Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Рекомендации по внедрению моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и участия общественности в оценке качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Методическое пособие для специалистов органов управления образованием и руководителей дошкольных образовательных учреждений. Авторский коллектив: С.Г.Косарецкий, А.М.Моисеев, А.А.Седельников, Е.Н.Шимутина



СОДЕРЖАНИЕ:
1.Нормативное правовое регулирование общественного участия в управлении дошкольным образовательным учреждением
1.1. Нормативные правовые основания внедрения форм общественного участия в управлении и в оценке качества образования в дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Примерное положение об УС дошкольного образовательного учреждения


1.3. Модельные нормативные правовые акты муниципального уровня, регламентирующие участие общественности в управлении ДОУ
1.4. Пакет регламентов управляющего совета в ДОУ:

- общий регламент,

- регламент участия управляющего совета в формировании ресурсной базы учреждения,

- регламент участия управляющего совета в распределении стимулирующих выплат работникам учреждения,

- регламент участия УС в подготовке и утверждении публичного доклада.

1.5. Рекомендации по нормативному оформлению порядка управления автономным образовательным учреждением. Наблюдательный совет и Управляющий совет: сравнительная характеристика.




2. Расширение общественного участия в системе дошкольного образования

2.1. Рекомендации по созданию и организации работы органов государственно-общественного управления дошкольными образовательными учреждениями

2.2. Рекомендации по развитию организационно-правовых форм социального и частно-государственного партнерства в дошкольном образовании.

2.3. Рекомендации по обеспечению участия общественности в оценке качества деятельности дошкольных образовательных учреждений.

2.4. Рекомендации по подготовке и распространению публичного доклада дошкольного образовательного учреждения.

2.5. Рекомендации по созданию и сопровождению сайтов дошкольных образовательных учреждений.

2.6. Рекомендации по обучению общественных управляющих в системе дошкольного образования.

Раздел 1. Нормативное правовое регулирование общественного участия в управлении дошкольным образовательным учреждением
1.1. Нормативные правовые основания внедрения форм общественного участия в управлении и в оценке качества образования в дошкольном образовании.
В рамках комплексного проекта модернизации образования в 2006-2009 гг. сформированы условия для расширения общественного участия в управлении общим образованием. В общеобразовательных учреждениях созданы управляющие советы - коллегиальные органы самоуправления, имеющие управленческие полномочия, закрепленные в уставе, включая полномочия по участию в распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений.

В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее. Сохраняется закрытость системы дошкольного образования от внешнего влияния, ограниченная способность адекватно реагировать на запросы современного общества, что приводит к росту неудовлетворенности населения качеством и доступностью дошкольного образования, снижает эффективность управленческой и экономической деятельности учреждений.

Существующие в дошкольных образовательных учреждениях органы общественного самоуправления, такие как советы, родительские комитеты, не являются реальными субъектами системы управления учреждением, имеют, как правило, только совещательные функции. Позиция участников образовательного процесса не учитывается при принятии ключевых управленческих решений о стратегии развития учреждения, содержании и условиях организации образовательного процесса.

«Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении образовательным учреждением в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют управляющими советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательным учреждением состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями»1

Создание и обеспечение деятельности в учреждениях дошкольного образовании, представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития дошкольного учреждения), будет способствовать расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на дошкольное образование, привлечению в дошкольные образовательные учреждения дополнительных ресурсов.

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепляет принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием как один из принципов государственной политики в области образования (ст. 2).

В соответствии с Законом (ст. 35, п.2) управление государственными и муниципальными образовательного учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправления в образовательном учре­ждении.

Закон гарантирует в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения, право на участие в управлении образовательным учреждением родителям обучающихся (законным представителям) (п.1 ст.52), работникам образовательного учреждения (п.1 ст.55).

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 сентября 2008 г. N 666) «управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом (п. 48)».

Несмотря на то, что термин «управляющий совет» не используется в Законе и Типовом положении для наименования формы самоуправления, перечень наименований форм самоуправления законодатель оставляет открытым – «и другие формы». Законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32, 33 и 35 Закона РФ “Об образовании”, предоставляют образовательным учреждениям право:

- самостоятельно формировать органы самоуправления;

- определять их компетенцию;

- разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении может быть либо «традиционный» совет с совещательными функциями, либо управляющий совет с управленческими полномочиями по усмотрению учреждения и его учредителя.

Юридически участие учредителя в создании управляющего совета обусловлено тем, что Закон требует «указать» в уставе образовательного учреждения структуру, порядок формирования органов управления, их компетенцию и порядок организации их деятельности (п. 7б ч. 1 ст. 13 Закона). Устав принимается собранием коллектива учреждения (п. 2 ч. 12 и ч. 9 ст. 32 Закона), но право утверждения устава (и изменений в уставе) принадлежит учредителю (п. 2 ст. 13 Закона).

Совет дошкольного образовательного учреждения с полномочиями управляющего органа (управляющий совет) создается путем внесения изменений в устав учреждения и принятия локальных нормативных актов учреждением, регламентирующих формирование и деятельность совета. Изменения в уставе и локальные нормативные акты утверждаются учредителем.

Таким образом, все необходимое юридическое оформление управляющего совета осуществляется на местном уровне локальными (местными) нормативными актами.

