Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное учреждение «Управление образования»

муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я)

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Кальвицкая основная общеобразовательная школа



ПОРТФОЛИО

Максимовой Туйары Гаврильевны,

учитель якутского языка и литературы

с.Кальвица

2010г.

Оглавление



  1. Эссе

  2. Программа

  3. Конспекты уроков

  4. Достижения учащихся

  5. Распространение педагогического опыта

  6. Повышение квалификации

  7. Награды, грамоты


Ф.И.О.: Максимова Туйара Гаврильевна

Место работы: МОУ-Кальвицкая основная общеобразовательная школа

Должность: учитель якутского языка и литературы

Образование: Высшее, ЯГУ ИФФ ЯО

Специальность: Учитель якутского языка и литературы

Наличие квалификационной категории: Высшая, 2005г.

Общий стаж: 19

Пед.стаж:19

Тема самообразования: Саха тылын литературатын уруоктарыгар ситимнээх сананы сайыннарыы.

Награды: Почетная Грамота МО РС (Я), Почетные грамоты МУ «УО» Горного улуса, улусной и республиканской газет

Курсы повышения квалификации: 2007г. Личностно-ориентированное обучение как важнейшая составляющая педагогического процесса

2008г. Роль семьи и школы в обеспечении псих. безопасности ребенка.

Эссе

Профессия учителя многим кажется очень

легкой и доступной, но имеет свои нюансы.

Сохранение и возрождение национальной культуры и национального языка становится на сегодня особенно актуальным. И именно в такое время школе нужны не случайные люди, а достойные, знающие, компетентные, несущие ведущую роль в преподавании, передающие молодому поколению основные аспекты нашего культурного наследия, все лучшие традиции своего народа. Нужен учитель, воспитатель, друг. Именно к такому категорию учителей, я считаю самого себя. Я ношу свой посильный вклад в решении этой важной проблемы: сохранение и возрождение национальной культуры и национального языка. Я делаю многое, чтобы нести детям забытые и утраченные явления культуры своего народа, совершаю с учащимися путешествие во времени, в глубину веков, доступно и увлекательно рассказывая детям о жизни якутского народа в прошлую суровых условиях севера и двойного гнета.

Посвящаю детям непринужденно явлениям народной культуры и быта: фольклору, обычаям, праздникам, традициям, народному театру, календарю, художественным произведениям, красоте родного языка.

Все свое свободное время я посвящаю миру детских увлечений, реальному приобщению детей к культуре родного народа и языка в кружках, в проектной деятельности. Провожу интересные и содержательные вечера под кредо «Душе положено летать», увлекая и заряжая их своей энергией, страстью и знанием. Отобранные материалы и разработанные десятки сценариев, тем детских научных докладов не дублируют знания, а дополняют и расширяют кругозор детей явлениями, не предусмотренными школьной программы.

Как учитель, воспитатель увлекаю своей профессией, кажется мне не существует ничего другого как обучать, воспитывать, увлекать. Это сказывается во всей моей работе, целенаправленной, системной, глубоко продуманной деятельности, будь это проекты, программы, сценарии, план работ с родителями, детьми, общественностью.

Как учитель, методист, воспитатель, классный руководитель я служу эталоном подражания и уважения. Хотелось бы что пополняя коллектив, я окажу существенную помощь в решении образовательных и воспитательных задач в условиях новой образовательной среды.



Научно-методическая деятельность

Проект:«Мастерская досуга»

Обоснование проекта.

Итоги социологического опроса родителей и учащихся.

По итогам родительского мнения учащихся МОУ-«Джикимдинская СОШ» имени С.П. Данилова» МР «Горный улус» выявились следующие желаемые направления организации досуговой деятельности учащихся:


  1. 82% родителей считают, что организация досуга школьников должна решать не только проблему занятости учащихся во внеурочное время, но и привить детям дополнительные умения и навыки, которые они будут применять в дальнейшей жизни.

  2. Родители предлагают ввести в образовательный процесс:

- организовать кружки шитья и кулинарии;

- организовать побольше творческих кружков по интересам.



  1. На вопрос на каких кружках дополнительно хотели заниматься, учащиеся 7-10 классов выбрали:

- танцевальный;

-интеллектуальный;

-спортивные секции (кроме существующих);

- резьба по дереву;

- вокальные;

- кинофотосъемка;

- художественные студии.

Концептуальное обоснование проекта.

Одним из основополагающих документов в области образования, в котором впервые за последнее время проводятся характеристики досуга, стала Концепция модернизации Российского образования до 2010г. Наряду с такими важными задачами образования, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно- смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т.д., в данном документе отражены подходы к развитию культурно- досуговой компетентностей субъектов воспитательного процесса; отмечается необходимость социальной педагогической организации досуга наряду с другими требованиями к системе образования. Система организации досуговой деятельности учащихся школы должна строится с учетом интеграции возможностей образовательной среды ОУ и основных направлений социокультурной деятельности наслега.

