Перейти на главную страницу
Муниципальное учреждение «Управление образования»
муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я)
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Кальвицкая основная общеобразовательная школа
с.Кальвица
2010г.
Оглавление
Ф.И.О.: Максимова Туйара Гаврильевна
Место работы: МОУ-Кальвицкая основная общеобразовательная школа
Должность: учитель якутского языка и литературы
Образование: Высшее, ЯГУ ИФФ ЯО
Специальность: Учитель якутского языка и литературы
Наличие квалификационной категории: Высшая, 2005г.
Общий стаж: 19
Пед.стаж:19
Тема самообразования: Саха тылын литературатын уруоктарыгар ситимнээх сананы сайыннарыы.
Награды: Почетная Грамота МО РС (Я), Почетные грамоты МУ «УО» Горного улуса, улусной и республиканской газет
Курсы повышения квалификации: 2007г. Личностно-ориентированное обучение как важнейшая составляющая педагогического процесса
2008г. Роль семьи и школы в обеспечении псих. безопасности ребенка.
Эссе
Профессия учителя многим кажется очень
легкой и доступной, но имеет свои нюансы.
Сохранение и возрождение национальной культуры и национального языка становится на сегодня особенно актуальным. И именно в такое время школе нужны не случайные люди, а достойные, знающие, компетентные, несущие ведущую роль в преподавании, передающие молодому поколению основные аспекты нашего культурного наследия, все лучшие традиции своего народа. Нужен учитель, воспитатель, друг. Именно к такому категорию учителей, я считаю самого себя. Я ношу свой посильный вклад в решении этой важной проблемы: сохранение и возрождение национальной культуры и национального языка. Я делаю многое, чтобы нести детям забытые и утраченные явления культуры своего народа, совершаю с учащимися путешествие во времени, в глубину веков, доступно и увлекательно рассказывая детям о жизни якутского народа в прошлую суровых условиях севера и двойного гнета.
Посвящаю детям непринужденно явлениям народной культуры и быта: фольклору, обычаям, праздникам, традициям, народному театру, календарю, художественным произведениям, красоте родного языка.
Все свое свободное время я посвящаю миру детских увлечений, реальному приобщению детей к культуре родного народа и языка в кружках, в проектной деятельности. Провожу интересные и содержательные вечера под кредо «Душе положено летать», увлекая и заряжая их своей энергией, страстью и знанием. Отобранные материалы и разработанные десятки сценариев, тем детских научных докладов не дублируют знания, а дополняют и расширяют кругозор детей явлениями, не предусмотренными школьной программы.
Как учитель, воспитатель увлекаю своей профессией, кажется мне не существует ничего другого как обучать, воспитывать, увлекать. Это сказывается во всей моей работе, целенаправленной, системной, глубоко продуманной деятельности, будь это проекты, программы, сценарии, план работ с родителями, детьми, общественностью.
Как учитель, методист, воспитатель, классный руководитель я служу эталоном подражания и уважения. Хотелось бы что пополняя коллектив, я окажу существенную помощь в решении образовательных и воспитательных задач в условиях новой образовательной среды.
Итоги социологического опроса родителей и учащихся.
По итогам родительского мнения учащихся МОУ-«Джикимдинская СОШ» имени С.П. Данилова» МР «Горный улус» выявились следующие желаемые направления организации досуговой деятельности учащихся:
- организовать побольше творческих кружков по интересам.
-интеллектуальный;
-спортивные секции (кроме существующих);
- резьба по дереву;
- вокальные;
- кинофотосъемка;
- художественные студии.
Концептуальное обоснование проекта.
Одним из основополагающих документов в области образования, в котором впервые за последнее время проводятся характеристики досуга, стала Концепция модернизации Российского образования до 2010г. Наряду с такими важными задачами образования, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно- смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т.д., в данном документе отражены подходы к развитию культурно- досуговой компетентностей субъектов воспитательного процесса; отмечается необходимость социальной педагогической организации досуга наряду с другими требованиями к системе образования. Система организации досуговой деятельности учащихся школы должна строится с учетом интеграции возможностей образовательной среды ОУ и основных направлений социокультурной деятельности наслега.