Как известно, локальные нормативные акты образовательного учреждения подразделяются на обязательные (наличия которых требует закон) и факультативные (которые принимаются по усмотрению учреждения в связи с необходимостью внутреннего правового урегулирования тех или иных вопросов, отношений в коллективе учреждения).


Обязательную локальную нормативную базу управляющего совета дошкольного учреждения составляют следующие правовые документы: 

- устав образовательного учреждения;

- договор образовательного учреждения с учредителем (органом управления, уполномоченным выполнять функции учредителя).

Факультативную локальную нормативную базу управляющего совета дошкольного учреждения образуют такие локальные акты, как:

- положение о Совете дошкольного образовательного учреждения;

- положение о выборах в Совет дошкольного образовательного учреждения (может быть включено в положение о Совете);

- положение о кооптации в состав Совета дошкольного образовательного учреждения (может быть включено в положение о Совете).

Нормативной базой для организации внутренней деятельности управляющего совета дошкольного учреждения являются документы, разрабатываемые и принимаемые самим управляющим советом. Это могут быть:

- регламент работы управляющего совета;

- положения о комиссиях и комитетах управляющего совета.


В соответствии с вышеизложенным учредителям муниципальных дошкольных образовательных учреждений для разработки и утверждения новой редакции устава дошкольного учреждения, предусматривающей создание и функционирование в учреждении управляющего совета, можно рекомендовать примерное положение об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения. Учредитель также вправе разработать и утвердить общее для всех подведомственных дошкольных образовательных учреждений муниципальное модельное, примерное или типовое положение об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Примерное положение об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения
Предлагаемое примерное положение об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения2 может служить основой для разработки дошкольным образовательным учреждением соответствующего локального акта, регламентирующего формирование и функционирование управляющего совета в учреждении.
I. Общие положения
1. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения (далее – Совет) является коллегиальным органом самоуправления, реализующим принцип государственно-общественного характера управления образованием и осуществляющим в соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения решение вопросов, относящихся к компетенции дошкольного образовательного учреждения.

2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, уставом дошкольного образовательного учреждения, иными локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

3. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

4. Уставом дошкольного образовательного учреждения предусматривается:

а) структура и численность Совета;

б) порядок формирования Совета;

в) компетенция Совета;

г) порядок организации деятельности Совета.

5. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.
II. Структура и численность Совета
6. Совет дошкольного образовательного учреждения состоит из следующих категорий участников образовательного процесса:

- представителей родителей (законных представителей) детей всех групп дошкольного образовательного учреждения;

- работников дошкольного образовательного учреждения (в том числе руководителя дошкольного образовательного учреждения);

- представителя учредителя;

- кооптированных членов.

7. Общая численность Совета определяется уставом дошкольного образовательного учреждения.

Общее количество членов Совета, избираемых из числа родителей (законных представителей) детей, не может быть меньше 1/3 и больше 1/2 общего числа членов Совета.

Количество членов Совета из числа работников дошкольного образовательного учреждения не может превышать 1/4 общего числа членов Совета. При этом не менее чем 2/3 из них должны являться педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения входит в состав Совета по должности.

Представитель учредителя (1 человек) в Совете дошкольного образовательного учреждения назначается учредителем дошкольного образовательного учреждения.
III. Порядок формирования Совета
8. Совет дошкольного образовательного учреждения создается с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

9. Выборы.

С использованием процедуры выборов в Совет избираются представители родителей (законных представителей) детей, представители работников дошкольного образовательного учреждения.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на участников образовательного процесса воздействие с целью принудить к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать их свободному волеизъявлению.

Выборы проводятся тайным голосованием при условии получения согласия лиц быть избранными в состав Совета дошкольного образовательного учреждения.

Для проведения выборов издается приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения, которым определяются сроки их проведения и создается избирательная комиссия. В состав избирательной комиссии в обязательном порядке включаются по одному представителю от родителей (законных представителей), работников дошкольного образовательного учреждения и представитель учредителя.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения оказывает организационную помощь избирательной комиссии и обеспечивает проведение выборов необходимыми ресурсами: предоставляет помещения, оргтехнику, расходуемые материалы и т.п.

Избирательная комиссия:

- избирает из своего состава председателя и секретаря;

- назначает срок регистрации кандидатов от различных категорий участников образовательного процесса;

- регистрирует кандидатов;

- вывешивает списки для ознакомления избирателей;

- организует изготовление необходимых бюллетеней;

- рассматривает поданные отводы и в случае их обоснованности лишает кандидатов регистрации;

- проводит собрания (конференции) соответствующих участников образовательного процесса, подводит итоги выборов членов Совета дошкольного образовательного учреждения;

- в недельный срок после проведения выборного собрания (конференции) принимает и рассматривает жалобы о нарушении процедуры проведения выборов и принимает по ним решения;

- составляет список избранных членов Совета дошкольного образовательного учреждения и направляет его руководителю дошкольного образовательного учреждения.

О месте и времени проведения выборов извещаются все лица, имеющие право участвовать в выборах, не позднее, чем за семь дней до дня голосования. Наличие письменного подтверждения того, что информация о выборах получена лицами, имеющими право участвовать в выборах обязательно.

