Перейти на главную страницу
Нормативно-правовые основы сотрудничества школы и семьи 3
Губернский административный совет Лапландии 8
Практики муниципального уровня
Муниципальное управление образования города Рованиеми,
Рованиеми, Школьный центр услуг 13
Муниципалитет Салла 15
Практики школьного уровня 17
Практики, применяемые в школе подготовки педагогов при
Лапландском университете 17
Школа старшей ступени Люсеонпуисто 20
Школа старшей ступени Салла 21
Национальные референтные группы финских школ 24
Перечень основных документов, регулирующих сотрудничество между образовательным учреждением и семьями обучающихся:
Также ссылки на документы, регламентирующие сотрудничество между школой и семьей приводятся ниже по тексту.
Национальный образовательный стандарт является общенациональной основой для учебных планов местного уровня. Ответственность за подготовку и разработку учебного плана на местном уровне ложится на поставщика образовательных услуг. В рамках учебного плана местного уровня принимаются решения касательно образовательных и педагогических задач основного образования, целей и содержания, определенных национальным общим учебным планом, а также определяются другие аспекты предоставления образовательных услуг.
Основной учебный план должен учитывать следующие аспекты:
Дети и подростки одновременно находятся под влиянием двух институтов - школы и семьи, что требует их сотрудничества по обеспечению комплексной поддержки обучающихся, обеспечению их здорового роста и получения хорошего образования. Взаимодействие с семьей обучающегося позволяет учителю лучше узнать его и помогает учителю в планировании занятий и преподавании. Основную ответственность за воспитание ребенка или подростка несут родители или опекуны. Школа оказывает поддержку тем образовательным целям, которые определяются семьей, и принимает обязательства по обучению и воспитанию ребенка как члена школьного сообщества. Школа должна сотрудничать с родителями или лицами их заменяющими, чтобы они, со своей стороны, могли оказывать поддержку детям в их школьном обучении. Целью образования в рамках этой совместной ответственности является развитие потребности ребенка в обучении, а также обеспечение его (ее) чувства безопасности и благополучия.
План обучения - план учебной программы обучающегося, т.е. перечень предметов и групп предметов, которые обучающийся изучает в течение учебного года. Целью составления плана обучения является научить ребенка ответственности за его (ее) обучение, развивать его (ее) целеустремленность, способствовать его (ее) целенаправленному обучению. Это также способствует информированности родителей или лиц их заменяющих, и они могут оказывать ребенку поддержку в обучении. План обучения может использоваться как основа для оценки прогресса обучающегося.
Основополагающей идеей плана обучения является сотрудничество между обучающимся, родителями или опекунами, учителями и другими школьными специалистами. План обучения включает программу обучения ребенка и описывает способы достижения целей, поставленных в учебном плане. Он также описывает возможные формы оказания поддержки - такие как коррекционное обучение или кратковременная специальная поддержка.
4.3. Организация наставничества
Наставничество и консультирование должны осуществляться непрерывно в течение всего этапа общего образования. Участие учителей в работе с консультантами гарантирует получение консультационных и наставнических услуг обучающимся как в течение обучения, так и на его переходных этапах. Задачей всех учителей является управление образовательным маршрутом обучающегося, оказание помощи в развитии их учебных навыков и способностей, предотвращение возможных сложностей в обучении. Задачей каждого учителя является поддержка личностного роста и развития обучающегося.
Специальное (коррекционное) обучение - форма дифференциации, предполагающая индивидуальные задачи, индивидуальное использование времени, наставничество и консультирование. Специальное обучение должно применяться с момента выявления трудностей в обучении, чтобы ребенок не отстал в обучении от сверстников. Инициатива специального обучения должна исходить в первую очередь от учителя. Необходимо, чтобы специальное обучение было организовано в результате взаимопонимания между учителем и родителями или опекунами ребенка, чтобы они были проинформированы о том, каким образом осуществляется обучение. Специальное обучение должно предоставляться так часто, как это необходимо.
Понятие благополучия обучающихся включает основные потребности ребенка или подростка в обучении, его (ее) физическое, психологическое и социальное благополучие. Его обеспечение предполагает как коллективную, так и индивидуальную поддержку. Целью является создание здоровой и безопасной среды обучения, защита психического здоровья, благополучие школьного сообщества. Это также способствует развитию навыков основ безопасной жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества.
