Перейти на главную страницу
«Рассмотрено» Методическим объединением учителей естественно – математического цикла Протокол № 1 от « 31 » августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Школа № 15» __________Епишева Л.А « 31 » августа 2011 г. |
«Утверждено» Директор МОУ«СОШ №15» _________ Вагидуллин И.В. Приказ № 232 от « 31 » августа 2011 г.
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1______ от
«__31___»__августа ________ 2011г
2011 - 2012 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится: 5-8 классах 105 часов, в 9 классе 102 часа в год.
Для прохождения программы в учебном процессе используются следующие учебники;
Матвеев А.П. Физическая культура. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М. Просвещение, 2010.
Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /' М. : Просвещение, 2010.
Матвеев А.П. Физическая культура 8-9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /' М. : Просвещение, 2010.
Лях В.И. Физическая культура 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /' М. : Просвещение, 2010.
В программе В. И. Ляха, А. А.. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
1.2. Социально-психологические основы.
1.3. Культурно-исторические основы.
История физической культуры.
Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры.
Понятие о физическом развитии человека. Характеристика основных показателей физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. Названия разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня.
Легкая атлетика: Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом перешагивания. Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной
стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Упражнения общей физической подготовки.
Гимнастика с элементами акробатики .
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
упор присев и соскок с поворотом (девочки).
Спортивные игры
с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по правилам. Прикладно-ориентированные упражнения.
Физическая культура
Класс 5а Учитель: Волкова Т.С. первая квалификационная категория.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
ГОД |
Количество часов |
27 |
21 |
32 |
25 |
105 |
№ |
Разделы |
Количество часов |
I |
Знания о физической культуре |
В процессе урока |
|
Двигательные умения и навыки |
|
|
Легкая атлетика |
21 |
|
Гимнастика |
18 |
|
Спортивные игры (волейбол) |
21 |
|
Лыжная подготовка |
18 |
|
Спортивные игры ( баскетбол) |
27 |
|
Итого: |
105 |
1. А.П. Матвеев. Физическая культура.5 класса: учебник для общеобразовательных учреждений .М.: Просвещение, 2010.
2. Г.И. Бергер, Ю.Г. Бергер. Конспекты уроков для физкультуры 5-9 класс-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
5. Г.В. Бондаренкова, Н.И. Коваленко. Физкультура. Поурочные планы 5 класс. 2007.
6. Р.А. Абзалов. Физическая культура.: Учебное пособие для учащихся сред. общеобразоват. учреждений- Казань : Магариф, 2005.
7. «Физическая культура в школе» - научно- популярные журналы.
8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; автор сост. Г.И. Погадаев.-М.: Физкультура и спорт, 1998.
9. П.К. Петров. Гимнастика в школе. Учебное пособие. Изд-во Удм. ун-та.1996.
10. В.А. Лепешкин. Подвижные игры для детей: Пособие для учителя физкультуры.- М: Школьная пресса, 2004.
Требования к уровню подготовки учеников 5 класса
В результате изучения предмета «Физическая культура» ученик 5 класса должен
иметь представление:
об истории Олимпийского движения, ярких успехах отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
овладеть следующими видами физкультурно-оздоровительной деятельности:
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
выполнять общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;
выполнить акробатическую комбинацию, включающую кувырки, перекаты, стойки, равновесия, прыжки;
выполнить на индивидуальный результат: прыжок в длину с места; в высоту с разбега способом «ножницы» выполнить тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств:
Физические качества |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки | |
Скоростные |
Бег 30 м с низкого старта, с |
6,1-5,5 |
6,3-5,7 | |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с |
20 |
10 | ||
Силовые |
Подтягивание из виса, кол-во раз |
4-5 |
— | |
Прыжок в длину с места, см |
160-180 |
150-175 | ||
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз |
— |
10-14 | ||
Выносливость (выбирается любое из упражнений) |
Передвижение на лыжах на 2 км, мин |
16.30 |
21.00 | |
Бег на 1000 м, мин |
8.10 |
8.30 | ||
| ||||
Координация движений |
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз |
4 |
3 | |
Челночный бег 4*9 м, с |
11,4-11. |
11.8-114 |
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника
08 10 2014
9 стр.
Рабочая программа для учащихся 5-6 классов по физической культуре- мухарлямова Р. М
10 10 2014
1 стр.
Рабочая пpoгpaммa пo пpeдмeтy «Физичecкaя кyльтypa» для I—iv клaccoв нaчaльнoй шкoлы oбшeoбpaзoвaтeлъныx yчpeждeний, ocнoвaннaя нa кypce «Oбязaтeльным минимyмoм coдepжaния oбpaзoвa
14 12 2014
4 стр.
Составитель – Бабина О. В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории
06 10 2014
3 стр.
Лях В. Н, Майксон Г. Б физическое воспитание учащихся I-II классов с направленным развитием двигательных способностей
08 10 2014
1 стр.
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Активный и пассивный отдых
11 10 2014
1 стр.
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья
11 10 2014
1 стр.
В связи с организацией классов кро назрела необходимость создания рабочей программы для классов кро. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов кро и реализуется
23 09 2014
1 стр.