Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Рабочая программа по биологии


(5 класс)

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология.5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В.В. Пасечника «Линия жизни». Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. В нём также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.



Глобальными целями биологического образования являются:

- Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность.

- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:



- Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности , связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

- Овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными;

- Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Таким образом, отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.


II. Общая характеристика предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  1. Многообразие и эволюция органического мира;

  2. Биологическая природа и социальная сущность человека;

  3. Уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития.

Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:



  • Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений;

  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • Ориентацию в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех проявлениях.

  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.

  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммукативными;

  • Формирование у учащихся познавательной культуры

III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным Базисным учебным планом предусматривается обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объеме 280 часов. В том числе в классе-35 часов, в 6классе-35 часов, в 7 классе-70 часов, в 8 классе- 70 часов, в 9 классе-70 часов.



IV. Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

  2. Реализация установок здорового образа жизни;

  3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках;

  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью;

  4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.


Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

А) Выделение существенных признаков биологических объектов;

Б) Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

В) Объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

Г) Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов.

Д) Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


  1. В ценностно-ориентированной сфере:

А) Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.


  1. В сфере трудовой деятельности:

А) Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

Б) Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


4. В сфере физической деятельности:

А) Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.


5. В эстетической сфере:

А) Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


V. Содержание программы. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.



Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.



Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».



Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.



Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.


Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).



Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.



Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.



Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).



Резервное время — 3 часа


VI. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


Введение
Клеточное строение организмов
Бактерии

Грибы


Растения

Резерв

6
10

2

5


9

3




Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и, грибов.

Объясняют роль бактерий, грибов в природе и жизни человека.


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводят доказательства (аргументация ) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами.
Выделяют существенные признаки строения процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивают клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объясняют роль различных растений в жизни человека. Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.





VII. Календарно-тематическое планирование





№ п/п

Темы

Кол-во часов

Сроки


Лабораторные и практические работы

Формирование

УУД


I

Введение - 6 часов.




сентябрь




П:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

-анализ объектов с целью выделения признаков



К:

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации



Р:

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения



Л:

-сформировать мотивацию к обучению и познанию, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

- осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение



1.

Биология-наука о живой природе

1







2.

Методы исследования в биологии

1







3.

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1







4.

Среды обитания живы организмов

1







5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1







6.

Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе»

1







II.

Клеточное строение организмов - 10 час

10

Октябрь-ноябрь




П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного



К:

-владение монологической и диалогической формами речи



Р:

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения



Л:

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

- осваивать новые виды деятельности


7.

Устройство увеличительных приборов

1




Лабораторная работа «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

8.

Строение клетки

1







9.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука

1




Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

10.

Пластиды

1




Лабораторная работа «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1







12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание)

1




Лабораторная работа «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

13.

Жизнедеятельность клетки: рост развитие

1







14.

Понятие «ткань»

1




Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

15-

16


Обобщение знаний по теме «Клеточное строение»

2







III

Царство Бактерии – 2 час.


2

декабрь




П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного



К:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Р:

-вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности

-действовать по плану

Л:

- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

-стремление к красоте


17

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

1







18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1







IV

Царство Грибы – 5 час.










19

Царство Грибы

1

Январь-февраль




20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1







21

Шляпочные грибы.

1







22

Плесневые грибы

1




Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»

23


Грибы- паразиты

Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии;

«Царство Грибы»


1







V

Царство Растения – 9 час.



Март-май




П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного



К:

-определение целей функций участников взаимодействия



Р:

-вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности

-действовать по плану составленному самостоятельно или с помощью учителя

Л:

- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

-стремление к красоте, гармонии


24

Ботаника-наука о растениях

1







25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1




Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей»

26


Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1







27

Лишайники

1







28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

1




Лабораторная работа «Строение мха», «Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника»

29

Голосеменные растения

1




Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных»

30

Покрытосеменные растения

1




Лабораторная работа «Строение цветкового растения»

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1







32

33


Обобщение знаний по теме «Царство Растений»

2







34-35

Резерв

2










ИТОГО:

35






П - познавательные



К
Р
Л – личностные


VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебное оборудование:

  1. Натуральные объекты:

  1. Живые объекты: комнатные растения, простейшие, аквариумные рыбы, моллюски;

  2. Препарированные растения и животные;

  3. Животные, их части, органы;

  4. Влажные препараты;

  5. Микропрепараты;

  6. Скелеты и их части;

  7. Коллекции;

  8. Гербарии;




  1. Приборы и лабораторное оборудование:

А) Оптические приборы;

Б) Приборы по физиологии;

В) Посуду и принадлежности;



  1. Средства на печатной основе:

А) Демонстрационные печатные таблицы;

Б) Дидактический материал;




  1. Муляжи и модели:

А) Объемные

Б) Рельефные;

В) Модели-аппликации;


  1. Экранно-звуковые средства обучения:

А) Кино- и видеофильмы;

Б) Транспаранты;

В) Диапозитивы-слайды;

Г) Таблицы-фолии;




  1. Пособия на новых информационных носителях:

А) Компакт-диски;

Б) Компьютерные программы;

В) Электронные пособия;



  1. Проекционная аппаратура:

А) Графопроекторы;

Б) Видеомагнитафон;

В) Компьютер

Г) Телевизор





  1. Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

1) Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» В. В. Пасечник;

2) Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,

Растения»

3) Биологический энциклопедический словарь;

4) Справочные материалы: «Растительный мир нашей Родины»Петров В.;

«Определитель птиц» П.П. Второв, Н.Н Дроздов

5) «Детская энциклопедия здоровья «Роберт Ройтенберг»;

6) Обучающие задания;

7) Контрольно-диагностические тесты.
IX. Планируемые результаты изучения биологии

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.





Программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка Рабочая программа «Биология. 5 класс»
230.21kb.

27 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»

«География. Материки и океаны. 7 класс» Е. М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 18 практических работ, 14 обязательно оц

212.35kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа по географии. 7 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География материков и океанов»

Рабочая программа курса «География материков и океанов» 7 класс составлена на основании примерной программы основного общего образования. Курс географии материков и океанов – это в

81.19kb.

11 09 2014
1 стр.


Трофимовой Анны Сергеевны по русскому языку 5 «а» класс 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
1008.64kb.

10 10 2014
6 стр.


Гарапова Гульнара Мансуровна Математика 5 класс 2011/2012 учебный год 2011 пояснительная записка рабочая программа
333.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Математика» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
326.2kb.

25 12 2014
3 стр.


Санаа Онермаа Барбаановны по литературному чтению 3 класс на 2010 2011 учебный год Хондергей 2012-2013 уч г. пояснительная записка Статус документа рабочая программа

Председатель мо сат А. А

103.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по биологии Класс 9 «А» 2012-2013 учебный год
573.61kb.

11 09 2014
3 стр.