Выборы в члены Совета проводятся на общих собраниях соответствующих участников образовательного процесса либо на конференции – собрании специально избранных представителей. Порядок избрания делегатов на конференцию регулируется уставом дошкольного образовательного учреждения.

Заседания общего собрания или конференции являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины лиц, имеющих право принимать участие в выборах.

Кворум для собрания родителей (законных представителей) детей не устанавливается, если все они были надлежащим образом уведомлены о времени, месте проведения выборов и повестке дня.

Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало наибольшее количество лиц, принявших участие в выборах.

На любой стадии проведения выборов с момента их назначения и до начала голосования любой участвующий в выборах или группа участвующих имеет право на выдвижение кандидатов. Участвующие в выборах Совета дошкольного образовательного учреждения имеют право самовыдвижения в кандидаты в течение этого же срока.

Участники выборов вправе с момента объявления выборов и до дня, предшествующего их проведению, законными методами проводить агитацию, т.е. побуждать или действовать с целью побудить других участников к участию в выборах и/или к голосованию «за» или «против» определенных кандидатов.

Подготовка и проведение всех мероприятий, связанных с выборами, должны осуществляться открыто и гласно.

Проведение всех выборных собраний оформляется протоколами.

9.1. Особенности участия в выборах родителей (законных представителей) детей (далее – «родители»):

В выборах имеют право участвовать родители детей всех групп дошкольного образовательного учреждения, зачисленных на момент проведения выборов в дошкольное образовательное учреждение.

Каждая семья (полная или неполная) имеет один голос на выборах независимо от того, какое количество детей данной семьи содержится в дошкольном образовательном учреждении.

Волеизъявление семьи может быть выражено одним из родителей, при этом согласие второго родителя предполагается при условии надлежащего уведомления его о проведении выборов. В случае если родителям детей, лично участвующим в выборах, не удается прийти к единому мнению, голос семьи разделяется и каждый из родителей участвует в голосовании ½ голоса.

От одной семьи может быть избран лишь один член Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.2. Особенности участия в выборах работников дошкольного образовательного учреждения:

Право участвовать в заседании общего собрания работников по выборам членов Совета дошкольного образовательного учреждения имеют как основные работники дошкольного образовательного учреждения, так и работающие на условиях совместительства.

9.3. В случае выявления нарушений в ходе проведения выборов, выборы приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения по представлению избирательной комиссии объявляются несостоявшимися и недействительными, после чего проводятся заново.

Споры, возникающие в связи с проведением выборов, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

9.4. Совет дошкольного образовательного учреждения считается избранным с момента объявления избирательной комиссией результатов выборов членов Совета из числа представителей родителей (законных представителей) детей и работников учреждения. Протоколы выборных собраний направляются учредителю, который утверждает избранный состав Совета и назначает членами Совета руководителя дошкольного образовательного учреждения и своего представителя в Совете. Утвержденный учредителем состав Совета вправе осуществить кооптацию в свой состав новых членов в количестве, предусмотренном уставом.

10. Кооптация.

Кооптация – это введение в случаях, предусмотренных уставом дошкольного образовательного учреждения, в состав Совета дошкольного образовательного учреждения новых членов без проведения выборов. Кооптация осуществляется действующим Советом путем принятия им решения о кооптации в члены Совета. Решение о кооптации действительно в течение срока работы Совета, принявшего решение.

О проведении кооптации, не менее чем за две недели до заседания, на котором она будет проводиться, извещается наиболее широкий круг юридических лиц, в том числе организаций образования, науки и культуры и граждан, известных своей культурной, научной, общественной, благотворительной деятельностью, в том числе в сфере образования.

При этом предлагается выдвинуть кандидатуры на включение в члены Совета дошкольного образовательного учреждения путем кооптации.

Кандидатуры для кооптации также могут быть предложены:

- учредителем дошкольного образовательного учреждения;

- родителями (законными представителями) детей;

- работниками дошкольного образовательного учреждения;

- членами органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения;

- заинтересованными юридическими лицами, в том числе государственными и муниципальными органами, включая органы управления образованием.

Допускается самовыдвижение кандидатов для назначения путем кооптации.

Все предложения вносятся в письменном виде с обоснованием предложения.

Во всех случаях требуется предварительное согласие кандидата на включение его в состав Совета дошкольного образовательного учреждения.

Кандидатуры лиц, предложенных для включения путем кооптации в члены Совета дошкольного образовательного учреждения учредителем, рассматриваются в первоочередном порядке.

Кооптация в члены Совета дошкольного образовательного учреждения производится только на заседании Совета при кворуме не менее трех четвертых от списочного состава избранных и назначенных (в т.ч. по должности) членов Совета и в присутствии представителя учредителя.

Голосование проводится тайно по спискам (списку) кандидатов, составленным (составленному) в алфавитном порядке.

При наличии кандидатов, рекомендованных учредителем дошкольного образовательного учреждения, составляется отдельный список таких кандидатов (первый список), по которому голосование проводится в первую очередь. Кандидаты, рекомендованные учредителем, считаются кооптированными в члены Совета дошкольного образовательного учреждения, если за них проголосовало более половины присутствующих на заседании.

При наличии кандидатов, выдвинутых иными лицами, организациями либо в порядке самовыдвижения, составляется второй список.