Досуговые мероприятия могут проводиться с целью оказания поддержки учебно-воспитательной школьной работе. Досуговые мероприятия проводятся с целью, оказания поддержки нравственному и социальному развитию обучающегося, его (ее) всестороннего саморазвития. В их задачи входит обеспечение разнообразного досуга обучающихся, предоставление обучающимся возможности реализации деятельности, отличной от учебной, в безопасной и комфортной среде. Участие в досуговых мероприятиях является добровольным.
Индивидуальный план обучения (ИПО) должен разрабатываться для каждого обучающегося с ограниченными возможностями. Целью ИПО является оказание долгосрочной поддержки индивидуальному процессу обучения ребенка. ИПО может включать, к примеру, описание ближних и дальних целей обучения и воспитания, описание методов работы с обучающимся и услуг по поддержке. Учителя, социальные работники и родители (опекуны) принимают участие в разработке ИПО.
В данном случае целью обучения является предоставление лицам, прибывающим в Финляндию на постоянное место жительства, возможности выступать в качестве равных членов финского общества и гарантирует этим лицам такие же возможности для получения образования, как и гражданам Финляндии. Лица иностранного происхождения школьного возраста (от 7 до 17 лет), постоянно проживающие на территории Финляндии, имеют такие же права на получение общего образования, как и граждане Финляндии. Взрослые лица иностранного происхождения получают образование, необходимое для их трудоустройства и поддержания имеющихся у них рабочих навыков, использование имеющихся квалификаций, образования и опыта работы в качестве основы для продолжения обучения в Финляндии. Для лиц иностранного происхождения всех возрастов обучение осуществляется на финском или шведском языке. В то же время поощряется стремление обучающихся сохранить знания родного языка и культурную самобытность. Обучение основано на использовании естественнонаучных, бытовых, языковых, культурных знаний и навыков, которыми обладает обучающийся и его (её) родители (опекуны).
Целью оценки образования является оказание поддержки совершенствованию образования и улучшению условий обучения. Поставщик образовательных услуг обязан осуществлять оценку предоставляемых услуг и принимать участие во внешней оценке своей деятельности. Целью оценки успеваемости обучающихся является направление и стимулирование его учебной деятельности и развитие его (её) способности к самооценке. Учебная деятельность и поведение обучающегося оценивается с разных сторон. Оценка учебных достижений и успеваемости обучающегося осуществляется в соответствии с нормативными документами, издаваемыми Национальным управлением образования Финляндии.
Целью утренних и вечерних мероприятий для обучающихся является оказание поддержки учебной деятельности дома и в школе. Сотрудничество должно осуществляться как естественная часть утренних и вечерних мероприятий. Целью является создание среды, способствующей благотворному развитию ребенка. Для этого сотрудничество должно быть основано на взаимном уважении и равенстве.
Учебный план может включать региональный компонент или образовательного учреждения. Общеобразовательный учебный план предполагает сотрудничество различных групп учителей по его составлению. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание сотрудничества с семьями обучающихся в своих учебных планах. Родители (опекуны) обучающихся должны иметь возможность участия в определении целей обучения, заявленных в учебном плане. В части обеспечения благополучия обучающихся и сотрудничества между образовательным учреждением и семьями учебный план должен разрабатываться с участием представителей органов управления, в чьей компетенции находятся вопросы реализации социального обеспечения и здравоохранения на местном уровне.
Поставщик образовательных услуг разрабатывает годовой план работы, основанный на национальном образовательном стандарте общего образования. В каждом годовом плане могут отражаться вопросы сотрудничества между образовательным учреждением и семьями обучающихся. Он включает, к примеру, общие цели обучения и преподавания, почасовое распределение нагрузки и другие важные вопросы организации образовательного процесса.
Более подробную информацию об общем образовании можно найти на веб-страницах Ореtusministerion (Министерства образования Финляндии) и Ореtushallituksen (Национального управления образования Финляндии).
Губернский административный совет Лапландии
С целью уточнения задач по оценке образования на губернском уровне 21 апреля состоялось собеседование со специалистом по вопросам образования г-жой Элизой Суутала. Она сообщила, что Губернский административный совет Лапландии принимает участие в оценке образования на региональном уровне посредством оценки качества основных услуг с точки зрения регионального равенства. Они организуют дополнительное обучение, которое способствует осуществлению оценки, оказывают поддержку муниципальному уровню в их самооценке, собирают различные количественные статистические данные в этой области (например, сведения о количестве общеобразовательных школ в губернии Лапландия), предоставляют информацию, работают с жалобами по правовой защите образования, оказывают консультационные услуги по защите прав обучающихся.
