Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Основным фактором, влияющим на здоровье человека, определяющим его состояние, является здоровый образ жизни. Это наиболее действенный фактор, основа профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным физическим развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей.

Физическое развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма.

С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено.



Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движения ребёнка.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость.


Вы никогда не задавались вопросом, почему название учреждения для маленьких детей содержит слово сад? Метафора сада возникла не случайно. Малыши, словно редкие капризные цветы, нуждаются в благоприятных, специально организованных условиях: щедром удобрении (от слова "добрый"), прививках массы полезного и оберегании от вредного. Дети в обществе растут и развиваются не стихийно - мы, взрослые, стараемся бережно "выращивать" и развивать любимых чад. Помочь в этом трепетном и чрезвычайно важном деле нам работникам дошкольных учреждений, призваны специальные программы развития. Какие существуют программы и технологии физического воспитания дошкольников.
Наш детский работает по программе «Физическая культура - дошкольникам» автор Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и современных технологий БГПУ им. М.Танка, действительный член Международной академии наук высшей школы Л.Д. Глазырина.
ПРОГРАММА

« ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДОШКОЛЬНИКАМ»

Автор: Л.Д. Глазырина



Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы, имеют следующие направления:

оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;

воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;

образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.



Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:

принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).

принцип синкретичности (от греч. synkretismos — соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);

принцип творческой направленности самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.

Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.

Отличительной особенностью программы - является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания — массаж, закаливание, физические упражнения.

Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях помогает формировать у детей важные двигательные умения и навыки, знания в области гигиены, медицины и физической культуры.

Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система мер, методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики»); купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации), психики (внимания, сообразительности, ориентации в пространстве и во времени).

Использование средств физической культуры в воспитательных целях обеспечивает социальное формирование личности и способствует воспитанию человека с творческими способностями, развивает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.

Для реализации воспитательного направления в процессе занятий педагогу рекомендуется подбирать физические упражнения, способствующие проявлению у детей терпения, выносливости, разумной смелости, решительности, уверенности, а также создавать условия для проявления положительных эмоций, развития инициативности и самостоятельности.

Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений и потребности в физическом совершенствовании.

Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль!», «Нас ждет апрель в лесу», «Встреча с осенью» и т.д. Для совершенствования двигательных навыков предлагается использовать игровые задания «Сбей колпак», «Попади в обруч» (совершенствование навыков метания), различные конкурсы —«Образцовая походка», «Красота в ходьбе». Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу — чертить зеленую линию, в колонку — белую, в круг — красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты

— день рождения, появление в ходе занятий любимых игрушек, сказочных героев, и моменты экспромта, вызванные непредвиденными ситуациями и желанием ребенка выразить свои эмоции. Помимо традиционного физкультурного инвентаря (велосипеды, лыжи, роликовые коньки, санки и т.д.) рекомендуется нетрадиционный — различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листочки и т.д.), природный материал (прутики, веточки, листья, цветы и т.д.), овощи и фрукты (картофель, морковь и т.д.), природные явления (дождь, роса, лед и т.д.).

Занятия проводятся в спортивном зале.

В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Воспитатель использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». В работе с детьми раннего возраста педагогу необходимо обращать внимание на свои манеры, движения, голос, дыхание, которые должны способствовать созданию у детей состояния раскрепощенности. А также использовать целевые установки, которые помогают ребенку преодолевать препятствия: «Чудесный малыш, ты будешь здоровым, веселым. Я вижу твое будущее радостным и счастливым. Вся твоя головка наполнилась приятным легким-легким светом, глаза твои светятся, как будто солнышко играет в них. Твои ножки окрепли».

Педагогу важно воспитывать у детей доброжелательные чувства к животным: «Посмотрим, какой у лисоньки красивый пушистый хвост», и пробуждать у детей чувство прекрасного во время занятий на природе: «Пойдем по красивому коврику. Осень его расшила листьями клена, дуба, каштана». Педагог приучает дошкольников к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам: «Вы бежите легко, энергично, думаете о добром деле: сказать приятное друг другу после бега, спросить друг у друга о самочувствии: "Как легко ты бежала?", "Ты устал, я вижу", "Это пройдет"».

Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к основным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения. Чтобы легко и свободно ходить, бегать и прыгать, нужно научиться это делать правильно».

Для каждой возрастной группы определены анатомо-физиологические особенности детей.

В программе представлено годовое планирование физических упражнений для каждой возрастной группы и даны методические рекомендации для их выполнения, а также приведены критерии эффективности образовательной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми.

К программе «Физическая культура — дошкольникам» прилагаются учебно-методические пособия для педагогов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В каждом пособии представлены задачи физического воспитания, раскрыты особенности развития детей, даны советы воспитателям с целью интеллектуального развития детей и организационно-методические основы подготовки воспитателей. Также представлены подробные конспекты физкультурных занятий с методическими рекомендациями к ним.