Понятие досуга в данном случае соотносится с категорией «свободное время», заключающейся в его деятельностном наполнении.
Организация досуга как индивидуально выбираемой сферы является более субъективной, направленной на развитие скрытых нереализованных потребностей учащихся, утверждение их статусной роли в современном обществе. Индивидуальный выбор может происходить в рамках профессии, семейно- бытовой жизни и т.д. Но он может иметь и асоциальную направленность, вести к разрушению личности, представлять угрозу общественной жизни. Человек, умеющий реализовать свой досуг – это человек «сам себя делающий», а следовательно сам несущий ответственность за последствия своих действий. Поэтому система досуговой деятельности учащихся должна служить основой для создания позитивно – содержательной организации досуга молодежи. Мы считаем, что досуг может быть не только положительно ориентированным, но и направленным на разрушение смыложизненной системы человека. Именно это в определенной степени обосновывает на предложенный нами вариант решения проблемы, при котором предпочтения учащихся индивидуально выбираемого досуга и общественно значимого должны совпадать. Если этого не произойдет, акцент может сместиться в область неформального, неконтролируемого досуга.
Возникает вопрос: какими должны быть педагогические условия организации досуговой деятельности учащихся?
Должны соблюдаться следующие принципы: добровольность, вариативность, мотивированность учащихся в выборе форм, позитивно – нравственное содержание и гуманистическое методическое сопровождение обучения.
Модель досуга предусматривает создание условий для деятельностного, предметно- ориентированного досуга, который можно реализовывать и в традиционных, и в инновационных формах. Предложенные виды и формы досуговой деятельности способствуют развитию разных потенциалов учащихся, отвечающих педагогическим задачам: мотивации, ее цели и формы реализации.
Таким образом, школа выбирает для реализации проект «Мастерская досуга».
Цель мастерской: Создать условия для самореализации духовно- эстетических, нравственных потребностей учащихся на основе самоорганизации и самоусовершенствования; научить детей правильно организовать свой досуг.
Задачи мастерской:
Май 2009г- май 2010г.
Учащиеся 5-11 классов
Студийная работа:
- Студия «Сиэр- туом»
- Художественная студия «Кустук»
- Театральная студия «Чэчир»
- Вокальная студия «Саьар5а»
- Теле и фотостудия «МТВ»
- Компьютеры и ИКТ «ЧИНИТ»
- Студия «Затейник»
Система мероприятий для социализации результатов студийных работ:
- Цикл семейно –бытовых, праздничных национальных обрядов
- выставка работ студийцев художественной студии.
- Спектакль посвященный 65-летию Победы
- Концерт
- Конкурс видеороликов, выставка фоторабот
- Выставка компьютерных разработок
- Организация тематических мероприятий студии «Затейник»
Цикл совместных мероприятий на основе сотрудничества учащихся и учителей:
Фестиваль, посвященный Победе в ВОВ (конкурс поисковых работ, компьютерных, видео и фотомонтажей, литературно- художественных композиций).
мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
Студийная работа |
Сентябрь 2009г-май 2010г в течение года |
Руководители студий |
Цикл семейно- бытовых, праздничных национальных обрядов студии «Сиэр-туом» |
1 раз в четверть |
Павлова А.А.-рук. Студии «Сиэр-туом» |
Выставка работ студийцев художественной студии |
1раз в четверть |
Егоров В.В.-рук.ст. «Кустук» |
Спектакль посвященный 65-летию Победы |
Апрель 2010г |
Константинова В.Е.-рук.ст. «Чэчир» |
Концерт студийцев «Саьар5а» |
Март 2010г |
Васильева А.Н.- рук.ст. «Сатар5а» |
Конкурс видеороликов, выставка фоторабот |
Деабрь, апрель 2010г |
Винокурова У.С.- рук.ст. «МТВ» |
Выставка компьютерных разработок |
Март 2010г |
Константинова Т.Н.- рук.ст. «ЧИНИТ» |
Организация тематических мероприятий студии «Затейник» |
В течение учебного года |
Максимова Т.Г.-рук-ль ст. «Затейник» |
студии |
расходы |
цена |
Сумма |
Студия «Сиэр-туом» |
|
|
|
Художественная студия |
Приобретение мольбертов, красок, кистей и т.п. |
1500 -10шт 900- 10 наборов 200- 10наборов
|
26000 |
Вокальная |
Приобретение аппаратуры |
25000 |
25000 |
Театральная |
Материал на декорации, костюмов |
200- 20м |
4000 |
Кино-фотостудия |
Видеокамера, фотокамера, фотопринтер, комплектующий |
15000 5000
10000 |
32000 |
Студия «ЧИНИТ» |
Принтер со сканером |
7000 |
7000 |
Студия «Затейник» |
|
|
|
Всего требуется на реализацию проекта: |
94000 | ||
Из них самофинансированием ОУ: Требуемая сумма: |
40000 54000
|
Сельский ДК
Саха тылын уонна литературатын
учуутала Максимова Т.Г.