Основная роль местной администрации в процессе оценки образования относится к оценке основных услуг. Цели оценки определяются ежегодно. Все Губернские административные советы в Финляндии осуществляют оценку направлений, определенных Министерством образования, что обеспечивает возможность оценки результатов на национальном уровне.
В течение многих лет объектом оценки являлась доступность общего и среднего образования. А именно, обеспечение возможности получения общего и среднего образования. Доступность образования оценивалась в сравнении с другими регионами. После осуществления оценки основных услуг на губернском уровне подводятся итоги и вносятся предложения по необходимым мерам. Доступность образования в губернии Лапландия отличается от других финских губерний, что объясняется большими расстояниями на Севере и сокращением общего количества детей.
Важной задачей оценки основных услуг является место продолжения обучения по завершении обучения на общей ступени. Для оценки основных услуг не важны результаты обучения. Ежегодно на губернском уровне публикуется отчет по оценке.
Г-жа Элиза Суутала сообщила, что Губернский административный совет Лапландии организует повышение квалификации учителей, что также способствует осуществлению оценки, но не является его основной целью. Это один из способов оказать поддержку муниципалитету в оценке образования. Совет предоставляет информационные услуги по решению судебных дел. Чаще всего жалобы поступают от обучающихся, родителей или учителей и касаются недостатков образовательных услуг на муниципальном уровне. Обычно родители хотят узнать, как правильно поступить в той или иной ситуации.
Как сообщила г-жа Элиза Суутала, в настоящее время Губернский административный совет Лапландии не реализует никаких крупных проектов. В большей степени это связано с их финансовой ответственностью в региональных и социальных фондах ЕС. Они финансируют различные проекты, но сами не могут выступать в качестве прямых партнеров или участников этих проектов. В основном от их имени действует подрядчик, другими словами они выступают в качестве источника финансирования и это дает им преимущество влияния на различные образовательные процессы в регионе. При необходимости Губернский административный совет Лапландии выступает в качестве координатора, организатора и информатора проектов Министерства образования. Например, Губернский административный совет Лапландии сотрудничает с Министерством образования Финляндии по реализации проекта «Kiva koulu». В функции Совета не входит контроль деятельности образовательных учреждений, на это не выделяются кадровые ресурсы. Также муниципалитеты Финляндии не обязаны докладывать о своей деятельности в Губернский административный совет, поскольку являются независимыми.
В настоящее время в Финляндии осуществляется процесс структурных изменений. В этих условиях задачи органов управления образованием распределяются между двумя отделами. Вопросы молодежной политики, физического воспитания, обеспечения библиотек, финансирование исследовательской работы, повышение квалификации педагогов и профессиональное образование - войдут в функции отдела социального развития. В круг функций нового отдела региональной администрации войдут вопросы правовой защиты обучающихся и мероприятия по оценке основных услуг.
Интервью с начальником муниципального управления образования г. Рованиеми, отдела основных услуг г-жой Лейлой Аларауданйоки состоялось 22 апреля 2009 года. В Рованиеми применяется модель потребитель-поставщик и г-жа Лейла Аларауданйоки представляет администрацию муниципального уровня со стороны потребителя.
Муниципалитет организует мероприятия по общественному участию и оценке качества образования в соответствии с законодательством Финляндии. Закон об общем образовании, Постановление о Государственном Совете по национальным целям, предусмотренным Законом об общем образовании и общеобразовательным учебным планом.
Система образования организована гибко, образовательные учреждения самостоятельно принимают решения по процессу проведения оценки. Муниципалитет принимает участие и оказывает поддержку образовательным учреждениям и их решениям и финансирует их деятельность. Отдел образования Рованиеми является потребителем услуг поставщика, в данном случае - Koulupalvelukeskus (Центр образовательных услуг). Сотрудничество осуществляется с различными партнерами по различным направлениям. Одним из важнейших социальных партнеров является церковь. Церковь проводит в школах утренние занятия, организует вечерние мероприятия в рамках досуговой деятельности. Содержание мероприятий соответствует стратегиям школы и церкви. Также муниципалитет и школы сотрудничают с различными ассоциациями, например 4Н-yhdistys, Rovalan Nuoret ry и Kalevan Nuoret.
Муниципалитет Рованиеми финансирует некоторые вечерние мероприятия для обучающихся, часть мероприятий осуществляется за счет родительских средств. Муниципалитет определяет потребность в проведении внешкольных мероприятий и принимает решения о их проведении. В Рованиеми 4 общеобразовательные школы, 4 основные школы (7-9классами), 19 начальных школ и 4 школы старшей ступени. Есть и другие образовательные учреждения, не принадлежащие муниципалитету - это школа Стайнер, школы Мюлляри и школа подготовки педагогов. Количество обучающихся в школах Рованиеми варьируется от 30-600 человек.
