Перейти на главную страницу
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
доктора педагогических наук
Республика Казахстан
Алматы, 2010
Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма
Научный консультант доктор педагогических наук
Орехов Л.И.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
Адрущишин И.Ф.
доктор педагогических наук
Салов В.Ю.
Сивохин И.П.
Ведущая организация Актюбинский государственный
педагогический институт
Защита состоится 24 декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу:
050022, г. Алматы, пр. Абая, 83/85, факс: 8-7272-92-68-05
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма
Автореферат разослан «____» ноября 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.
Управление учебно-тренировочным процессом предусматривает комплексное использование возможностей спортивной тренировки (ее принципов, методов и средств) и внетренировочных факторов (организационных моментов, климатических условий). Это «определяет чрезвычайную сложность управления в спортивной тренировке…, вместе с тем… его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений» В.Н. Платонов [2004].
Анализ имеющихся научных данных в области художественной гимнастики показал, что основные положения теории физической подготовки не нашли достаточного теоретического и методического обоснования с точки зрения целостного системного подхода и требуют доработки с учетом требований Международной федерации гимнастки (ФИЖ). Это указывает на необходимость дальнейшей разработки наиболее совершенных методов управления процессом спортивной подготовки за счет оптимизации технологии управления учебно-тренировочным процессом, который должен строиться с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и особенностей становления спортивного мастерства.
Особенно острой становится проблема управления подготовкой гимнасток на этапах базовой предварительной и специализированной подготовок, в период, когда закладывается основа для будущих успехов.
Одним из условий эффективности педагогического процесса являются критерии определения физической подготовленности, которые позволяют научно обоснованно решать вопросы управления тренировочными нагрузками, определением их объема и интенсивности, выявлять наиболее перспективных спортсменов и осуществлять долгосрочное планирование подготовки путем разработки перспективной программы.
Однако в Республике Казахстан научных исследований, посвященных данной проблеме, несмотря на актуальность, крайне мало. В имеющихся источниках методы получения информации о гимнастках носят частный, несистемный характер.
Актуальность проблемы возрастает и в связи с тенденцией снижения как возраста начала занятий художественной гимнастикой, так и уровня здоровья и физической подготовленности детей в последние годы. Между тем, именно в детском возрасте закладывается физический потенциал человека, формируется его образ жизни. Художественная гимнастика в этом плане является не только одним из средств приобщения детей и подростков к здоровому образу жизни, но и мощнейшим противовесом негативным влияниям окружающей среды. Формирование устойчивого интереса детей и подростков к систематическим занятиям в спортивной секции зависит от многих факторов, одним из которых является правильная организация и постановка тренировочного процесса.
Необходим постоянный поиск новых, более современных и эффективных подходов к методам, средствам и управлению учебно-тренировочным процессом, учитывающим местные условия и традиции. Сегодня гимнастике необходима научно обоснованная программа тренировки, направленная не только на высокий спортивный результат, но и на стабильное состояние здоровья спортсменок, на их хорошую работоспособность, физическое и психическое благополучие.
Тема диссертации увязана с Государственными программами развития физкультуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 и 2006-2010 годы, включена в план НИР Казахской академии спорта и туризма (направление № 2, проблема 2.3) и утверждена Ученым советом Казахской академии спорта и туризма 14 мая 2004 года, протокол № 5.
Рабочая гипотеза базируется на предположении о том, что целостный системный подход к оптимизации управления учебно-тренировочным процессом через систему тестирований с применением современных технических средств, позволит оперативно получать объективную информацию для корректирующих воздействий процесса тренировки, что будет способствовать более быстрому освоению элементов соревновательной программы, повышению исполнительского мастерства юных гимнасток.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в художественной гимнастике.
Предмет исследования – управление тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике.
Цель исследования – разработать и обосновать педагогическую технологию управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике.
Задачи исследования:
1 Выявить основные тенденции развития художественной гимнастики в мире и в Казахстане и их влияние на содержание тренировочной и соревновательной деятельности юных гимнасток.
2 Изучить возрастную динамику физического развития, основных показателей уровня здоровья, морфофункционального развития и физических качеств юных гимнасток по мере становления спортивного мастерства.
3 Выявить наиболее информативные и надежные тесты дифференцированной оценки физической подготовленности гимнасток в зависимости от этапа обучения, отвечающие условиям стандартизации, преемственности и репрезентативности с целью определения модельных характеристик.
4 Изучить особенности функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.
5 Разработать и обосновать педагогическую технологию управления процессом тренировки юных гимнасток на разных этапах подготовки, составленную на основе системного подхода и единства особенностей возрастного развития и тренировочных воздействий.
6 Проверить в экспериментальных условиях эффективность управления учебно-тренировочным процессом через систему контроля с применением современных технических средств.