Понятие досуга в данном случае соотносится с категорией «свободное время», заключающейся в его деятельностном наполнении.

Организация досуга как индивидуально выбираемой сферы является более субъективной, направленной на развитие скрытых нереализованных потребностей учащихся, утверждение их статусной роли в современном обществе. Индивидуальный выбор может происходить в рамках профессии, семейно- бытовой жизни и т.д. Но он может иметь и асоциальную направленность, вести к разрушению личности, представлять угрозу общественной жизни. Человек, умеющий реализовать свой досуг – это человек «сам себя делающий», а следовательно сам несущий ответственность за последствия своих действий. Поэтому система досуговой деятельности учащихся должна служить основой для создания позитивно – содержательной организации досуга молодежи. Мы считаем, что досуг может быть не только положительно ориентированным, но и направленным на разрушение смыложизненной системы человека. Именно это в определенной степени обосновывает на предложенный нами вариант решения проблемы, при котором предпочтения учащихся индивидуально выбираемого досуга и общественно значимого должны совпадать. Если этого не произойдет, акцент может сместиться в область неформального, неконтролируемого досуга.

Возникает вопрос: какими должны быть педагогические условия организации досуговой деятельности учащихся?

Должны соблюдаться следующие принципы: добровольность, вариативность, мотивированность учащихся в выборе форм, позитивно – нравственное содержание и гуманистическое методическое сопровождение обучения.

Модель досуга предусматривает создание условий для деятельностного, предметно- ориентированного досуга, который можно реализовывать и в традиционных, и в инновационных формах. Предложенные виды и формы досуговой деятельности способствуют развитию разных потенциалов учащихся, отвечающих педагогическим задачам: мотивации, ее цели и формы реализации.

Таким образом, школа выбирает для реализации проект «Мастерская досуга».

Цель мастерской: Создать условия для самореализации духовно- эстетических, нравственных потребностей учащихся на основе самоорганизации и самоусовершенствования; научить детей правильно организовать свой досуг.

Задачи мастерской:


  1. Внедрить в воспитательный процесс школы инновационные технологии организации досуга.

  2. Формировать у учащихся навыки организации досуга.

  3. Организовать творческие студии.

  4. Создать систему мероприятий, позволяющих социализировать результаты студийных работ.

  5. Организовать цикл мероприятий на основе сотрудничества учащихся и учителей.

Срок реализации:

Май 2009г- май 2010г.



Кадровое обеспечение:

  1. Павлова А.А.- организатор кружка высшей категории.

  2. Егоров В.В. – выпускник художественной студии, сотрудник СДК.

  3. Константинова В.Е.- педагог- библиотекарь 2 категории.

  4. Васильев А.Н.- директор СДК, музыкальный руководитель.

  5. Винокурова У.С.- организатор Д.Д.

  6. Константинова Т.Н.- учитель математики высшей категории.

  7. Максимов Т.Г.- учитель якутского языка и литературы высшей категории, зам. директора по ВР.

Целевая группа, на которую рассчитан проект:

Учащиеся 5-11 классов



Механизмы реализации проекта:

Студийная работа:

- Студия «Сиэр- туом»

- Художественная студия «Кустук»

- Театральная студия «Чэчир»

- Вокальная студия «Саьар5а»

- Теле и фотостудия «МТВ»

- Компьютеры и ИКТ «ЧИНИТ»

- Студия «Затейник»

Система мероприятий для социализации результатов студийных работ:

- Цикл семейно –бытовых, праздничных национальных обрядов

- выставка работ студийцев художественной студии.

- Спектакль посвященный 65-летию Победы

- Концерт

- Конкурс видеороликов, выставка фоторабот

- Выставка компьютерных разработок

- Организация тематических мероприятий студии «Затейник»

Цикл совместных мероприятий на основе сотрудничества учащихся и учителей:

Фестиваль, посвященный Победе в ВОВ (конкурс поисковых работ, компьютерных, видео и фотомонтажей, литературно- художественных композиций).



Поэтапный рабочий план.

мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Студийная работа

Сентябрь 2009г-май 2010г в течение года

Руководители студий

Цикл семейно- бытовых, праздничных национальных обрядов студии «Сиэр-туом»

1 раз в четверть

Павлова А.А.-рук. Студии «Сиэр-туом»

Выставка работ студийцев художественной студии

1раз в четверть

Егоров В.В.-рук.ст. «Кустук»

Спектакль посвященный 65-летию Победы


Апрель 2010г

Константинова В.Е.-рук.ст. «Чэчир»

Концерт студийцев «Саьар5а»

Март 2010г

Васильева А.Н.- рук.ст. «Сатар5а»

Конкурс видеороликов, выставка фоторабот

Деабрь, апрель 2010г

Винокурова У.С.- рук.ст. «МТВ»

Выставка компьютерных разработок

Март 2010г

Константинова Т.Н.- рук.ст. «ЧИНИТ»

Организация тематических мероприятий студии «Затейник»

В течение учебного года

Максимова Т.Г.-рук-ль ст. «Затейник»

Смета затрат на реализацию проекта

студии

расходы

цена

Сумма

Студия «Сиэр-туом»










Художественная студия

Приобретение мольбертов, красок, кистей и т.п.