В части оценки качества муниципалитет осуществляет мониторинг на уровне муниципального совета и на основе соглашения о предоставлении услуг. Целью совета является осуществление ежегодной оценки общего образования с точки зрения целостности и всесторонности. Частные цели оценки определяются в сотрудничестве с Центром образовательных услуг. Оценка на уровне соглашения о предоставлении услуг является целевой и осуществляется в форме анкетирования клиента на предмет его удовлетворенности качеством оказываемых услуг и других количественных и качественных методов. Анкеты для определения степени удовлетворенности качеством оказываемых услуг рассчитаны на родителей, обучающихся старших классов и студентов национальных образовательных центров (kansalaisopisto). Анкетирование проводится в сети Интернет. Центр образовательных услуг осуществляет сбор количественных показателей в образовательных учреждений и представляет их в соответствующий отдел комитета по качеству. Существуют строгие сроки предоставления материалов в комитет, определенные соглашением о предоставлении услуг. Результаты оценки будут обработаны советом по качеству, который также организует образовательные услуги, высказывает мнение и решает различные вопросы. Муниципалитет также предоставляет ответы по различным опросам и Интернет-анкетам Национального управления ■ образования и Министерства образования Финляндии.
Городской совет принимает решения по выделению финансовых средств на мероприятия по оценке качества и другие мероприятия, связанные с образованием. К примеру, в прошлом году выделялось дополнительное финансирование, благодаря которому образовательные учреждения смогли принять на работу вспомогательный персонал. Задачей Центра образовательных услуг является организация работы школьного персонала. Школы не могут принимать сотрудников на работу самостоятельно. Управление образования принимает участие в ряде различных проектов. В рамках проекта «KELPO» разрабатываются качественные эффективные и специализированные мероприятия на ступени общего образования. Проект «ОРО» направлен на стратегическое развитие обеспечения благополучия детей в Рованиеми, а проект «VARPU» направлен на решение вопросов раннего вмешательства. Муниципалитет организует также различные образовательные семинары, лекции и т.п. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам специального (коррекционного) образования и обучения детей-эмигрантов.
Мы провели интервью с руководителем школьного центра услуг Рованиеми г-жой Туови Юссила (М.А) 5 февраля. Сегодня она работает директором школы старшей ступени Ounasvaara. Она сообщила, что образование в Рованиеми организовывается в соответствии с новой моделью управления городской мэрии Рованиеми. Новая модель управления является одним из вариантов заказа муниципальных услуг. Этот метод может применяться для решения муниципальных проблем, оказания услуг в частном секторе и местных предприятиях. Целями реформы является принятие решений на политическом уровне, увеличение количества предоставляемых услуг, оказание помощи клиенту.
На практике новая модель управления означает изменение самого управления, переход от иерархической модели управления к управлению на договорной основе. Внедрение этого метода является не самоцелью, а реализацией идеи и стратегии. Это требует долгосрочного повышения квалификации. Преимущество новой модели управления заключается в принципе производства услуг при достаточно прозрачных условиях работы и расходования средств. Процессы станут более открытыми, что позволит избежать ряда возможных проблем. Управление деятельностью и бюджетом города Рованиеми основано на договорных отношениях, при которых качество, количество и стоимость предоставляемых или приобретаемых услуг определяются договорами. Стороны договора заполняют оценочный лист в соответствии с критериями качества, а в качестве показателей определяются эффективность, структура услуг, процессы, мнение сотрудников и экономическая выгодность в зависимости от района.
Как сообщила г-жа Юссила, отдел образования Рованиеми ежегодно проводит социологические опросы среди обучающихся, родителей и педагогов. Планируется осуществить социологический опрос об удовлетворенности образованием обучающихся и
Отдел образования Рованиеми принимает участие в различных региональных и национальных проектах по совершенствованию оценки качества. К примеру, проект КЕLРО способствует совершенствованию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их пребывания в учреждениях общего образования. Проект ОРО посвящен вопросам благополучия обучающихся в Рованиеми. Целью проекта является развитие качества услуг по поддержке обучающихся, сетевого сотрудничества, определению структуры услуг и совершенствованию стратегии их реализации. В проекте принимают участие специалисты по защите детей, их физическому развитию, здравоохранению, медсестры медицинских учреждений и школ старшей ступени Рованиеми. Отдел образования Рованиеми также принимает участие в проекте по работе с обучающимися, прибывшими из других стран, который способствует интеграции их семей в финское общество.
