Перейти на главную страницу
учителя истории и обществознания ГБОУ ВСОШ №112
Стаховой Юлии Евгеньевны.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования.
Программа расчитана на 102 часа при трехчасовой учебной нагрузке.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего(полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий,фактов,явлений отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века, теоритически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической,духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Предлагаемая учебная программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний.У учащихся произходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у учащихся имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории.Регулярно используемые на уроках диагностические, тестовые задания, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Учащиеся должны освоить периодизацию истории человечества с доевнейших времен до конца XIX века, иметь представление об основных трактовках ключевых вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям составлять их биографии.
Данная рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-игры, уроки- презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определленой суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.
Учебно-тематический план:
1.Исторический процесс и историческая наука.Первобытность. 4ч.
2.Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. 12ч.
3.Древняя Русь. 18ч.
4.Восток и Запад в средние века. 6ч.
5.Российское государство в 14-17вв. 11ч.
6.Запад и Восток в Новое время. 9ч.
7.Российская империя в 18в. 8ч.
8.Запад и Восток в 19в. 12ч.
9.Россия на пути модернизации. 18ч.
10. Обобщающее повторение. 2ч.
Список дополнительной литературы для учителя и учащихся:
1)Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории: для учителей./Л.Н.Алексашкина.-М.:Просвещение, 2008.
2)История. 5-11 классы: технологии современного урока/ автор-составитель В.В. Гукова и др.-Волгоград: Учитель, 2009
3)Кириллов В.В. Отественная история в схемах и таблицах- М.:Эксмо,2010.
4)Петрович В.Г. Уроки истории: Всеобщая история, методическое пособие. - М.:Сфера, 2004.
5)Саяпин В.В. История России: тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ., базовый уровень 10-11кл.-Ростов-на-Дону: Легион,2009.
6)Чернова М.Н.Справочник учителя истории.5-11 классы.-М.: Экзамен, 2008.
7)История мировой культуры: справочник школьника.-М.,1996
8)Сто великих битв. - М.:Вече, 2001
9)Сто великих картин.-М.: Вече, 2001
10) 1000 вопросов и ответов по истории: учебное пособие/ под общей ред. Л.Н.Алексашкиной. - М.:АСТ, 1996.
Учебно-методическое обеспечение
1.Печатные пособия.
Атласы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по истории России и всеобщей истории.
Карты по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
Таблицы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.( синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие)
Схемы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века( отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
2.Информационно-коммуникативные пособия.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
3.Электронно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
Аудиозаписи по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
Слайды (диапозитивы) по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
4.Технические средства обучения.
Телевизор,видеомагнитофон, ДВД-плеер, компьютер, проектор, экран прекционный.
5.Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Штатив для карт и таблиц.
Укладки для аудиовизуальных средств( слайдов, дисков и др.)
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
6.Специализированная мебель.
Компьютерный стол, тумба под проектор.
№п/п |
Тема уроков. |
Дидактическая модель обучения. Педагогические средства. |
Вид деятельности учащихся. |
Требования к уровню подготовки учащихся. Содержание темы урока. |
Д/з |
Дата проведения. |
|
Вводный раздел: «История как наука». 4ч. |
|
|
|
|
|
1. |
История в системе гуманитарных наук. |
Проблемное обучение, вводная лекция. |
Индивидуальная. Составление конспекта, участие в беседе. |
Знать: многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии. |
П.1, сообщения «Системы летоисчесления», «Календари» |
|
2. |
Основные концепции развития человечества. |
Проблемное обучение. Задачный подход. |
Фронтальная. Решение познавательных задач. |
Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать материал в виде тезисного плана, «линии времени». |
Стр.9,10,11 |
|
3. |
Этапы развития человечества. |
Урок-лекция. Урок изучения новых знаний. |
Индивидуальная. Составление конспекта по теме, участие в беседе. |
Знать: о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки, теоретико-методологических |
Стр.15-17 |
|
4. |
Предцивилизационная стадия развития человечества. |
. Урок изучения новых знаний. |
Беседа, анализ мнений, тезисный план, конспект |
Знать: о современных научных представлениях, о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; |