Оба списка предоставляются избранным и назначенным членам Совета дошкольного образовательного учреждения для ознакомления до начала голосования. К предоставляемым для ознакомления спискам должны быть приложены заявления, меморандумы, и любые иные письменные пояснения кандидатов о своих взглядах и мнениях о развитии образования и дошкольного образовательного учреждения, а также краткая информация о личности кандидатов, но не более чем в пределах согласованной с ними информации о персональных данных.

В случае, когда по итогам голосования по первому списку все вакансии кооптированных членов заполняются (количество членов Совета, которых можно кооптировать в Совет определяется уставом дошкольного образовательного учреждения), голосование по второму списку не производится. Списки кандидатов вносятся в протокол заседания Совета с приложением согласия кандидатов кооптироваться в члены данного органа управления, выраженного в любой письменной форме, в т.ч. в виде подписи, а кандидатов от юридического лица - с приложением доверенности организации.

По итогам голосования оформляется протокол заседания Совета, который направляются учредителю.

11. По завершении процедур кооптации на основании протокола заседания Совета по кооптации, учредитель принимает решение об утверждении Совета дошкольного образовательного учреждения в полном составе. Все члены Совета дошкольного образовательного учреждения действуют на основании удостоверения. Форма удостоверения устанавливается учредителем дошкольного образовательного учреждения.


IV. Компетенция Совета
12. Совет вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, органов местного самоуправления, уставом дошкольного образовательного учреждения. При определении компетенции Совета следует учитывать, что деятельность Совета направлена на решение следующих задач:

- определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;

- участие общественности в разработке программы дошкольного образовательного учреждения и иных значимых составляющих образовательного процесса в целом;

- содействие созданию в дошкольном образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

- финансово-экономическое содействие работе дошкольного образовательного учреждения за счет рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной, приносящей доход деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников;

- обеспечение прозрачности отчетности о привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средствах;

- участие в формировании единоличного органа управления дошкольным образовательным учреждением и осуществление контроля за его деятельностью;

- контроль за качеством и безопасностью условий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

13. Совет дошкольного образовательного учреждения:

13.1. Утверждает программу развития дошкольного образовательного учреждения.

13.2. Участвует в разработке и согласовывает локальные акты дошкольного образовательного учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам дошкольного образовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников дошкольного образовательного учреждения.

13.3. Участвует в оценке качества и результативности труда работников дошкольного образовательного учреждения, в распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

13.4. Обеспечивает участие представителей общественности в процедурах лицензирования дошкольного образовательного учреждения, аттестации администрации дошкольного образовательного учреждения, в деятельности аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, в осуществлении общественной экспертизы (экспертиза соблюдения прав участников образовательного процесса, экспертиза качества условий организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, экспертиза инновационных программ)

- участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад дошкольного образовательного учреждения.

13.5. Согласовывает по представлению руководителя дошкольного образовательного учреждения:

- годовой календарный учебный график;

- бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных дошкольным образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;

- правила внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения;

- введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

13.6. Устанавливает порядок привлечения, цели, направления и порядок расходования средств из внебюджетных источников для обеспечения деятельности и развития дошкольного образовательного учреждения.

13.7. Дает рекомендации руководителю дошкольного образовательного учреждения по вопросам заключения коллективного договора.

13.8. Дает согласие на сдачу в аренду имущества дошкольного образовательного учреждения.

13.9. Рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогических и административных работников дошкольного образовательного учреждения и выносит по ним заключения, которые направляются руководителю и учредителю дошкольного образовательного учреждения.

13.10. Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении, вносит предложения учредителю и руководителю дошкольного образовательного учреждения о принятию мер к их улучшению.

13.11. Вносит руководителю дошкольного образовательного учреждения предложения в части:

- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений дошкольного образовательного учреждения (в пределах выделяемых средств);

- выбора учебных и методических пособий, игрового и учебно-методического оборудования из перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения;

- создания в дошкольном образовательном учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания детей;

- организации педагогической и психологической диагностики образовательных достижений детей;

- мероприятий по охране и укреплению здоровья детей;

- развития воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

13.12. В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в устав дошкольного образовательного учреждения, организует работу по их разработке, общественному обсуждению и принятию.

13.13. Ходатайствует перед руко­водителем дошкольного образовательного учреждения о расторжении трудового договора с работниками дошкольного образовательного учреждения (при наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований).

13.14. Рекомендует учредителю кандидатуру для назначения на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения и ходатайствует перед учредителем о расторжении трудового договора с ним (при наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований).

13.15. Заслушивает отчет руководителя дошкольного образовательного учреждения по итогам учебного и финансового года и принимает решение об оценке его деятельности.

В случае неудовлетворительной оценки отчета руководителя Совет вправе направить учредителю обращение, в котором мотивирует свою оценку и вносит предложения по совершенствованию работы администрации дошкольного образовательного учреждения.

13.16. Ежегодно, не позднее _____________ представляет учредителю и участникам образовательного процесса публичный доклад о состоянии дел в дошкольном образовательном учреждении.

13.17. Рассматривает иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, уставом дошкольного образовательного учреждения.