1500 -10шт

900- 10 наборов

200- 10наборов


26000

Вокальная

Приобретение аппаратуры

25000

25000

Театральная

Материал на декорации, костюмов

200- 20м

4000

Кино-фотостудия

Видеокамера, фотокамера, фотопринтер, комплектующий

15000

5000


10000

32000

Студия «ЧИНИТ»

Принтер со сканером

7000

7000

Студия «Затейник»










Всего требуется на реализацию проекта:

94000

Из них самофинансированием ОУ:

Требуемая сумма:



40000

54000


Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся приобретут навыки организации своего досуга.

  2. У учащихся формируется осознанное отношение к себе как самоценной, самопознающей, самосовершенствующейся личности.

  3. Будет увеличен рост творческой активности.

  4. Дети получат удовлетворение от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.

  5. Будет организован позитивный досуг и отдых детей.

  6. Учащиеся овладеют нужными навыками организации досуга.

Модель «Мастерской досуга»


Сельский ДК



Детская школа искусств

Школа

Музей-галерея







Студия «Сиэр-туом»

«ЧИНИТ»

«Кустук»

«Затейник»

«Саьар5а»

«Чэчир»

«МТВ»


Т.Е.Сметанин «Куерэгэй» уонна нууча норуотун «Дочь и падчерица» остуоруйаларыгар интегрированнай уруок.

Саха тылын уонна литературатын

учуутала Максимова Т.Г.

Нуучча тылын уонна литературатын

учуутала Павлова А.А.

Уруок 5-6 кылаастарга ананар. 2 уруок устата ыытыллар, 2 группа5а хайдан улэлииллэр.



Уруок тэрилэ: Т.Е.Сметанин портрета, кинигэлэрэ, уруhуйдар, о5о доклада.

Уруок сыала-соруга:

1.Саха норуотун тапталлаах суруйааччыта биир дойдулаахпыт Т.Е.Сметанин «Куерэгэй» остуоруйатын, нуучча норуотун «Дочь и падчерица» остуоруйатын тэннии тутан утуе сиэргэ майгыга иитии.

2.Куерэгэй уонна падчерица олохторо уонна майгыннаhар еруттэрин арыйарга дьулуhуу.

3.О5о толкуйдуур, айар дьо5урун сайыннарыы.

4.Остуоруйа уратытын, тутулун, тылын-еhун кердеруу.

Уруок хаамыыта: 1 уруок эпиграфтан са5аланар.

«Остуоруйа-норуот бэйэтин оло5ун дьаhа5ын, ба5а санаатын, инникигэ эрэли этэр дьиктилээх-дьиибэлээх фантастиическай айымньы».




«Что за золото, что за прелесть эти сказки … каждая есть поэма!».

(А.С. Пушкин)



1 Этаба.

А) Киирии тыл. Т.Е.Сметанин талааннаах остуоруйаhыт-учуутал бэсиэдэтэ.(саха литературатын учуутала Максимова Т.Г.

Б) О русской народной сказке «Дочь и падчерица»-вступительное слово учительницы русского языка и литературы павловой А.А.

2 Этаба.


А) Уерэнээччи докладын ис хоhоонун кылгастык билиhиннэрэр: (Иванова Сима нууччалыы тылынан).

Б) Т.Сметанин «Куерэгэй» остуоруйатыгар мин себулээбит геройум-билиhиннэр(сахалыы тылынан) Тихонов Коля, нууччалыы тылынан уобараhын билиhиннэрэр-Гуляева Ксения.

В) Остуоруйалар майгыннаhар еруттэрин булун санаа5ытын этин. (О5о бэйэтин керуутун, санаатын дакаастааhына .

4. Кинигэлэринэн улэ.

А) Остуоруйа са5ыланыытын уонна бутуутун уратыта.

Б) Текстэн остуоруйалар майгыннаhар тугэннэрин (эпизоттарын) дор5оонноохтук аа5ын. Туох сана уескээтэ? (Нууччалыы-сахалыы аа5аллар).

В) Ойдеммет тыллары булуу, остуоруйа5а туттуллар ураты тыллары уhулуу. (Тэтэрээккэ улэ).

5. Кыыс о5о-олох кэрэтэ.

Остуоруйа кыргыттара кэрэ еруттэрин ааттаталаан. Кинилэр утары быhыыларын-майгыларын дьууллэhии.

