Перейти на главную страницу
Загадка возникла в глубокой древности. Она создавалась на основе общественно-трудовой деятельности людей, в процессе которой человек
накапливал опыт, познавал мир. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила образному
восприятию мира. Этим и объясняется жизненность и популярность загадки,
как среди взрослых, так среди и детей. Содержанием загадки является
отраженная в сознании человека окружающая действительность: явление
природы, трудовые процессы, предметы быта, растения, животные, человек.
Являясь произведениями малой формы, загадка не претендует на подробное описание предмета во всех его проявлениях и связках, она указывает
лишь те, которых достаточно для отгадки.
Форма загадок бывает разной. Для маленьких детей форма загадки должна быть
образна и выразительна.
В загадке «Мохнатая, усатенькая, молочко пьет, «мур-мур» поет» описание
кошки создано при помощи звукоподражательного слова «мур-мур» и эпитетов
«мохнатенькая, усатенькая».
Главная особенность состоит в том, что загадка заключает в себе логическую
задачу, которую надо решить. Загадки представляют собой вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку — значит найти путь решения задачи и ответить на вопрос, т.е. совершить мыслительную операцию. Загадка может основываться на
нескольких признаках одного предмета.
Например:
«Спереди шильце, сзади вильце» (ласточка)
«Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку» (заяц)
«Словно елка, весь в иголках» (еж)
все загадки для маленьких детей должны сопровождаться иллюстрациями.
Детям надо загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны
их наблюдениям и пониманию. Это загадки о животных, растениях, о явлениях
природы, предметах домашнего обихода, транспорте, об овощах и фруктах.
Задачи в загадке могут быть разной степени трудности в зависимости от того,
какие признаки указаны в загадке и сколько их. Могут отмечаться величина,
форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и другое.
Чем больше определений признаков указано в загадке и чем они конкретнее,
тем проще найти разгадку. Рифмующие загадки очень облегчают решение
отгадки:
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это‘? (петушок)
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее (лиса)
Летом на болоте,
Вы ее найдете,
Зеленая квакушка,
Кто это‘? (лягушка)
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
Раньше всех встает,
Очень громко поет.(петух)
После отгадывания загадок обязательно похвалить ребенка, отметить, какой он
умничка, молодец, как хорошо он отгадывает.
Поскольку загадка является образцом краткого описания, надо обращаться к
ней, когда мы учим ребенка кратко и образно выражать мысль: при составлении
кратких описаний игрушек, картинок, предметов. Как образец краткого
описания загадка может быть применена в дидактических играх, беседах,
рассматривание иллюстраций, на прогулке и т.д.
Загадки также широко используются на праздниках. Здесь больше всего
подходят загадки с рифмующейся строкой. Они веселые. смешные по
содержанию, веселят ребятишек своей интересной выдумкой, бойкой шуткой,
неожиданной разгадкой.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не зная страха,
Гуляет (черепаха)
Положите пред малышом карточки с изображением картинок-загадок.
Прочитав загадку, спросите: про кого эта загадка, покажи на картинке, как зовут
и т.д.
культуры ребенка, развитие наблюдательности, внимания, памяти, является
основой для той мыслительной работы, которую совершает ребенок при
отгадывании загадок.
В подведении детей к отгадыванию загадок очень важны наблюдения. Выходя
на прогулку в любое время года (осенью. зимой, весной, летом) обязательно
нужно обращать внимание детей на птиц, на жучков, на растения, деревья, на
солнышко, ветер, дождик, снег, листья и т.д.
Учить всматриваться в явления, окружающую среду, сравнивать, видеть общее
и отличительное‚ побуждать отвечать на вопросы.
Рождается словесный образ, идет постижение родного языка, речи.
Познание загадок происходит и через художественное, поэтическое слово, через
тексты сказок, песенок, потешек, стихов, рассказов.
Важно для ребенка, чтобы зримые образы подкреплялись и художественным
словом. Чтобы загадка была не только упражнением для умственной
гимнастики, но и средством развития речи, необходимо каждый раз после
отгадывания рассмотреть языковые особенности загадки, почувствовать
художественные образы, увидеть, какими речевыми образами, средствами они
созданы. Иногда целесообразно загадывать загадки об одном и том же предмете
разные. Например: «На заборе сидит, «ку-ка-ре-ку» кричит» (петух)
КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ.
Во всестороннем развитии личности нового человека важную роль играет
художественная литература. Через художественные образы устанавливаются
эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство с
окружающим миром. Чем раньше соприкасается человек с литературой, тем
быстрее развивается широта интересов, духовное богатство, понимание
доброты, ласки. красоты. Прививать любовь к книгам необходимо с самого
раннего возраста.
Дети дошкольного возраста сами читать не умеют. Поэтому, чтобы правильно
донести до ребенка содержание текста, заинтересовать чтением, родители сами
должны обладать навыками и умениями чтения вслух. Если ребенку
систематически рассказывают потешки, стихи, рассказы, сказки, то у него
развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания.
Читая или рассказывая ребенку, надо следить, чтобы он сидел спокойно,
внимательно слушал, не отвлекался. Нельзя читать ребенку, когда он ест, играет
с игрушкой. Если ребенок приготовился слушать, надо выключить телевизор,
радио, усадить малыша поудобнее.
