Перейти на главную страницу
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития российского образования, системного обновления его содержания.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся1, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.
В инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации на предмет «Музыка» в V–VII классах отводится по 35 часов, из расчета 1 час в неделю, в VIII–IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели (общий объем – 140 часов).
Федеральный компонент содержит стандарт по музыке для основного общего образования и определяет:
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего музыкального образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.
В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования
Результаты изучения курса «Музыка», приведенные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», полностью соответствует стандарту и направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
Стандарт является основой объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений. Необходимо разводить минимум содержания музыкального образования и требования к уровню подготовки учащихся. Для учителя минимум – это уровень предъявления документом такого содержания музыкального образования, объем которого школа обязана обеспечить, а ученик может освоить. Стандартом предусмотрен большой люфт между минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки учащихся. Ориентация учебного процесса на требования резко снизит уровень музыкального образования. Школа должна реализовать обязательный минимум содержания, представленный в стандарте, имеет право расширить содержание образования, которое может быть освоено учащимися в соответствии с их возрастными возможностями.
В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сводящей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по музыке заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми содержательными связями, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.
В основной школе сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной культуре в целом.
В основе подхода к разработке стандарта по музыке лежит концептуальное положение о соответствии содержания музыкального образования возрастным приоритетам подростков. Характерное для них проявление собственной позиции, чаще всего не совпадающей с общепризнанной, требует особого внимания к поиску противоречий в явлениях искусства и жизни, что становится движущей силой развития художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Основополагающими в стандарте являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, его места и значения в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.
В содержании музыкального образования усилена роль гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами). В то же время акцент ставится на формировании позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.
Стандарт ориентирован прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности смягчает свойственные для этого возраста кризисные явления.
Основными чертами современной методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление ему возможность прикоснуться к тайнам творчества в качестве композитора–исполнителя–слушателя. Никакие современные технические средства не могут заменить живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса.
Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
В содержании образования усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, игра на синтезаторе. Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы.
Разгрузка содержания образования. Проблема разгрузки содержания, остро стоящая перед образованием, имеет свою специфику в образовательной области «Искусство». В стандарте она осуществляется за счет выделения двух уровней учебного материала – материала, который должен быть освоен учащимися, и материала, изучаемого на уровне ознакомления с ним. Двухуровневое изложение учебного материала предоставляет учителю возможность в определенных границах корректировать содержание учебного предмета в соответствии с уровнем подготовки учащихся конкретного класса, сферой их музыкальных интересов, вкусов и потребностей.
Один час в неделю, отведенный на урок музыки в базисном учебном плане, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень преподавания предмета, раскрытия основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка не должна быть связана с упрощением содержания учебных программ по музыке. Она возможна только на основе установления оптимального соответствия между теоретической и практической направленностью содержания образования. При этом приоритетное значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой деятельности.
Решение проблемы разгрузки учебного предмета и вместе с тем достижение высокого уровня его освоения учащимися видится в интенсификации учебного процесса посредством создания педагогических условий, способствующих формированию личностно-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям, пробуждения и всемерного раскрытия их творческого потенциала в разнообразных видах музыкальной деятельности. Тем самым становится возможным значительное повышение эффективности музыкальных занятий даже в условиях отведенного на него минимального количества учебного времени.
Разгрузка в преподавании искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, мотивированного личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений, а не теоретизировать по поводу искусства. Главное – ориентация учащихся на самоопределение в культуре и саморазвитие.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства прежде всего предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются.
Впервые в примерных программах выделены общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
Приоритетами для учебного предмета по музыке на этапе основного общего образования являются:
К концу обучения в основной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и сочинение), умениями интонационно-образно воспринимать и интерпретировать содержание музыкального произведения, определять его жанровую и стилевую принадлежность и основные средства выразительности, характеризовать своеобразие исполнительской трактовки произведения и воплощать свой замысел в музыкальном исполнении; проявляют определенный уровень эрудиции, знают основные жанры народной и профессиональной музыки, основные произведения крупнейших русских и зарубежных композиторов и высказывают собственные суждения о музыкальных явлениях, понимая возможности искусства в отражении вечных проблем жизни.