Концепция управления учебно-тренировочным процессом опирается на данные современных научных изысканий и заключается в научно-технологическом обеспечении подготовки юных гимнасток. Условиями реализации данной концепции являются контроль надежных и информативных показателей в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок; оптимизация объема и интенсивности тренировочной нагрузки в зависимости от этапа, периода подготовки и отдельного тренировочного занятия; применение в спортивной подготовке средств и методов, способствующих росту спортивных результатов и сохранению здоровья спортсменов.
В качестве методологической основы концепции принят диалектический метод и одна из его конкретизаций - системный подход, опирающийся на труды специалистов в области общей теории систем [Н.А Бернштейн, 1966; А.П. Анохин, 1975], в теории эволюции, биологической кибернетики [И.И. Шмальгаузен, 1968; К.М. Завадский, 1972 и др.], в области управления [Н. Винер, 1950; У. Росс Эшби, 1962, В.Н. Платонов, 1996, 1982, 2004; В.А Булкин, 1987; Л.М. Куликов, 1996 и др.], на фундаментальные работы специалистов, внесших наибольший вклад в разработку теории и методики детско-юношеского спорта [Л.П. Матвеев, 1964, 1977; В.С. Фарфель, 1975; А.А. Гужаловский, 1978; М.Я. Набатникова, 1982; В.М. Волков, 1983; Н.Г. Озолин, 1985; В.П. Филин, 1980, 1987; В.Г. Алабин, 1993; К.П. Сахновский, 1997; Л.В. Волков, 2002; В.К. Бальсевич, 2003, Н.Ж. Булгакова, 1976, 2007], из казахстанских теоретиков – на труды Б.К. Каражанова [1983]; В.И. Кнорр [1977, 1984]; И.Ф. Андрущишина, [2008] и др.
В области спортивной и художественной гимнастики использовали данные по теории и методике тренировки [В.М. Смолевский, 1975; А.М. Шлемин, 1975; Э.П. Аверкович, 1980; Ж.Е. Фирилева, 1981; Е.В. Бирюк, 1983; С.А. Кувшинникова, 1983; В.Ю. Сосина, 1983; В.С. Чебураев, 1984; Н.А. Овчинникова, 1985; Н Хаджиев, 1985; Р.Ш. Гульбани, 1987; Г.А. Чикалова, 1988; Л.Я. Аркаев, 1989; Л.А. Карпенко, 1998, 2000, 2003; Ж.А. Белокопытова, 1993; И.А. Винер, 2003 и др.], по вопросам управления тренировочным процессом [Л.Н. Лапина, 1975; Т.С. Лисицкая, 1980, 1984; И.Е. Артамонова, 1990; С.А. Меканцишвили, 1991; Т.В. Нестерова, 1993; Ю.А. Архипова, 1998; М.С. Николаева, 1999; К.В. Гобузева, 2006 и др.].
Использовали данные оздоровительных систем физической активности [R.E. Kraft, 1988; M. Pollock, J.H. Wilmor, 1989; О. Бар-Ор, Т. Роуланд, 2009] и физиологического обоснования энергетики организма спортсменов [А.С. Иванов, 1996; А.Н. Макогонов, 2002 и др.].
- выявлены сенситивные периоды развития физических качеств на основе данных, полученных в ходе многолетних исследований стабильного контингента гимнасток,
- выявлены информативные и надежные тесты для контроля физической подготовленности спортсменок по этапам подготовки,
- разработаны оценочные шкалы по четырем уровням показателей, отражающие количественные и качественные показатели развития физических качеств для дифференцированной оценки уровня физической подготовленности по этапам подготовки с учетом тенденций развития художественной гимнастики. Определены модели физической подготовленности гимнасток,
- разработана компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике»,
- внедрена в процесс подготовки гимнасток Республики Казахстан Учебная программа по художественной гимнастике, предназначенная для ДЮСШ, СДЮШ олимпийского резерва, школ-интернатов для одаренных в спорте детей и школ высшего спортивного мастерства;
- выявлены особенности функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки,
- определен состав тела юных гимнасток, их работоспособность с помощью современных технологических средств,
- разработана педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике, обоснованная теоретически и в экспериментальных условиях,
- научно обоснована тренировочная программа и методика комплексного развития двигательных способностей с учетом весомости средств тренировки с применением мультимедийных компьютерных технологий.
- в определении тенденций развития художественной гимнастики и требований Правил соревнований за последние 10 лет;
- в научно-методическом обеспечении системы подготовки спортсменок: выпущено учебное пособие «Нетрадиционные виды гимнастики» и методические рекомендации «Скрининг индивидуального уровня двигательных способностей юных гимнасток»,
- в разработке технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток,
- в разработке методики комплексного развития физических качеств с учетом особенностей возрастного развития и соблюдением преемственности этапов подготовки.
