Муниципальное образовательное учреждение
«Нылгинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по предмету «Речь и общение»
в 3 «в» классе КРО Vll вида
Тема «Сочинение загадок»
Составитель:
учитель начальных классов
Зорина Ольга Анатольевна
С.Нылга
2011г.
Тема урока: «Сочинение загадок»
Цель урока: Создание условий для выявления обучающимися основных признаков загадок.
Задачи урока:
1)обучающие:
- познакомить с отличием литературных загадок от народных;
- учить детей выделять основные признаки загадок;
- учить сочинять загадки;
- заинтересовать детей, выработать положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи;
2)развивающие:
-развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, мышление, находчивость, сообразительность, быстроту реакции, внимание учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.
3)воспитывающие:
- прививать любовь к родному слову.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверты с загадками на конфетных фантиках «Детям», плакат с надписью основных признаков загадок, мозаика с загадками, карточки с загадками, картинки с изображением ответов на загадки «троллейбус», «крапива», «берёза», слова: одеяло, кошка, шапка.
Ход урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
l. Организационный момент.(1мин.)
|
Проверяю готовность детей к уроку.
- Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша наблюдательность.
|
Воспринимают на слух визуально и кинестетически контролируют готовность.
|
ll.Речевая разминка. (10 мин)
|
На столах у вас лежат карточки.Прочитайте: (напечатано на карточке, лежит на столе)
- Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками!
- Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же …!
- Что это?
- Отгадайте загадки. (вывешиваю рисунки с изображением троллейбуса и крапивы)
-Как вы догадались, что это троллейбус? Крапива?
- Одинаковым ли тоном надо прочитать эти загадки?
-Прочитайте загадки выразительно.
|
Читают парами.
-Загадки.
-Троллейбус. Крапива.
-У троллейбуса есть усики, которые цепляются за провода и он едет.
-Крапива злая как волчица и жжётся как огонь.
- Нет, первую с удивлением, вторую вначале с огорчением, третью строчку- недоумевая, а последнюю с радостью, что найден ответ.
- Читают желающие.
|
lll.Введение в тему занятия.(1мин)
|
-Кто догадался , о чём мы сегодня будем говорить?
(показ 1 слайда)
-Тема нашего урока – загадка. Это слово говорит само за себя: где загадка, там и отгадка. Значит, мы обязательно постараемся отгадать множество загадок, будем учиться сочинять загадки сами.
|
-О загадках.
|
lV.Открытие знаний.(10 мин)
|
-Нравятся ли вам загадки?
- Почему?
-Загадка. А что это такое?
( 2 слайд )
- Давайте выделим основные признаки загадки.
-
назван предмет;
-
назван другой предмет, похожий на него;
-
показаны важные признаки;
-
рифма.
(вывешиваю на доску карточку с признаками загадки)
-Когда появилась загадка? (рассказывает Данил)
-Оцени свой ответ.
-Для чего люди придумывали загадки?(3 слайд)
-
-А сейчас попробуем разгадать загадки.
-Самые легкие загадки на свете – загадки-шутки. Разгадать их очень легко. Нужно только внимательно слушать и запоминать последнее слово в вопросе.
Кто отгадает, получит приз. (раздаю фантики конфет «Детям» с загадками).
(4 слайд)
- Молодцы! У вас в руках фантики от конфет «Детям». Они не простые, на них написаны загадки. Давайте их отгадаем.
3) О
- 2)Что же необычного в загадках?
(ра (рассказывает Катя)
Оце-Оцени свой ответ.
2) Игра в рифмы: -Сейчас поиграем в рифму. Подберём рифму к этим словам.
Одеяло
Шапка
Кошка
(вывешиваю слова на доску)
3) Учимся сочинять загадки.
-Давайте попробуем сочинить загадку.
(5 слайд и 6- ой)
4)( раздаю карточки с заданием для групповой работы)
-Сейчас работать будете в группах. На столах у вас конверты, возьмите конверт №1. Прочитайте.
–Загадка ли это?
- Почему?