Примерные программы является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерная программа по музыке искусству разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, рассчитана на пять лет обучения и является ориентиром для разработчиков авторских программ, составления рабочих программ учителем школы и других документов, регламентирующих отбор содержания, форм и методов музыкального образования в основной школе общеобразовательных учреждений разных типов.
Необходимо обратить особое внимание на то, что все обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие сквозные учебные линии, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в основной школе.
В содержании и структуре примерной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются два раздела: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности», которые органически связаны между собой и ориентированы на практически-деятельностное освоение учебного материала.
Первый из них – «Основы музыкальной культуры» – целесообразно представить в авторских, рабочих программах в виде ряда конкретных учебных тем. Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в соответствии с авторской концепцией, на основе которой создается рабочая программа. Выстраивание учебного материала рекомендуется на основе концентрического принципа, который предполагает все более полное и многоаспектное изучение учащимися основных закономерностей музыкального искусства и их претворения в разнообразных жанрах и стилях народной и профессиональной музыки; выявление общего и особенного в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Второй раздел – «Опыт музыкально-творческой деятельности» не предполагает выделения конкретных учебных тем, а органично входит во все учебные темы, обеспечивая возможность их многогранного освоения в различных видах музыкальной деятельности.
В содержании и структуре примерной программы по музыке для VIII–IX классов основной школы также выделяются два основных раздела: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».
В первом разделе «Музыка в формировании духовной культуры личности» целесообразно выделить учебные темы, направленные на раскрытие специфики музыки и ее места в ряду других искусств; своеобразия воплощения в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений вечных для искусства духовно-нравственных тем; на осмысление общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства. Второй раздел «Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же основаниях, что и в V-VII классах.
В примерных программах по музыке для V–VII и VIII–IX классов предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме не менее 10 % для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
При разработке авторских, рабочих программ целесообразно предусмотреть осуществление разносторонних связей предмета «Музыка» с другими предметами, прежде всего в рамках образовательной области «Искусство». Такие связи направлены на полихудожественное развитие ребенка посредством выявления общего и различного в художественно-образной природе музыки и изобразительного искусства. Аналогичные связи могут устанавливаться между предметами «Музыка» и «Литература». Желательны также связи предмета «Музыка» с предметами «Русский язык» и «Иностранный язык», направленные на рассмотрение музыки как особого языка общения. Возможно и установление связей с другими учебными предметами.
Переход на преподавание музыки в условиях введения стандарта и реализации примерной программы основного общего образования по музыке в авторских, рабочих программах возможен при следующих условиях:
При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
Каждый учитель имеет право выбора одной из программ музыкального образования, утвержденных Федеральным экспертным советом Минобразования Российской Федерации. Возможна замена музыкального материала. Главное, чтобы каждое произведение, звучащее в классе, отвечало следующим требованиям: художественность и увлекательность для детей, педагогическая целесообразность и воспитательная значимость. На данном этапе введения стандарта учитель может использовать существующие учебно-методические комплекты по музыке.
Обязательный минимум содержания не исключает и, более того, предполагает применение разных подходов к преподаванию музыки и частных методик, отвечающих целевым установкам государственного стандарта.
Важной задачей при разработке рабочих учебных программм является установление преемственности в преподавании музыки на разных ступенях обучения. Она предполагает: единую целевую направленность на формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры; развитие музыкальных интересов, потребной, вкусов детей; ориентацию учебно-воспитательного процесса на постижение музыкального искусства как искусства художественно-образного, раскрытие интонационной природы музыки, установление связей музыки с другими видами искусства и жизнью; всестороннее раскрытие музыкально-творческого потенциала детей в самых различных видах и формах музыкальной деятельности; установку на самовыражение ребенка как слушателя, исполнителя и композитора; развитие музыкальности, эмоционально-ценностного отношения к искусству, природных музыкальных задатков и способностей; формирование практических умений и навыков в исполнительской, слушательской деятельности, в импровизации и сочинении музыки.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования
04 09 2014
1 стр.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования
14 12 2014
1 стр.
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют собой оптимальные рекомендации к материа
04 09 2014
1 стр.
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иност
25 12 2014
1 стр.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего об
04 09 2014
3 стр.
08 10 2014
2 стр.
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 200
16 12 2014
19 стр.
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по
28 09 2014
1 стр.