наук А.А.Зданевич. - М.: Просвещение, 2005).
Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.
Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальной программе в соответствии со степенью их заболевания и состояния здоровья.
Комплексная программа
физического воспитания учащихся I - XI классов*
Объяснительная записка
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою
деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и национальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Настоящая комплексная программа* имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в I-IV, V—IX и X-XI классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательнойшколе.
Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.
* Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А.Зданевич.
Программа допущена Министерством образования Российской Федерации.*Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальной программе в соответствии со степенью их заболевания и состояния здоровья.
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
-формирование первоначальных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
-об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
-о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
-о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
-об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
-о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
-о физических качествах и общих правилах их тестирования;
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
-о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
-составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
-вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
-организовывать и проводить самостоятельные занятия;
-уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные |
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, сек. |
6,5 |
7,0 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) |
130 5
|
125 4
|
К выносли- вости
|
Бег 1000 м Передвижение на лыжах 1,5 км Плавание произвольным стилем 25 м
|
Без учета времени | |
К координа- ции
|
Челночный бег 3 х 10 м, сек. |
11,0 |
11,5 |
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемых самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет | ||||||||||
№№
|
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Воз- раст, лет |
Уровень | ||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий | |||||
Мальчики |
Девочки | |||||||||
1. |
Скоростные |
Бег 30 м, сек. |
7 8 9
|
7.5 и выше 7,1 -"- 6,8 -"- 6.6 -"-
|
7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 |
5,6 и ниже 5,4 -"- 5,1 -"- 5.0 -"- |
7,6 и выше 7,3 -"- 7,0 -"- 6,6 -"- |
7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 |
5,8 и ниже 5,6 -"- 5,3 -"- 5,2 -"- | |
2. |
Координа- ционные |
Челночный бег 3x10 м, сек.
|
7 8 -5 10 |
11,2 и выше 10,4 -"- 10,2 -"- 9,9 -"- |
10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 |
9,9 и ниже 9,1 -"- 8,8 -"- 8,6 -"- |
11,7 и выше 11,2-"- 10,8-"- 10,4 -"- |
11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 |
10,2 и ниже 9,7 -"- 9,3 -"- 9,1 -"- | |
3. |
Скоростно- силовые |
Прыжок в длину с места, см
|
7 8 9
|
100 и выше 110-"- 120 -"- 130 -"- |
115-135 125-145 130-150 140-160 |
155 и выше 165-"- 175 -"- 185 -"- |
85 и ниже 100-"- 110-"- 120 -"- |
110-130 125-140 135-150 140-155 |
150 и выше 155-"- 160 -"- 170-"- | |
4. |
Выносливость |
6-минутный бег, м
|
7 8 9 10 |
700 и менее 750 -"- 800 -"- 850 -"- |
730-900 800-950 850-1000 900-1050 |
1100 и выше 1150 -"- 1200 -"- 1250 -"- |
500 и менее 550 -"- 600-"- 650 -"- |
600-800 650-850 700-900 750-930 |
900 и выше 950 -"- 1000 -"- 1050 -"- | |
5. |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя,
см |
7 8 9
|
1 и ниже 1 -"- 1-"-
2-"- |
3-5 3-5 3-5 4-6 |
9 и выше 7,5 -"- 7,5 -"-
|
2 и ниже 2-"- 2 -"-
|
6-9 5-8 6-9
|
12,5 и выше 11,5 -"- 13,0 -"- 14,0-"- | |
6. |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекла- дине из виса, кол- во раз (мальчики) |
7 8 9 10 |
1 и ниже 1 -"- 1 -"-
|
2-3 2-3 3-4 3-4 |
4 и выше 4-"-
5-"- 5-"- |
- - - - |
- - - - |
- - -- | |
на низкой пере- кладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) |
7 8 9 10
|
- - - - |
- - - - |
- - - - |
2 и ниже 3-"- 3-"- 4-"- |
4-8 6-10 7-11 8-13 |
12 и выше 14-"- 16-"- 18-"- |
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные
Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии с температурными и погодными условиями.
При обучении двигательным действиям предпочтение следует .отдавать целостному методу,
уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном выполнении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т.д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы сти-
мулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия даже детей одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста из параллельных классов, проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.
