Перейти на главную страницу
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор В. Н. Яковлев;
доктор медицинских наук, профессор В. А. Правдивцев;
доктор медицинских наук, профессор В. И. Торшин
Художественное оформление Н. М. Замешаева
15Г^ 5-305-00034-3.
Учебник написан в соответствии с новой программой изучения «Физиологии физического воспитания и спорта» в различных учебных заведениях. Большое внимание уделено физиологии ЦНС и нервно-мышечной системы, терморегуляции и акклиматизации, биоритмам, гормональной регуляции при физической деятельности, другим вопросам, касающимся физической работы, физиологическим изменениям в функциональных системах и органах под влиянием физических нагрузок; дана характеристика состояния организма при занятиях различными видами спорта и оздоровительной физкультурой.
Учебник рассчитан на студентов колледжей, факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также тренеров, спортивных врачей и других специалистов.
© Смирнов В. М., Дубровский В. И., 2002
Учебник «Физиология физического воспитания и спорта» профессора В. М. Смирнова и профессора В. И. Дубровского написан согласно новой программе и состоит из трех частей: физиология зрелого организма, особенности физиологии детей и подростков и собственно спортивная физиология.
Первый раздел «Физиология возбудимых тканей» содержит материалы по общей физиологии возбудимых тканей, физиологии сенсорных рецепторов, нервных волокон, синапсов, общей и частной физиологии ЦНС, эндокринным железам. Несмотря на краткость изложения этого материала, авторы смогли четко и понятно представить классические и современные данные по физиологии и биофизике возбудимых клеток. Особое внимание уделено вопросам физиологии движений, что вполне обосновано целевым назначением учебника. Следует также отметить, что это ключевой раздел для глубокого понимания механизмов деятельности всех органов и систем организма.
Второй раздел посвящен физиологии внутренних органов и систем организма - это система крови, дыхания, сердечно-сосудистая система, пищеварительная, обмен веществ и энергии, терморегуляция, выделительная система. Большое внимание в этом, как и в других разделах учебника, уделено терминам, по которым еще не сложилось единого мнения. Авторы в ряде случаев выступают как
3
новаторы, причем убедительно обосновывают свою оригинальную точку зрения, не навязывая ее читателю. Напротив, читателю предоставляется возможность творческого решения дискуссионного вопроса.
Третий раздел «Интегративная деятельность организма» посвящен физиологии сенсорных систем и высшей нервной деятельности. Здесь дана оригинальная классификация анализаторов, четко изложены механизмы кодирования информации в различных отделах анализаторов, особое внимание уделено кодированию раздражителей в периферическом - рецепторном и в корковом отделах анализатора (кодирование качественной характеристики действующего на рецепторы раздражителя, количественной - сила раздражителя, кодирование пространства и времени действия раздражителя). Авторы изложили современные представления о механизмах кодирования в корковом конце анализатора - о механизмах узнавания известного предмета, явления и формирования образа, впервые встречаемого предмета и явления. Достаточно глубоко, хотя и компактно, написан раздел частной физиологии анализаторов, оригинально представлен материал по физиологии зрительного анализатора. Дана обоснованная, облегчающая усвоение материала модификация классификации различных вариантов научения, сформулированы оригинальные определения - что такое психическая деятельность, первая и вторая сигнальные системы, четко изложены устоявшиеся представления о механизмах ВНД.
В части II учебника детально изложены материалы, касающиеся особенностей физиологии детей и подростков, начиная с периода новорожденности до юношеского возраста, рассмотрена проблема акселерации и ретардации развития детей. Показано созревание различных функциональных систем организма, в частности, особенности опорно-двигательного аппарата у детей, особенности терморегуляции и обмена веществ, переход от развивающегося организма к зрелому.
В части III учебника отражены современные представления о влиянии физической культуры и спорта на физиологические сис-
4
темы, органы и ткани организма как во время тренировки, так и в соревновательной деятельности - каким образом органы и физиологические системы обеспечивают физические нагрузки. Впервые отмечены факторы негативного влияния спорта на организм спортсмена. Представлены данные о влиянии гипоксии (тренировки в горах), жаркого и влажного климата на тренирующихся спортсменов.
В учебник введен раздел адаптации (акклиматизации) спортсменов к условиям смены временных поясов и участия спортсменов в международных соревнованиях в различных климатических условиях. В частности, представлены данные о влиянии климата и биологических ритмов на спортивные результаты во время тренировок и участия в международных соревнованиях российских спортсменов в США, Канаде, Перу, Камбодже и других странах. Описаны особенности реакций кардиореспираторной системы, метаболизма, гомеостазиса на физические нагрузки. Отмечена динамика гомео-стазиса при продолжительной акклиматизации спортсменов и при физических нагрузках в период подготовки к ответственным соревнованиям.
