Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся

Подготовила: Ефлютина И. А.,

библиотекарь

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в патриотическом воспитании учащихся начальных классов занимают пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделяется теме любви к родине и защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю. Это говорит о силе русского народа.

Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.

В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.

Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен


Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми школьного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Наверное, никогда прежде не существовало такого количества методик воспитания детей, как сегодня. Современным родителям так не просто сделать выбор... Однако, когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока, Монтессори и Ушинского.

И, что удивительно, вопросов и проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, кажется, было намного меньше. Как же воспитывали детей наши далекие предки?

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо-татарами, с крестоносцами? В начальной школе дети знакомятся с героизмом Дмитрия Донского, Александра Невского.

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. К этому возрасту он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.

Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком». «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий, символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.

Спустя примерно десять лет в летописи вновь говорится о Святославе: «Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; хотя легко, как барс, вел он многие войны».

Затем шло уже участие в походах, чтобы самому стяжать честь и славу, добыть себе имущество и таким образом утвердиться среди взрослых.


Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.

Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью... около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников.



Такие исторические факты нужно доносить до детей, они с интересом их слушают, размышляют. Часы общения, посвященные «Дням воинской славы», участие в общешкольных мероприятиях, посещение музея «Куликово поле»- все это помогает учителю в воспитании учащихся.

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно.

Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм»

60.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Классный час по программе нравственного и патриотического воспитания для учащихся девятого класса «Патриотизм это…»

Классный час по программе нравственного и патриотического воспитания для учащихся девятого класса

36.65kb.

25 09 2014
1 стр.


Программа Гражданско-патриотического воспитания учащихся
190.94kb.

14 10 2014
1 стр.


Управление образования

«Вопросы военного и героико-патриотического воспитания учащихся на уроках географии»

741.77kb.

15 09 2014
4 стр.


Героико-патриотического воспитания учащихся на 2012-2013 учебный год

Оформление музея боевой и трудовой славы, истории профтехучилища, Уголка государственной символики

31.27kb.

13 10 2014
1 стр.


Цель: Формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере последствий Чернобыльской аварии. Задачи

Способствовать развитию духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе

59.14kb.

06 10 2014
1 стр.


По разделу I «Совершенствование процесса патриотического воспитания»
434.9kb.

25 12 2014
2 стр.


Программа физического воспитания учащихся I xi классов

Данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп

1769.89kb.

11 09 2014
7 стр.