Для составления настоящего отчета 27 апреля 2009 года было проведено интервью с начальником отдела образования Саллы г-жой Марьей Мюллюкангас.
Отдел образования Саллы входит в состав Совета по культуре, досугу и образованию Саллы. Отдел по образованию рассматривает вопросы обучения, воспитания и преподавания. Руководитель отдела образования Саллы является ведущим руководителем всех школ Саллы. В дополнение в каждой школе назначается директор. Руководители школ несут финансовую ответственность. Эта модель, применяемая в Салле с 2004 года, является уникальной для Финляндии.
Муниципалитет Салла принимает участие в оценке качества деятельности школ различными способами. Ежемесячно проводится совещание административной группы отдела образования, в состав которой входят руководители школ и детских садов. Данная административная группа занимается решением текущих вопросов, ежегодно планирует проведение оценки обучающимися, родителями, учителями или другими группами. Метод оценки - анкетирование и если, к примеру, целевой группой являются родители, анкеты выдаются обучающимся и они приносят их домой. Для обучающихся может быть разработан опрос по электронной почте. Электронная переписка используется довольно интенсивно.
Каждый год отдел образования разрабатывает бюджет, который должен соответствовать определенным целям и показателям. В 2009 году определены 4 основные цели для общего образования в Салле и 7 для уровня школ старшей ступени. Муниципалитет Салла строго относится к показателям. К примеру, если для оценки порядка в школе используется шкала от 1 до 5, а обучающийся поставил 4, то всегда ведется обсуждение причин. Результаты всегда публикуются и представляются на родительских собраниях. В разные годы в соответствии с законодательством проводилась внешняя оценка деятельности школ в Салле, например, исследование PISA.
Сотрудничество школ Саллы с социальными партнерами непрерывно развивается. Различные предприятия и ассоциации представляют свою деятельность и мероприятия, церковь проводит утренние и вечерние мероприятия один раз в неделю. Например,
Муниципалитет Салла в целом, и отдел образования, в частности, работают очень активно. Их девиз - «От слов - к действиям». В Салле очень популярно дополнительное образование и работники образовательных учреждений принимают участие в различных учебных мероприятиях, в том числе в группах. Групповое участие в различных учебных мероприятиях позволяет им максимально полно освоить новые знания и передать опыт другим педагогам. Кроме того, групповая работа развивает чувство коллектива и позволяет учителям сблизиться.
Совет по образованию внедрил практику «крёстных» с 1 августа 2006 года во всех школах муниципалитета. Родители и педагоги могут обращаться к «крёстным» по любым вопросам, связанным с системой образования и работой школ. Все школы распределяются между «крёстными» и каждый отвечает на вопросы по своим школам. Члены Совета определили следующий порядок назначения: выборы новых «крёстных» проводятся на первом собрании Совета - информация уже размещена на страницах муниципалитета.
Салла развивает приграничное сотрудничество с Россией. Основа их стратегии -интернационализация деятельности. Кроме того, муниципалитет обладает огромным опытом управления ЕС-проектами. В настоящее время Салла принимает участие в двух крупных национальных проектах: проект по развитию кураторства (тьюторства) обучающихся и учебного процесса и проект КЕЬРО по специальному образованию. Салла избрана участником, который будет представлять идеи и процессы на заключительном семинаре проекта KELPO.
Сотрудничество между образовательным учреждением и семьей обучающегося регулируется законом об общем образовании и определяется на различных уровнях
Родители являются одной из важнейших целевых групп в финских общеобразовательных школах. Они имеют возможность связаться с учителем в любое удобное им время, поскольку не всегда имеют возможность общения в течение рабочего дня. Родители могут общаться с учителями по телефону, электронной почте или оставлять письменные сообщения в тетради, которую обучающийся всегда носит с собой. Использование личных мобильных телефонов учителей существенно упростило процесс общения. В некоторых школах для этих целей выделены служебные телефоны. Время, в которое родители могут звонить, определяется учителем.
Обучающиеся младших классов имеют специальную тетрадь, в которой учитель, родители или сам обучающийся могут писать сообщения. Эта тетрадь содержит различную информацию о школе, сведения о расписании занятий. Прочитав сообщение, родители ставят свою подпись, таким образом, учитель получает подтверждение того, что сообщение было прочитано. Используя эту тетрадь, родители могут связаться с учителем, если по каким-то причинам не используют электронную почту или телефон.
