Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Альметьевского муниципального района

МБОУ Елховская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________.
Протокол № ___ от

«____»____________2012г



«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Елховская СОШ»


_____________Ухандеева А.П
«____»____________2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Елховская СОШ»

_____________Мустафина Л.Х..
Приказ № ___ от «__»___2012 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География

11 класс

Учитель географии Гафарова А.З



Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы),

  • Образовательной программы МБОУ «Елховская СОШ»

  • авторской программы по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008

(География. 6-11 классы: тематическое планирование.-2-е изд., стереотип. / авт.-сост. Н.В.Болотникова.-Волгоград: Учитель,2008.-139с.);

  • Базисного учебного плана РТ;

  • учебного плана МБОУ «Елховская СОШ» на 2012-2013 учебный год

  • положение школы «О рабочей программе педагога»;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа», «География России. Население и хозяйство». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрипредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, математики, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.



Цели и задачи обучения:

•  освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

•  овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•  воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

•  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.



Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану школы рабочая программа предусматривает изучение материала в течение 35 часов (1 час в неделю) в 10 классе и 34 часа в 11классе.



Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час,

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

-- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;



— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Изменения, внесенные в программу

На изучение раздела «Население мира» отводится 7 часов учебного времени, в рабочую программу включен материал о демографической политике, демографическом переходе и качестве населения, несмотря на то, что стандарт переносит изучение этих тем в профильную школу, тема « Мировое хозяйство» изучается в течении 12 часов, также в рабочую программу включен вопрос о факторах размещения из содержания профильной школы, так как большое количество вопросов этих тем являются элементом содержания, проверяемого на ЕГЭ.

Разделы «Россия в современном мире» изучается в 10-11 классах как обобщение материала и сравнение России со странами мира. На изучение раздела «Регионы и страны мира» отводится 26 часов, на раздел «Россия в современном мире» выделено 6часов в 10классе и 3 часа в 11классе. Итого 9 часов, что меньше чем в примерной программе, так как в основных разделах общей географии и в 10 и региональной географии в 11 классе, вопросы о России рассматриваются во всех темах. Добавлен раздел «Регионы и страны мира. Понятие о географическом регионе (1 ч)», так как он предусмотрен примерной программой

В рабочей программе выделено время для обобщающего повторения как отдельных тем, так и всего учебного курса.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

География (10-11кл)



(X класс) (35 часов)

Раздел. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Политическая карта мира. Изменения в политической карте в Новейшее время. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.



Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Природно-ресурсный потенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов в России.



Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.



Раздел. Население мира (7часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран регионов мира и России; Население России: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, качество жизни населения



Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.



Раздел. География мирового хозяйства (12 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

Раздел. Россия в современном мире (6 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

(XI класс)(34 часа)Раздел. «Регионы и страны мира», ( 26 часов)

Введение (1 час) Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.Региональный подход в изучении экономической и социальной географии мира. Страноведение и региональная география. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Составление систематизированной таблицы « Государственный строй стран мира ».

Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира.

Характеристика Политико-географического положения страны, его изменений во времени . Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России

(форма выполнения по выбору – устная, графическая, картографическая

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.



Зарубежная Европа (5часов)

Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. . Население Европы. Численность, национальный и религиозный состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции. Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры. 

Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.

География сельского хозяйства и транспорта. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии. Транспортный комплекс.

География нематериальной сферы. География науки, культуры, образования. Рекреационное хозяйство Европы.

Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа.

Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое объединение европейских стран. 

Практические работы:

Выделение главных промышленных районов Европы

Определение специализации главных сельскохозяйственных районов Европы.

Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы,

Европа один из ведущих центров мирового хозяйства (обобщение знаний). 

Тематический контроль и коррекция знаний.

Страны Зарубежной Азии (7 часов)

Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала.

Население Азии.

 Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Региональные различия. Юго-Западная Азия. Особенности

географического положения. Культурно-исторические памятники. Разнообразие и контрастность стран. Основные черты географии населения и хозяйства. Нефтедобывающие страны. 

Южная Азия. Разнообразие и контрастность стран. Индия — крупнейшая развивающаяся страна мира. Природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы.

Восточная Азия, Китай, ЭГП и ПГП. Самая большая по населению страна мира. Характер размещения населения и хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль страны в мировой хозяйственной системе. 

Япония. Специфика ЭГП и ПГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Одна из ведущих в мире стран по промышленному производству. Высокий уровень науки, техники и технологии.

Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны.

Практические работы:

Выделение на контурной карте ресурсов мирового ранга. 

Объяснение размещения основных густонаселенных районов Азии, сопоставление ее по этому показателю с Европой

Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии. 

Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графических и картографических материалов. 

Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса, крупнейших городов. 

Составление экономико-географической характеристики одной из новых индустриальных стран Азии. 

Австралия и Океания

Общий экономико-географический обзор Австралии. 

Островной мир Океании. Изменение роли в мировом хозяйстве. 

Африка (4часа)

Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. 

Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение. 

Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Место Африки в мировом хозяйстве.

Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. ЮА

Практическая работа. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения. 

Северная Америка (4часа)

Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал. 

Население региона. Историко-географические особенности формирования государства. Пестрота этнического состава. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации. 

Северная Америка как интеграционный регион. Роль США и Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. 

Ведущие отрасли хозяйства США и Канады, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. 

Экономико-географическое районирование США. Север, Юг, Запад.

Канада. Социально-экономическая характеристика.

Практическая работа. Внутренние различия на территории США.



Латинская Америка (3 часа)

Принципы выделения региона. Его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта.

Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского населения. 

Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный

потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. 

Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства.

Интеграционные объединения.

Географическая специфика. Характеристика отдельных регионов и

стран. Бразилия, Аргентина, Мексика — страны интенсивного развития рыночной экономики.

Практические работы:

Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) Латинской Америки

Анализ статистических и графических материалов с целью выявления изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. 

Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран (на выбор).

Раздел. Россия в современном мире (3 часа)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Используемый УМК: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г. Баранчиков Е.В. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Рабочая тетрадь для учителя Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс Контурные карты. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира Учебные электронные издания по географии 6-10 класс В урочной и внеурочной работе используются материалы из периодических изданий: Газеты «География», приложения к газете «Первое сентября» образовательные сайты из сети Интернет Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10класс.-М.: ВАКО,2006.-320с Ануфриева О.И. Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского.-Волгоград:Учитель,2007




Календарно-

следующая страница>


Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс

Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»

683.82kb.

14 12 2014
5 стр.


Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс

Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»

695.77kb.

14 12 2014
5 стр.


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»

«География. Материки и океаны. 7 класс» Е. М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 18 практических работ, 14 обязательно оц

212.35kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа по географии. 7 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География материков и океанов»

Рабочая программа курса «География материков и океанов» 7 класс составлена на основании примерной программы основного общего образования. Курс географии материков и океанов – это в

81.19kb.

11 09 2014
1 стр.


Приказ № от «5» сентября 2012 г «7» сентября 2012 г рабочая программа педагога кашловой Н. Ф. 2 категория по кружку

Чулкова Т. А./ Приказ № от «5» сентября 2012 г «7» сентября 2012 г

124.7kb.

11 09 2014
1 стр.


Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления 2012-2013 учебный год Класс 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений

659.79kb.

18 12 2014
5 стр.


Рабочая программа по биологии Класс 9 «А» 2012-2013 учебный год
573.61kb.

11 09 2014
3 стр.


Программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка Рабочая программа «Биология. 5 класс»
230.21kb.

27 09 2014
1 стр.