Нуучча тылын уонна литературатын
учуутала Павлова А.А.
Уруок 5-6 кылаастарга ананар. 2 уруок устата ыытыллар, 2 группа5а хайдан улэлииллэр.
1.Саха норуотун тапталлаах суруйааччыта биир дойдулаахпыт Т.Е.Сметанин «Куерэгэй» остуоруйатын, нуучча норуотун «Дочь и падчерица» остуоруйатын тэннии тутан утуе сиэргэ майгыга иитии.
2.Куерэгэй уонна падчерица олохторо уонна майгыннаhар еруттэрин арыйарга дьулуhуу.
3.О5о толкуйдуур, айар дьо5урун сайыннарыы.
4.Остуоруйа уратытын, тутулун, тылын-еhун кердеруу.
Уруок хаамыыта: 1 уруок эпиграфтан са5аланар.
«Остуоруйа-норуот бэйэтин оло5ун дьаhа5ын, ба5а санаатын, инникигэ эрэли этэр дьиктилээх-дьиибэлээх фантастиическай айымньы». |
|
«Что за золото, что за прелесть эти сказки … каждая есть поэма!». (А.С. Пушкин) |
А) Киирии тыл. Т.Е.Сметанин талааннаах остуоруйаhыт-учуутал бэсиэдэтэ.(саха литературатын учуутала Максимова Т.Г.
Б) О русской народной сказке «Дочь и падчерица»-вступительное слово учительницы русского языка и литературы павловой А.А.
2 Этаба.
Б) Т.Сметанин «Куерэгэй» остуоруйатыгар мин себулээбит геройум-билиhиннэр(сахалыы тылынан) Тихонов Коля, нууччалыы тылынан уобараhын билиhиннэрэр-Гуляева Ксения.
В) Остуоруйалар майгыннаhар еруттэрин булун санаа5ытын этин. (О5о бэйэтин керуутун, санаатын дакаастааhына .
4. Кинигэлэринэн улэ.
А) Остуоруйа са5ыланыытын уонна бутуутун уратыта.
Б) Текстэн остуоруйалар майгыннаhар тугэннэрин (эпизоттарын) дор5оонноохтук аа5ын. Туох сана уескээтэ? (Нууччалыы-сахалыы аа5аллар).
В) Ойдеммет тыллары булуу, остуоруйа5а туттуллар ураты тыллары уhулуу. (Тэтэрээккэ улэ).
5. Кыыс о5о-олох кэрэтэ.
Остуоруйа кыргыттара кэрэ еруттэрин ааттаталаан. Кинилэр утары быhыыларын-майгыларын дьууллэhии.
6. Себулээбит тугэннэри уруhуйдаан кэлбиттэрин кемускээhин. (4 о5о, группаттан иккилии).
1. Остуоруйа майгыннаhар еруттэрин чемчетуу.
А) Кыргыттар тас керуннэрэ.
Б) Характердара.
В) Олохторо.
Г) Тус-туhунан норуот остуоруйата эрээри, то5о майгыннаhаллар?
2. Учуутал тумуктээhинэ.
А) Т.Сметанин тыл дьикти кууhун туттар маастар-остуоруйаhыт.
