
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Терновка»
Энгельсского района Саратовской области
«Согласовано»
Методист МОУ ДПОС «УМЦ»
_____________/____________/
ФИО
____________200___г.
|
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »
_____________/______________/
ФИО
«__»____________200___г.
|
«Согласовано»
Руководитель МОУ «СОШ № »
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___ от «__»____200___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Улитина Елена Васильевна
Высшая категория
по химии 10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2010
2010 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии на основе программы, разработанной О. С. Габриеляном.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии.
-
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
-
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных, в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
-
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
-
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
-
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современ
ного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
-
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
-
Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 34 часа в том числе на практические и лабораторные работы 2 часа.
Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, работа в группах.
Учебно – тематический план
№
|
Название темы
|
Количество
часов
|
1
|
Введение
|
3
|
2
|
Углеводороды и их природные источники
|
8
|
3
|
Кислородосодержащие соединения
|
19
|
4
|
Искусственные и синтетические полимеры
|
3
|
Всего – 34 часа
Контрольных работ – 2
Практических работ - 3
Содержание тем учебного курса
Введение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Теория строения органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией
«Нефть и продукты ее переработки»
Практическая работа 1 «Состав и переработка нефти»
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №2. Идентификация органических соединений.
Биологически активные органические соединения
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Искусственные и синтетические полимеры
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №3. Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
В результате изучения данного предмета в 10 классе учащиеся должны
знать / понимать
-
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
-
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент.
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература для учителя
-
О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2003год.
-
О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2004 год.
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы., «Дрофа», Москва, 2002 год.
-
О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Базовый уровень. «Дрофа», 2005 год.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование химия 10 класс
№
|
Тема урока
|
Дата
|
1
|
Предмет органической химии
|
|
2
|
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова
|
|
3
|
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная
|
|
4
|
Природные источники углеводородов.
Алканы.
|
|
5
|
Этилен, ацетилен, понятие об алкадиенах с двойными связями
|
|
6
|
Получение этилена и ацетилена
|
|
7-8
|
Химические свойства этилена, бутадиена-1,3, ацетилена
|
|
9
|
Полиэтилен его свойства и применение
|
|
10
|
Нефть. Состав и переработка
|
|
11
|
Бензол
|
|
12
|
Контрольная работа по темам: «Теория строения органических соединений» и «Углеводороды».
|
|
13
|
Углеводы их классификация.
|
|
14
|
Глюкоза. Её химические свойства.
|
|
15
|
Классификация спиртов.
|
|
16
|
Получение и химические свойства этанола.
|
|
17
|
Фенолы.Каменный уголь
|
|
18
|
Альдегиды. Получение свойства, применение.
|
|
19
|
Карбоновые кислоты. Получение и свойства карбоновых кислот
|
|
20
|
Химические свойства уксусной кислоты.
|
|
21
|
Сложные эфиры. Жиры.
|
|
22
|
Контрольная работа по теме «Кислородосодержащие соединения».
|
|
23
|
Понятие об аминах.
|
|
24
|
Получение аминов.
|
|
25
|
Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот.
|
|
26
|
Белки. Нуклеиновые кислоты
|
|
27
|
Идентификация органических соединений»
|
|
28
|
Генетическая связь между классами органических соединений
|
|
29
|
Химия и здоровье. Ферменты.
|
|
30
|
Витамины, гормоны.
|
|
31
|
Лекарства.
|
|
32
|
Искусственные полимеры
|
|
33
|
Синтетические полимеры
|
|
34
|
«Распознавание пластмасс и волокон»
|
|