Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. В нём также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
Таким образом, отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития.
Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
В соответствии с Федеральным Базисным учебным планом предусматривается обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объеме 280 часов. В том числе в классе-35 часов, в 6классе-35 часов, в 7 классе-70 часов, в 8 классе- 70 часов, в 9 классе-70 часов.
Б) Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
В) Объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
Г) Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов.
Д) Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Б) Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
А) Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
А) Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Микропрепараты различных растительных тканей.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение Клеточное строение организмов Бактерии Грибы Растения Резерв |
6 10 2 5 9 3 |
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и, грибов. Объясняют роль бактерий, грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводят доказательства (аргументация ) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами.
Сравнивают клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объясняют роль различных растений в жизни человека. Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.
|
№ п/п |
Темы |
Кол-во часов |
Сроки |
Лабораторные и практические работы |
Формирование УУД
|
I |
Введение - 6 часов. |
|
сентябрь |
|
П: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение -анализ объектов с целью выделения признаков К: - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Р: -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Л: -сформировать мотивацию к обучению и познанию, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение |
1. |
Биология-наука о живой природе |
1 |
|
| |
2. |
Методы исследования в биологии |
1 |
|
| |
3. |
Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. |
1 |
|
| |
4. |
Среды обитания живы организмов |
1 |
|
| |
5. |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
1 |
|
| |
6. |
Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе» |
1 |
|
| |
II. |
Клеточное строение организмов - 10 час |
10 |
Октябрь-ноябрь |
|
П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -владение монологической и диалогической формами речи Р: -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Л: - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся - осваивать новые виды деятельности
|
7. |
Устройство увеличительных приборов |
1 |
|
Лабораторная работа «Рассматривание строения растения с помощью лупы» | |
8. |
Строение клетки |
1 |
|
| |
9. |
Приготовление препарата кожицы чешуи лука |
1 |
|
Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» | |
10. |
Пластиды |
1 |
|
Лабораторная работа «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | |
11. |
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
1 |
|
| |
12. |
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание) |
1 |
|
Лабораторная работа «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | |
13. |
Жизнедеятельность клетки: рост развитие |
1 |
|
| |
14. |
Понятие «ткань» |
1 |
|
Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | |
15- 16
|
Обобщение знаний по теме «Клеточное строение» |
2 |
|
| |
III |
Царство Бактерии – 2 час. |
2 |
декабрь |
|
П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: -вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности -действовать по плану
- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья -стремление к красоте
|
17 |
Бактерии, их строение и жизнедеятельность |
1 |
|
| |
18 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
1 |
|
| |
IV |
Царство Грибы – 5 час. |
|
|
| |
19 |
Царство Грибы |
1 |
Январь-февраль |
| |
20 |
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. |
1 |
|
| |
21 |
Шляпочные грибы. |
1 |
|
| |
22 |
Плесневые грибы |
1 |
|
Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» | |
23 |
Грибы- паразиты Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии; «Царство Грибы»
|
1 |
|
| |
V |
Царство Растения – 9 час. |
|
Март-май |
|
П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -определение целей функций участников взаимодействия Р: -вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности -действовать по плану составленному самостоятельно или с помощью учителя
- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья -стремление к красоте, гармонии
|
24 |
Ботаника-наука о растениях |
1 |
|
| |
25 |
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. |
1 |
|
Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей» | |
26
|
Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. |
1 |
|
| |
27 |
Лишайники |
1 |
|
| |
28 |
Мхи, папоротники, хвощи, плауны. |
1 |
|
Лабораторная работа «Строение мха», «Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника» | |
29 |
Голосеменные растения |
1 |
|
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» | |
30 |
Покрытосеменные растения |
1 |
|
Лабораторная работа «Строение цветкового растения» | |
31 |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. |
1 |
|
| |
32 33
|
Обобщение знаний по теме «Царство Растений» |
2 |
|
| |
34-35 |
Резерв |
2 |
|
| |
|
ИТОГО: |
35 |
|
|
Б) Приборы по физиологии;
В) Посуду и принадлежности;
Б) Дидактический материал;
Б) Рельефные;
В) Модели-аппликации;
Б) Транспаранты;
В) Диапозитивы-слайды;
Г) Таблицы-фолии;
Б) Компьютерные программы;
В) Электронные пособия;
Б) Видеомагнитафон;
В) Компьютер
Г) Телевизор
2) Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,
Растения»
3) Биологический энциклопедический словарь;
4) Справочные материалы: «Растительный мир нашей Родины»Петров В.;
«Определитель птиц» П.П. Второв, Н.Н Дроздов
5) «Детская энциклопедия здоровья «Роберт Ройтенберг»;
6) Обучающие задания;
7) Контрольно-диагностические тесты.
IX. Планируемые результаты изучения биологии
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
27 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
09 10 2014
1 стр.
11 09 2014
3 стр.