14. Решения Совета по вопросам, отнесенным уставом к его компетенции, являются локальными актами дошкольного образовательного учреждения и обязательны для исполнения руководителем дошкольного образовательного учреждения. По вопросам, не отнесенным уставом дошкольного образовательного учреждения к компетенции Совета, решения Совета носят рекомендательный характер.
V. Порядок организации деятельности Совета
15. Совет дошкольного образовательного учреждения возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа родителей (законных представителей), избранных в Совет дошкольного образовательного учреждения, либо из числа кооптированных в Совет членов. Работник и руководитель дошкольного образовательного учреждения, представитель учредителя не могут быть избраны председателем Совета.

На случай отсутствия председателя Совет, из своего состава, избирает заместителя председателя.

Для организации и координации текущей работы, ведения протоколов заседаний и иной документации Совета, избирается секретарь Совета.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета избираются на первом заседании Совета полного состава, которое созывается представителем учредителя дошкольного образовательного учреждения не позднее чем через месяц после принятия решения учредителя об утверждении Совета в полном составе (избранных, кооптированных и назначенных членов).

Управляющий совет вправе в любое время переизбрать председателя, заместителя председателя и секретаря Совета.

16. Основные вопросы, касающиеся порядка работы Совета и организации его деятельности регулируются уставом и иными локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

17. При необходимости более подробной регламентации процедурных вопросов, касающихся порядка работы Совета, на одном из первых заседаний разрабатывается и утверждается Регламент работы Совета, который устанавливает:

- периодичность проведения заседаний;

- сроки и порядок оповещения членов Совета о проведении заседаний;

- сроки предоставления членам Совета материалов для работы;

- порядок проведения заседаний;

- определение постоянного места проведения заседаний и работы Совета;

- обязанности председателя и секретаря Совета;

- порядок ведения делопроизводства Совета;

- иные процедурные вопросы.

Регламент Совета должен быть принят не позднее, чем на втором его заседании.

18. Организационной формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Внеочередные заседания Совета проводятся:

- по инициативе председателя Совета;

- по требованию руководителя дошкольного образовательного учреждения;

- по требованию представителя учредителя;

- по заявлению членов Совета, подписанному ¼ или более частями членов от списочного состава Совета.

19. В целях подготовки заседаний Совета и выработки проектов постановлений, председатель вправе запрашивать у руководителя дошкольного образовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы. В этих же целях Совет может создавать постоянные и временные комиссии.

Совет назначает из числа членов Совета председателя комиссии и утверждает ее персональный состав. Предложения комиссии носят рекомендательный характер.

20. Заседания Совета являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины от общего (с учетом кооптированных) числа членов Совета.

21. В случае, когда количество членов Совета становится менее половины количества, предусмотренного уставом или иным локальным актом дошкольного образовательного учреждения, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении довыборов членов Совета. Новые члены Совета должны быть избраны в течение одного месяца со дня выбытия из Совета предыдущих членов.

До проведения довыборов оставшиеся члены Совета не вправе принимать никаких решений, кроме решения о проведении таких довыборов.

22. Учредитель дошкольного образовательного учреждения вправе распустить Совет, если он не проводит своих заседаний в течение полугода или систематически принимает решения, противоречащие законодательству.

В новом составе Совет образуется в течение трех месяцев со дня издания учредителем акта о роспуске Совета.

23. Член Совета может быть выведен из его состава по решению Совета в случае пропуска более двух заседаний Совета подряд без уважительной причины.

В случае если ребенок выбывает из дошкольного образовательного учреждения, полномочия члена Совета - родителя (законного представителя) этого ребенка автоматически прекращаются.

Член Совета выводится из его состава в следующих случаях:

- по его желанию, выраженному в письменной форме;

- при отзыве представителя учредителя;

- при увольнении с работы руководителя дошкольного образовательного учреждения, или увольнении работника дошкольного образовательного учреждения, избранного членом Совета;

- в случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью детей;

- в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете дошкольного образовательного учреждения;

- при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе Совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления.

После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выведенного члена в общем порядке.

24. Лицо, не являющееся членом Совета, но желающее принять участие в его работе, может быть приглашено на заседание, если против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании. Указанным лицам предоставляется в заседании Совета право совещательного голоса. Решение о приглашении к участию в заседаниях Совета лиц, не являющихся его членами, необходимо принимать заблаговременно.

25. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании и имеющих право голоса. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Совета.

26. Заседания Совета оформляются протоколом. Протоколы подписываются председателем и секретарем Совета. Протоколы Совета включаются в номенклатуру делопроизводства дошкольного образовательного учреждения и хранятся в установленном порядке.

27. В случае отсутствия необходимого решения Совета по вопросу, входящему в его компетенцию в установленные сроки, руководитель вправе самостоятельно принять согласованное с учредителем решение по данному вопросу.

28. Члены Совета несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


1.3. Модельные нормативные правовые акты муниципального уровня, регламентирующие участие общественности в управлении дошкольными образовательными учреждениями.
Для муниципального уровня актуальной задачей внедрения государственно-общественного управления образованием является реализация принятого регионального законодательства в этой области, нормативных документов регионального уровня по вопросам участия общественности в управлении образованием, разработка и принятие нормативных актов местного самоуправления, которые призваны регламентировать:

- участие общественности в управлении дошкольными образовательными учреждениями


- публичную отчетность муниципальных дошкольных образовательных учреждений

- обучение общественных управляющих и их статус

- участие общественности в установлении порядка премирования руководителей и работников дошкольных образовательных учреждений

- участие учредителя в государственно-общественном управлении дошкольным образовательным учреждением.