Кроме этого в своей работе мы используем методическую литературу М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов», М.Ю. Картушина «Мы играем , рисуем и поем»,Л.А. Соболева , В.Н. Панина «Двигаемся, играем , радуемся», К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду», О.Б. Казина «Веселая физкультура для детей и их родителей», В.Н. Шебеко «Физкультурные праздники в детском саду», Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников», В.Н. Зимонина «Росинка , расту здоровым», Л.Д. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» , Л.Д. Пензулаева «Растем здоровми»
Задачи 1 младшей группы


  • Приучать при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями других детей

  • Выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями

  • Соблюдать заданное направление движения

  • Расширять ориентировку в окружающем мире вещей и явлений

  • Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности , явлениям природы

  • Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними


Особенности развития детей третьего года жизни

Интенсивный тем физического развития , характерный для первых двух лет ребенка , на третьем году замедляется. Крепнет весь организм , развивается нервная система , совершенствуется двигательный аппарат. Дети могут сдерживать свои желания и действия , но на краткое время , так как они быстро утомляются от однообразных движений и легко возбуждаются.

Третий год жизни – существенный этап в развитии ребенка. Для этого периода характерно:


  1. Активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого;

  2. Дальнейшее развитие наглядно- действенного мышления и появления элементарных видов речевых суждений об окружающем;

  3. Образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. Большое место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких людей, т.е. берет на себя определенную роль.

Во всех видах деятельности , особенно игровой, происходит развитие психических процессов (восприятие, памяти, мышления и пр.). На третьем году жизни внимание детей становится более сосредоточенным и устойчивым, совершенствуется память. Знакомясь с различными свойствами предметов, ребенок учиться сопоставлять их друг с другом, приобретает способность предвидеть изменения, которые могут произойти в результате выполнения тех или иных действий, упражнений.

У ребенка под влиянием взрослого и на основании своего опыта происходит изменения в умственном развитии : он начинает сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними, обобщать их по сходным признакам . Свои действия дети сопровождают высказываниями , задают много вопросов : почему?, где? когда?



СЕНТЯБРЬ : особое внимание следует уделять расширению адаптационных возможностей организма ребенка


Неделя

Задачи

Вводная часть

ОРУ

ОВД

Подвижная игра

Заключительная часть

1 неделя «До свиданья лето, здравствуй детский сад»

«Доброе утро»

Учить правилам хорошего тона , культуре поведения; формировать умения правильного поведения в утренние часы, учить своими движениями и действиями проявлять любовь к окружающей природе



Ходьба стайкой за воспитателем, свободный бег

Без предметов

Ходьба между двумя линиями

«Бегите все ко мне»


Игра малой подвижности «Здравствуйте»

«Нарядное дерево»

Развивать эстетические чувства, развивать координацию движений



Ходьба свободная , легкий бег

С ленточками

Ходьба по гимнастической лавке; подлезание под дугу

«Мы на луг ходили»

Дыхательное упражнение «Сдуй ленточку»

2 неделя «Мы знакомимся и привыкаем»

«Наши игрушки»

Учить детей правильно принимать исходное положение в тех или иных упражнениях; развивать двигательные реакции в ОРУ;



Ходьба свободная , легкий бег

Без предметов

Ходьба между двумя линиями

«В гости к куклам»

Самомассаж «Погладим наши ножки»

«Веселые картинки»

Учить детей правильно принимать исходное положение в тех или иных упражнениях; развивать двигательные реакции в ОРУ;



Ходьба свободная , легкий бег

Имитационные упражнения

Ходьба между предметами

«У медведя во бору»

Спокойная ходьба по залу

3 неделя «Осень краски разводила»

«Осенние листочки»

Учить детей правильно принимать исходное положение в тех или иных упражнениях; развивать двигательные реакции в ОРУ; познакомить с листьями разнообразной окраски и формы



Ходьба свободная , легкий бег

С листочками

Ходьба между двумя линями

«Собери листочки»

Игра малой подвижности «Ветер дует»

«Есть ли у дождика ножки»

Формировать положительное отношение к такому природному явлению , как дождь, упражнять детей в ходьбе между предметами



Ходьба свободная , легкий бег

Без предметов

Прыжки через 2 палочки положенные на пол /ручеек/

«Солнышко и дождик»

Релаксация «Сухой дождь»

4 неделя «Во саду ли в огороде»

«Во саду ли в огороде»

Формировать умение детей ходить и бегать огибая предметы, упражнять в перелезание через предметы; упражнять в произношении чистоговорок, закрепить названия фруктов




Ходьба между предметами, легкий бег

Речитатив «Мы пришли на огород»

Перелезание через мягкие бревнышки

«Зайки побегайки»

Пальчиковая игра «Мы капусту солим»

«Веселый огород и что же там растет»