Полученные данные предназначены для тренеров по художественной гимнастике и могут быть использованы в смежных видах спорта, для студентов спортивных вузов, слушателей курсов подготовки и переподготовки кадров физического воспитания.
Сформулированы практические рекомендации для тренеров-экспертов по методике выполнения тестовых упражнений и содержанию соревнований по ОФП и СФП в художественной гимнастике.
Составленная Учебная программа по художественной гимнастике, основным содержанием которой явились разработанные нормативы по этапам подготовки, внедрена в систему многолетней подготовки гимнасток Республики Казахстан и в практику подготовки студентов, специализирующихся на кафедре гимнастики Казахской академии спорта и туризма.
С целью интенсификации тренировочного процесса юных гимнасток нами внедрена компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике».
В учебно-методический раздел курса гимнастики для студентов Казахской академии спорта и туризма (КазАСТ), специализирующихся по художественной гимнастике и в учебно-тренировочный процесс членов спортивного клуба КазАСТ внедрены технология управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток, видеозаписи комплексов СФП для развития двигательных способностей.
Положительный эффект результатов исследований подтверждается пятью актами внедрения.
Получен патент на изобретение «Гимнастическая скакалка» (Казпатент № 8909, опубликован 15.05.2000 г.), рекомендованная для самостоятельных занятий, а также для занятий во время во время каникул, усиливающая оздоровительный эффект тренировки.
При этом одним из важных аспектов значимости результатов состоит в том, что полученные данные могут быть использованы не только в спортивных школах, но и в массовом спорте, в новом для Казахстана направлении «Гимнастика для всех», что будет способствовать укреплению здоровья и гармоничному развитию как можно большего количества детей и подростков.
Организация и проведение многолетних наблюдений, экспериментов, анкетирование, педагогические тестирования квалифицированных юных гимнасток шести регионов Республики Казахстан выполнены лично автором.
Автором выявлены информативные и надежные тесты для переводных нормативов дифференцированной оценки уровня физической подготовленности по этапам подготовки, данные легли в основу разработанной компьютерной программы.
На основе данных литературы, передового спортивного опыта и собственных исследований разработана программа тренировки юных гимнасток с учетом их возрастных особенностей и подготовленности. Эффективность программы подтверждается результатами, показанными на соревнованиях по видам многоборья после эксперимента: подготовлено два члена молодежной сборной Республики Казахстан, одна из которых на Спартакиаде школьников РК заняла 6 место, поднявшись на 9 позиций вверх по сравнению с результатами предыдущих республиканских соревнований. При этом все участницы эксперимента выполнили требуемые для этапа подготовки разрядные нормативы.
По материалам диссертации издано 35 публикаций международного и республиканского уровней, из них 31 статья: в журналах, включенных в список Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК - 19, из них 5 – в разных. Изданы учебное пособие, методические рекомендации, Учебная программа для спортивных школ и интернатов, имеется один патент на изобретение.
3 Управление учебно-тренировочным процессом через систему тестирований с применением современных технических средств, позволяет оперативно получать объективную информацию для корректирующих воздействий процесса тренировки, способствует повышению исполнительского мастерства юных гимнасток.
4 Закономерности динамики интенсивности фрагментов разминки и видов соревновательного многоборья позволяют планировать тренировочную нагрузку в микро- и макроциклах спортивной подготовки, точнее дифференцировать ее объем и интенсивность, что положительно влияет на темпы роста спортивного мастерства юных гимнасток.
5 Применение научно обоснованной педагогической технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток разработанной с учетом возрастных особенностей, преемственности этапов подготовки повышает эффективность процесса тренировки юных гимнасток, способствует росту их спортивных результатов.
6 Использование компьютерных технологий в подготовке гимнасток позволяет быстро и корректно оценивать физические способности каждой гимнастки, способствует более эффективному совершенствованию соревновательных композиций, значительно повышая интерес к занятиям художественной гимнастикой.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первый раздел «Проблемы управления тренировочным процессом в художественной гимнастике» посвящен анализу основных закономерностей возрастного развития детей и подростков, где дана общая характеристика и особенности развития основных физических качеств. Рассматриваются вопросы педагогической психологии. Представлены результаты ретроспективного анализа научных работ и аспекты учебно-тренировочной работы в художественной гимнастике.
Изменчивость признаков физического развития различна в разные возрастные периоды и обусловлена наследственными, социальными, половыми, индивидуальными и другими особенностями.
Развитие детей с 7 до 11 летнего возраста идет довольно интенсивно и относительно равномерно [В.Д. Брезгин, 1983, В.Н. Кардашенко, 1988]. Вместе с тем это период замедления роста, с 8 до 10 лет длина тела увеличивается всего на 3% [И.М. Воронцов, 1986; А.Г. Сухарев, 1986], при значительном возрастании массы тела [В.Г. Яковлев, 1962; И.М. Яблоновский, 1973; С.В. Хрущев, 1982]. Скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью, что может быть угрозой его деформации [С.В. Быков, 1989]. Происходит дальнейшее развитие всех соединительно-тканных образований мышц и нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила [В.Г. Яковлев, И.М. Яблоновский, 1962].