По каждому из вышеперечисленных направлений может быть разработан и принят отдельный специальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления или все указанные направления можно объединить в едином муниципальном нормативном акте о государственно-общественном управлении в сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Ниже представлен проект единого нормативного правового акта органа местного самоуправления о реализации государственно-общественного характера управления муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.

Проект


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О государственно-общественном управлении

в дошкольных образовательных учреждениях ___________________________

(название муниципального образования)


В целях эффективной реализации на территории муниципального образования одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования – принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, для обеспечения открытости и информирования общества о состоянии и результатах деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на основании ст. 2, 8, 29 - 32, 35, 37 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, Закона «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского АО – ЮГРЫ» № 143-оз, руководствуясь ст._______ Устава муниципального образования,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о государственно-общественном управлении образованием в дошкольных образовательных учреждениях (приложение №1).

2. Руководителю управления образованием администрации муниципального образования в соответствии с настоящим Положением в срок до «___» ________ 200__ года организовать процедуру разработки, принятия, утверждения и государственной регистрации новых редакций уставов дошкольных образовательных учреждений.

3. Завершить процедуру разработки, принятия, утверждения и государственной регистрации новых редакций уставов дошкольных образовательных учреждений до «__» _____________ 200__ г.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава муниципального образования

Приложение №1

к Постановлению администрации муниципального образования



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственно-общественном управлении в дошкольных образовательных учреждениях
1. Общие положения

1. Настоящее Положение направлено на обеспечение эффективной реализации в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования – принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

2. Положение призвано обеспечить усиление общественного участия в образовании и в управлении им, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоёв населения, повышение эффективности муниципальной системы образования, ее открытости для общественности, населения.
2. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения

1. Уставы всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с утвержденным Положением об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения от «___» ________ 200 ­__ г. № ___ предусматривают орган государственно-общественного управления - Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения (далее – Совет). Совет является коллегиальным органом самоуправления, реализующим принцип государственно-общественного характера управления образованием и осуществляющим в соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения решение вопросов, относящихся к компетенции дошкольного образовательного учреждения.

2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, Положением об управляющем совете дошкольного образовательного учреждения от «___» ________ 200 ­__ г. № ___ , уставом дошкольного образовательного учреждения, иными локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

3. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

4. Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке предусматривается:

а) структура и численность Совета;

б) порядок формирования Совета;

в) компетенция Совета;

г) порядок организации деятельности Совета;

5. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.


3. Публичная отчетность муниципальных дошкольных образовательных учреждений

1. Публичная отчетность муниципальных дошкольных образовательных учреждений реализуется через подготовку и опубликование ежегодного публичного доклада.

2. Публичный доклад муниципальных дошкольных образовательных учреждений включает в себя интегрированную статистическую информацию и самооценку результатов и условий образовательной деятельности, включая финансовые условия – анализ показателей, отражающих специфику и приоритеты муниципальной образовательной политики, дающих оценку выполнения отдельных задач, стоящих перед образовательным учреждением в области образования, оценку эффективности внедрения какого-либо мероприятия или нововведения и т.д. по итогам ежегодного мониторинга образовательных результатов и условий на основе внешних и внутренних источников информации и предоставление этой оценки обществу.

3. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении обществу – родителям, социальным партнерам, представителям государственной власти и местного самоуправления, общественности, всем заинтересованным лицам – через открытую публикацию в средствах массовой информации (при наличии финансовых средств), или в электронном виде на веб-сайте (портале) управления образованием администрации или в виде отдельной специальной публикации.

4. Ежегодный публичный доклад образовательного учреждения утверждается управляющим советом образовательного учреждения не позднее 25 августа текущего года для публикации на официальном веб-сайте управления образованием администрации муниципального образования.

5. Управляющий совет и руководитель образовательного учреждения несут ответственность за достоверность статистических данных и самооценки результатов деятельности и условий организации деятельности образовательного учреждений перед учредителем образовательного учреждения и общественностью.



4. Представитель учредителя в управляющем совете дошкольного образовательного учреждения

1. Участие учредителя в соответствии с настоящим Положением в работе высших органов самоуправления муниципальных образовательных учреждений - Управляющих советах - осуществляется посредством участия лица (далее - представитель учредителя), поверенного учредителем представлять его интересы в работе Управляющего совета, выполнения других функций, вытекающих из настоящего Положения, законодательства РФ, его должностных обязанностей или заключенного с ним гражданско-правового договора.

2. Назначение работников Управления образованием администрации и его структурных подразделений представителями учредителя осуществляется приказом руководителя управления образованием. При этом деятельность работника Управления образованием, поверенного учредителем представлять его интересы в Управляющем совете, в обязательном порядке включается в его должностные обязанности.

3. Представителем учредителя в школьном управляющем совете также может быть любое физическое лицо, проживающее на территории муниципального образования, предварительно прошедшее подготовку и назначенное учредителем, соответствующим приказом, в конкретный управляющий совет.