Сделан акцент на особенности метаболизма тканей, органов и функциональных систем в условиях адаптации спортсменов к чрезмерным физическим нагрузкам. Представлены данные о физиологических реакциях у юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста на влияние физических тренировок.
Особое внимание уделено описанию физиологической характеристики таких качеств,,как выносливость, скорость, сила; физиологической характеристике различных видов спорта (циклические, ациклические, единоборства и др.); аэробным и анаэробным фазам при различных физических нагрузках и внешних факторах.
Книга прекрасно иллюстрирована схемами, таблицами, рисунками. Иллюстрации, несомненно, будут способствовать повышению эффективности преподавания и усвоения материала. В иллюстрациях отражены представления о некоторых процессах, протекающих на тканевом и клеточном уровнях.
Раздел I
Возбудимыми являются ткани, способные генерировать потенциал действия (возбуждаться), - это нервная и мышечная ткани.
9
В нервных и мышечных клетках концентрация К+ внутри клетки в 30-40 раз больше, чем вне клетки; концентрация №+ вне клетки в 10-12 раз больше, нежели внутри клетки; ионов С1~ вне клетки в 15-20 раз больше, чем внутри клетки. В клетке имеется небольшое количество ионов М§2+. Кальций в свободном состоянии находится в основном вне клетки. Он содержится также в эн-доплазматическом ретикулуме; в гиалоплазме его очень мало. Это обусловливается отчасти активным транспортом Са2+ наружу через клеточную мембрану, отчасти поглощением его эндоплазмати-ческим ретикулумом - это резервуар для Са2+- и другими органел-лами, например, митохондриями, связыванием Са2+ цитратом, глютаматом.
В клетке находятся также крупномолекулярные анионы - главным образом это отрицательно заряженные белковые молекулы,
10
например, глютамат, аспартат, а также органические фосфаты. Различные ионы распределены неравномерно по обе стороны клеточной мембраны, во-первых, вследствие неодинаковой проницаемости клеточной мембраны для различных ионов, во-вторых, в результате работы ионных насосов, транспортирующих ионы в клетку и из клетки вопреки концентрационному и электрическому градиентам.
ной мембраны препятствуют этому. Когда концентрационный и электрический градиенты уравновесятся, число выходящих из клетки ионов К+ сравняется с числом входящих в клетку ионов К+. В этом случае на клеточной мембране устанавливается так называемый равновесный калиевый потенциал.
где Е(оп - потенциал, создаваемый данным ионом; К - газовая постоянная (8,31 Дм); Т - абсолютная температура (273+37°С); 2 -валентность иона; Р - постоянная Фарадея (9,65 104); [юп]\ - концентрация иона внутри клетки ОпзШе); [юп]о - концентрация иона во внешней среде клетки (оиЫае).
13
При проведении измерений потенциал окружающей клетку среды принимают за величину, равную нулю. Относительно нулевого потенциала внешней среды потенциал внутренней среды клетки, как отмечалось выше, составляет величину порядка 60-90 мВ. Повреждение клетки приводит к повышению проницаемости клеточных мембран, в результате чего различие проницаемости для,, К+ и Ка+ уменьшается, ПП при этом снижается.
нию с той, которая потребовалась бы при несопряженном транспорте. В целом, траты энергии на активный транспорт веществ огромны - лишь Ыа /К- насос потребляет 1 / 3 всей энергии, расходуемой организмом в покое. За 1 с один Ыа/К-насос (одна молекула белка) переносит 150-600 ионов №+. Накопление №+ в клетке стимулирует работу №/К-насоса, уменьшение Ыа+ в клетке снижает его активность, поскольку снижается вероятность контакта ионов с соответствующим переносчиком. В результате сопряженного транспорта Ыа+ и К+ поддерживается постоянная разность концентраций этих ионов внутри и вне клетки. Одна молекула АТФ обеспечивает один цикл работы №/К-насо-са - перенос трех ионов Ыа+ за пределы клетки и двух ионов К+ внутрь клетки. Асимметричный перенос ионов №/К- насосом поддерживает избыток положительно заряженных частиц на наружной поверхности клеточной мембраны и отрицательных зарядов внутри клетки, что позволяет считать № / К-насос структурой электрогенной, дополнительно увеличивающей ПП примерно на 5-10 мВ (в среднем около 10% у разных возбудимых клеток -у одних больше, у других меньше). Данный факт свидетельствует о том, что решающим фактором в формировании ПП является селективная проницаемость клеточной мембраны для разных ионов. Если уравнять проницаемость клеточной мембраны для всех ионов, то ПП будет составлять только 5-10 мВ - за счет работы Ыа/К-помпы.