Б) Норуот оло5ун диринник билэр суруйааччы.
2) Тэннээhин, сурун бэлиэни булуу, тумуктээhини, дакаастааhыны, сепке туттуу.
3) Сурук бэлиэтин сепке туттуу, ийэ туhунан саха литературатын кэрэхсэбиллээх айымньылары санатыhан , тэннии тутан ийэ5э тапталы инэрии.
Уруок хаамыыта:
1.Тэрээhин чаас.
2.Турукка киллэрии.
3. Сана тема5а киирии.
4.Практиическай улэ.
5.Суругунан улэ.
6. Уруок темата.
7.Тумук.
1-кы этап. Билсиhии.
Мин уонна эн ийэн.
Кылгастык учуутал ийэтин, о5о ийэтин билсиhиннэрэн «Ийэ» диэн суду санаа5а кэлэбит.
2-с этап. Сурэ5им сылааhа-ийэбэр.
б) Тарбахтарбытыгар ийэбит аатын суруйабыт.
в) Ортотугар 5 саамай кунду, чугас аат тылларда суруйун, биэhи.
«Истиий миигин, ийэкээм!» -диэн текстэ ай. Айаллар.
3-с этап. Уруогу чинэтии.
Толоруллубут соруда5ы аа5ыллар.
Чинэтии уруогар ийэ5э аналлаах хоhоон этэн курэхтэhэллэр, уерэппит айымньыларын нууччалыы-сахалыы.
4-с этап. Уруок тумугэ.
Учуутал дор5оонноохтук ийэ туhунан хоhоон аа5ар, худуоhунньук улэтин кердерер (о5олоох ийэни).
Ол кэннэ «Ийэ» диэн тыл эйиигин туох санаа5а а5алла? Ийэ5ин кэпсии-кэпсии уруhуйдаа, ийэ5эр таптал тылларын анаа.
5-с этап. Дьиэ5э улэ. О5олор, былыр-былыргыттан убаастанар, таптанар тыл-«Ийэ». Дьиэ5итигэр аныгы ийэ уобараhын аахпыт литература5ыт айымньыларыттан арыйын, билинни уонна урукку ийэ уобараhын тэнни тутан ырыт, санаа5ын этэ уерэн. Ийэ туhунан хаhыаттартан ылан карточката онор, темата «Кун кубэй ийэ барахсан».
Тема: П.А.Ойуунускай «Сурэх» кэпсээнигэр хатылааhын уруога.
Сыала: 1) «Сурэх» кэпсээн сурун уратыларын учуутал билиhиннэриитэ.
2) Айымньы ис хоhоонун ырытыhыы, тест оноруу, боппуруостарга эппиэттээhин.
3) П.А.Ойуунускай о5олорго аналлаах атын айымньылара, саха итэ5элин кытары сибээс.
Уруок хаамыыта: 1) Тэрээhин чаас.
2) Учуутал кылгас бэсиэдэтэ.
3) Айымньы сурун санаата.
1 этап: Ахтан-санаан аhыы.
«Сурэх» кэпсээн 1927с. суруллубута. Саха итэ5элэ, битэ-билгэтэ холбоспут. Ааныска туулэ. Сурун герой Мэхээчэ-большевик. Дьааны хайаларын тохсунньу ыйдаа5ы кестуутэ кестер. Мэхээчэ ата олонхо бухатыырын айанын курдук ойууланар. (тыыннаа5ын сытан кердеруу, эпитет, метафора). Мэхээчэ-советскай былаас иhин охсуhаары. Норуот оло5о тупсарыгар эрэнэр.
Б) 1926
Б) 146
Б) алтынньы 20 к – кулун тутар 10 кунэ.
Б) 60-ча
Б) Кыстык бала5ан
Сыана туруоруу
Дьиэ5э улэ «Мин ийэм» ийэ туhунан текст онорон кэлии.
Тесты
5 класс
Оре Куех
2.Лааппы-
3.Хоппо-
4.Бала5ан-
5.Сиппиир-
6.Алчах-
2.Ама ким таптаабат буолуо5ай тереебут терут буорун о5о сааhа ааспыт ытык буорун.