4. В случае осуществления физическим лицом, не являющимся работником Управления образованием либо его структурного подразделения, функций представителя учредителя в Управляющем совете, между ним и Управлением образования администрации на основании приказа Управления образованием заключается гражданско-правовой договор поручения на выполнение полномочий представителя учредителя в Управляющем совете. Регистрация и хранение одного экземпляра данного договора осуществляется главным специалистом по юридическим вопросам управления образованием администрации.

5. Представитель учредителя обязан лично участвовать в работе школьного Управляющего совета. В случае временной невозможности осуществлять свои полномочия представитель учредителя обязан не позднее чем за 3 дня известить учредителя о невозможности своего личного участия в работе Управляющего совета. В этом случае принимается решение о назначении временного представителя учредителя, полномочия которого осуществляются на основании приказа по Управлению образованием.

6. Решения, принимаемые Управляющим советом образовательного учреждения в отсутствие представителя учредителя, законной силы не имеют.

7. Полномочия представителя учредителя прекращаются в связи:



  • с отзывом представителя учредителя Управлением образованием;

  • с прекращением действия заключенного с представителем учредителя гражданско-правового договора в порядке, установленном законодательством РФ;

  • с прекращением деятельности школьного Управляющего совета;

  • в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

8. Учредитель вправе отозвать представителя из Управляющего совета:

  • в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения представителем учредителя своих обязанностей (в том числе на основе удовлетворения мотивированного ходатайства образовательного учреждения), возложенных на него в соответствии с настоящим Положением и заключенным с ним, в случае необходимости, гражданско-правовым договором;

  • при возникновении обстоятельств (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и другие), препятствующих исполнению представителем учредителя своих обязанностей;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ и условиями гражданско-правового договора.

При досрочном прекращении представителем учредителя возложенных на него полномочий руководитель управления обязан в двухнедельный срок решить вопрос о назначении нового представителя учредителя и, в случае необходимости, заключении с ним соответствующего договора.

9. Представитель учредителя участвует в принятии решений Управляющего совета школы на основании законодательства Российской Федерации, Законов субъекта РФ, решений органов местного самоуправления, устава и иных локальных нормативных документов образовательного учреждения, регламентирующих деятельность Управляющего совета, контролирует эффективную работу Управляющего совета образовательного учреждения, руководствуется при этом устными и письменными указаниями учредителя.

10. Представитель учредителя обязан:

- принимать меры по защите интересов учредителя при осуществлении деятельности

Управляющего совета;

-информировать учредителя о состоянии дел и результативности работы Управляющего совета;

-обеспечивать соответствие образовательной деятельности Управляющего совета содержанию муниципальной образовательной и молодежной политики;

-контролировать соблюдение законности при осуществлении Управляющим советом своих полномочий

-не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности школьного Управляющего совета, не допускать иных действий, могущих нанести ущерб школьному Управляющему совету и учреждению непосредственно.

11. Для реализации вышеперечисленных обязанностей представитель учредителя:



  • следит за соблюдением Управляющим советом Регламента работы;

  • знакомится с протоколами родительских собраний, педагогических советов, совещаний при руководителе, заседаний методических объединений и т.д. и инициирует, в случае необходимости, включение в повестку заседаний Управляющего совета вопросов, входящих в компетенцию Управляющего совета;

  • участвует в рассмотрении Управляющим советом жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и администра­тивного персонала общеобразовательных учреждений, которые поступили в Управление образованием и руководителю образовательного учреждения;

  • инициирует процесс роспуска состава Управляющего совета в случаях, перечисленных в уставе образовательного учреждения;

  • представляет руководителю Управления устные (не реже 1 раза в месяц) и письменные (не реже 1 раза в учебное полугодие) отчеты о работе Управляющего совета – с приложением протоколов заседаний Управляющего совета.

12. Представитель учредителя вправе:

- в порядке, предусмотренном законодательством РФ и уставом образовательного учреждения требовать проведения внеочередного заседания Управляющего совета и внеплановой проверки деятельности образовательного учреждения;

- получать от руководителя образовательного учреждения информацию о деятельности образовательного учреждения, а также документы, регламентирующие деятельность муниципального образовательного учреждения;

-получать у руководителя и специалистов управления образованием консультаций по вопросам, связанным с реализацией полномочий представителя учредителя;

-ходатайствовать перед руководителем управления образованием о необходимости решения на муниципальном уровне вопросов, влияющих на качество образования в образовательном учреждении.

13. Нарушение представителем учредителя, должностные обязанности которого предусматривают выполнение им полномочий представителя учредителя, установленного настоящим Положением, а также неисполнение указаний, данных ему учредителем, осуществляющим надзор и контроль за деятельностью образовательного учреждения, влечет за собой дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

14. Аналогичные нарушения, допущенные представителем учредителя, осуществляющим свои полномочия на основе гражданско-правового договора, влекут ответственность, предусмотренную этим договором и действующим законодательством РФ.

15. Представители учредителя, не являющиеся работниками Управления образованием и его структурных подразделений, работают в Управляющем совете в качестве добровольцев (на общественных началах).

Оплата труда представителя учредителя, состоящего в трудовых отношениях с учредителем, и в должностные обязанности которого входит выполнение полномочий представителя учредителя, производится учредителем в соответствии с занимаемой должностью.

16. Оплата командировочных расходов представителю учредителя производится по установленным действующим законодательством РФ нормам.