6. Себулээбит тугэннэри уруhуйдаан кэлбиттэрин кемускээhин. (4 о5о, группаттан иккилии).

1. Остуоруйа майгыннаhар еруттэрин чемчетуу.

А) Кыргыттар тас керуннэрэ.

Б) Характердара.

В) Олохторо.

Г) Тус-туhунан норуот остуоруйата эрээри, то5о майгыннаhаллар?

2. Учуутал тумуктээhинэ.

А) Т.Сметанин тыл дьикти кууhун туттар маастар-остуоруйаhыт.

Б) Норуот оло5ун диринник билэр суруйааччы.



Дьиэ5э улэ: Ойтен айан суруйуу остуоруйалартан «Мин себулуур геройум», «Моя любимая героиня из сказок»

Уруок темата: «Истиий миигин, ийэкээм»

Керунэ: Нестандартнай уруок.

Сыала: 1) О5олор логическай толкуйдааhыннарын сайыннарыы. Тыл уонна санааhын сибээстэрин чинэтэн толкуйдуурга уерэтии.

2) Тэннээhин, сурун бэлиэни булуу, тумуктээhини, дакаастааhыны, сепке туттуу.

3) Сурук бэлиэтин сепке туттуу, ийэ туhунан саха литературатын кэрэхсэбиллээх айымньылары санатыhан , тэннии тутан ийэ5э тапталы инэрии.

Уруок хаамыыта:

1.Тэрээhин чаас.

2.Турукка киллэрии.

3. Сана тема5а киирии.

4.Практиическай улэ.

5.Суругунан улэ.

6. Уруок темата.

7.Тумук.


8.Сыана туруоруу.

Наглядность: Ийэ тунунан хоhоонноох кинигэлэр, хартыына, ойуу.

1-кы этап. Билсиhии.

Мин уонна эн ийэн.

Кылгастык учуутал ийэтин, о5о ийэтин билсиhиннэрэн «Ийэ» диэн суду санаа5а кэлэбит.

2-с этап. Сурэ5им сылааhа-ийэбэр.


  1. Илиигин сурэххитигэр туттун, сурэххит сылааhын ытыскытыгар инэрэн ити тымныы ыраас илиискэ уурун.

  2. Практическай улэ. (Ыраас хума5ы.еннеех харандаас)

а) Илиибитин илиискэ уруhуйдуубут.

б) Тарбахтарбытыгар ийэбит аатын суруйабыт.

в) Ортотугар 5 саамай кунду, чугас аат тылларда суруйун, биэhи.


  1. Тэтэрээккэ улэ-Мин ийэм.

Этии диэн ейдебулу санатыhаат текст туhунан ейдебулгэ санаа5ытын уллэстин, тутулун бэйэ-бэйэ5итин кытары быhаарсан ейдетуhун. Ол кэннэ сорудах оноробут.

«Истиий миигин, ийэкээм!» -диэн текстэ ай. Айаллар.

3-с этап. Уруогу чинэтии.

Толоруллубут соруда5ы аа5ыллар.

Чинэтии уруогар ийэ5э аналлаах хоhоон этэн курэхтэhэллэр, уерэппит айымньыларын нууччалыы-сахалыы.

4-с этап. Уруок тумугэ.

Учуутал дор5оонноохтук ийэ туhунан хоhоон аа5ар, худуоhунньук улэтин кердерер (о5олоох ийэни).

Ол кэннэ «Ийэ» диэн тыл эйиигин туох санаа5а а5алла? Ийэ5ин кэпсии-кэпсии уруhуйдаа, ийэ5эр таптал тылларын анаа.

5-с этап. Дьиэ5э улэ. О5олор, былыр-былыргыттан убаастанар, таптанар тыл-«Ийэ». Дьиэ5итигэр аныгы ийэ уобараhын аахпыт литература5ыт айымньыларыттан арыйын, билинни уонна урукку ийэ уобараhын тэнни тутан ырыт, санаа5ын этэ уерэн. Ийэ туhунан хаhыаттартан ылан карточката онор, темата «Кун кубэй ийэ барахсан».

Тема: П.А.Ойуунускай «Сурэх» кэпсээнигэр хатылааhын уруога.

Сыала: 1) «Сурэх» кэпсээн сурун уратыларын учуутал билиhиннэриитэ.

2) Айымньы ис хоhоонун ырытыhыы, тест оноруу, боппуруостарга эппиэттээhин.

3) П.А.Ойуунускай о5олорго аналлаах атын айымньылара, саха итэ5элин кытары сибээс.

Уруок хаамыыта: 1) Тэрээhин чаас.

2) Учуутал кылгас бэсиэдэтэ.

3) Айымньы сурун санаата.

1 этап: Ахтан-санаан аhыы.