Гл.1, стр.17-23 |
|
|
Тема №1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья |
|
|
|
|
|
5. |
Древний Восток. |
Проблемное обучение. Задачный подход. |
Беседа, работа с документами, доп. литературой, Интернет-ресурсами, понятийный аппарат, проблемные вопросы |
Знать :влиянии природоклиматических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; об особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы
|
Гл.2 стр.27, § 3 |
|
6. |
Цивилизации Греции и Рима. |
Проблемное обучение. Задачный подход. |
Индивидуальная. Беседа, тезисный план, конспект, понятийный аппарат, сравнительная характеристика «Афины и Спарта» |
Знать: о современных научных представлениях, о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. |
§ 4-5 |
|
7. |
Борьба за господство над Средиземноморьем. |
Проблемное обучение. Семинарское занятие. |
Индивидуальная. Составление схемы «Образование и распад державы А. Македонского». |
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы; выделять особенности архаичных цивилизаций; работать с дополнительной литературой. |
Гл. 4 стр.63-72 |
|
8. |
Римская республика и империя. |
Урок изучения новых знаний. |
Беседа, конспект, понятийный аппарат. |
Цивилизация Древнего Рима в период республики, особенности управления республикой. Переход от республики к империи в Риме. Становление Великой Римской империи. |
Гл. 6, стр.89-104 |
|
9. |
Кризис Римской империи. |
Урок практического применения знаний и умений. |
Тезисный план. Сравнение системы управления в республике и империи. |
Зарождение и становление христианства. Кризис римского общества и Великое переселение народов. Новые понятия: варваризация, романизация, деспотия, социальная структура, социальные нормы. Распад империи на Западную и Восточную. Роль колоний в распаде. Падение Рима под натиском варваров. Уметь: работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы. |
Гл. 6 стр. 104-109, сообщение по теме «Культура первых цивилизаций» |
|
10. |
Культурное наследие античности. |
Проблемное обучение. Задачный подход. |
Диалоговые формы обучения. Заслушивание сообщений по теме. Фронтальная. Выставление оценок докладчикам. |
Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций. |
Стр. 82-84, стр. 101-103 |
|
11. |
Рождение Европейской цивилизации. |
Урок изучения новых знаний. Практикум. |
Работа с текстом учебника, анализ документов, тезисный план, таблица, схема. |
Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов |
Гл. 8 стр 111-115 |
|
12. |
Зарождение феодализма в раннее Средневековье. |
Урок-исследование. |
Работа с текстом, анализ документов, фактов, тезисный план, понятийный аппарат, таблица, схема, беседа, тесты. |
Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. |
Стр. 114-115 |
|
13. |
Страны Западной Европы в раннее Средневековье. |
Проблемное обучение. Задачный подход. Актуализация знаний- фронтальный опрос. |
Фронтальная. Участие в обсуждении вопросов темы. |
Знать: об особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе; сословном строе, источниках и формах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; о причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв. |
Стр. 115-138 |
|
14. |
Византийская империя. |
Комбинированный урок. |
Работа с текстом, анализ документа, характеристика взглядов автора документа, тезисный план, беседа. |
Знать: об основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории. Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие. |
Гл. 9 стр. 128-138, 144-147, доклад. |
|
15. |
Исламская цивилизация. |
Комбинированный урок. |
Познавательное задание, работа с картой, дополнительной литературой. |
Знать: о рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века» к истории Востока. |
Стр. 138-149 |
|
16. |
Урок итогового обобщения. |
Урок практического применения знаний и умений. |
|
|
|
|
|
Тема №2. Древняя Русь. |
|
|
|
|
|
17. |
Народы Восточной Европы, их расселение. |
Проблемное изложение материала, задачный подход. |
работа с картой, эвристическая беседа. |
Основные понятия урока: Индоевропейцы, Великое переселение народов, славяне, трипольцы, колонизация, скифы. Норманны - варяги – русы. |
§ 1, составить схему. |
|
18. |
Восточные славяне в древности. |
Проблемное изложение материала, задачный подход |
Работа с картой, историческими документами. |
Знать понятия: племена, община, язычество, религия, политеизм, путь «из варяг в греки», «военная демократия», племенная знать, дружина, вече, род. |
§ 2 |
|
19. |
Возникновение древнерусского государства. |
Урок изучения нового материала. |
Проблемное изложение материала, диалоговые формы обучения. |
Знать основные понятия урока: государство, классы, норманнская теория, полюдье, уроки, погосты, дань. Уметь : показывать на карте территорию Киевской Руси, направления походов первых князей, выявлять предпосылки образования государства, его признаки. |
§3, стр.13-21 |
|
20. |
Крещение Руси. |
Проблемная лекция. |
Беседа, проблемные вопросы, тезисный план. |
Назвать причины, значение и последствия принятия христианства, показать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси, выявить причины перехода к монотеизму. |