17. Управление образованием администрации:

- обеспечивает руководство деятельностью представителя учредителя;

- обеспечивает подбор, направление на обучение кандидатов на

право быть назначенными представителями учредителя и назначение

представителей учредителя в управляющий совет, за деятельностью которых осуществляется надзор и контроль;

-отзывает представителя учредителя из Управляющего совета по основаниям, перечисленным в настоящем Положении;

- распускает состав Управляющего совета в случаях, если Управляющий совет:


  • дважды принял решения, противоречащие действующему законодательству РФ,

  • не проводил заседания в течение более 186 дней в течение учебного года;

  • дважды проводил заседания в отсутствие представителя учредителя.

Управляющий совет образуется в новом составе в течение одного месяца со дня издания учредителем приказа о роспуске Управляющего совета.

18. Учреждение обязано не позднее чем за 5 дней до объявленной даты заседания Управляющего совета:

- извещать представителя учредителя о проведении внеочередного собрания Управляющего совета, созываемого не по инициативе представителя учредителя;

-ознакомить представителя учредителя с проектами решений по планируемым вопросам повестки заседания Управляющего совета.

19. Учреждение имеет право направлять учредителю мотивированное ходатайство об отзыве представителя учредителя.
6. Участие общественности в оценке качества образования.
1. Уставами дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке предусмотрено право управляющего совета образовательного учреждения утверждать локальный акт образовательного учреждения (регламент) о порядке распределения стимулирующих выплат (стимулирующей части фонда оплаты труда) работникам и руководителю образовательного учреждения.

2. Для повышения эффективности общественного контроля в системе образования муниципального образования используются различные формы общественного наблюдения. Для их проведения из числа представителей профессиональной, деловой и родительской общественности муниципальным Советом по общему образованию формируются группы общественных наблюдателей.

3. Объектами общественного наблюдения в дошкольных образовательных учреждениях являются:

- процедуры аттестации руководителей и работников образовательных учреждений;

- процедуры государственной аккредитации и лицензирования дошкольных образовательных учреждений;

- деятельность экспертных, конфликтных и иных комиссий в дошкольном образовательном учреждении

Присутствие общественных наблюдателей на вышеуказанных процедурах может быть инициировано как дошкольным образовательным учреждением, так и органом (органами) управления образованием – Советом по общему образованию, управлением образования администрации.
1.4. Основные регламенты органа государственно-общественного управления образованием в дошкольном образовательном учреждении.
Для организации работы коллегиальных органов государственно-общественного управления всех уровней, включая управляющий совет образовательного учреждения, необходимы, кроме законов, устава, положений и т.п. также специальные документы – регламенты.

Словарь русского языка (издание второе, исправленное и дополненное, в четырех томах. М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК», 1984) определяет понятие «регламент» как свод правил, устанавливающий порядок работы, проведения собраний, заседаний. Представленные ниже регламенты полностью соответствуют данному определению.

Регламенты, регулирующие процедуры деятельности коллегиальных органов, как правило, принимаются коллегиальными органами самостоятельно и являются документами, обязательными только для данных коллегиальных органов. Регламенты, которые регулируют процедуры взаимодействия коллегиального органа – управляющего совета с другими органами управления, органами и формами самоуправления, являются обязательными для всех таких органов управления и самоуправления. Можно разделить регламенты на общий регламент деятельности коллегиального органа и на специальные регламенты деятельности коллегиального органа по выполнению определенных специфических процедур. Регламенты являются локальными актами образовательного учреждения. Ниже представлен общий регламент организации деятельности управляющего совета, достаточно исчерпывающе и подробно описывающий всю последовательность процедур функционирования этого коллегиального органа. Для разработки локального акта дошкольного образовательного учреждения из предложенного текста полезно выбрать самые основные нормы и положения и лишь при возникновении затруднительных случаев процедурного характера использовать предложенный текст в качестве методического и справочного руководства для преодоления возникших затруднений.
Примерный общий регламент

Управляющего Совета дошкольного образовательного учреждения:


следующая страница>


Рекомендации по внедрению моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и участия общественности в оценке качества образования в дошкольных образовательных учреждениях
2108.9kb.

14 12 2014
9 стр.


А. И. Исайкина Обучение дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия

Методические рекомендации предназначены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, обучающим детей мордовским

927.25kb.

09 10 2014
3 стр.


Обзор финских практик общественного участия в оценке качества общего образования

Перечень основных документов, регулирующих сотрудничество между образовательным учреждением и семьями обучающихся

345.31kb.

08 10 2014
1 стр.


Уровень дошкольного образования

В муниципальном районе Бакалинский район функционирует 19 дошкольных образовательных учреждений (из них 10 автономные, 9 – бюджетные) и 9 групп дошкольного образования при образова

258.11kb.

25 12 2014
1 стр.


Задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

393.78kb.

07 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации по питанию детей в детских дошкольных учреждениях

Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений

1228.29kb.

09 10 2014
4 стр.


Питание детей в детских дошкольных учреждениях северных районов страны

Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений

1751.01kb.

15 12 2014
6 стр.


А. А. Седельников Рекомендации для органов управления образованием

Рекомендации для органов управления образованием по нормативно-правовому и организационному обеспечению эффективного общественного участия в управлении образованием

1139.61kb.

14 12 2014
6 стр.