Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
РАБОЧАЯ программа

среднего (полного) общего образования
ПО ПРАВУ
(профильный уровень)

10- 11 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по праву.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, уточняет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.


Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; учебно-методическое сопровождение курса, требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план, календарно-тематический план, контрольно-измерительные материалы.



Общая характеристика учебного предмета


«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Курс «Право и экономика» адресован учащимся 11-х классов. Цель его — сообщить старшеклассникам систему знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Этот курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет, на достаточно высоком содержательно-методическом уровне, точно так же, как в школе принято изучать математику, физику, биологию, родной язык и др. Это прежде всего учащиеся профильных средних учебных заведений гуманитарного направления (право, экономика, политология, экология и т. д.) и учащиеся средних специальных учебных заведений. Однако работа по данному курсу вполне доступна и старшеклассникам общеобразовательных школ, особенно если они уже получили первоначальные базовые знания права (в пределах программ основной школы).

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:



  • проблемы взаимоотношений права и государства;

  • система и структура права;

  • правотворчество и правоприменение;

  • правоотношения;

  • правонарушения и юридическая ответственность;

  • право и личность;

  • основные правовые системы современности;

  • конституционное право;

  • гражданское право;

  • семейное право;

  • трудовое право;

  • административное право;

  • уголовное право;

  • экологическое право;

  • международное право;

  • правосудие;

  • юридическое образование.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:




  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.



Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для учащихся:

  1. Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. В 2-х кн. Книга 1. Право и политика. Книга 2. Право и экономика. – М.: «Вита-пресс», 2008

  2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2005.

  3. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  4. Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.

  5. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год.

  6. Право и экономика: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов. — М.: Вита-Пресс, 2000.

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 1998.

  8. Никитин А. Ф. Основы государства и права. — М., 1999.

  9. Шилобод М. И. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. — М., 1998

Литература для учителя:

  1. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).

  2. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004

  3. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

  5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

  6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В., Методическое пособие по курсу «Право и экономика»: Пособие для учителя 10-11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2000.

  10. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя. — М., 1995.

  11. Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права. - М., 1997.


Список дополнительной литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

  2. Никитин А.Ф.Конституционное право

  3. Никитин А.Ф.Уголовное право

  4. Никитин А.Ф. Налоги

  5. Никитин А.Ф Права человека

  6. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»

  7. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2006.-240 с.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;


Уметь

  • характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,

  • объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,

  • различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,

  • приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;



По результатам изученного материала у обучающихся должны быть сформированы компетенции использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.



Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10а класс




Раздел

Кол-во часов

теория

практикум

к/р

1

Государство и право.

7

3

1

2

Права и свободы граждан

20

2

1

3

Семейное право

4

-

1

4

Преступления и наказания

3

1

1

5

Управление государством

6

1

1

6

Правоохранительные органы

8

1

1

7

Налоги – финансовая основа государства

4

2

1

8

Резервное время

2

1

1




Всего

54

11

5




ИТОГО

70




следующая страница>


Программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10- 11 классы

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) об

375.56kb.

27 09 2014
4 стр.


Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка статус документа

Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

275.59kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний по математике (на базе среднего (полного) общего образования) Сафоново 2010

Вступительные испытания по математике проводятся по программе, соответствующей образовательной программе среднего (полного) общего образования

51.63kb.

11 10 2014
1 стр.


Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку

Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

80.35kb.

25 12 2014
1 стр.


Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе

Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

216.99kb.

10 09 2014
1 стр.


Стандарт среднего (полного) общего образования по математике

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

109.23kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа среднего общего образования Астрономия 11 класс (базовый уровень) Учитель: Чвыкова Г. Н. 2013 2014 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования. «Физика. Астрономия. 7-11 кл.»/сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин и др

99.69kb.

13 10 2014
1 стр.


Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии

Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

108.7kb.

15 12 2014
1 стр.