу о логопедической коррекции в 1-ом классе».

- приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии» .

- опубликована научная статья «Программа логопедической коррекции учащихся 1-го класса» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.

Швецова Лидия Корнеевна



- разработала рабочую программу по ЛФК для 1 -7 классов;

- рекомендации для родителей (школьный сайт) «Профилактика нарушений осанки», а также рекомендации учителям, воспитателям;

- в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» напечатана статья « Зал ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик»;

- получила сертификат участника Всероссийской научно –практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии».


Батулина Галина Александровна


- Краевой «Волшебная свирель»- два диплома 2 степени;

- Краевой «Алтайские россыпи»- 3дипломаа 3 степени;

- Региональный «Звезды провинции»-3 диплома 1 степени;

- Международный в Санкт-Петербурге - диплом участника 1 степени;

- Сибирский в Новосибирске-2 диплома участника;

- «Праздник детства» - диплом лауреата, 3 диплома 1 степени, диплом 3 степени;

- Диплом фестиваля «Поверь в себя»;

- Сертификаты участников краевого конкурса среди инвалидов «Ростки талантов»;

- В конце года ансамбль показал творческий отчет из 19 номеров.



Грачева Алифтина Николаевна

- разработала рабочую программу по ориентировке в пространстве;

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»(мастер-класс)



Андреева Ольга Геннадьевна

-программа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения и адаптации «Шаг за шагом» ;

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»


ПМП и социальное сопровождение воспитанников невозможно осуществлять без специальных знаний по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Ежегодно вновь поступившие педагоги повышают свое мастерство в «Школе молодого тифлопедагога».

В 2010 -2011году в «Школе молодого тифлопедагога» занимались:

1. Лопатина Е. А. 4. Субботина М. А.

2. Кучерова Н. Н. 5. Янюшина Е. Н.

3. Кузнецова Р. О.


Темы проведенных тифлосеминаров 2010-2011г

«Факторы развития и охраны зрения в норме и при патологии»

«Организация зрительной работы детей с нормальным и нарушенным зрением. Режим зрительных нагрузок»

Разработаны мероприятия по охране зрения, поддержания зрительной работоспособности:



  • рекомендации к рассаживанию и расстановке в образовательном процессе;

  • санитарно- гигиенические нормы освещения рабочей зоны;

  • требования к оптико- физической характеристике книг, тетрадей, наглядных пособий (фронтальных и индивидуальных);

  • временной регламент непрерывной зрительной работы;

  • требования к позе и посадке при выполнении учебных заданий;

  • перечень упражнений для снятия общего и зрительного утомления;

  • приемы активизации зрительных функций.

Коррекционная работа проводится с широким использованием специального оборудования. Это - конторки Базарного, фоновые экраны, индивидуальные и демонстрационные фланелеграфы, индивидуальные тренажёры для активизации моторики рук, массажные коврики, дидактические пособия «Шнуровка», «Теремок» и др. Используются индивидуальные пособия для развития мелкой моторики. В «Уголке уединения» оборудована «Стена самовыражения», набор материалов для демонстрационного фланелеграфа по различным дидактическим темам. Есть брайлевские колодки, линейки и приборы; разборные азбуки, приборы «Ориентир», «Графика», трости, адаптированные кубики Зайцева, наборы для составления тактильных карт, прибор прямого письма и чтения. В своей работе с детьми используем компьютерные программы «Релакс», «Крестики», «Кодинг», - для восстановления зрительных функций глаз, игры «Тир» и « Контур», «Цветок», «Дискотека» - для повышения остроты зрения при амблиопии. Весной и осенью для всех воспитанников проводится ежедневный курс лечебно- тренировочных упражнений по компьютерной программе «Релакс» (10 сеансов).

Учителя-дефектологи проводят систематически индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния зрительных функций. Каждая группа состоит из 3-4 человек. Коррекционные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, их продолжительность 20-30 минут. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут.

Всего охвачено коррекционными занятиями 153 человека, из них 37 человек занимаются с учителем-логопедом, 38 человек занимаются с тифлопедагогом, 34 человека - с педагогом по ориентированию и мобильности, 72 человека занимаются с педагогом-психологом, 63 ребенка - по мимике. Деятельность учителей-дефектологов помогает устранять недостатки сенсорного воспитания и развития незрячих учащихся на различных возрастных этапах.

