Перейти на главную страницу
разработаны в Институте питания АМН СССР сотрудниками отдела детского питания проф. Ладодо
К.С., проф. Фатеевой Е.М., к.м.н. Кистеневой Г.С., к.м.н. Белкиной Л.М., врачом Степановой Т.Н.,
диет-сестрой Басовой Л.И. и сотрудником отдела химии и технологии пищевых продуктов ст.
инженером Чумаковой В.В.
Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений:
медицинского персонала, заведующих, воспитателей, поваров и др.
нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность,
рост, состояние здоровья. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим
потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным
факторам. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и
дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим
совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными
процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
где в настоящее время воспитывается более половины детей дошкольного возраста, а во многих
крупных городах и промышленных центрах практически все дети старше 1,5 - 2 лет. При этом
большинство детей находится в учреждении 9 - 12 часов, а часть - круглосуточно, и питание их,
кроме выходных и праздничных дней, почти полностью обеспечивается дошкольным учреждением,
где дети воспитываются в течение нескольких лет.
возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и
энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
относительно большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех пищевых
веществах. При этом чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг
массы тела. Нормы физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии
приведены в Приложении 1.
яслях-садах и санаторных дошкольных учреждениях. Стоимость новых продуктовых наборов
увеличена по сравнению с действующими ранее на 10 - 15%. В этих наборах увеличено количество
высокобелковых продуктов (мяса, рыбы, творога) при некотором снижении количества углеводистых
продуктов (хлеба, круп). Новые наборы продуктов приведены в Приложении 2.
Питание детей 1 года
Согласно существующему положению, детские ясли должны принимать детей, начиная с 2-
месячного возраста.
сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины,
различные виды прикорма; при недостатке грудного молока - обеспечить ребенку наиболее
рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные
особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона
ребенка его физиологическим потребностям.
необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости
и чаще, следует проводить расчет химического состава питания, определять количество белков,
жиров и углеводов, получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую
коррекцию. С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев следует
ввести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, воспитатель
отмечает количество пищи, фактически полученной ребенком за каждое кормление.
При отсутствии грудного молока наиболее целесообразно использовать адаптированные
молочные смеси: "Детолакт", "Виталакт", "Малыш", кисломолочные адаптированные смеси. Для
питания детей старше 6 месяцев можно применять кефир, "Биолакт", "Наринэ", "Мацони" и пр.
В качестве первого прикорма дети должны получать овощное пюре, вторым прикормом
назначаются разнообразные молочные каши, третьим - кефир и другие кисломолочные продукты.
адаптированными смесями назначается детям с 5-месячного возраста, начиная с нескольких капель и
постепенно увеличивая до 5 г в день к 6 месяцам, далее - до 9 г ежедневно к концу первого года
жизни. При искусственном вскармливании неадаптированными продуктами (В-смеси, кефир,
цельное молоко) растительное масло вводится с 2 месяцев, начиная с нескольких капель и
постепенно увеличивая до 4 г в день к 3 месяцам, к 4 месяцам - 5 г, доводя до 9 г к концу первого года
жизни.
В питании детей первого года жизни целесообразно использовать овощные бульоны, которые
возбуждают секрецию и ферментативную активность пищеварительных соков. Вместо мясного пюре
детям второго полугодия жизни можно назначать рыбное пюре (из трески, хека, судака).
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Примерная схема вскармливания ребенка первого года жизни приведена в Приложении 3.
Основные принципы рационального питания детей
от 1 до 6 лет
Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных
пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут
также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует
давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты - мясное суфле.
обеспечивающее 75 - 80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной
калорийности, обед - 35 - 40%, полдник - 15 - 20%.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое
питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10 - 12%, а калорийность ужина
составляет 20 - 25%.
При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети также получают
четырехразовое питание и дополнительно к полднику фрукты.
подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых
веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климато-
географических и национальных особенностей питания.
продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром,
дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков,
рекомендуется блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и
обед. На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как
ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.
ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2 - 3 раза в неделю. Так, в меню
детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного
масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не
каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано
в полном объеме возрастной потребности.
(ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовые пюре
для детского питания и т.д. Желательно, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных блюда и
только одно крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора
различных овощей.
Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню на 2 недели и
специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание
белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим,
равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.
содержат то же количество основных пищевых веществ, особенно белка и жира. Для этого следует
пользоваться таблицей замены продуктов, которая приведена в Приложении 4.
Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует
снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов.
Нередко вследствие большого объема порции дети получают разведенную, малокалорийную пищу.
Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения.
пользоваться таблицей отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке,
приведенной в Приложении 5.
При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе.
Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует
подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к
чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При
кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть
за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться
спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды
предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким
детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную,
богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время
еды игрушками, чтением сказок и т.д.
Очень важно правильно построить режим кормления детей в младшей ясельной группе, где
могут воспитываться дети, имеющие два или один дневной сон. В этом случае жизнь в группе
должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.
Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью следует
вывешивать в группах рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные
и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того,
какие продукты получили дети в течение дня.
энергии, обусловленной усилением двигательной активности детей, организацией длительных
прогулок, посильного труда и т.д. В связи с этим калорийность суточного рациона должна быть
повышена на 10 - 15%. Это достигается путем увеличения количества молока и молочных продуктов,
а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень -
укроп, петрушку, салат, зеленый лук и чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только
более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое
время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим
питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более
позднее время, и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.