Большинство образовательных учреждений раз в год направляют родителям письмо о новостях школьной жизни. Это письмо содержит различную информацию об организации учебного года: годовой план работы, информацию о праздничных мероприятиях, контактные данные сотрудников школы, расписание работы специальных служб. Многие школы для этих целей используют возможности сети Интернет.
В качестве ИТ-приложения школа подготовки педагогов при Лапландском университете в рамках эксперимента использует программу Wilma. Родители могут получить сведения о посещении занятий их детьми и в случае необходимости объяснить причину отсутствия. Для работы с программой они вводят свои имя пользователя и пароль. Планируется более широкое внедрение программы Wilma. Работой по разработке программы руководит Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения (бывший STAKES) в рамках проекта TedBM.
В финских школах проводится мероприятие под названием «Пятнадцать минут для родителей». Время его проведения не может превышать 15 минут. Учитель назначает время, в которое оба или один из родителей может прийти на беседу с учителем. Для каждой семьи выделяется свое время. Целью является изучение родительского мнения и пожеланий в отношении развития их ребенка и посещения занятий. Учитель также высказывает свое мнение. Учителя опробовали и новый способ работы: заранее разослали вопросы, чтобы родители могли подготовиться к встрече. Родители встречаются с учителем каждый раз, когда это необходимо.
При обсуждении оценки также используется трехсторонняя модель. Речь идет о работе обучающегося в течение недели и дальнейшей постановке целей. Основной упор делается на общение ученика и учителя, но и родители могут принимать участие в оценке и постановке индивидуальных целей ребенка.
Существуют различные виды родительских собраний: общешкольное, классное и групповое. Часть из них носят лишь информативный характер. Речь ведется исключительно об учебном процессе - например, предметах по выбору или могут быть приглашены другие специалисты системы образования. Другие посвящены развитию школы, родители принимают участие в разработке учебных планов. Родительские собрания могут быть и функциональными, в этих случаях в собрании принимают участие и обучающиеся. Одним из видов является ориентирование - родители и дети вместе
ходят по школе и выполняют различные задания. Родительское собрание может проводиться даже в лесу у костра. Родители приглашаются в школу и для того, чтобы они могли познакомиться с различными проектами и выставками.
В школе подготовки педагогов при Лапландском университете есть совет, который отвечает за развитие школы и сбор отзывов. В его состав входят родители, члены муниципального правления, учителя, сотрудники школ и представители факультета педагогики. Во многих школах есть родительская ассоциация с добровольными членством. С началом работы в сотрудничестве количество отзывов о работе школы, поступающих от родителей, значительно выросло. Эти отзывы используются, например, в работе по развитию образовательных учреждений.
Школа подготовки педагогов подчиняется правительству. Поэтому для нас крайне важно сотрудничать с муниципалитетом Рованиеми. В нашу школу дети приходят в основном из детских садов, учредителями которых является муниципалитет. После шестого класса они переходят в седьмой класс муниципальной общеобразовательной школы. Период, когда ребенок переходит из детского сада в первый класс или из шестого класса в седьмой требует работы в сотрудничестве с учетом муниципального учебного плана.
Социальное обеспечение обучающихся предполагает учет основных образовательных потребностей каждого ребенка и его (ее) физическое, психологическое и социальное благополучие. Школы сотрудничают, к примеру, с семейными клиниками, школьными медицинскими службами, миграционными службами и службами, предоставляющими различные виды терапии. Терапевтические услуги оказываются обучающимся с ограниченными возможностями в течение занятий или сразу после, например, физическая терапия, музыкальная терапия и др. Внеклассные мероприятия проводятся для обучающихся 1-2 классов в здании школы или около него. Школьные мероприятия проводятся Евангелической лютеранской церковью Рованиеми. Есть обучающиеся, принадлежащие к другим религиям или атеисты. Некоторые ассоциации проводят внеклассные мероприятия при финансовой помощи муниципалитета.
Некоторые социальные услуги (например, школьное питание) могут организовываться как поставщиком образовательной услуги, так и с привлечением сторонних ресурсов. Уборка и обслуживание зданий могут осуществляться внешними предприятиями. Так, в школе подготовки педагогов при Лапландском университете школьное питание организует компания Faizer Amica, уборку - компания SOL, содержание здания - ISS. Все они выступают в роли работников образования, поскольку работают в школьной среде.
Школа подготовки педагогов при Лапландском университете предоставляет студентам факультета педагогики возможность практики в классах физического воспитания. Они принимают участие во всех мероприятиях в нашей школе, включая сотрудничество с целевыми группами.