3.Дьулуруйар Ньургун Боотур Олонхону Кэскил хаhыатка тахсыбытын олус себулээн аахтыбыт.
2.Уйатыгар уу киирбит-
3.Тебетун оройунан керер-
4.Кумаардаан да кербет-
5.Тылыттан маппыт-
7-с кылааска тест.
2.Себургэнэ-
3.Хамыйах-
4.Чуулаан-
5.Олох мас-
2.Кыhынны харана киэhэ муус манан хаар сабыылаах саха бала5ана туох эрэ курдук харааран барыйан турара.
3.Чуечээски Кыым хаhыат редакциятыгар Кыhыл сулус колхоз кулунун уоран сиэбиттэрин туhунан сурук суруйда.
2.Устар ууну сомо5олуур-
3.Кус сурэх-
4.Тумсун дул5а5а соттор-
Куруhуок о5олорун толорууларыгар.
1. Кэпсээн диэн тугуй?
А) Биир тугэн тубэлтэтэ туhунан хоhуйуу. Б) Туох эрэ туhунан кэпсиир. В) Герой туhунан айар.
2. «Харана5а тыкпыт сырдык» кэпсээн автора?
А) Амма Аччыгыйа Б) Суорун Омоллоон В) Куннук Уурастыырап
3. Ньукуус сааhа?
А) 9 Б) 10 В) 8
4. Ньукуус а5атын аата?
А) Дьэкиим Б) Дьаакып В) Дьэримиэй
5. Кинээс ойо5ун уолун аата?
А) Нээстэр Б) Моhуок В) Чаппа
6. Бу ханнык кэпсээнтэн ылыллыбытый?
Саас хаар харааран, чалбах уута тахсан, от-мас ирбитэ. Хону ахсын кунду ырыалаах куерэгэй чыычаа5ым ыллаан туойан, тырымныы-дьырымныы оонньоон ахан эрэр …
А) Харана5а тыкпыт сырдык Б) Сайылыкка В) Тиргэhиттэр
7. Бу ханнык герой обраhай?
Кини ботуой-итиэй курдук эттэх-сииннээх, унуо5унан намыhах со5ус, икки имин хана тэп-тэтэркэй, кыргыылаах баттахтаах, уонуттан тахсан эрэр саастаах.
А) Хобороос Б) Даайыс В) Ааныс
8. Даайыстаах алаастарын аата?
А) Дьахтар алааhа Б) Тимир умаппыт В) Толугур
9. «Сайылыкка» кэпсээн хас сыллаахха суруллубутай?
А) 1920 Б) 1922 В)1923
10. «Сайылыкка» кэпсээн автора?
А) Н.М.Заболоцкай Б) Д.К.Сивцев В) П.Н.Тобуруокап
11. Бандьыыт аата?
А) Келепунэ Б) Келепунэ Кестекуун В) Кентес Илии уола Келепунэ Кестекуун
12. Сэмэнчик балтын аата?
А) Арапаас Б) Арапыай В)Марыына
13. Со5урууттан кэлэ сылдьар Ленинградтаа5ы полк нуемэрэ?
А) 226 Б) 220 В)225
14. О5устар харсыhыылара хаhыс страница5а ойууланарый?
А) 110 Б) 108 В) 109
А) Наhаар Б) Дьэримиэй В) Уус Наhаар
А) 1903 Б) 1906 В) 1908
А) Харытыана Б) Хобороос В) Хаппытыана
А) «Эргиччи бобуу» Б) «Сырдыкка» В) «Уерэххэ ба5ата»
А) Таайтаран этии Б) Тургэн, сыты этии
В) Хоhоонно маарынныыр, лабыгыраччы тургэн, ыра анардаах буолар
20. Петр Тобуруокап суруйбут чабыр5а5ын аата?
