Утверждено: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО
Директор школы Заместитель директора протокол № __от _____2013 г.
__________В. М. Воронова _________Т. С. Ардышева руководитель МО
приказ № ______ _____________Е. Ю. Ярдыков
от «_____» _______2013 г. «___» __________2013 г.
МБОУ «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа среднего общего образования
Астрономия
11 класс (базовый уровень)
Учитель: Чвыкова Г. Н.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования. «Физика. Астрономия. 7-11 кл.»/сост. В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин и др.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Практические основы астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик,
которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Выполняемые учащимися под руководством учителя наблюдения имеют для изучения астрономии такое же значение, как опыты и лабораторные работы для курса физики.
Астрономические наблюдения целесообразно проводить в начале учебного года как можно раньше, когда в большинстве районов страны они осуществимы в благоприятных погодно-климатических условиях. Важно заранее показать те объекты и явления, которые предстоит изучать. При подготовке и проведении наблюдений необходимо пояснить учащимся, как использовать «Школьный астрономический календарь» и подвижную карту звездного неба. Поощрения заслуживают наблюдения, проводимые учащимися самостоятельно. Весьма желательны также посещения планетария.
1. Введение (2 ч)
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения — основа астрономии. Телескопы.
2. Практические основы астрономии (6 ч)
Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и ее обращения вокруг Солнца.
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы (5 ч)
Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для науки и мировоззрения. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тед.
4. Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Система Земля — Луна. Планета земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты.
Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы.
5. Солнце и звезды (7 ч)
Звезды — основные объекты во Вселенной.
Солнце — ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность солнечной активности и ее связь с геофизическими явлениями.
Звезды, их основные характеристики. Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. Внутреннее строение звезд и источники их энергии. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.
6. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары.
Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение. Реликтовое излучение. Расширение Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной как проявление физических закономерностей материального мира.
Жизнь и разум во Вселенной.
Заключительная лекция (1 ч)
Наблюдения (практические занятия) (4 ч)
(под руководством учителя во внеурочное время)
Наблюдения невооруженным глазом.
1. Определение сторон горизонта и примерной географической широты места наблюдения по Полярной звезде.
2. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звездной карты).
3. Суточное вращение неба.
4. Нахождение планет (с использованием «Школьного астрономического календаря»).
5. Фазы Луны. Наблюдения в телескоп.
1. Вращение Солнца. Пятна и факелы.
2. Рельеф Луны.
3. Фазы Венеры. Марс. Юпитер и его спутники. Кольца Сатурна.
4. Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Млечный путь. Туманности и галактики.
Примерное тематическое планирование
по астрономии
Номер урока
|
Основное содержание
|
Материал учебника
|
1/1
|
Предмет астрономии
|
П.1
|
2/2
|
Звёздное небо. Изменение вида звёздного неба в течение суток
|
П.2.3
|
3/3
|
Изменение вида звёздного неба в течение года
|
П.4
|
4/4
|
Решение задач
|
П.2-4
|
5/5
|
Способы определения географической широты
|
П.5
|
6/6
|
Решение задач
|
П.5
|
7/7
|
Основы измерения времени
|
П.6
|
8/8
|
К/р №1 по теме «Звёздное небо»
|
П.1-6
|
9/1
|
Видимое движение планет
|
П.7
|
10/2
|
Развитие представлений о Солнечной системе
|
П.8
|
11/3
|
Законы Кеплера
|
П.9
|
12/4
|
Решение задач
|
П.9
|
13/5
|
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
|
П.10
|
14/6
|
Решение задач
|
П.10
|
15/7
|
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел
|
П.11
|
16/8
|
Решение задач
|
П.11
|
17/9
|
К/р №2 по теме «Строение Солнечной системы»
|
П.9-11
|
18/1
|
Система «Земля-Луна». Природа Луны
|
П.12,13
|
19/2
|
Планеты земной группы
|
П.14
|
20/3
|
Планеты-гиганты
|
П.15
|
21/4
|
Астероиды и метеориты
|
П.16
|
22/5
|
Кометы и метеориты
|
П.17
|
23/1
|
Общие сведения о Солнце. Строение его атмосферы. Внутреннее строение Солнца
|
П.18-20
|
24/2
|
Расстояние до звёзд. Пространственные скорости звёзд
|
П.22,23
|
25/3
|
Физическая природа звёзд. Связь между физическими характеристиками звёзд
|
П.24,25
|
26/4
|
Двойные звёзды. Физические переменные, новые и сверхновые звёзды
|
П.26,27
|
27/1
|
Наша Галактика
|
П.28
|
28/2
|
Другие галактики
|
П.29
|
29/3
|
Метагалактика
|
П.30
|
30/4
|
Происхождение эволюция галактик и звёзд
|
П.31
|
31/5
|
Происхождение планет
|
П.32
|
32-34
|
Резерв
|
|
Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
физические характеристики основных космических объектов (Луна, планеты, Солнце, Солнечная система, звезды, Галактика, Вселенная) и примерные временные масштабы происходящих во Вселенной явлений;
способы определения расстояний до небесных тел, их размеров и массы;
причины и характер наблюдаемого движения Солнца, планет и звезд;
причины смены фаз Луны и условия наступления солнечных и лунных затмений;
важнейшие проявления солнечной активности, их связь с геофизическими явлениями;
основные сведения об эволюции Вселенной;
устройство школьного телескопа.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться справочными данными, помещенными в приложении к учебнику и в «Школьном астрономическом календаре».
Использовать подвижную карту звездного неба для решения следующих практических задач:
а) отождествлять объекты, нанесенные на карту, с наблюдаемыми на небе объектами;
б) устанавливать звездную карту на любую дату и время суток, ориентировать ее и определять условия видимости светил.
Определять увеличение школьного телескопа и наводить его на заданный объект.
Решать задачи, применяя основные изученные законы и формулы:
а) зависимость высоты светила в кульминации от географической широты места наблюдения;
б) определение расстояний планет от Солнца по известному периоду обращения (III закон Кеплера);
в) вычисление линейных размеров небесных тел по известным угловым размерам и расстояниям;
г) вычисление расстояний до звезд по известному параллаксу.
Перечень учебного оборудования Глобусы Земли физические ГФМ 1 : 30 млн. Глобусы звездные. Глобусы Луны 1 : 10 млн.
Датчики для фотоэлектрических наблюдений Солнца.
Карты звездного неба подвижные ученические.
Модели для демонстрации солнечных и лунных затмений СЗЛ-50.
Модели метеоритов.
Модели планетной системы.
Модели орбитальных движений ИСЗ.
Бинокли Б7х50 или Б12*40.
Телескопы системы Максутова 100/1200.
Телескопы-рефракторы на азимутальной установке РТМ 60/600.
Телескопы-рефракторы на колоннах.
Карты Луны демонстрационные.
Модели небесной сферы СФА.
Теллурии Т-77.
Спектроскопы двухтрубные.
Теодолиты школьные.
Штативы для биноклей.
Карты звездного неба демонстрационные диаметром 1500 мм.
Карты движений планет.
Литература
1. Астрономия. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998.
2. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000.
3. Засов А. В., Кононович Э. В. Астрономия: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.
4. Методика преподавания астрономии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
5. Методика преподавания физики и астрономии в 7—9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999.
6. Страут Е. К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразовательной школы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Школьный астрономический календарь: Кн. для учащихся. М.: Дрофа (ежегодное издание).