Согласно основным положениям концепции Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья мы должны рассматривать активное вовлечение родителей в реабилитационную работу как одно из главных условий успешности реабилитационного процесса. Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений.

Разработана программа взаимодействия семьи и школы «Мы вместе» с целью оказания психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи, имеющей ребенка с патологией зрения, повышения их уверенности и мотивации на сотрудничество.

Главной целью работы школьного педагога-психолога с семьёй является формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и установления конструктивных взаимоотношений с незрячим ребёнком. Для достижения положительного результата по формированию адекватного отношения к своему ребёнку, имеющему зрительный дефект, психолог использовала следующие формы работы:

- анкетирование для выявления проблем;

- тестирование для определения форм и методов работы;

- индивидуальные консультации;

- групповые тренинги по снятию тревожности, разрешению конфликтов и др.

Особое значение для семьи на данном этапе имеет помощь тифлопедагога. Основными направлениями работы тифлопедагога с семьёй являются:

- консультирование родителей, разработка для них рекомендаций;

- обучение родителей реальной практической деятельности;

- ведение целенаправленной работы по ознакомлению ребёнка с окружающим миром.

Работа по этим направлениям осуществляется через консультации для родителей, открытые занятия и выступления на классных и общешкольных родительских собраниях.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слепых и слабовидящих детей боязнь пространства, страх перед передвижением. Это ограничивает подвижность ребёнка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Но не все родители могут им в этом помочь. Педагог по ориентированию и мобильности учит родителей формировать у ребёнка с нарушением зрения практические навыки передвижения по комнате, квартире, в подъезде, в школе, на улице. Взаимодействие родителей и педагога по ориентированию и мобильности помогает воспитать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность к познанию окружающего мира, стремление к самостоятельному движению. Приобретённые навыки способствуют социальной адаптации и интеграции ребёнка в социуме.

Особая роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения отводится социальному педагогу. Для достижения положительных результатов в социального – педагогической деятельности по защите прав и законных интересов, социальной адаптации личности ребенка в обществе. Руководствуясь Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», решались следующие задачи:

выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;

социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК;


  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;

  • принятие мер по обеспечению законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;

  • организация мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, здорового образа жизни;

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;

  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;

  • координация взаимодействия педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

Виды деятельности социального педагога в решении задач:

помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей; помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

пропаганда и разъяснение по закону прав и обязанностей детей, семьи, педагогов.

По данным мониторинга составлен социальный паспорт, отражающий контингент обучающихся в школе-интернате детей, семей, нуждавшихся в социальном сопровождении. В течение учебного года с каждой их этих групп проводилась консультативная, профилактическая, коррекционная работа.

Велась большая работа по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По итогам учебного года все дети переведены в следующий класс. Дети, имевшие проблемы в обучении, которые по заключению ПМП консилиума находились под динамическим наблюдением, получили комплексную коррекционную поддержку.

В соответствии с индивидуальными планами, составленными на каждого ребенка, велась работа по обеспечению прав:

1. На жилое помещение, имущество. 8 детей обеспечены жилой площадью. Два раза в год проводится обследование условий жизни опекаемых, сохранности имущества. Все опекуны должным образом выполняют обязанности по содержанию и воспитанию детей. По необходимости получают интересующую их информацию во время встреч, телефонных разговоров, переписке с иногородними попечителями. Два ребенка (Попугаева К., Истребова Ю.) поставлены на регистрационный учет по месту определения в УОВ.

2. На пенсионное обеспечение по инвалидности имели право 6 детей. В течение года 4 ребенка прошли повторное медицинское освидетельствование по инвалидности.

3. На алиментное обеспечение имели право семь детей. В отношении родителей регулярно велась работа со службой судебных приставов. Трое попечителей отказываются от взыскания алиментов в судебном порядке, мотивируя это фактической невозможностью их получения с родителей.

4. В отдел опеки и попечительства администрации г. Бийска своевременно направлялась информация в банк данных о детях, подлежащих передачи на воспитание в семью, но передачи детей на воспитание в семью не было.

5. За состоянием здоровья детей велось постоянное наблюдение. Все дети прошли диспансеризацию, пролечены в условиях стационара и амбулаторно по различным заболеваниям.

6. Все дети имели возможность найти занятия по интересам в кружках, спортивных секциях, музыкальной школе.