Возрастной период с 11 до 13 лет характеризуется резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой большинства органов и систем организма. Периоды усиленного роста сочетаются со значительным повышением энергетических и обменных процессов и преобладанием процессов дифференцирования [С.В. Хрущев, 1982].
Возраст 7-12 лет является благоприятным периодом для целенаправленного развития большинства физических качеств.
Ретроспективный анализ научных работ по художественной гимнастике показал, что большинство исследований посвящено проблемам физической, технической подготовки квалифицированных спортсменок и управления учебно-тренировочным процессом на разных этапах подготовки, включая организацию контроля физической подготовленности. Мало работ посвящено психологическим аспектам подготовки, использованию средств художественной гимнастики для гармоничного развития и укрепления здоровья. При этом большинство исследований было проведено до 2001 года, их данные подчас противоречивы и в большинстве случаев они носят частный характер.
Психолого-педагогические, медико-биологические исследования и эксперименты были проведены поэтапно в течение пяти учебных лет (2004-2009 гг.).
Тенденции развития художественной гимнастики изучали на всех этапах исследований. Определяли содержание соревновательных программ ведущих гимнасток мира и Республики Казахстан по фактору трудности, по мере изменений требований Правил соревнований по художественной гимнастике.
На первом этапе (2004 г.) был проведен анализ специальной научно-методической литературы, сети Internet, изучены нормативные и правовые документы, касающиеся темы диссертации. Определены основные направления исследований, гипотеза, методология и состав испытуемых.
На втором этапе (2005-2008 гг.) был собран материал, касающийся организации и содержания учебно-тренировочного процесса в спортивных школах республики и в спортивном клубе Казахской академии спорта и туризма. Многолетние исследования включали:
- педагогические наблюдения, позволившие определить структуру и содержание тренировочного процесса юных и высококвалифицированных гимнасток, методы тактической и психологической подготовки, применяемые тренерами.
- анкетный опрос позволил выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на соревновательный результат гимнастки, определить весомость физических качеств, которые необходимо развивать для лучшего выполнения соревновательных композиций с предметами, а также значимость средств в подготовке высококвалифицированных и юных гимнасток. В анкетном опросе приняло участие 42 тренера, из них 4 Заслуженных тренера РК, 1 ЗТ Кыргызстана, 11 судей международной категории, 6 судей высшей национальной категории, 10 судей национальной категории, 9 тренеров высшей категории, 3 мастера спорта международного класса и действующие гимнастки, члены сборной команды Республики Казахстан основного и юниорского состава, всего 14 человек, из них один Заслуженный мастер спорта, 2 мастера спорта международного класса, 6 мастеров спорта РК и 5 кандидатов в мастера спорта.
- медико-биологические исследования морфофункционального состояния действующих гимнасток для определения уровня их здоровья в процессе занятий художественной гимнастикой в возрастном аспекте;
- ретроспективный анализ динамики развития ведущих для художественной гимнастики физических качеств позволил выявить сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств гимнасток;
- тестирование общей и специальной физической подготовленности ведущих гимнасток 7-13 лет шести регионов Республики Казахстан по 45 тестам, данные которых использовали при разработке переводных нормативов по этапам подготовки, отражающие уровни развития физических качеств.
- выявлены физические качества, имеющие наибольшее влияние на соревновательный результат по мере становления спортивного мастерства.
Кроме того, исследовали реакцию организма гимнасток на физическую нагрузку в процессе тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах подготовки. Полученные результаты использовали при планировании характера и объема физической нагрузки в недельном микроцикле.
Данные многолетних экспериментальных исследований позволили разработать научно обоснованную педагогическую технологию управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток, в которой отражены контроль, планирование, содержание и организация программы тренировки в условиях компьютерных технологий тестирования и обучения.
На третьем этапе (сентябрь 2008 - июль 2009 гг.) в экспериментальных условиях проверяли эффективность управления учебно-тренировочным процессом через систему контроля с применением современных технических средств. В эксперименте приняли участие гимнастки, тренирующиеся на этапах базовых предварительной и специализированной подготовки.
На четвертом этапе (2009-2010 гг.) проводили анализ, систематизацию полученных результатов, статистическую обработку результатов исследований.
Защита состоится 24 декабря 2010 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 41. 03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу
15 10 2014
4 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
18 12 2014
5 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
30 09 2014
1 стр.
25 09 2014
4 стр.
16 12 2014
3 стр.
Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 286-304
13 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника
08 10 2014
9 стр.