Рассказать детям, что растет на огороде; формировать умение рассказать о том или ином овоще; развивать элементы творчества передачи движений



Ходьба свободная , легкий бег

Без предметов

Ходьба по гимнастической скамейке

«Показался желтый бок , только я не колобок»

Речевая игра «Дождик лей»


ОКТЯБРЬ

Неделя

Задачи

Вводная часть

ОРУ

ОВД

Подвижная игра

Заключительная часть

1 неделя «С нами рядом живут»

« К нам пришла кошка Мурка»

Учить детей катать мяч в прямом направлении; упражнять в ползании, активизировать речь детей , закреплять представления о величине , цвете предмета



Ходьба свободная , легкий бег

Речитатив «Кот и мыши», «Кошкина зарядка»

Катание мяча в прямом направлении

«Кот и мыши»

Пальчиковая игра «Рисунок»

«Вот собачка Жучка»

Закреплять умение детей выполнять ОРУ с м.мячом; упражнять в ползании, активизировать речь детей , закреплять представления о величине , цвете предмета



Ходьба свободная , легкий бег

С м.мячом

Ползание по гимнастической скамейке

«Лохматый пес»

Игра малой подвижности «Найди собачку»

2 неделя «Лесные жители»

«Веселые зайчата»

Учить детей бросать мяч снизу двумя руками, закреплять подлезание под веревку, опираясь на ладони и колени, активизировать словарь детей



Ходьба свободная , легкий бег

Речитатив «Зайка серенький сидит»

Подлезание под веревочку, метание мяча/снизу/

«Зайки побегайки»

Самомассаж «Погладим наши ножки»

«Озорные медвежата»

Закреплять умения детей прокатывать мяч в прямом направлении упражнять в равновесии, опираясь на ладони и колени, активизировать словарь детей



Ходьба свободная , легкий бег

Речитатив «Медвежата»

Ходьба по гимнастической скамейке, прокатывание мяча в прямом направлении

«Догони мишку»

Пальчиковая игра «Мишка косолапый»

3 неделя «Птички - невелички»

«Птички невелички»

Закрепить ходьбу и бег со сменой направления, упражнять в равновесии.



Ходьба свободная , легкий бег со сменой направления

Речитатив «Птички невелички»

Ходьба по наклонной доске

«Воробушки и автомобиль»

Музыкальная игра «Села птичка на окошко»

«Птицы по двору гуляли»

Упражнять в равновесии, закреплять подлезание под веревку ,опираясь на ладони и колени, активизировать словарь детей



Ходьба свободная , легкий бег

Речитатив «Гуси домашние птицы»

Подлезание под веревочку

«Курочки и петушок»

Игра малой подвижности «Вышла курочка гулять»

4 неделя «В стеклянном домике живут »

«Рыбки плещутся в воде»

Упражнять детей в умении подлезать под дугу, опираясь на ладони и колени, активизировать словарь детей




Ходьба свободная , легкий бег


Речитатив «Дно аквариума»

Подлезание по дугу


«Рыбачок и рыбки»


Пальчиковая игра «Рыбки в озере купались»


«Золотые рыбки»

Формировать умение выполнять имитационные движения, активизировать словарь детей



Ходьба свободная , легкий бег


С бумажными рыбками

Подлезание под веревочку

«Рыбачок и рыбки»

Речевая игра «Какая рыбка»

следующая страница>


Задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

393.78kb.

07 10 2014
3 стр.


А. И. Исайкина Обучение дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия

Методические рекомендации предназначены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, обучающим детей мордовским

927.25kb.

09 10 2014
3 стр.


Сведения о государственных дошкольных образовательных учреждениях Чеченской Республики
44.82kb.

08 10 2014
1 стр.


Книга для педагогов и родителей. М.: Линка-Пресс, 2009. Коллекция увлечений: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений

Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика) (Дис д-ра пед наук : 13. 00. 01), получив степень доктора педагогических наук

18.52kb.

07 10 2014
1 стр.


Информация о дошкольных образовательных учреждениях муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
204.33kb.

16 12 2014
1 стр.


Уровень дошкольного образования

В муниципальном районе Бакалинский район функционирует 19 дошкольных образовательных учреждений (из них 10 автономные, 9 – бюджетные) и 9 групп дошкольного образования при образова

258.11kb.

25 12 2014
1 стр.


Рекомендации по внедрению моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и участия общественности в оценке качества образования в дошкольных образовательных учреждениях
2108.9kb.

14 12 2014
9 стр.


В 2012 году 140 дошкольников стали выпускниками дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района, с 1 сентября их ждёт школьная жизнь. С 29 мая по 1 июня 2012 года во всех дошкольных учреждениях организованы праздники для

Июня 2012 года праздник состоялся в мбдоу детском саду с. Чибирлей, где выпускниками являются 3 дошкольника

21.76kb.

16 12 2014
1 стр.