19
Школа развивает преподавание и принимает участие в более широкомасштабной работе по развитию. Она принимают участие в проектах Национального управления образования Финляндии. В школе подготовки педагогов реализуются педагогические эксперименты на уровне факультета и аспирантуры, а также диссертационных исследований. Например, апробация докторской диссертации г-жи Суви Лаккала, опубликованной в 2008 году, осуществлялась в нашей школе. Школа принимала участие в разработке домашних страниц сети eNorssi и методических материалов для учителей (www.eNorssi.fi).
Школа старшей ступени Люсеонпуисто осуществляет сотрудничество с социальными партнерами различными способами. В 2008 году школе Luska исполнилось 100 лет и в этой связи началась реализация проекта по созданию школы для демократической республики Конго, в которой прошла гражданская война. Советом обучающихся был организован сбор средств, который закончился в ноябре 2008 года. Общий объем собранных средств составил 45 000 евро. Постройка школы в Конго начнется в 2009 году. Школа также реализует проект по преподаванию математики, в котором также принимают участие 10 других стран-членов ЕС.
В школе старшей ступени Люсеонпуисто есть родительская ассоциация, созданная с целью содействия в достижении учебных целей. Ассоциация принимает участие в родительских собраниях и отвечает за проведение так называемого «Дня профессии», который проводится в мае. Цель данного мероприятия - познакомить обучающихся школы старшей ступени с профессиями родителей. В течение одного семестра проводится три родительских собрания. Отдел международного бакалавриата (IВ) в течение каждого учебного года проводит два родительских собрания и день открытых дверей.
20
Еженедельно выпускники школы старшей ступени Люсеонпуисто выступают с презентациями учебных заведений, в которых они продолжают обучение. В школе также создано объединение для старшеклассников. Кроме того, различные организации и ассоциации проводят праздничные мероприятия и концерты в школе, особенно учреждения по обороне страны.
У школы старшей ступени Люсеонпуисто есть несколько партнеров по сотрудничеству в области преподавания. Они посещают Арктикум, окружной суд, собрания городского совета, библиотеку, концерты камерного оркестра. В рамках занятий по биологии обучающиеся могут стать донорами крови для Финского общества Красного креста. Школа сотрудничает со школами-побратимами в г. Кассель (Германия) и г. Крююнюпии (город в Финляндии, где для жителей родной язык - шведский). Каждый учебный год они организуют визиты обучающихся и преподавателей. Часть учебных услуг, предоставляемых школой старшей ступени Люсеонпуисто, приобретается школой извне: обучение итальянскому языку осуществляет Rovala-opisto, обучение экономике в рамках программы международного бакалавриата (IВ) и дистанционное обучение английскому языку осуществляет школа старшей ступени Oulun Luseo. В школе работают и студенты педагогических специальностей, особенно изобразительного искусства. Большое значение придается волонтерской работе. Обучающиеся занимаются волонтерской работой в рамках программы СА8 международного бакалавриата (САЗ -творчество, деятельность, сервис) и рамках «Дня заботы». «День заботы» проводится в сотрудничестве с волонтерской организацией Neuvokas.
Школа старшей ступени Салла
Мы провели собеседование с Тапани Нискала, директором школы старшей ступени Салла. Деятельность школы и контроль качества осуществляются на основании законодательства и учебного плана (например, социальная работа, медицинские услуги, сотрудничество школы и семьи). Школа старшей ступени Салла располагается в одном здании со старшими классами общеобразовательной школы Саллатунтури.
Как в школе старшей ступени Салла, так и в старшем звене общеобразовательной школы есть объединения обучающихся. Объединения обучающихся организуют проведение согласованных акции, в круг их задач входит создание комфортной школы.
21
Так, объединения обучающихся могут влиять на решение школьных вопросов через свое правление, которое высказывает пожелания директору школы и педагогам.
В школе старшей ступени Салла проводится по меньшей мере одно родительское собрание в год. Иногда эти собрания посвящаются каким-либо конкретным вопросам -например, возможным предметам по выбору или итоговой аттестации. Родители могут лично обсудить с учителями интересующие их вопросы после собрания. Представители других заинтересованных групп могут также принимать участие в таких собраниях. Например, при обсуждении школьного питания на собрание были приглашены работники школьной кухни. В таких случаях все участники могут гарантированно оказать влияние на решение вопросов.
Школу старшей ступени Салла посещают представители различных компаний. Так, в декабре прошлого года школа сотрудничала с компанией Villi Pohjola, которой были необходимы молодые специалисты со знанием различных иностранных языков. Обучающиеся школы посещают фермы. Примерно раз в три года проводится анкетирование учителей, обучающихся и родителей с целью оценки качества образования. Полученные результаты обрабатываются и на их основе определяются дальнейшие цели и мероприятия.
