Орлова Антонина Андреевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МОУ «Мари-Куптинская ООШ»
Мастер – класс «Проектная технология в процессе обучения русскому языку учащихся младших классов в условиях национальной малокомплектной сельской школы»
Цель мастер-класса: показать возможности использования проектного метода в младших классах в условиях национальной малокомплектной сельской школы на основе УМК «В мире русского языка» под редакцией Л. В. Кибиревой
-
Теоретическая часть.
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта.
-
Практическая часть: «Юные модельеры»
-
Рефлексия участников мастер-класса.
Презентация педагогического опыта
С 1 сентября 2008 года участвую в федеральном эксперименте по теме «Условия реализации требований стандарта второго поколения по русскому языку» – апробирую новый комплект учебников русского языка для национальных школ финно-угорской языковой группы под редакцией Е.И.Пассова и Л.В.Кибиревой. Новый учебник под редакцией Л.В.Кибиревой даёт возможность обучать школьников русскому языку с опорой на знания, которыми они овладели на уроках родного языка и которыми они овладели в предыдущих классах, т.к. программный материал отобран в соответствии с целями коммуникативного обучения русскому языку нерусских учащихся и с учётом особенностей русского и финно-угорских языков и, как нельзя лучше способствует организации проектной деятельности на уроках. Как известно, проектная методика даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить на поиск знаний, а значит, способствует развитию личности, формирует и развивает познавательную компетенцию учащихся.
Демографическая ситуация, сложившаяся в нашем государстве за последние годы, породила огромное количество малокомплектных школ и использование в педагогической практике работы в классах- комплектах (особенно в начальной школе). В нашей школе в начальных классах обучение осуществляется в двух классах - комплектах: 1-2-й, 3-4-й. Метод проектов позволяет посмотреть на это именно с положительной точки зрения: старшие одноклассники имеют возможность выступить в качестве наставников для младших учащихся и стать помощниками учителя. То есть, я хочу сказать, что эта технология подойдёт для использования в работе класса-комплекта, где вместе работают дети не только с разными способностями, но и относящиеся к разным возрастным группам.
2. Практическая часть.
Занятие «Юные модельеры»
План: моделирование марийской национальной одежды
Цели:
- познакомить ребят с разнообразием одежды;
- развитие представлений о признаке предмета и словах, называющих эти признаки;
- активизировать в речи учащихся имена прилагательные и умение употреблять в речи словосочетания с именами прилагательными;
- развивать творческие способности учащихся, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование: разрезные бумажные куклы (каждому ученику); чертежи разных моделей платьев и костюмов для кукол; разнообразные отделки: аппликации, ленты, воланы, кружева, рюши, вышивка; персонажи учебника (бумажные куклы) – Катя, Антон, Волк; клей ПВА, карандаши, фломастеры, ножницы
Ожидаемые результаты:
- заинтересованность обучающихся к дальнейшему изучению темы из цикла «По одежде встречают…»;
- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы учащихся;
- сплочение коллектива, улучшение отношений между детьми, готовность к взаимовыручке.
Ход занятия
Организационная часть.
- Дорогие ребята! Сегодня герои учебника Катя и Антон расскажут нам об одеждах и поведут Волка в магазин. Покажем нашим героям – Кате, Антону и Волку - своё умение в моделировании одежды и пополним гардероб Кати и Антона марийской национальной одеждой.
Диалог персонажей:
- Привет, Волк! Что ты такой грустный?
- Здравствуйте, ребята. Хорошо, что я вас встретил. Хоть вы меня пожалейте! У меня нет хвоста, и все надо мной смеются!
- Не горюй! Мы тебе купим новый хвост!
Вопросы учителя:
Кто пришёл в город, где живут Катя и Антон? Из какой он сказки? Что тебе помогло догадаться? Какие магазины он увидел? Куда привели Волка Катя и Антон? Догадайтесь, что он там купит. (Ответы детей)
Послушайте объявление, которое услышали Катя, Антон и Волк. Как называется магазин, в который они пришли? Что в нём можно купить?
Уважаемые покупатели!
В нашем универмаге вы можете купить:
•выходные и повседневные платья,
•сорочки, костюмы;
•осенние пальто, кожаные плащи, комбинезоны;
•распашонки и ползунки, школьную форму;
•спортивные костюмы, кроссовки;
•женские и мужские сапоги, детские резиновые сапожки;
колготки, носки, перчатки, варежки.
Посетите все секции нашего магазина!
• Представьте, что это объявление делаете вы, прочитай его голосом диктора. Соблюдай правила чтения гласных а, о, в, я.
Волк так и не понял, зачем людям столько разнообразной одежды. Давайте скажем, в какой одежде что можно делать. Задание написано на доске:
выходной играть в спортзале
праздничной работать в саду
повседневной гулять во дворе, на улице
спортивной веселиться на утреннике
школьной ходить в гости
рабочей ходить в школу
домашней работать и отдыхать дома
специальной
национальной
Составление предложений учащимися.
Вы замечали, что марийскую одежду украшают нарядными, яркими отделками: вышивками, кружевами, лентами, тесьмой, рюшами, воланами, бисером, орнаментом. Вышивают цветными нитками по ткани. Кружева плетут или вяжут из ниток. Рюши и воланы делают из полосок ткани, собранных на нитку. Есть ещё и другие отделки. Но мы сегодня будем использовать готовые отделки, только бумажные.
-
На ваших партах лежат бумажные куклы в одинаковых белых платьях и рубашках. Они станут ещё наряднее, если вы украсите их отделкой. Детали для отделки даны на листочках.
-
Вырежьте детали.
-
Расположите вышивки, орнамент, воланы, кружева на одежде кукол. Форма деталей подскажет, куда их лучше наклеить.
Не только наряды кукол, но и свои платье и костюмы вы сможете обновить и украсить, если наденете к ним воротничок и манжеты, цветной поясок, галстук, бант или яркий шарф.
3.Рефлексия
- Какие красивые платья для Кати и рубашки для Антона получились! Эту нарядную одежду мы будем хранить в сундуке.
С давних времён человек хранил одежду в сундуке. В доме сундук всегда стоял на самом видном месте, потому что он говорил о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки. Их украшали узорами и резьбой. Чем богаче становился человек, тем больше в доме было сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф.
Чтобы определить эффективность нашей работы воспользуемся методом незаконченных предложений.
- Самым интересным для меня сегодня было…
- Сегодня я научился…
- Испытывал трудности…
4. Проектное задание на следующее занятие: Волк хочет красиво одеться, но никак не может выбрать себе одежду и обувь. А во что бы ты одел его?