«Сурэх» кэпсээн 1927с. суруллубута. Саха итэ5элэ, битэ-билгэтэ холбоспут. Ааныска туулэ. Сурун герой Мэхээчэ-большевик. Дьааны хайаларын тохсунньу ыйдаа5ы кестуутэ кестер. Мэхээчэ ата олонхо бухатыырын айанын курдук ойууланар. (тыыннаа5ын сытан кердеруу, эпитет, метафора). Мэхээчэ-советскай былаас иhин охсуhаары. Норуот оло5о тупсарыгар эрэнэр.


2 этап: Учебнигынан улэ.

  1. Учебниктан тохсунньу тоhуттар тымныытын булан аа5ыы.

  2. Дьааны хайа суостаах кестуутун ойуулааhынын учебниктан булун.

  3. Ааныска эмээхсин уолун санааhына.

  4. Ааныска эрэлэ, норуотугар.

  5. Ааныска туулэ.

  6. Быыпсай саната.

  7. Мэхээчэ а5ыс торо5ой дьааны устун айана.

  8. Мэхээчэ ленин дьыалата туругурарын туhугар эрэлэ.

  9. Ат айана. (нойосуус)

  10. Быыпсай уолун саната.

  11. Мэхээчэ бутэhик саната. (нойосуус). 1,2 главаа5а аатта биэрин.



3 этап. Тестирование.

  1. «Сурэх» кэпсээн суруллубут сыла:

А) 1925

Б) 1926


В) 1927

  1. Кыhынны кэм хас хонуктаа5ый?

А) 142

Б) 146


В) 145

  1. Сахаларга кыhынны кэм ханнык ыйтан са5аланарый?

А) алтынньы 22 к - кулун тутар 17 кунэ

Б) алтынньы 20 к – кулун тутар 10 кунэ.



  1. Ааныска эмээхсин сааhа?

А) 50-ча

Б) 60-ча


В) 70-ча.

  1. Эмээхсин со5отох уолун аата?

А) Мэхээлэ Б) Мэхээчэ.

  1. Урун бандьыыт аата?

А) Быыпсай о5онньор Б) Быыпсай кулуба.

  1. Кэпсээн сурун темата?

А) А5а дойду сэриитэ Б) Гражданскай сэрии

  1. Ааныска туулэ айымньы хаhыс главатыгар кестеруй?

А) 1 Б) 2

  1. Мэхээчэ утулугэ?

А) Бараан истээх утулук Б) Тыс утулук.

  1. Наган диэн тугуй?

А) Бэстилиэт Б) Саа

  1. Мэхээчэ атын айана хаhыс стр. ойууланна?

А) 60 Б) 61 В) 62

  1. Бандьыыттар ахсааннара?

А) 25 Б) 40 В) 30

  1. Айымньы автора

А) Ойуунускай Б) Кулаковскай В) Неустроев.

  1. Саха ханнык бала5анна ойууланарый?

А) Сайылык бала5ан

Б) Кыстык бала5ан



  1. Ойуунускай хас сыллаахха тереебутэй?

А) 1893 Б) 1894 В) 1892

  1. Ус саха теруе5эр уеруулээх кунугэр мин ырыам ыланна, мин аатым ааттанна. Бук им этиитэй?

А) А.Е.Кулаковскай Б) А.И.Софронов В) П.А.Ойуунускай

  1. Уот иччитэ?

А) Баай байанай Б) Хатан Тэмиэрийэ

  1. Норуот кууhэ-немуел кууhэ. Бу тугуй?

А) Ос хоhооно Б) Ох тыл В) Бэргэн этии

  1. Ааныска нухарыйан иhэн туох тыаhыттан уhуктарый?

А) Саа Б) Этин

  1. Быыпсай о5онньор атын ене?

А) Хара Б) Манан
4 этап: Уруогу чинэтии.

  1. Кэпсээн то5о «Сурэх» диэн ааттанна?

  2. Ийэ уолугар таптала, эрэлэ.

  3. «Мин ийэм»-тэтэрээккэ улэ.


5 этап: Уруок тумугэ.

Сыана туруоруу

Дьиэ5э улэ «Мин ийэм» ийэ туhунан текст онорон кэлии.

Тесты

5 класс


  1. Ос хоhооннорун суолтатын быhаар.

  • Киhи тыла-уот.

  • Албын тыла иуеттээ5эр минньигэс.



  1. Сомо5о тыл суолтатын быhаар.

  • Куех сурэх-

  • Харах баайан-

  • Аhа5ас айах-

  • Буута быстарынан-



  1. Кемус куhун-ейтен уус-ураннык ойуулаан суруй.



  1. Сурук бэлиэтин туруор.

  • Саас буолан сир ке5ерде.

  • Сайылыкка кеhуу саламата ыйанна саламаата ытылынна.