Нормальная величина ПП является необходимым условием возникновения процесса возбуждения клетки, т. е. возникновения и
аспространения потенциала действия, инициирующего специфи-
ескую деятельность клетки.
1.2. ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
Потенциал действия (ПД) - это электрофизиологический процесс, выражающийся в быстром колебании мембранного потенциала вследствие перемещения ионов в клетку и из клетки и способный распространяться без декремента (без затухания). ПД обеспечивает передачу сигналов между нервными клетками, нервными центрами и рабочими органами; в мышцах ПД обеспечивает процесс электромеханического сопряжения.
А. Характеристика потенциала действия (ПД). Схематично ПД представлен на рис. 1.3. Величина ПД колеблется в пределах 80-130 мВ, длительность пика ПД нервного волокна 0,5-1 мс, волокна скелетной мышцы - до 10 мс с учетом замедле-
ния деполяризации в конце ее. Длительность ПД сердечной мышцы,, 300-400 мс. Амплитуда ПД не зависит от силы раздражения - она всегда максимальна для данной клетки в конкретных условиях: ПД подчиняется закону «все или ничего», но не подчиняется закону силовых отношений - закону силы. ПД либо совсем не возникает при раздражении клетки, если оно мало, либо возникает и достигает максимальной величины, если раздражение является пороговым или сверхпороговым. Следует отметить, что слабое (подпороговое) раздражение может вызвать локальный потенциал. Он подчиняется закону силы - с увеличением силы стимула величина его возрастает. В составе ПД различают четыре фазы: 1 — деполяризация, т. е. исчезновение заряда клетки - уменьшение мембранного потенциала до нуля; 2 — инверсия, т. е. изменение заряда клетки на противоположный, когда внутренняя сторона мембраны клетки заряжается положительно, а внешняя - отрицательно (лат. шуегзю - переворачивание); 3 — реполяризация, т. е. восстановление исходного заряда клетки, когда внутренняя поверхность клеточной мембраны снова заряжается отрицательно, а наружная -положительно; 4 - следовая гиперполяризация.
16
движение №+ в клетку, а К+ - из клетки. Это наиболее часто встречаемый вариант возникновения ПД. Величина мембранного потенциала при этом сначала уменьшается, а затем снова восстанавливается до исходного уровня. На экране осциллографа отмеченные изменения мембранного потенциала предстают в виде пикового потенциала - ПД. Он возникает вследствие накопленных и поддерживаемых ионными насосами градиентов концентраций ионов внутри и вне клетки, т.е. за счет потенциальной энергии в виде электрохимических градиентов ионов. Если заблокировать процесс выработки энергии, потенциалы действия некоторый период времени будут возникать. Но после исчезновения градиентов концентраций ионов (устранения потенциальной энергии) клетка генерировать ПД не будет. Рассмотрим фазы ПД.
Когда деполяризация клетки достигает критической величины (Е , критический уровень деполяризации - КУД), которая обычно составляет 50 мВ (возможны и другие величины), проницаемость мембраны для Ыа* резко возрастает - открывается большое число потенциалзависимых ворот Ыа-каналов - и Ыа+ лавиной устремляется в клетку. В результате интенсивного тока Ыа+ внутрь клетки процесс деполяризации проходит очень быстро. Развивающаяся деполяризация клеточной мембраны вызывает дополнительное увеличение ее проницаемости и, естественно, проводимости Ыа+ -открываются все новые и новые ворота №-каналов, что придает току Ыа+ в клетку характер регенеративного процесса. В итоге ПП
17
исчезает, становится равным нулю. Фаза деполяризации на этом заканчивается.