1.3. Примерное распределение учебного времени
на различные виды программного
материала (сетка часов) при двухразовых (трехразовых)*1 занятиях в неделю
№
|
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) | |||
Класс | |||||
I |
II |
III |
IV | ||
1. |
Базовая часть |
52 (78) |
52 (78) |
52 (78) |
52 (78) |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока | |||
1.2 |
Подвижные игры |
12 (18) |
12 (18) |
12 (18) |
12 (18) |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 (18) |
12 (18) |
12 (18) |
12 (18) |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
14 (21) |
14 (21) |
14 (21) |
14 (21) |
1.5 |
Лыжная подготовка |
14 (21) |
14 (21) |
14 (21) |
14 (21) |
1.6 |
Плавание *2 |
|
|
|
|
2. |
Вариативная часть |
16 (24) |
16 (24) |
16 (24) |
16 (24) |
2.1 |
Связанный с региональными и национальными особенностями |
8 (12) |
8 (12) |
8 (12) |
8 (12) |
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта |
8 (12) |
8 (12) |
8 (12) |
8 (12) |
________________________________________________________
* Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А.Зданевич.
Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Начало программы см. в журнале «Физическая культура в школе» № 1 за 2004 г., с. 30.
*1 В скобках указано количество уроков при трехразовых занятиях в неделю. При четырех занятиях в неделю и более время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
*2 В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с I класса.
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 час. в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Выполнение основных движений с различной скоростью с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).
Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разно-
игр, нежели к их содержанию.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает ком-
плексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей
(способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных
действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совер-
В результате обучения ученики должны познакомиться с многими играми, что позволит
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми
I-IV к л а с с ы. «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки».
III-IV классы. «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты», игры из I-IV классов.
Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых спо-
собностей, ориентирование в пространстве.
I-IV классы. «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
III-IV классы. «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей.
I-IV классы. «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель».
III-IV классы. Все игры из I-IV классов.
Освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча.
I класс. Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.
II класс. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч).
Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом).
III класс. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски по воротам с 3-4 м в гандболе и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе.
IV класс. Игры для III класса. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски
по воротам с 3-4 м (гандбол) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе.
Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча,
развитие способностей к реакции, ориентированию в пространстве.
I-II классы. «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч».
III — IV кл ассы. «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», игры с ведением мяча.
Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.
I-II классы. При соответствующей игровой подготовке игры, рекомендованные для III и IV классов.
III-IV классы.«Борьбаза мяч», «Перестрелка», мини-баскетбол, мини-гандбол, варианты
игры в футбол.
Знания о физической культуре. I — IV классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Самостоятельные занятия. 1-1У классы. Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами.
1.4.3. Гимнастика с элементами акробатики
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал I - IV классовходят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.
Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их по-
мощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, яв-
ляется для них новым и необычным. Количество общеразвивающих упражнений фактически
безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных
к более сложным. В урок следует включать от 3-4 до 7-8 таких упражнений. Затрачивая на
каждом занятии примерно 3-6 мин. на общеразвивающие упражнения без предметов, уже
через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т.е.
адекватному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей,
чество. Учитель должен помнить, что упражнения с предметами должны содержать элементы новизны. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять
Большое значение в физическом воспитании младших школьников имеют также акро-
Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
I-IV классы. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками.
III — IV классы. Совершенствование в уп-
ражнениях, освоенных в I-IV классы.
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.
I класс. Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях.
II класс. Кувырок вперед; стойка на лопатках, согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону.
III класс. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперед; стойка на лопатках; из положения лежа на спине мост. Комбинация из освоенных элементов.
IV класс. Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом в стойку на лопат-
ках; мост с помощью и самостоятельно. Комбинация из освоенных элементов.
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей.
I-IV классы. Висы и упоры — упражнение в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнасти-
III класс. Совершенствование освоенных во II классе умений и навыков. Комбинации из
IV класс. Вис за весом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке
I класс. Лазание по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре
II класс. Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и
III класс. Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на жи-
IV класс. Лазание по канату в три приема; перелезание через препятствия.
I класс. Перелезание через гимнастического коня.
II-III классы. Совершенствование в освоенных ранее упражнениях.
IV класс. Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; вскок в упор
I класс. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба
II класс. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на
III класс. Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м); повороты на
IV класс. Ходьба по бревну большими шагами с выпадами; ходьба на носках; поворотына 90 и 180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом).