  • Атыыр о5ус айаатаата уер атыыра кистээтэ.

  • Дьэ туох сонун нуомас баарый дии-дии эрдинэн кытыыга тиийдим.



  1. Тыллар миэстэлэрин уларытан бэрээдэктээ.

Кетте Кун Кемус

Оре Куех


Курдук Мээчик Халлаанна

  • До5ор до5орун ………… хаалларбат.

  • Утуе киhи утуетэ ……….. тухары умнуллубат.

  • Биир силистээх, биир …………. дьон …



  1. КУТУЙАХ-саспыт тыллары бул.

6-с кылааска тест.

  1. Эргэрбит тыллары билинни тылларынан солбуй:

1.Олоччу-

2.Лааппы-

3.Хоппо-

4.Бала5ан-

5.Сиппиир-

6.Алчах-


  1. Сурук бэлиэтин туруор:

1.Бытар5ан тымныы угэннээн турда5ына туох барыта иhийбиккэ дылы буолар.

2.Ама ким таптаабат буолуо5ай тереебут терут буорун о5о сааhа ааспыт ытык буорун.

3.Дьулуруйар Ньургун Боотур Олонхону Кэскил хаhыатка тахсыбытын олус себулээн аахтыбыт.


  1. Уе-дифтонг ханнык тыллар оруобуна ортолоругар турарый? (теhе тылы билэргин суруй).

  2. Саха былыргы сэhэннэрин ханныктары билэ5ин? Ааттаталаа.

  3. «Сайынны сарсыарда»-уус-уран тылынан ойуулаан суруй.

  4. Сомо5о тыллары быhаар:

1.Атахха биллэрбит-

2.Уйатыгар уу киирбит-

3.Тебетун оройунан керер-

4.Кумаардаан да кербет-

5.Тылыттан маппыт-

7-с кылааска тест.


  1. Эргэрбит тыллары билинни тылларынан солбуй:

1.Кехе-

2.Себургэнэ-

3.Хамыйах-

4.Чуулаан-

5.Олох мас-


  1. Сурук бэлиэтин туруор:

1.Мин Чоккурдаахха кэллэ5им ахсын Амычаан дорообо диэн ботугурааччыбын.

2.Кыhынны харана киэhэ муус манан хаар сабыылаах саха бала5ана туох эрэ курдук харааран барыйан турара.

3.Чуечээски Кыым хаhыат редакциятыгар Кыhыл сулус колхоз кулунун уоран сиэбиттэрин туhунан сурук суруйда.


  1. Тон, сана, тыын-ханнык сана чаастарай?

  2. Кетер-суурэр уонна суурэр-кетер туох атыннаахтарай?

  3. Н.М.Заболоцкай-Чысхаан «Сайылыкка» кэпсээнин геройдарын ааттаталаа.

  4. Сомо5о тыллары быhаар:

1.Уллунна5а сири билбэт буолбут-

2.Устар ууну сомо5олуур-

3.Кус сурэх-

4.Тумсун дул5а5а соттор-



Тестирование.

Куруhуок о5олорун толорууларыгар.

1. Кэпсээн диэн тугуй?

А) Биир тугэн тубэлтэтэ туhунан хоhуйуу. Б) Туох эрэ туhунан кэпсиир. В) Герой туhунан айар.

2. «Харана5а тыкпыт сырдык» кэпсээн автора?

А) Амма Аччыгыйа Б) Суорун Омоллоон В) Куннук Уурастыырап

3. Ньукуус сааhа?

А) 9 Б) 10 В) 8

4. Ньукуус а5атын аата?

А) Дьэкиим Б) Дьаакып В) Дьэримиэй

5. Кинээс ойо5ун уолун аата?

А) Нээстэр Б) Моhуок В) Чаппа

6. Бу ханнык кэпсээнтэн ылыллыбытый?

Саас хаар харааран, чалбах уута тахсан, от-мас ирбитэ. Хону ахсын кунду ырыалаах куерэгэй чыычаа5ым ыллаан туойан, тырымныы-дьырымныы оонньоон ахан эрэр …

А) Харана5а тыкпыт сырдык Б) Сайылыкка В) Тиргэhиттэр

7. Бу ханнык герой обраhай?

Кини ботуой-итиэй курдук эттэх-сииннээх, унуо5унан намыhах со5ус, икки имин хана тэп-тэтэркэй, кыргыылаах баттахтаах, уонуттан тахсан эрэр саастаах.

А) Хобороос Б) Даайыс В) Ааныс

8. Даайыстаах алаастарын аата?

А) Дьахтар алааhа Б) Тимир умаппыт В) Толугур

9. «Сайылыкка» кэпсээн хас сыллаахха суруллубутай?

А) 1920 Б) 1922 В)1923

10. «Сайылыкка» кэпсээн автора?