7. Осуществлялось постинтернатное сопровождение 4 выпускников 2008 года, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трое из них имеют инвалидность, все успешно прошли адаптацию в обществе и получают в настоящее время профессиональное образование - 2, обеспечены жильем и работают – 2.

В рамках профориентационной работы с учащимися, проводимая декада «Профессиональное самоопределение» включала в себя беседы об основных принципах выбора профессии, информирование по профессиональным учебным заведениям, льготах и условиях приема в профессиональные учебные заведения. Проводилось тестирование выпускников в совместной работе с Центром занятости населения. Результаты диагностики старшеклассников показывают, что выросли показатели отношения к знаниям, осознание самооценки. Большинство учащихся определились в выбранной профессии, смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях. В рамках профконсультирования даны рекомендации учащимся и родителям. Следует отметить, что выпускники школы обладают удовлетворительными адаптивными возможностями в обществе. Таким образом для более эффективной социально-педагогической работы в школе необходимо проводить работу по следующим направлениям:
– диагностировать социальную ситуацию в микросреде, определить пути решения социальных проблем;
– оказывать посильную помощь социального плана учащимся и их родителям;
– выступать посредником между личностью ребенка и его окружением;
– влиять на общественное мнение, формируя у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
– пропагандировать здоровый образ жизни, формировать негативное отношение к вредным привычкам;

способствовать созданию обстановки безопасности в микросреде, устранению конфликтных ситуаций в школе;


– пропагандировать педагогические и правовые знания среди родителей и учащихся;
– способствовать первичной социализации личности школьника, что является основной целью деятельности социальной службы.

Для социально-педагогической поддержки семьи в воспитании слабовидящего ребёнка в школе осуществляется психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье. Работая в тесном взаимодействии с педагогами, специалисты социальной службы разработали для родителей темы: «Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия», «Особенности семейного воспитания слепого и слабовидящего ребёнка».

Создана программа «Шаг за шагом» по медико- психолого- педагогическому сопровождению и адаптации школьников с нарушением зрения.

Сама жизнь заставляет нас стать информационным центром не только для родителей, имеющих детей с патологией зрения, но и педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений, учителей общеобразовательных школ. Приходится консультировать по специфическим проблемам слепоты и слабовидения (развитию сенсорики, ориентации в пространстве и т. д.)

В рамках этой деятельности реализованы следующие направления работы:

создана компьютерная база данных о слепых дошкольниках города, района, налажена связь через простую и электронную почту, с целью максимального приближения ранней коррекционной помощи по месту жительства ребенка; организована информационно- методическая служба для родителей незрячих детей города с целью консультирования, просвещения и психолого- педагогической помощи семье; оформлены методическиеоооооооооооооооподготовлен материал для родителей «В семье растет слепой ребенок», где специалисты школы дают советы родителям по воспитанию слепых детей; обработан электронный вариант книги М.Брамбринга «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье»; решается вопрос о субботней группе кратковременного пребывания дошкольников в школе; собранный многолетний дидактический материал оформляется в пособия.

По итогам статистического отчёта 2010-2011 года учителями-дефектологами охвачено коррекционно-развивающими занятиями 100% учащихся. Посещено 45 уроков, мероприятий, проведено 70 консультаций, посещено 21 родительское собрание, на 13 родительских собраниях выступали учителя-дефектологи, провели 20 открытых занятий и мероприятий, написали 7 статей, подготовили 4 выступления на спецсеминарах, выступили 9 раз на педсовете и перед педагогами вне школы, написали 11 программ.

Специалистами-дефектологами создана система скоординированных медицинских, психологических, профоириентационных и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию лиц с патологией зрения.

Работая в системе, учителя-дефектологи добиваются хороших результатов в коррекционно-(ре)абилитационном процессе. Занятия по развитию зрительного восприятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории Шапкина Н. Н. Количество детей посещавших занятия -38 человек (1-7 классы). Преподавание курса ОКРЗВ ведется по программе, составленной тифлопедагогом и адаптированной в условиях школы-интерната.





Сенсорные эталоны

Зрительная память

Зрительно- пространственное восприятие

Начало года

75%

70%

65%

Конец года

90%

95%

95%

Работа с каждым учеником начинается с глубокой диагностики, данные заносятся в специальные таблицы, определяется уровень РЗВ и составляется программа работы. Занятия проводятся с учетом офтальмологических требований и сведений о характере нарушений психофизических механизмов зрительного восприятия.