А) «Чо5ой уонна ньо5ой» Б) «Тарас туhунан чабыр5ах» В) «Утуе майгын-кетер кынатын»
А) Туораах Б) Мойот В) Куерэгэй
А) Чурун-Чурунчуку Б) Куерэгэй В) Уустук уллэрии
А) Сары сон Б) Этэрбэс В) Хамса
А) Кетердер мунньахтара Б) 5 ынахтаах Бэйбэрэкээн Эмээхсин В) Учугэй Уедуйээн
А) Куhа5ан Ходьугур Б) Уйбааскы В) Майа5атта Бэрт Хара
А) Оhох Б) Дьиэ эркинэ В) Сэргэ
А) Кустук Б) Хаартыска В) Карта
2 главаны аа5ыы, кэпсииргэ бэлэмнэнии. Сыана туруоруу.
Организация деятельности микро-коллектива в классе через родительский комитет.
Цель: Воспитание творческой активности личности.
Задачи:
Якутский язык
Учебный год |
Успеваемость |
Качество |
2006-2007 |
100 |
60 |
2007-2008 |
100 |
68 |
2008-2009 |
100 |
70 |
|
|
|
Учебный год |
Успеваемость |
Качество |
2006-2007 |
100 |
70 |
2007-2008 |
100 |
80 |
2008-2009 |
100 |
85 |
|
|
|
Учебный год |
улусная |
Региональная | ||
Як.язык |
Як. лит |
Як.язык |
Як. лит | |
2006-2007 |
3 |
4 |
|
|
2007-2008 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2008-2009 |
3 |
6 |
2 |
4 |
Конкурс творческих работ «Полярная Звезда»
Учебный год |
Улусные |
Региональные |
Республиканские |
2006-2007 |
5 |
5 |
5 |
2007-2008 |
6 |
6 |
6 |
2008-2009 |
7 |
7 |
7 |
Статья в журнале «Чолбон» №3 2002г Максимов Ю.- «Ситэ айыллыбатах хоьооннортон»
2008-2009 учебном году Туйара Гаврильевна руководила 5 классом. Ее класс активно участвовал во всех проводимых мероприятиях школы и наслега. На новогоднем карнавале родители и учащиеся заняли 1 места по маскарадному костюму, 1 место на оформление стенды, на ледовой скульптуре заняли призовое место. На интеллектуальной игре «Хочу все знать!» стали номинантами «Умники года», на спортивном соревновании по вольной борьбе мальчики заняли 1 место, на празднике «Дары осени» заняли 1 место в номинации «Оригинальное блюдо». На улусном конкурсе «Маленькая Мисс» Кириллина Дайана заняла 2 место. На товарищеской встрече между командами трех школ мальчики класса заняли 2 место. На конкурсе плакат «Мы за ЗОЖ» 5 класс занял 3 место. На улусном конкурсе «Аман ос» Попова С. заняла 2 место, Кириллина Д.- 3 место. На конкурсе «Мисс Барби» Кычкина С. заняла 1 место. На спортивном соревновании «Веселые старты» среди 5-6 классов заняли 1 место, на игре пионербол заняли 1 место. На улусном конкурсе рисунков «Мин олонхо дойдутун о5отобун» Николаев С., Николаев К. заняли 1 место, Андреев К.- 3м, Кириллина Д.-3м.
14 09 2014
1 стр.
Егэ, необходимость развития личностных достижения учащихся привели к необходимости изучения и разработки системного и комплексного подхода при подготовке учащихся к егэ
10 09 2014
3 стр.
Краткосрочное повышение квалификации профконсультантов, не имеющих необходимого опыта и
01 10 2014
1 стр.
Мастер – класс «Проектная технология в процессе обучения русскому языку учащихся младших классов в условиях национальной малокомплектной сельской школы»
23 09 2014
1 стр.
Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с
09 10 2014
33 стр.
Как видно из диаграммы, Всероссийский уровень выше школьного, городского и областного вместе взятых. Это объясняется тем, что педагоги стали активно использовать возможности интерн
09 09 2014
1 стр.
Процесс повышения квалификации психологов-консультантов особенно нуждается в программах, позволяющих на практике перенимать мировой опыт из первых рук, посредством интерактивного з
08 10 2014
1 стр.
Планирование уроков мировой художественной культуры вызывает у учителей немало проблем. Они вызваны многими причинами
14 12 2014
1 стр.