§4, стр. 22-23 |
|
21. |
Государство и общество. |
Урок закрепления материала. |
Составление таблицы, лекция. |
Самостоятельное составление таблицы «Первые русские князья», основные направления политике первых князей. |
§4, стр.23-27 |
|
22. |
Церковь и культура. |
Проблемное изучение. |
Эвристическая беседа, работа с документом. |
Причины перехода к христианству, первые князья-христиане, влияние новой религии на культуру славян. |
§5, Сообщения. |
|
23. |
Быт народа. Культура Руси. |
Урок-практикум. |
Сообщения учащихся по теме урока. |
Быт, архитектура, литература, иконопись, фольклор, летописи. |
Повторение. |
|
24. |
Раздробленность Руси. |
Урок изучения нового материала. |
Беседа, составление тезисного плана. |
Причины распада единого государства, усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. |
§6 |
|
25. |
Земли и княжества удельной Руси. |
Лекция. |
Составление таблицы, работа с учебником, понятийным аппаратом. |
Новые имена и новые княжества на карте, междоусобные войны, лествичная система, изменение положения и роли Киева. |
§6 |
|
26. |
Новгородская республика. |
Проблемная лекция. |
Работа с текстом учебника, историческим источником, картой. |
Своеобразие новгородской государственности, роль боярства, управление в Новгороде, роль вече. |
Стр.39-41 |
|
27. |
Галицко-Волынское княжество. |
Урок-практикум. |
Работа с картой, источником, текстом учебника. |
Особенности расположения княжества, укрепление местного боярства, основная политика князей. |
Составить хронологическую таблицу. |
|
28. |
Владимиро-Суздальское княжество. |
Проблемное изложение. |
Работа с текстом учебника, с картой, хронологической таблицей. |
Природно-климатические и географические особенности княжества, развитие ремесла и торговли. Персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. |
Стр.41-43 |
|
29. |
Русь между Востоком и Западом. |
Урок - дискуссия |
Участие в дискуссии. |
Местоположение Руси, особенности менталитета, культуры, духовный мир. Промежуточный контроль-тест. |
§7 |
|
30. |
Борьба с немецкими и шведскими завоевателями. |
Проблемное изложение. |
Работа с картой, с схемой учебника, с текстом. |
Причины, основные факты, хронология, последствия вторжения крестоносцев. Дискуссионный момент урока: Выбор А.Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны ли вы с данным мнением. |
§8, эссе по теме : Личность А.Невского. |
|
31. |
Монгольское нашествие на Русь. |
Урок изучения нового материала. |
Понятийный аппарат, работа с доп. литературой, тезисный план. |
Знать о сущности и проялениях ордынского владычества на Руси; эволюции даннических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества; о сущности и правлениях ордынского владычества на Руси; эволюции даннических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества. |
§7, стр.45 |
|
32. |
Русь под властью Золотой Орды. Иго и его последствия. |
Урок закрепление материала. |
Решение проблемных задач, работа с картой, текстом учебника. |
Знать о том, что одним из следствий монголо-татарских на-шествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Литовского княжества. Знать понятия: даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет. |
Повторение. |
|
33. |
Русь в XI-XIII веках. |
Урок обобщения. |
Решение итогового теста по теме. |
|
Повторение. |
|
34. |
Прием зачета. |
|
|
|
|
|
|
Тема №3 Восток и Запад в Средние века. |
|
|
|
|
|
35. |
Западная Европа в XI-XIII веках. |
Урок изучения новых знаний. |
Работа с текстом, анализ документов, фактов, тезисный план, понятийный аппарат. |
Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. |
Гл. 10 стр.111 |
|
36. |
Церковь в Европе в Средневековье. |
Урок-исследование. |
Беседа, тезисный план. |
Роль Христианской церкви , характер взаимоотношений светской и церковной властей, индульгенции, повинности в пользу церкви. |
|
|
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования
10 09 2014
4 стр.
Тематическое планирование по истории России, Татарстана и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного ст
24 09 2014
1 стр.
Рабочая программа по «всеобщей истории, историиТатарстана и истории россии с древности до XVI века»
25 12 2014
2 стр.
В методическое объединение входят учителя истории, обществознания, краеведения, географии и экономики
16 12 2014
1 стр.
Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX – начала XX века как в России, так и в мире в целом
07 10 2014
1 стр.
Изучение истории международных отношений указанного периода должно способствовать расширению и углублению знаний, получаемых студентами в общем курсе всеобщей истории, в целом, и и
06 10 2014
1 стр.
В конечном счете, курс истории международных отношений должен способствовать расширению и углублению знаний, полученных из общего курса всеобщей истории, в целом, и истории нового
06 10 2014
1 стр.
Районный (городской) тур олимпиады школьников по истории строится на основе следующих подходов, что обеспечивает его преемственность с областным туром и Всероссийской олимпиадой
10 10 2014
1 стр.