Восприятие цвета

На нач. год

На кон.год

1.

Узнавание и называние цвета

50%

90%

2.

Соотнесение объектов по цвету

60%

80%

3.

Фиксация по насыщенности

40%

80%

4.

Выделение цвета в окружающей среде

70%

90%






Восприятие формы

На нач. год

На кон.год

1.

Узнавание и называние формы

70%

90%

2.

Соотнесение формы и фигуры

70%

80%

3.

Выделение формы в окружающей среде

60%

80%

4.

Соотнесение формы и фигуры предметного изображения

60%

80%






Восприятие размера

На нач. год

На кон. год

1.

Соотнесение предметов по величине

70%

90%

2.

Словесное обозначение величины

70%

80%

3.

Распределение предметов в порядке возрастания или убывания

70%

90%

Таким образом, анализ результатов, прежде всего, дает возможность решить вопрос о необходимости, объеме и содержании коррекционной работы по повышению уровня сенсорной готовности к обучению на следующий год.

Для работы оборудован кабинет ОКРЗВ. В кабинете имеются необходимые средства коррекции, богатый наглядный материал, изготовленный качественно и с учетом зрительных возможностей учащихся.

Тифлопедагог учит ребенка видеть в процессе действия с объектом. В процессе предметно- практической деятельности у детей развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание, формируются приемы осязательного и зрительного восприятия объектов, зрительно- моторная координация, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия. Подключение руки к акту зрительного восприятия обеспечивает ребенку компенсацию зрительной недостаточности.

Наибольшее предпочтение учитель отдает натуральным объектам (по возможности), т. к. они дают наиболее полные представления о реальных объектах и совокупности их свойств. Форма проведения занятий чаще всего - игровая.

Значительное место занимает работа с мозаикой и конструктором. На более поздних этапах работы по ОКРЗВ используются сюжетно- ролевые игры с элементами драматургии. На всех этапах осуществляется контроль и оценка приемов зрительной работы.

В ходе занятий тифлопедагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительного утомления. Строго соблюдает требования гигиены к освещенности, позе и осанке. Работает в тесном контакте с офтальмологом.

Кабинет наполнен большим количеством игровых ситуаций и зон с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам и уровню развития. Магнитные доски, фланелеграф, уголки с объемными игрушками по сюжетам народных сказок – это формирует у ребенка поисковую операцию, интерес к заданиям, творческое начало. В кабинете стены, двери, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, лежа, сидя, расслаблялся зрительно и физически. Для мышечной релаксации есть ковер. Во всех видах деятельности используется музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность тифлопедагог проводить игры и упражнения одновременно на РЗ функций по современным традиционным нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.

Развитие мимики и пантомимики тифлопедагогами Серышевой Л.А.и Шишкиной И. А. велось по рабочим программам


следующая страница>


Коррекционно-восстановительная деятельность

Только при условии систематического научно – обоснованного медико – психолого – педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейше

517.62kb.

24 09 2014
2 стр.


Коррекция функциональных резервов организма в процессе лечения пациентов с артериальной гипертонией в условиях теплохода-санатория 14. 03. 11 Восстановительная медицина, спортивная медицина и лечебная физкультура

Восстановительная медицина, спортивная медицина и лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

358.9kb.

27 09 2014
1 стр.


Применение нафталана в сочетании с пульсирующим магнитным полем низкой частоты в реабилитации больных гонартрозом 14. 03. 11 Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

287.67kb.

23 09 2014
1 стр.


Патогенетическое обоснование и прогнозирование сочетанной лазеротерапии эректильной дисфункции у больных хроническим простатитом 14. 03. 11 восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

1006.67kb.

14 12 2014
3 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по направлению 050100 «Педагогическое образование»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

121.76kb.

15 09 2014
1 стр.


Исследование 14. 00. 51 «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия» 14. 00. 16 «Патологическая физиология»

«Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия»

678.59kb.

15 12 2014
3 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

140.13kb.

15 09 2014
1 стр.


Информация для участников в г. Маньчжурия (Китай) 22 мая по 25 мая 2011г состоится международная конференция «Травматология, ортопедия и восстановительная медицина третьего тысячелетия»

В г. Маньчжурия (Китай) 22 мая по 25 мая 2011г состоится международная конференция «Травматология, ортопедия и восстановительная медицина третьего тысячелетия»

122.62kb.

23 09 2014
1 стр.