кипяченая вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладких). Питье следует
предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур. Во время
длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питье. Отправляясь на
экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипяченой воды (морса).
В данных Методических рекомендациях представлены примерные 10-дневные меню,
составленные с учетом принципов рационального питания и национальных пищевых привычек. Эти
меню следует использовать при разработке рационов питания в различных регионах страны
(Приложение 6).
детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания печени и
желчевыводящих путей, аллергические заболевания, избыточная масса тела и пр.), а также дети -
реконвалесценты различных острых заболеваний. По состоянию здоровья эти дети нуждаются в
некотором изменении рациона питания, проведении краткосрочной диетотерапии, исключении того
или иного блюда, продукта. Несмотря на определенные трудности, в условиях дошкольного
учреждения вполне возможно организовать нуждающимся детям индивидуальное питание. Ниже
даются рекомендации по организации питания детей с наиболее часто встречающейся патологией.
хроническими заболеваниями желчевыводящих путей вне обострения. Данная группа детей в
течение года должна получать щадящее питание.
Блюда для таких детей приготовляются в вареном виде или на пару. Жарение исключается.
Из рациона исключаются продукты и блюда, содержащие экстрактивные вещества и эфирные
масла: чеснок, щавель, редис, редька, копчености, мясные, рыбные и грибные супы, соусы, консервы.
Исключаются тугоплавкие жиры: баранье, свиное, гусиное сало, т.к. в результате нерегулярного
поступления желчи переваривание жиров ухудшается. Исключаются также ржаной хлеб, горох, бобы,
содержащие грубую клетчатку и вызывающие метеоризм.
Не рекомендуются кондитерские изделия с кремом, сдобное мягкое тесто, шоколадные конфеты,
жирные сорта мяса, рыбы, колбасные изделия.
мясо, нежирные сорта рыбы (предпочтение отдается треске), овсяная, гречневая крупы, яичный
белок. Ввиду того, что у детей с указанной патологией не отмечается изменений в холестериновом
обмене, целесообразно включать в рацион яйцо в пределах возрастной нормы. В питании
используются только легкоусвояемые жиры: 2/3 из общего количества жира за счет сливочного масла
и 1/3 - за счет растительного.
очень кислых - антоновские яблоки, клюква), благоприятно влияющие на процесс желчеотделения,
богатые витаминами, минеральными солями, клетчаткой. Из сладостей рекомендуются пастила,
мармелад, джем, варенье, зефир; хлеб рекомендуется пшеничный подсушенный, белые сухари; можно
давать детям несдобное печенье. Супы варятся на овощном или фруктовом отваре, а также молочные.
Мясо и рыба даются в отварном виде или в виде паровых котлет и тефтелей, суфле. В качестве
гарниров используются картофель и различные овощи в свежем, отварном или запеченном виде.
Допускаются крупяные гарниры.
быть сбалансировано с тем, чтобы обеспечить детский организм всеми основными пищевыми
веществами и незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные
жирные кислоты, минеральные вещества, витамины).
питания - употреблением высококалорийной пищи или односторонним (чаще углеводистым)
питанием. В то же время на физиологической диете, сбалансированной по основным пищевым
веществам, наблюдается потеря избыточной массы тела. Если применение физиологической,
соответствующей возрасту диеты оказывается недостаточным лечебным фактором, тогда в питании
детей с избыточной массой тела рекомендуется снижать калорийность за счет ограничения
легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров.
При составлении рациона для детей с избыточной массой тела большое значение придается
белковому компоненту: количество белка должно соответствовать возрастной потребности.
предпочтение отдается растительным маслам, которые богаты полиненасыщенными жирными
кислотами, снижающими содержание холестерина в крови.
При ожирении углеводы являются главным источником образования жира в жировой ткани,
поэтому ограничение углеводов - одно из основных требований в питании тучных детей. Из меню
исключаются сахар, сладости, кондитерские и макаронные изделия, манная крупа, консервированные
соки. Необходимо приучить ребенка принимать пищу без подслащивания.
изделия. Сладости заменяют фруктами. Консервированные соки давать не следует, т.к. они содержат
большое количество сахара. В питании детей с избыточной массой тела используется только ржаной
хлеб (не более 60 г в сутки). Мясо и рыба даются в возрастном объеме, но только нежирные сорта.
Супы даются в объеме 1/2 возрастной порции, а картофель - 2/3. Молочные продукты не
ограничиваются, однако желательно использовать тощий творог.
рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны, т.к. они наиболее часто
вызывают обострение аллергических заболеваний.
Продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену
следует проводить в соответствии с таблицей замены.
детей - реконвалесцентов заболеваний печени и желчевыводящих путей.
Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений
09 10 2014
4 стр.
Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений
15 12 2014
6 стр.
Методические рекомендации предназначены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, обучающим детей мордовским
09 10 2014
3 стр.
Наименование сборника рецептур: Методические материалы «Организация детского питания в дошкольных учреждениях» под ред академика раен доктора мед наук И. Я. Конь
11 10 2014
4 стр.
Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровле
23 09 2014
1 стр.
Программа воспитания в школе наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах
17 12 2014
1 стр.
Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
07 10 2014
3 стр.
Проведение торжественных мероприятий (митинг, собрание, линейка) в учреждениях образования является одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи
14 12 2014
1 стр.