Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
g:\сайт1\сайт1\биология, 11 класс, склярова н.в\изображение 119.tif

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основно-го общего образования по биологии для одиннадцатого класса «Биология. Общая биология» В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.; Дрофа, 2008 год. – 256с) и предназначена для изучения биологии на профильном уровне в общеобразовательных учреждениях.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для одиннадцатого класса (профильный уровень) предусматривает обучение биологии в объёме три часа в неделю.

Изучение биологии в одиннадцатом классе на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, в десятом классе профильного уровня, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень), а также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности , мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки–зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретённые при изучении биологии.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Сокращено число часов с 12 до 10 на тему «Взаимосвязь природы и сообщества. Биология охраны природы».

На изучение курса отводится 102 часов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс». Учебник для образовательных учреждений. М.; Дрофа, 2008 год. – 285 с.


Учебно–тематический план.


п/п


Перечень разделов и последо-

вательность их изучения



Кол-во

часов


Практические

занятия


Формы

контроля


1

Эволюционное учение.

40

Л.р. – 4

П.р. - 1

Отчёт о п.р.и л.р.

Домашняя раб. Зачёт.



2

Развитие органического мира.

20




Домашняя раб.

Пров. раб.

Тест. Зачёт.


3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

30



Домашняя раб.

Пров. раб.

Семинар.

Зачёт.


4

Биосфера и человек.

12




Домашняя раб.

Пров. раб.



Тест.


Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Введение. Учение об эволюции органического мира. История развития представлений о развитии жизни на Земле. Система органической природы К.Линнея. Развитие эволюционных идей Ж.Б.Ламарка. Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. Образование новых видов. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. Вид, критерии вида. Видообразование. Микроэволюция. Направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции. Правила эволюции.

Тема 2. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Развитие жизни в раннем палеозое. Развитие жизни в позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека.

Тема 3. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Живые организмы. Круговорот воды в природе. Круговорот углерода. Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. Абиотические факторы. Температура. Свет. Влажность. Ионизирующее излучение. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид. Саморегуляция экосистем. Смена экосистем. Агроэкосистемы. Формы взаимоотношений. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция.

Тема 4. Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование. Загрязнения воздуха. Загрязнения пресных и морских вод. Антропогенные изменения почв. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Роль биологических знаний в XΙX веке.

Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Биология. Общая биология. Профильный уровень».
В результате изучения биологии обучающийся должен:
Знать

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук4

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • сущность биологических процессов и явлений;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • биологическую терминологию и символику.

Уметь

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картине мира;

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком науки.



Дата

Фактически

Номер

урока


Тема урока

Кол-во

часов


Изучаемый

параграф


Контр.,

Лаб.,


Практ.

ТСО,

наглядные



пособия.

1. Эволюционное учение. 40 часов

1.1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина. 7 часов

03.09




1.

Учение об эволюции органического мира.

1

С.7







04.09




2.

История развития представлений о развитии жизни на Земле

1

§1.1.1







07.09




3.

Система органической природы К. Линнея.

1

§1.1.2

Лекция.

Портрет учёного

10.09




4.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1

§1.1.3




Портрет учёного

11.09




5.

Семинар по теме «Раз-витие эволюционных идей в додарвиновский период»

1

§1.1







14.09




6.

Семинар по теме «Раз-витие эволюционных идей в додарвиновский период»

1

Пов.§1.1







17.09




7.

Зачёт №1 по теме 1.1

1

Пов.§1.1.







1.2Дарвинизм. 7 часов

18.09




8.

Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.

1

§1.2







21.09




9.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

§1.3.1

Л.Р. №1

«Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений»






24.09




10.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. Формы борьбы за существование.

1

§1.3.2

Л.Р. №2

«Изучение изменчивости»»



Таблица

«Борьба за существование»



25.09




11.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. Вид-элементарная эволюционная единица. Образование новых видов.

1

§1.3.1, 1.4.1

Л.Р. №3 «Вид и его критерии»

Таблица «Критерии вида»

28.09




12.

П.Р. №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

1

Пов.§1.2.1

П.Р. №1




01.10




13.

Семинар по теме «Дарвинизм».

1

Пов.§1.2, 1.3







02.10




14.

Зачёт №2 по теме 1.2

1

§1.2, 1.3







1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. 14 часов

05.10




15.

Генетика и эволюционная теория.

1

С.40







08.10




16.

Эволюционная роль мутаций.

1

§1.4.2







09.10




17.

Популяция – элементарная эволюционная единица.

1

§1.4.3







12.10




18.

Генетические процессы в популяциях.

1

§1.4.4







15.10




19.