А) Н.М.Заболоцкай Б) Д.К.Сивцев В) П.Н.Тобуруокап

11. Бандьыыт аата?

А) Келепунэ Б) Келепунэ Кестекуун В) Кентес Илии уола Келепунэ Кестекуун

12. Сэмэнчик балтын аата?

А) Арапаас Б) Арапыай В)Марыына

13. Со5урууттан кэлэ сылдьар Ленинградтаа5ы полк нуемэрэ?

А) 226 Б) 220 В)225

14. О5устар харсыhыылара хаhыс страница5а ойууланарый?

А) 110 Б) 108 В) 109


15. Сэмэнчик а5атын табаарыhын аата?

А) Наhаар Б) Дьэримиэй В) Уус Наhаар


16. Анна Денисовна Неустроева хас сыллаахха тереебутэй?

А) 1903 Б) 1906 В) 1908


17. Даайыс ийэтин аата?

А) Харытыана Б) Хобороос В) Хаппытыана


18. «Харана5а тыкпыт сырдык» кэпсээн маннайгы аата?

А) «Эргиччи бобуу» Б) «Сырдыкка» В) «Уерэххэ ба5ата»


19.Чабыр5ах диэн тугуй?

А) Таайтаран этии Б) Тургэн, сыты этии

В) Хоhоонно маарынныыр, лабыгыраччы тургэн, ыра анардаах буолар
20. Петр Тобуруокап суруйбут чабыр5а5ын аата?

А) «Чо5ой уонна ньо5ой» Б) «Тарас туhунан чабыр5ах» В) «Утуе майгын-кетер кынатын»


21. Бу Ким ырыатай? Кыра5ын, учугэйгин, кылааннаах туулээххин …

А) Туораах Б) Мойот В) Куерэгэй


22. Бу ханнык остуоруйа геройдарай: Кэргэнэ Ньургуйаана, хотун о5ото Арыйаан уол.

А) Чурун-Чурунчуку Б) Куерэгэй В) Уустук уллэрии


23. Олооччу диэн тугуй?

А) Сары сон Б) Этэрбэс В) Хамса


24. Хобо чуораан тыаhаата, кыптыый тыаhа кылыр кынна. Бу остуоруйа аата?

А) Кетердер мунньахтара Б) 5 ынахтаах Бэйбэрэкээн Эмээхсин В) Учугэй Уедуйээн


25. Учугэй Уедуйээн инитэ?

А) Куhа5ан Ходьугур Б) Уйбааскы В) Майа5атта Бэрт Хара


26.Ба5ах диэн тугуй?

А) Оhох Б) Дьиэ эркинэ В) Сэргэ


27. Орустээх да-уута суох, тыаллаах да-маhа суох, куораттаах да-киhитэ суох дойду баар уhу?

А) Кустук Б) Хаартыска В) Карта



Уруок былаана

Тема: С.С .Яковлев – Эрилик Эристиин оло5ун, айар улэтин билиhиннэрии. «Кэриэс туолуута» сэhэнтэн быhа тардыы.

Сыала-соруга: Эрилик Эристиин «Кэриэс туолуута» сэhэнэ ис хоhоонун сурун уратытын билиhиннэрэн Уулаах обраhын ис туругун арыйарга холонуу. Эрилик-Эристиин саха литературатын сурун уратытын билиhиннэрии.

Уруок этаптара:

  1. Тэрээhин чаас

  2. Уруок-сыалын соругун билиhиннэрэн сана тема5а киирии.

  3. «Кэриэс туолуута» сэhэни дор5оонноохтук аа5ан ырытыhыы.

  4. Уруок тумугэ, дьиэ5э улэ.

Уруок хаамыыта:

  1. Эрилик Эристиин оло5ун, айар улэтин билиhиннэрии.

  2. «Кэриэс туолуута» сэhэни аа5ыыга киирии - дор5оонноохтук аа5ыы.

  3. Улаах Уйбаан – сэhэн сурун геройа. «Ырытыhыы керунэ».

  4. Дьа5а уруйэ быыhыгар дьиэтэ – уота. Ойуулааhын.

  5. «Танараттан ыйаахтаах сир» - то5о?

  6. Оттонор ходуhата.

  7. Уулаах дьуhунэ – бодото.

  8. Идэтэ.

  9. Сир тунэтиитэ.

  10. Кыра Хабырыыс – ревком председатэлэ.

  11. Дьуhунэ – бодото.

  12. Советскай былаас бе5ергееhунэ.

  13. Баай кулуба Баhылай Дьо5орон.

Тэтэрээккэ улэ.

  1. Уруок тумугэ. Образтар мэтириэттэрин ойуулаан устун.

  2. Сир туhата – билинни оло5у оло5у кытары тэннэhин.

  3. Уулаах бииргэ тереебуттэрэ.

