Администрация Канашского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор школы зам. директора по УВР на заседании МО
_______________ _______________ Протокол №
Николаев П.И Иванова О.М
« »_______2011/12 « »_______2011/12 « »_______2011/12
Рабочая программа
«Музыка»
основное начальное образование 3 класс
2011-2012 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Составитель:
учитель музыки Пантелеймонова Л.А.
2011 - 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 3 класс» (М.: Дрофа, 2008), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 3 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 3 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.
Структура документа.
Рабочая программа по музыке для 3 класса включает следующие разделы:
-
Титульный лист (название программы).
-
Введение.
-
Пояснительная записка.
-
Список литературы.
-
Учебно-тематический план.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Изучение музыки как вида искусства в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 3 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи музыкального образования:
-
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
-
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
-
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
привить основы художественного вкуса;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
-
обучить основам музыкальной грамоты;
-
сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детски? музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Главная тема 3 класса - «О чем рассказывает музыка» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используются:
-
Алеев, В. В. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2008.
-
Алеев, В. В. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреждений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. -М. : Дрофа, 2010.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса заключаются:
-
в наличии интереса к предмету «Музыка»;
-
в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации - вопрос, восклицание, радость, жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
-
в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных во 2 классе (не менее трех);
-
в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
-
в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
-
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).
Литература
Методические пособия для учителя:
-
Музыка. 3 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 200 с. : ноты.
-
Музыка. 3 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 3 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 3 электрон, опт. диска (CD-Rom).
-
Музыка. 1-4 классы [Текст]: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.
-
Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.
-
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
-
Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст]: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.
-
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб.: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
-
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
-
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
-
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
-
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Тема года: «О чем рассказывает музыка»
|
1
|
Картины природы в музыке
|
1
|
2
|
Может ли музыка «нарисовать» портрет?
|
1
|
3
|
В сказочной стране гномов
|
1
|
4
|
Многообразие в единстве: вариации
|
1
|
5
|
«Дела давно минувших дней...»
|
1
|
6
|
«Здесь русский дух…там Русью пахнет...»
|
1
|
7
|
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
|
1
|
8
|
Бег по кругу: рондо
|
2
|
9
|
Какими бывают музыкальные интонации
|
3
|
10
|
Знаки препинания в музыке
|
1
|
11
|
«Мороз и солнце, день чудесный...»
|
1
|
12
|
«Рождество Твое, Христе Боже наш...»
|
2
|
13
|
Колокольные звоны на Руси
|
1
|
14
|
Музыка в храме
|
1
|
15
|
М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
|
1
|
16
|
Что такое патриотизм
|
1
|
17
|
Русский национальный герой Иван Сусанин
|
1
|
18
|
Прощай, Масленица!
|
1
|
19
|
Музыкальная имитация
|
2
|
20
|
Композиторы детям
|
1
|
21
|
Картины, изображающие музыкальные инструменты
|
1
|
22
|
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
|
1
|
23
|
Струнные смычковые инструменты
|
1
|
24
|
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
|
2
|
25
|
Вечная память героям. День Победы
|
1
|
26
|
Легко ли быть музыкальным исполнителем?
|
1
|
27
|
Выдающиеся музыканты-исполнители
|
1
|
28
|
Концертные залы мира
|
1
|
Средства обучения.
-
Печатные пособия:
-
комплект портретов композиторов;
-
демонстрационный материал: Музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).
-
Информационно-коммуникационные средства:
-
«Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
-
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
-
«Большая энциклопедия России: Искусство России» (1 CD).
-
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).
-
Технические средства обучения:
-
компьютер,
-
мультимедийный проектор,
-
экран проекционный,
-
принтер,
-
интерактивная доска, -DVD,
-
музыкальный центр.
-
Учебно-практическое оборудование:
-
музыкальный инструмент;
-
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
следующая страница>