Чтобы выразительно и с пользой прочесть то или иное произведение,
необходимы подготовка и понимание литературного жанра. Народные песенки,
потешки, считалки, пестушки читаются просто, весело, эмоционально, близко к
живой разговорной речи, с соблюдением ритма. В их передаче должна
отразиться теплота, ласковое душевное отношение к ребенку. Знать народную
поэзию надо наизусть, произносить свободно, постоянно общаясь с ребенком,
побуждать его к игре, наблюдая, как он реагирует на чтение, какими жестами
сопровождает услышанные слова. Малыш начинает подговаривать слова,
стихотворные строчки или их окончания, повторяя их много раз.
При чтении потешки «Ладушки, ладушки» ребенок хлопает в ладоши в ритм
стиха. Со словами «Шу, полетели!» малыш поднимает руки вверх, со словами
«На головку сели» - опускает их на голову, при словах «Прочь улетели» - снова
поднимает руки вверх и машет ими.
Чтение потешек, прибауток, народных песенок проводится в форме игры, с
сопровождением слова движением так, чтобы каждое слово совпадало с тем
движением, которое проделывает взрослый или ребенок.
Большое место в жизни ребенка занимают стихи. Они развивают эстетический
вкус детей и поэтическое восприятие мира, обогащают речь, побуждают
чувство ритма, развивают музыкальный слух. Читая стихи, надо дать
почувствовать детям поэтичность стиха, ритмичность‚ музыкальность. Для
детей второго года жизни чтение начинается с чтения взрослым небольшого
стихотворения о самом близком и интересном — об игрущках.
Привязанность малыша к игрушкам, преданность ей точно выражены в стихах: « Уронили мишку на пол», « Я люблю свою лошадку», « Загудел
паровоз и вагончики повез», « Села птичка на окошко», «Зайку бросила
хозяйка» и т.д. Читая, взрослый в соответствии с содержанием последовательно
меняет интонацию. Тексты стихотворений обыгрываются. Действия с игрушкой
превращаются в воображении ребенка в реальность. Такие стихи воспитывают в
малыше заботу о близких, доброе отзывчивое отношение к окружающему.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Общий бодрый, жизнерадостный тон стихотворения органично сочетается с
естественным желанием ребенка похлопать в ладоши.
Сказки. Они помогают малышу овладеть языком, знакомится с родной
природой, обычаями народов, учиться бороться со злом, вызывают стремление
быть добрым, отзывчивым, храбрым, трудолюбивым.
Сказки доставляют детям огромную радость. Дети внимательно слушают и
быстро запоминают, используют в своей речи слова и сочетания (тянем —
потянем, лисичка — сестричка). Само название «сказка» ( от слова сказывать,
говорить, рассказывать) определяет форму ее передачи. Исполняется сказка в
простой, разговорной манере. Читающий обращается к ребенку, как бы желая
воспроизвести историю.
Сказки строятся на принципе противопоставления: добро — злу, ум — глупости.
Эту особенность нужно учитывать. Места, где дается такое противопоставление, следует выделять голосом, остановить внимание ребенка.
Чтение мест, где рассказывается о положительных героях, потребует ласковых,
одобрительных интонаций. Об отрицательных героях нужно читать с интонацией, передающей осуждение, возмущение, негодование.
В сказках о животных, где действуют существа реальные, зачин читается
замедленно и повествовательно. Некоторым волшебным сказкам предшествуют
присказки. Например: « Из — за леса, из — за гор, едет Дедушка Егор: сам на
лошадке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках. Съехали с гор,
развели костер, кушали кашку, слушали сказку». Чтение присказки должно
вызывать интерес у ребенка, настроение на слушание. Произносится она живо, в шутливой форме, в ней выделяются рифмующиеся слова. Последняя фраза
присказки читается несколько замедленно, чтобы подготовить детей к прослушиванию.
В таких сказках как « Посадил дед репку», « Теремок», «Колобок». «Гуси —
лебеди» и другие действие начинается сразу и развивается непрерывно: одна
картина сменяет другую, один эпизод следует за другим. Чтение каждого
эпизода требует от чтеца словесно нарисовать яркую законченную картину.
Один эпизод от другого надо выделять длительной паузой, выделить
действующих лиц, обратить внимание на их поведение. Конец читать
замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили
удовольствие и порадовались за судьбы положительных героев, почувствовали
осуждение несправедливости и зла. Часто в сказках вплетаются песенки
Загадка возникла в глубокой древности. Она создавалась на основе общественно-трудовой деятельности людей, в процессе которой человек
04 09 2014
1 стр.
Цель урока: Создание условий для выявления обучающимися основных признаков загадок
08 10 2014
1 стр.
Методы и приёмы: беседа, работа с тестом, отгадывание загадок, монтаж обрядовых сцен, инсценирование сказок, танец, использование национальных игр
12 10 2014
1 стр.
11 10 2014
6 стр.
10 10 2014
6 стр.
15 12 2014
1 стр.
Использование нелицензированного персонала и неправильное использование инженерного титула
14 12 2014
6 стр.
Составитель: Назарова Г. А., главный библиотекарь филиала №8 мук «цбс» г. Вологды
16 12 2014
1 стр.