Формы естественного отбора.

1

§1.4.5







16.10




20.

Формы естественного отбора.

1

§1.4.5







19.10




21.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

1

§1.4.6




Таблица «Приспособленность и её относительность»

22.10




22.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

1

§1.4.6




Таблица «Приспособленность и её относительность»

23.10




23.

Изучение приспособлен-ности организмов к среде обитания.

1

Пов.§1.4.6

Л.Р.№4




26.10




24.

Видообразование.

1

§1.4.7







05.11




25.

Видообразование

1

§1.4.7







06.11




26.

Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволю-ции.

1

§1.4.7







09.11




27.

Семинар по теме «Синте-тической теории эволю-ции. Микроэволюция»

1

Пов.§1.4







12.11




28.

Зачёт №3 по теме 1.3

1

Пов.§1.4







1.4. Основные закономерности эволюции. 12 часов

13.11




29.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

1

§2.1




Таблица

«Ароморфозы позвоночных животных»



16.11




30.

Арогенез.

1

§2.1.1




Таблица

«Ароморфозы позвоночных животных»



19.11




31.

Арогенез: сущность аро-морфных изменений и их роль в эволюции.

1

§2.1.1




Таблица

«Ароморфозы позвоночных животных»



20.11




32.

Аллогенез.

1

§2.1.2




Таблица

«Идиоадаптации»



23.11




33.

Аллогенез и прогресс-сивное приспособление к определённым условиям существования

1

§2.1.2







26.11




34.

Катагенез.

1

§2.1.3







27.11




35.

Катагенез как форма дос-тижения биологического процветания групп орга-низмов.

1

§2.1.3







30.11




36.

Основные закономерности эволюции.

1

§2.2.1







03.12




37.

Правила эволюции.

1

§2.2.2







04.12




38.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.




Пов. §2.1-2.2







07.12




39.

Семинар по теме «Основ-ные закономерности эво-люции».

1

Пов. §2.1-2.2







10.12




40.

Зачёт №4 по теме 1.4

1

Пов. §2.1-2.2







2.Развитие органического мира. 20 часов

2.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира. 10 часов

11.12




41.

Развитие жизни на Земле в архейскую эру.

1

§3.1







14.12




42.

Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру.

1

§3.2







17.12




43.

Развитие жизни в раннем палеозое.

1

§3.2







18.12




44.

Развитие жизни в позднем палеозое.

1

§3.2







21.12




45.

Развитие жизни в мезозое.

1

§3.3







24.12




46.

Развитие жизни в кайно-зое. Бурное развитие цвет-ковых растений.

1

§3.4







25.12




47.

Развитие жизни в кайно-зое. Развитие плацентар-ных млекопитающих.

1

§3.4







11.01




48.

Развитие жизни в кайно-зое. Возникновение прима-тов.

1

§3.4







14.01




49.

Семинар по теме «Основ-ные черты развития животного и раститель-ного мира».

1

§3.1-3.4







15.01




50.

Зачёт №5 по теме 2.1

1

§2.1-2.2







2.2. Происхождение человека. 10 часов

18.01




51.

Место человека в живой природе.

1

§4.1







21.01




52.

Эволюция приматов.

1

§4.2







22.01




53.

Движущие силы антропогенеза.

1

§4.3







25.01




54.

Стадии эволюции человека древнейший человек

1

§4.3







28.01




55.

Стадии эволюции человека древний человек

1

§4.3







29.01




56.

Стадии эволюции человека первые современные люди.

1

§4.3







01.02




57.

Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

1

§4.4







04.02




58.

Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма.

1

§4.4







05.02




59.

Семинар по теме «Проис-хождение человека»

1

Пов.§4.1-4.4







08.02




60.

Зачёт №6 по теме 2.2

1

Пов.§4.1 – 4.4







3.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 30 часов

3.1. Понятие о биосфере. 6 часов

11.02




61.

Биосфера – живая оболочка планеты.

1

§5.1




Таблица «Биосфера»

12.02




62.

Компоненты биосферы; живое вещество.

1

§5.1.2







15.02




63.

Компоненты биосферы; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы.

1

§5.1.1







18.02




64.

Круговорот воды в природе.

1

§5.2







19.02




65.

Круговорот углерода в природе.

1

§5.2







22.02




66.

Круговорот азота в природе.

1

§5.2







3.2. Жизнь в сообществах. 7 часов

25.02




67.

История формирования сообществ живых организмов.

1

§6.1







26.02




68.

Биогеография. Основные биомы суши.

1

§6.2







01.03




69.

Биогеографические области: неарктическая область.

1

§6.2.1







04.03




70.

