Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО

Директор школы Заместитель директора протокол № __от _____2013 г.

__________В. М. Воронова _________Т. С. Ардышева руководитель МО

приказ № ______ _____________Е. Ю. Ярдыков

от «_____» _______2013 г. «___» __________2013 г.

МБОУ «Тогурская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа среднего общего образования
Астрономия

11 класс (базовый уровень)


Учитель: Чвыкова Г. Н.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования. «Физика. Астрономия. 7-11 кл.»/сост. В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин и др.

Курс астрономии призван способствовать формиро­ванию современной научной картины мира, раскры­вая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и слож­ного пути познания человечеством окружающей при­роды и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащи­мися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Практические основы астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений.

Астрофизическая направленность всех последую­щих тем курса соответствует современному положе­нию в науке. Главной задачей курса становится систе­матизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Все­ленной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому ис­пользованию физических теорий, а также исследова­ний излучения небесных тел, проводимых практиче­ски по всему спектру электромагнитных волн не толь­ко с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик,

которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представ­ление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

Выполняемые учащимися под руководством учи­теля наблюдения имеют для изучения астрономии та­кое же значение, как опыты и лабораторные работы для курса физики.

Астрономические наблюдения целесообразно про­водить в начале учебного года как можно раньше, когда в большинстве районов страны они осуществи­мы в благоприятных погодно-климатических услови­ях. Важно заранее показать те объекты и явления, ко­торые предстоит изучать. При подготовке и проведе­нии наблюдений необходимо пояснить учащимся, как использовать «Школьный астрономический ка­лендарь» и подвижную карту звездного неба. Поощ­рения заслуживают наблюдения, проводимые учащи­мися самостоятельно. Весьма желательны также по­сещения планетария.

1. Введение (2 ч)

Предмет астрономии. Структура и масштабы Все­ленной. Наблюдения — основа астрономии. Телескопы.

2. Практические основы астрономии (6 ч)

Видимые движения светил как следствие их собст­венного движения в пространстве, вращения Земли и ее обращения вокруг Солнца.

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звезд­ные карты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

3. Строение Солнечной системы (5 ч)

Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для науки и мировоззрения. Конфигурации

планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тед.

4. Природа тел Солнечной системы (7 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Система Земля — Луна. Планета земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гиган­тов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и мете­ориты.

Физическая обусловленность важнейших особен­ностей тел Солнечной системы.

5. Солнце и звезды (7 ч)

Звезды — основные объекты во Вселенной.

Солнце — ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных по­лей на Солнце. Периодичность солнечной активности и ее связь с геофизическими явлениями.

Звезды, их основные характеристики. Определе­ние расстояний до звезд. Годичный параллакс. Внут­реннее строение звезд и источники их энергии. Двой­ные звезды. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

6. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Состав и структура Галактики. Звездные скопле­ния. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары.

Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение. Реликтовое излучение. Расширение Все­ленной.

Строение и эволюция Вселенной как проявление физических закономерностей материального мира.

Жизнь и разум во Вселенной.

Заключительная лекция (1 ч)

Наблюдения (практические занятия) (4 ч)

(под руководством учителя во внеурочное время)


Наблюдения невооруженным глазом.

1. Определение сторон горизонта и примерной гео­графической широты места наблюдения по Полярной звезде.

2. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звездной карты).

3. Суточное вращение неба.

4. Нахождение планет (с использованием «Школь­ного астрономического календаря»).

5. Фазы Луны. Наблюдения в телескоп.

1. Вращение Солнца. Пятна и факелы.

2. Рельеф Луны.

3. Фазы Венеры. Марс. Юпитер и его спутники. Кольца Сатурна.

4. Двойные и кратные звезды. Звездные скопле­ния. Млечный путь. Туманности и галактики.



Примерное тематическое планирование

по астрономии

Номер урока

Основное содержание

Материал учебника

1/1

Предмет астрономии

П.1

2/2

Звёздное небо. Изменение вида звёздного неба в течение суток

П.2.3

3/3

Изменение вида звёздного неба в течение года

П.4

4/4

Решение задач

П.2-4

5/5

Способы определения географической широты

П.5

6/6

Решение задач

П.5

7/7

Основы измерения времени

П.6

8/8

К/р №1 по теме «Звёздное небо»

П.1-6

9/1

Видимое движение планет

П.7

10/2

Развитие представлений о Солнечной системе

П.8

11/3

Законы Кеплера

П.9

12/4

Решение задач

П.9

13/5

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

П.10

14/6

Решение задач

П.10

15/7

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел

П.11

16/8

Решение задач

П.11

17/9

К/р №2 по теме «Строение Солнечной системы»