I класс. Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону.
II класс. III позиция ног; танцевальные шаги; переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой.
III класс. Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг.
IV класс. I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев.
Освоение строевых упражнений.
I класс. Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестро-
II класс. Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение в колонну по одно-
III класс. Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчи
тайсь!»; построение в две шеренги; перестрое-ние из двух шеренг в два круга; передвижение
по диагонали, противоходом, змейкой.
IV класс. Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю;
I-II классы. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте
III-IV классы. Совершенствование в уже освоенных упражнениях.
I -IV классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во
I-IV классы. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из глав-
Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в
Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных,
Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двига-
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и
Всё это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство то-
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом
I-II классы. Обычная ходьба, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положени-
III-IVклассы. Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через
I-II классы. Обычный бег, бег с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.); по размеченным участкам дорожки; челночный бег 3x5,
III-IV классы. То же, что в 1-11 классах. Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперед, с захлестыванием голени назад.
I класс. Равномерный, медленный до 3 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.
II класс. Равномерный, медленный до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.
III класс. Равномерный, медленный до 5 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.
IV класс. Равномерный, медленный до 6-8 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
I-II к л ассы. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета»
(расстояние 5-15 м).
I класс. Бег с ускорением от 10 до 15 м. Соревнования в беге до 30 м.
II класс. Бег с ускорением от 15 до 20 м.Соревнования в беге до 30 м.
III-IV классы. «Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10-20 м). Бег в коридорчике 30-40 см из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы, из различных исходных положений.
III класс. Бег с ускорением от 20 до 30 м. Соревнование в беге до 30 м.
IV класс. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Соревнование в беге до 60 м.
I к л а с с. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперед на
II класс. На одной и двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку многоразовые (до 8 прыжков).
III класс. На одной и двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места.
IV к л а с с. На одной и двух ногах на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы на точность приземления; с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки (трой-
I класс. Игры с прыжками, с использованием скакалки.
II класс. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах. Преодо-
ление естественных препятствий.
III класс. Эстафеты с прыжками на одной(до 10 прыжков). Игры с прыжками и осалива-
IV к л а с с. То же, что в III классе.
I класс. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направ-
II класс. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания
III класс. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания,
IV класс. Метание теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 5-6 м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние.
I-II классы. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; название
III-IV классы. Понятия: эстафета, команды «Старт», «Финиш», понятия о темпе, длительности бега, влиянии бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях. Техника безопасности на занятиях.
I-II классы. Равномерный бег до 6 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 30 м).
III—IV классы. Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 60 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 50 см) ес-
В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит: ознакомить детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучить основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств — ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста.
Уроки лыжной подготовки проводятся при слабом ветре (не более 2 м/сек), при температуре не ниже -15°. В северных районах эта температурная норма может быть понижена на 5°, в южных — примерно на столько же повышена. Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, обеспечить порядок и дисциплину. Учебные лыжни могут иметь форму круга, «гребенки», отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.
Программный материал
по лыжной подготовке I—IV классы
Освоение техники лыжных ходов.
I класс. Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км.
II класс. Скользящий шаг с палками. Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км.
III класс. Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъем лесенкой. Спуски в
IV класс. Попеременный двухшажный ход. Спуски с пологих склонов. Торможение плугом и упором. Повороты переступанием в движении. Подъем лесенкой и елочкой. Прохождение дистанции до 2,5 км.
I-IVклассы. Основные требования к одежде и обуви во время занятий лыжной подготовкой, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности.
Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого учащегося. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов 25 м. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания.
В школах, имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с I класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, открытые водоемы в теплое время года, занятия плаванием в загородных лагерях. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.
Программный материал
по плаванию I—IV классы
Освоение умений плавать и развитие координационных способностей.
Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с
Повторное проплывание отрезков 10-25 м (2-6 раз), 100 м (2-3 раза). Игры и развлечения на воде.
Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации.
Специальные упражнения, рекомендованные программой для освоения умений плавать.
Материал вариативной части, связанной с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств, а также упражнениям, имеющим большое прикладное значение, прежде
11 09 2014
7 стр.
30 09 2014
1 стр.
15 09 2014
4 стр.
08 10 2014
9 стр.
10 10 2014
28 стр.
23 09 2014
1 стр.
09 10 2014
5 стр.
07 10 2014
3 стр.