Биогеографические области: палеарктическая область.

1

§6.2.2







05.03




71.

Биогеографические области: восточная и неотропическая области.

1

§6.2.3,6.2.4







08.03




72.

Биогеографические области: эфиопская область.

1

§6.2.5







11.03




73.

Биогеографические области: австралийская область.

1

§6.2.6







3.3. Взаимоотношения организма и среды. 11часов

12.03




74.

Естественные сообщества живых организмов.

1

§6.3,6.3.1







15.03




75.

Биогеоценоз: экотоп и биоценоз.

1

§6.3.1







18.03




76.

Биоценозы: видовое разнообразие , плотность популяций, биомасса.

1

§6.3.1







19.03




77.

Абиотические факторы среды.

1

§6.3.2







22.03




78.

Взаимодействие факторов среды.

1

§6.3.3







01.04




79.

Интенсивность действия фактора; ограничива-ющий фактор.

1

§6.3.3







02.04




80.

Биотические факторы среды.

1

§6.3.4







05.04




81.

Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии.

1

§6.3.4







08.04




82.

Смена биоценозов.

1

§6.3.5







09.04




83.

Семинар по теме «Взаимоотношения организма и среды»

1

Пов.§6.3.1-6.3.5







12.04




84.

Зачёт №6 по теме 3.3

1

Пов.§6.3.1-6.3.5







3.4. Взаимоотношения между организмами. 6 часов

15.04




85.

Формы взаимоотношений между организмами.

1

§6.4







16.04




86.

Позитивные отношения.

1

§6.4.1







19.04




87.

Антибиотические отно-шения. Хищничество.

1

§6.4.2







22.04




88.

Антибиотические отно-шения. Паразитизм.

1

§6.4.2







23.04




89.

Антибиотические отно-шения. Конкуренция.

1

§6.4.2







26.04




90.

Нейтрализм.

1

§6.4.3







4. Биосфера и человек. 12 часов

4.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. 10 часов

29.04




91.

Антропогенные факторы воздействия человека на природу.

1

§7.1







30.04




92.

Обеспечение природны-ми ресурсами населения планеты. Неисчерпаемые ресурсы.

1

§7.2.1







03.05




93.

Обеспечение природны-ми ресурсами населения планеты. Исчерпаемые ресурсы.

1

§7.2.2







06.05




94.

Проблемы рационального природопользования: защита от загрязнений

1

§7.3.1







07.05




95.

Проблемы рационального природопользования: защита от загрязнений.

1

§7.3.2







10.05




96.

Проблемы рациональ-ного природопользо-вания: защита от загряз.

1

§7.3.3







13.05




97.

Проблемы рационального природопользования: защита от загрязнений.

1

§7.3.4







14.05




98.

Проблемы рационального природопользования: защита от загрязнений.

1

§7.3.5







17.05




99.

Проблемы рационального природопользования: охрана природы.

1

§7.4







20.05




100.

Охрана природы, сохранение эталонов и памятников природы.

1

Пов.§7.1-7.4







4.2. Бионика. 2 часа

21.05




101.

Использование челове-ком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.




Гл.8







24.05




102.

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.














Перечень учебно-методического обеспечения:


  1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Биология. Общая биология. 11 класс». М., «Дрофа», 2008г.

  2. Т. С. Сухова, Т.А. Козлова, Н.И. Сонин «Биология. Общая биология. 10-11 класс». Рабочая тетрадь. М., «Дрофа», 2002г.

  3. Т.А. Козлова, Н.И. Сонин Методическое пособие к учебнику «Биология. Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2001г.

  4. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разно-уровневые задания. 6-11 класс», Волгоград, «Учитель»,2011г.

  5. Г.И. Лернер «Общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс» М., «Аквариум», 1998г.

  6. Л.А. Козлова «Биология. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ», М., «АСТ•Астрель», 2010г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основно-го общего образования по биологии для одиннадцатого класса «Биология. Общая биология»

«Биология. Общая биология» В. Б. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.; Дрофа, 2008 год. – 256с) и предназначена для изучения биологии

195.09kb.

16 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основно­го общего образования по биологии для 7 класса
915.21kb.

01 09 2014
5 стр.


Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл
484.05kb.

08 10 2014
2 стр.


Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса
367.52kb.

01 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по математике 5 класс

Составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования; Примерной программы по математике основного общего образования

317.07kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

189.76kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа по истории России и Всеобщей истории 10-11 класс учителя истории и обществознания гбоу всош №112

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования

572.42kb.

10 09 2014
4 стр.


Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура»

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом

312.29kb.

09 10 2014
1 стр.