Три года назад школа начала осуществлять уникальное приграничное сотрудничество с Россией. В начале оно осуществлялось в форме взаимных визитов, затем, постепенно, стало более целенаправленным. Речь идет о проекте Национального управления образования Финляндии, в рамках которого российские обучающиеся в течение нескольких недель проходят обучение в школе старшей ступени Салла. В начале
было сложно решить практические вопросы, связанные с культурными различиями, но в конечном итоге адаптация стала проходить более быстро.
Целью создания Финской родительской ассоциации является объединение родительских ресурсов по созданию комфортной среды обучения и воспитания для всех детей и молодежи. Являясь специализированной организацией, ассоциация имеет возможность оказывать влияние на национальное мнение и принимаемые решения. Финская родительская ассоциация работает в сотрудничестве с учреждениями образования, социального развития и здравоохранения. Наиболее значимыми видами деятельности ассоциации являются оказание поддержки молодежи, информирование и консультирование, проведение учебных семинаров и родительский парламент. http://www.suomenvanhempainliitto.fi/finnish_parents_association
Местные органы власти осуществлякугря'финансирование большинства местных и региональных образовательных и культурных услуг. Система социального развития Финляндии и конкурентоспособность страны основаны на высоком качестве и доступности образовательных и культурных услуг. На муниципальном уровне эти услуги подразделяются на образовательные, библиотечные, культурные, спортивные, молодежные и досуговые. Услуги предоставляются муниципальными органами власти самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими муниципалитетами или учреждениями. http://www.kunnat.net/k_perssivu.asp?path=1;161;279;280;37563
Национальное управление образования Финляндии является национальным агентством по развитию образования в Финляндии и работает под эгидой Министерства образования Финляндии. Национальное управление образования Финляндии отвечает за развитие дошкольного и общего образования, образования на старшей ступени, профессионального образования и обучения, обучения и переподготовки взрослых (включая высшие народные школы, учебные центры, летние университеты) и факультативные занятия в рамках общего образования в области искусства. http://www.oph.fi/english/frontpage.asp?path=447
Финская ассоциация обучающихся с разными возможностями является национальной организацией для людей с различными трудностями в обучении. Она создана для обучающихся с различными возможностями, педагогов, работников систем здравоохранения и социального обеспечения и работодателей. Финская ассоциация обучающихся с разными возможностями осуществляет информирование по вопросам трудностей в обучении на национальном уровне, организует мероприятия для обучающихся с трудностями в обучении и помогает развивать сетевое сотрудничество. http://www.erilaistenoppijoiden liitto.fi/
Примеры:
«This Works!» («Это работает!») - национальный конкурс технологий для обучающихся
Разработка идей для создания игрушек и создание игрушек - интересный способ познакомиться с многогранным миром технологий. Конкурс «This Works!» - прекрасный инструмент для обучения технологиям. http://www.teknologiateollisuus.fi/openet/tamatoimii.html
Пример:
26
СЕТЬ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПОЛУЧИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Tiedosto: "opelve"
1) Оцените по шкале от 0 до 15 каждый из пяти аспектов качества, представленных ниже по степени
2) Далее Вам необходимо оценить действительный уровень качества вашего образовательного
• 1 ОЧНОСТЬ = способность надежного предоставления образовательных услуг в соответствии с обещаниями.
Tiedosto: "indiven"
ТЕСТ INDI ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ
Инструкция: оцените следующие аспекты качества (= критерии) преподавания с 1 по 30 в вашем образовательном учреждении по следующей шкале:
1 = совершенно не согласен 2 = не согласен
1. Расписания - гибкие 1 2 4 5
2. У нас есть время и возможности для экзаменов 1 2 4 5
3. Учителя достаточно доступны 1 2 4 5
4. Удобные классные часы
5. Учителю можно задать личные вопросы
Перечень основных документов, регулирующих сотрудничество между образовательным учреждением и семьями обучающихся
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
9 стр.
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2010/2011 учебном году»
14 12 2014
2 стр.
Целью настоящего Комплекса мер является повышение качества начального общего образования Клетинской нош – Д/С
12 09 2014
1 стр.
При планировании методической работы должны учитываться методические рекомендации по совершенствованию качества образования, разработанные Национальным институтом образования на ос
14 12 2014
1 стр.
Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества
25 09 2014
4 стр.
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 200
16 12 2014
19 стр.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования
04 09 2014
1 стр.