2. Фаза инверсии. После исчезновения ПП вход Ыа+ в клетку продолжается, поэтому число положительных ионов в клетке превосходит число отрицательных ионов, заряд внутри клетки становится положительным, снаружи - отрицательным. Процесс перезарядки мембраны представляет собой вторую фазу потенциала действия - фазу инверсии (рис. 1.3 - 2). Теперь электрический градиент препятствует входу Ыа+ внутрь клетки (положительные заряды отталкиваются друг от друга), Ыа-проводимость снижается. Тем не менее, некоторый период времени (доли миллисекунды) №+ продолжает входить в клетку — об этом свидетельствует продолжающееся нарастание ПД. Это означает, что концентрационный градиент, обеспечивающий движение №+ в клетку, сильнее электрического, препятствующего входу Ыа+ в клетку. Во время деполяризации мембраны увеличивается проницаемость ее и для Са2+, он также идет в клетку, но в нервных волокнах, нейронах и в клетках скелетной мускулатуры роль Са2+ в развитии ПД мал.а. В клетках гладкой мышцы и миокарда его роль существенна. Таким образом, вся восходящая часть пика ПД в большинстве случаев обеспечивается в основном входом №+ в клетку.
Примерно через 0,5-1 мс и более после начала деполяризации (это время зависит от вида клетки) рост ПД прекращается вследствие закрытия ворот натриевых каналов и открытия ворот К-кана-лов, т. е. увеличения проницаемости для К+ и резкого возрастания выхода его из клетки (см. рис. 1.3 - 2). Препятствуют также росту пика ПД электрический градиент Ыа+ (клетка внутри в этот момент заряжена положительно), а также выход К+ из клетки по каналам утечки. Поскольку К+ находится преимущественно внутри клетки, он, согласно концентрационному градиенту, быстро выходит из клетки после открытия ворот К+-каналов, вследствие чего уменьшается число положительно заряженных ионов в клетке. Заряд клетки снова начинает уменьшаться. В фазу инверсии выходу К+ из клетки способствует также и электрический градиент. К+ выталкивается положительным зарядом из клетки и притягивается отрицательным зарядом снаружи клетки. Так продолжается до полного исчезновения положительного заряда внутри клетки (до конца фазы инверсии - рис. 1.3-2, пунктирная линия), когда начинается следующая фаза ПД - фаза реполяризации. Калий выходит из клетки не только по управляемым каналам, ворота которых открыты, но и по неуправляемым - каналам утечки, что несколько замедляет ход восходящей части ПД и ускоряет ход нисходящей составляющей ПД.
Таким образом, изменение мембранного потенциала покоя ведет к последовательному открытию и закрытию электроуправляе-мых ворот ионных каналов и движению ионов согласно электрохимическому градиенту - возникновению ПД. Все фазы являются регенеративными - необходимо только достичь критического уровня деполяризации, далее ПД развивается за счет потенциальной энергии клетки в виде электрохимических градиентов, т. е. вторично активно.
3. Фаза реполяризации (рис. 1.3-3) связана с тем, что проницаемость клеточной мембраны для К+ все еще высока (ворота калиевых каналов открыты), К+ продолжает быстро выходить из клетки, согласно концентрационному градиенту. Поскольку клетка теперь уже снова внутри имеет отрицательный заряд, а снаружи - положительный (см. рис. 1.3 - 3), электрический градиент препятствует выходу К+ из клетки, что снижает его проводимость, хотя он продолжает выходить. Это объясняется тем, что действие концентрационного градиента выражено значительно сильнее электрического градиента. Вся нисходящая часть пика ПД обусловлена выходом К+ из клетки. Нередко в конце ПД наблюдается замедление реполяризации, что объясняется уменьшением проницаемости клеточной мембраны для К+ и замедлением выхода его из клетки из-за частичного закрытия ворот К-каналов. Вторая причина замедления тока К+ из клетки связана с возрастанием положительного потенциала наружной поверхности клетки и формированием противоположно направленного электрического градиента.
Таким образом, главную роль в возникновении ПД играет Ыа+, входящий в клетку при повышении проницаемости клеточной мембраны и обеспечивающий всю восходящую часть пика ПД. При замене Ма+ в среде на другой ион, например холин, ПД в нервной и мышечной клетках скелетной мускулатуры не возникает. Однако проницаемость мембраны для К+ тоже играет важную роль. Если повышение проницаемости для К+ предотвратить тетраэтиламмонием, мембрана после ее деполяризации реполя-ризуется гораздо медленнее, только за счет медленных неуправляемых каналов (каналов утечки ионов), через которые К+ будет выходить из клетки.