-А теперь возьмите конверт №2. Соберите мозаику.
- Что получилось?
-Прочитайте загадки вслух, а другая группа отгадайте.
|
-Да.
-Они необычные, интересные.
Приложение №1.
Самооценка.
Читают.
Читают, отгадывают, получают фантик.
Каждый по очереди читает загадки, другие отгадывают.
Приложение №2.
Самооценка.
покрывало – закрывало - поливало;
тряпка – лапка – тапка;
ложка – лукошко – немножко
Читают и сочиняют загадку про книгу.
Читают задание в группах.(Приложение №3)
-Нет.
-Нет рифмы.
Собирают мозаику.
-Загадка.
Читают по- очереди и отгадывают.
|
Физкультминутка.
(3 мин)
|
-Давайте отдохнём.
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник…
— Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет …
— От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие…
— Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, …
— Хлопушки!
Нити пестрой мишуры,
колокольчики…
— Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,…
— Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями …
— Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,
очень яркая, большая,
пятикрылая …
— Звезда!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядка, как …
— Красива!
Вот зажглись на ней,
Сотни крошечных …
— Огней!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в…
— В пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с…
— Новым годом!
С новым счастьем сразу
— Всех!
|
Выходят из-за парт, встают в круг.
Выделенные слова произносят вслух.
|
Открытие новых знаний.(5 мин)
|
6)Литературные и народные загадки.
-Предлагаю послушать народные и литературные загадки об одних и тех же предметах и сравнить их. (Чтение загадок наизусть)
-Что это?
-Как догадались?
(вывешиваю картину с изображением берёзы)
- Чем отличаются загадки?
Вывод: народные загадки короче, сжатее, язык в них более «хитрый», образный, отгадывать их труднее;
в литературных предметы описываются подробнее и понятнее.
|
Литературную загадку читает Антон, народную- Валентин.
Оценивают дети.
-Берёза.
Объясняют.
-Народная загадка короткая, её трудно отгадать. Литературная загадка подробнее и понятнее, её легче отгадать.
|
V.Итог урока.
Рефлексия.(12мин)
|
Прочитайте пословицы, запишите их.
(слайд 7)
-Оцените свою работу.
-Как вы их понимаете?
|
Читают пословицы, записывают в рабочую тетрадь.
Объясняют.
Самооценка.
|
|
-Какие цели ставили на урок?
-Что узнали о загадках?
-Какие бывают загадки?
Оцените свою работу.
(На доске карточки)
1)Урок полезен, всё понятно.
2)Лишь кое-что чуть- чуть неясно.
3)Ещё придётся потрудиться.
4)Да, трудно всё- таки учиться.
|
-Узнать, что такое загадка.
Выбирают, ставят значок рядом с нужным знаком.
|
Vl.Домашнее задание.(2мин)
|
1)Сочинить несколько загадок про Новый год и записать в книжку- малышку (Антон, Катя, Данил, Валентин).
2)Найти загадки про Новый год в книжках и прочитать их выразительно(Ваня, Серёжа, Егор)
|
|
Приложение.
№1. - Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.
И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый".
Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить.
№2.- Везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеется, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идет вниз поскрипывает, как бы смеется, а вверх поднимаясь - воду расплескивает, как будто плачет.
Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.
№
3.
1) С, прихожу, подарками, я,
Огнями, блещу, яркими.
Нарядная, забавная,
Главный, Новый, я, год, на.
2) Он веселый Дед Мороз
С длинной белой бородой.
В мешке у него много игрушек,
Бус, пряников хлопушек.
Под Новый год он всегда
Всем раздает подарки
№4.
-Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
-Он веселый и смешной
С длинной белой бородой.
У него в мешке игрушки,
Бусы, пряники, хлопушки.
Он всегда под Новый год
Всем подарки раздает.
№5.
Литературная (О. Тарнопольская)
Стоит девица,
Ой, нарядная,
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса
Развевается
В ярком солнышке
Купается.
Народная
Стоит красавица на поляне
В белом сарафане
В зелёном полушубке.