П.9-11

18/1

Система «Земля-Луна». Природа Луны

П.12,13

19/2

Планеты земной группы

П.14

20/3

Планеты-гиганты

П.15

21/4

Астероиды и метеориты

П.16

22/5

Кометы и метеориты

П.17

23/1

Общие сведения о Солнце. Строение его атмосферы. Внутреннее строение Солнца

П.18-20

24/2

Расстояние до звёзд. Пространственные скорости звёзд

П.22,23

25/3

Физическая природа звёзд. Связь между физическими характеристиками звёзд

П.24,25

26/4

Двойные звёзды. Физические переменные, новые и сверхновые звёзды

П.26,27

27/1

Наша Галактика

П.28

28/2

Другие галактики

П.29

29/3

Метагалактика

П.30

30/4

Происхождение эволюция галактик и звёзд

П.31

31/5

Происхождение планет

П.32

32-34

Резерв





Основные знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

физические характеристики основных космиче­ских объектов (Луна, планеты, Солнце, Солнечная система, звезды, Галактика, Вселенная) и примерные временные масштабы происходящих во Вселенной яв­лений;

способы определения расстояний до небесных тел, их размеров и массы;

причины и характер наблюдаемого движения Солнца, планет и звезд;

причины смены фаз Луны и условия наступления солнечных и лунных затмений;

важнейшие проявления солнечной активности, их связь с геофизическими явлениями;

основные сведения об эволюции Вселенной;

устройство школьного телескопа.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться справочными данными, помещенны­ми в приложении к учебнику и в «Школьном астроно­мическом календаре».

Использовать подвижную карту звездного неба для решения следующих практических задач:

а) отождествлять объекты, нанесенные на карту, с наблюдаемыми на небе объектами;

б) устанавливать звездную карту на любую дату и время суток, ориентировать ее и определять условия видимости светил.

Определять увеличение школьного телескопа и на­водить его на заданный объект.

Решать задачи, применяя основные изученные за­коны и формулы:

а) зависимость высоты светила в кульминации от географической широты места наблюдения;

б) определение расстояний планет от Солнца по из­вестному периоду обращения (III закон Кеплера);

в) вычисление линейных размеров небесных тел по известным угловым размерам и расстояниям;

г) вычисление расстояний до звезд по известному параллаксу.


Перечень учебного оборудования Глобусы Земли физические ГФМ 1 : 30 млн. Глобусы звездные. Глобусы Луны 1 : 10 млн.

Датчики для фотоэлектрических наблюдений Солнца.

Карты звездного неба подвижные ученические.

Модели для демонстрации солнечных и лунных за­тмений СЗЛ-50.

Модели метеоритов.

Модели планетной системы.

Модели орбитальных движений ИСЗ.

Бинокли Б7х50 или Б12*40.

Телескопы системы Максутова 100/1200.

Телескопы-рефракторы на азимутальной установ­ке РТМ 60/600.

Телескопы-рефракторы на колоннах.

Карты Луны демонстрационные.

Модели небесной сферы СФА.

Теллурии Т-77.

Спектроскопы двухтрубные.

Теодолиты школьные.

Штативы для биноклей.

Карты звездного неба демонстрационные диа­метром 1500 мм.

Карты движений планет.

Литература

1. Астрономия. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998.

2. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия: Учеб­ник для общеобразовательных учреждений. М.: Дро­фа, 2000.

3. Засов А. В., Кононович Э. В. Астрономия: Учеб­ник для общеобразовательных учреждений. М.: Про­свещение, 1997.

4. Методика преподавания астрономии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.

5. Методика преподавания физики и астрономии в 7—9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999.

6. Страут Е. К. Астрономия: Дидактические ма­териалы для средней общеобразовательной школы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.



7. Школьный астрономический календарь: Кн. для учащихся. М.: Дрофа (ежегодное издание).

Рабочая программа среднего общего образования Астрономия 11 класс (базовый уровень) Учитель: Чвыкова Г. Н. 2013 2014 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования. «Физика. Астрономия. 7-11 кл.»/сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин и др

99.69kb.

13 10 2014
1 стр.


Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс

Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»

683.82kb.

14 12 2014
5 стр.


Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс

Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»

695.77kb.

14 12 2014
5 стр.


Рабочая программа по истории для 6 класса Учитель: Гарафиев Фанис Ахатович 2012 2013 учебный год

Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 200

426.05kb.

16 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления 2012-2013 учебный год Класс 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений

659.79kb.

18 12 2014
5 стр.


Программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10- 11 классы

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) об

375.56kb.

27 09 2014
4 стр.


Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для класса предусматривает обучение географии 2 часа в неделю, 70 часов в год

351.08kb.

18 12 2014
1 стр.


Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка статус документа

Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

275.59kb.

15 12 2014
1 стр.