18
19
4. Следовая гиперполяризация клеточной мембраны (рис. 1.3 -4) обычно является следствием еще сохраняющейся повышенной проницаемости клеточной мембраны для К+, она характерна для нейронов. Ворота К-каналов еще не полностью закрыты, поэтому К+ продолжает выходить из клетки согласно концентрационному градиенту, что и ведет к гиперполяризации клеточной мембраны. Постепенно проницаемость клеточной мембраны возвращается к исходной (натриевые и калиевые ворота возвращаются в исходное состояние), а мембранный потенциал становится таким же, каким он был до возбуждения клетки. Ыа/ К-помпа непосредственно за фазы потенциала действия не отвечает, хотя она и продолжает работать во время развития ПД.
21
4. Фаза экзальтации — это период повышенной возбудимости. Он соответствует следовой деполяризации. В некоторых клетках, например в нейронах ЦНС, возможна частичная деполяризация клеточной мембраны вслед за гиперполяризацией. Очередной ПД можно вызывать более слабым раздражением, поскольку мембранный потенциал несколько ниже обычного и он оказывается ближе к критическому уровню деполяризации, что объясняют повышенной проницаемостью клеточной мембраны для ионов Ыа+. Скорость протекания фазовых изменений возбудимости клетки определяет ее лабильность.
Следует отметить, что при постепенном увеличении частоты ритмического раздражения лабильность ткани повышается, т. е.
ткань отвечает более высокой частотой возбуждения по сравнению с исходной частотой. Это явление открыто А. А. Ухтомским и называется усвоением ритма раздражения.
1.5. ОЦЕНКА ВОЗБУДИМОСТИ КЛЕТКИ. АККОМОДАЦИЯ
Возбудимость клетки изменяется не только в процессе возбуждения, но и при изменении химического состава внеклеточной жидкости, например, в результате длительной высокой активности клеток, отклонения показателей внутренней среды в патологических случаях. Если ПП медленно уменьшается, например, при недостатке кислорода или под действием миорелаксантов типа сукцинилхо-лина, развивается инактивация Ыа-каналов, и клетка становится невозбудимой. При снижении концентрации ионов Ыа+ вне клетки этот ион в меньшем количестве входит в клетку, в результате чего снижается ее возбудимость из-за гиперполяризации клетки. Это наблюдается, например, при бессолевой диете, при этом может развиваться мышечная слабость. Повышение внеклеточной концентрации Ыа+ вызывает противоположный эффект - например, повышение тонуса сосудов вследствие повышения возбудимости нервно-мышечных элементов. Возбудимость различных тканей сама по себе различна - у нервных клеток выше, чем у мышечных. Показателями состояния возбудимости ткани являются: пороговый потенциал, пороговая сила, пороговое время. Для оценки возбудимости ткани обычно используются такие критерии, как пороговая сила и хронаксия.
вая сила электрического тока для различных клеток равна Ю-7 -Ю-9 А". При медленно нарастающей силе раздражителя возбуждение может не возникнуть даже при достижении большой его силы, значительно превосходящей пороговую, вследствие развития аккомодации (снижения возбудимости и ПД вплоть до полного его отсутствия при медленно нарастающем стимуле, так как развивается инактивация №-каналов).
Важным условием, обеспечивающим возникновение возбуждения при действии раздражителя, является его длительность.
Пороговое время — наименьшее время, в течение которого должен действовать раздражитель пороговой силы, чтобы вызвать возбуждение. Чем меньше пороговое время, тем выше возбудимость ткани.
Хронаксия — это наименьшее время, в течение которого должен действовать ток в две реобазы, чтобы вызвать возбуждение (см. рис. 1.5 - проекция точки Б на абсциссу). Хронаксия соответствует крутой части кривой силы - времени, она колеблется от сотых долей мс до сотен мс.
Взаимозависимость между временем действия раздражителя и сверхпороговой силой, необходимыми для вызова возбуждения, показана также на рис. 1.5. Кривая в виде гиперболы (кривая Гоорвега - Вейса - Лапика) демонстрирует, что с увеличением времени действия раздражителя его сила, необходимая для вызова возбуждения, уменьшается, и наоборот.
26
С50 \ Физиология физического воспитания и спорта: Учеб для студ сред, и высш учебных заведений. — М.: Изд-во владос-пресс, 2002.— 608 с: ил
10 10 2014
28 стр.
Адаптация основных физиологических систем организма в процессе физического воспитания студентов
15 09 2014
4 стр.
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта
10 10 2014
3 стр.
Характеристика гимнастики как одного из средств и методов физического воспитания
14 10 2014
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
30 09 2014
1 стр.
Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
07 10 2014
3 стр.
Защита состоится 24 декабря 2010 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 41. 03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу
15 10 2014
4 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
18 12 2014
5 стр.