Уулаах мунньахтан куотуута тугу этэрий? – санаа атастаhыыта.

Дьиэ5э улэ.

2 главаны аа5ыы, кэпсииргэ бэлэмнэнии. Сыана туруоруу.



Тема самообразования:

Организация деятельности микро-коллектива в классе через родительский комитет.

Цель: Воспитание творческой активности личности.

Задачи:


  1. Развитие в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи, взаимоподдержки.

  2. Через организацию КТД, через деятельности микро-коллективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края.

  3. Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

Достижения учащихся

Позитивная динамика успеваемости и качества учащихся за последние три года

Якутский язык



Учебный год

Успеваемость

Качество

2006-2007

100

60

2007-2008

100

68

2008-2009

100

70










Якутская литература

Учебный год

Успеваемость

Качество

2006-2007

100

70

2007-2008

100

80

2008-2009

100

85










Достижения учащихся на предметных олимпиад

Учебный год

улусная

Региональная

Як.язык

Як. лит

Як.язык

Як. лит

2006-2007

3

4







2007-2008

3

4

2

3

2008-2009

3

6

2

4

Достижения (первые и призовые места) учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного) за последние три года.

Конкурс творческих работ «Полярная Звезда»



Учебный год

Улусные

Региональные

Республиканские

2006-2007

5

5

5

2007-2008

6

6

6

2008-2009

7

7

7

Публикации:

Статья в журнале «Чолбон» №3 2002г Максимов Ю.- «Ситэ айыллыбатах хоьооннортон»



Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.

2008-2009 учебном году Туйара Гаврильевна руководила 5 классом. Ее класс активно участвовал во всех проводимых мероприятиях школы и наслега. На новогоднем карнавале родители и учащиеся заняли 1 места по маскарадному костюму, 1 место на оформление стенды, на ледовой скульптуре заняли призовое место. На интеллектуальной игре «Хочу все знать!» стали номинантами «Умники года», на спортивном соревновании по вольной борьбе мальчики заняли 1 место, на празднике «Дары осени» заняли 1 место в номинации «Оригинальное блюдо». На улусном конкурсе «Маленькая Мисс» Кириллина Дайана заняла 2 место. На товарищеской встрече между командами трех школ мальчики класса заняли 2 место. На конкурсе плакат «Мы за ЗОЖ» 5 класс занял 3 место. На улусном конкурсе «Аман ос» Попова С. заняла 2 место, Кириллина Д.- 3 место. На конкурсе «Мисс Барби» Кычкина С. заняла 1 место. На спортивном соревновании «Веселые старты» среди 5-6 классов заняли 1 место, на игре пионербол заняли 1 место. На улусном конкурсе рисунков «Мин олонхо дойдутун о5отобун» Николаев С., Николаев К. заняли 1 место, Андреев К.- 3м, Кириллина Д.-3м.



На улусном конкурсе «Родитель года» Кириллина Т.С. заняла 2 место, на творческой выставке Попова Н.В. заняла 1 место, Кириллина Г.М. заняла 3 место на показ мод. На улусном Чиряевском чтении участвовали 2 родителя и 2 детей. На конкурсе «Мама и я» Дьячковская С. с мамой заняли 1 место.

Распространение педагогического опыта






Повышение квалификации

Награждения


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


Актуальность инновационного педагогического опыта. Цели и задачи

Егэ, необходимость развития личностных достижения учащихся привели к необходимости изучения и разработки системного и комплексного подхода при подготовке учащихся к егэ

539.2kb.

10 09 2014
3 стр.


Федеральная служба занятости россии

Краткосрочное повышение квалификации профконсультантов, не имеющих необходимого опыта и

38.27kb.

01 10 2014
1 стр.


Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта. Практическая часть: «Юные модельеры»

Мастер – класс «Проектная технология в процессе обучения русскому языку учащихся младших классов в условиях национальной малокомплектной сельской школы»

52.75kb.

23 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Представление педагогического опыта Количество выступлений, публикаций, открытых уроков

Как видно из диаграммы, Всероссийский уровень выше школьного, городского и областного вместе взятых. Это объясняется тем, что педагоги стали активно использовать возможности интерн

25.36kb.

09 09 2014
1 стр.


Программа повышения профессиональной квалификации «Гении психотерапии. Обучение через наблюдение. Практическая демонстрация мирового психотерапевтического опыта»

Процесс повышения квалификации психологов-консультантов особенно нуждается в программах, позволяющих на практике перенимать мировой опыт из первых рук, посредством интерактивного з

281.1kb.

08 10 2014
1 стр.


Обобщение педагогического опыта учителя Мировой Художественной Культуры. Мой методический альма- матер по предмету мхк планирование урока искусства

Планирование уроков мировой художественной культуры вызывает у учителей немало проблем. Они вызваны многими причинами

238.98kb.

14 12 2014
1 стр.