Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Терновка»

Энгельсского района Саратовской области

«Согласовано»

Методист МОУ ДПОС «УМЦ»

_____________/____________/

ФИО


____________200___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО


«__»____________200___г.


«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО


Приказ № ___ от «__»____200___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Улитина Елена Васильевна

Высшая категория



по химии 10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2010



2010 год

Пояснительная записка к рабочей учебной программе


Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии на основе программы, разработанной О. С. Габриеляном.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии.

  1. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций

  2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных, в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

  3. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

  4. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:

  1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современ

ного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

  1. Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

  2. Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 34 часа в том числе на практические и лабораторные работы 2 часа.

Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, работа в группах.

Учебно – тематический план



Название темы

Количество

часов


1

Введение

3

2

Углеводороды и их природные источники

8

3

Кислородосодержащие соединения

19

4

Искусственные и синтетические полимеры

3

Всего – 34 часа

Контрольных работ – 2

Практических работ - 3

Содержание тем учебного курса

Введение

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.


Теория строения органических соединений

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.



Углеводороды и их природные источники

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Практическая работа 1 «Состав и переработка нефти»
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.


Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.


А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №2. Идентификация органических соединений.

Биологически активные органические соединения

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.


В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.



Искусственные и синтетические полимеры

И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.


С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №3. Распознавание пластмасс и волокон.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

В результате изучения данного предмета в 10 классе учащиеся должны



знать / понимать

  • важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

уметь

  • называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент.

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература для учителя


  1. О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2003год.




  1. О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2004 год.




  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы., «Дрофа», Москва, 2002 год.




  1. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Базовый уровень. «Дрофа», 2005 год.

Приложение 1



Календарно – тематическое планирование химия 10 класс




Тема урока

Дата

1

Предмет органической химии




2

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова




3

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная




4

Природные источники углеводородов.

Алканы.





5

Этилен, ацетилен, понятие об алкадиенах с двойными связями




6

Получение этилена и ацетилена




7-8

Химические свойства этилена, бутадиена-1,3, ацетилена




9

Полиэтилен его свойства и применение




10

Нефть. Состав и переработка




11

Бензол




12

Контрольная работа по темам: «Теория строения органических соединений» и «Углеводороды».




13

Углеводы их классификация.




14

Глюкоза. Её химические свойства.




15

Классификация спиртов.




16

Получение и химические свойства этанола.




17

Фенолы.Каменный уголь




18

Альдегиды. Получение свойства, применение.




19

Карбоновые кислоты. Получение и свойства карбоновых кислот




20

Химические свойства уксусной кислоты.




21

Сложные эфиры. Жиры.




22

Контрольная работа по теме «Кислородосодержащие соединения».




23

Понятие об аминах.




24

Получение аминов.




25

Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот.




26

Белки. Нуклеиновые кислоты




27

Идентификация органических соединений»




28

Генетическая связь между классами органических соединений




29

Химия и здоровье. Ферменты.




30

Витамины, гормоны.




31

Лекарства.




32

Искусственные полимеры




33

Синтетические полимеры




34

«Распознавание пластмасс и волокон»







Рабочая программа педагога улитина Елена Васильевна Высшая категория по химии 10 класс Рассмотрено на заседании

Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по

121.48kb.

28 09 2014
1 стр.


Программа по физической культуре 3 класс педагога Капкина А. А моу-сош с. Росташи Рассмотрено на заседании

Лях В. Н, Майксон Г. Б физическое воспитание учащихся I-II классов с направленным развитием двигательных способностей

94.49kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по технологии 11 класс педагога Фёдорова В. Г. Моу- сош с. Росташи Рассмотрено на заседании

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенц

98.69kb.

08 10 2014
1 стр.


Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Математика» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
326.2kb.

25 12 2014
3 стр.


Рабочая программа педагога поповой Веры Сергеевны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Технология»

Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвивающую и культурологическу

166.86kb.

01 09 2014
1 стр.


Рабочая программа по татарскому языку Фархутдинова Нияза Хамитовича 11 класс Рассмотрено на заседании

Мбоу «абдрахмановская средняя общеобазовательная школа» альметьеского муниципального района республики татарстан

406.03kb.

25 12 2014
2 стр.


Рабочая программа по физике для 10 класса Рассмотрено на заседании педагогического
392.57kb.

18 12 2014
2 стр.


Рабочая программа учебного предмета технология в 3 классе Учитель: Хамитова Гулькей Элеваровна Рассмотрено на заседании
490.25kb.

12 10 2014
4 стр.